Научная статья на тему 'Опыт исследования музыкального сознания представителей Хунзахского района Республики Дагестан: психологический и педагогический аспекты'

Опыт исследования музыкального сознания представителей Хунзахского района Республики Дагестан: психологический и педагогический аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL CONSCIOUSNESS / SELF-CONSCIOUSNESS / ETHNIC IDENTITY / RELIGIOUS IDENTITY / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджиева Зарема Шахмановна, Гаджиева Амина Османовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования музыкального сознания аварцев Хунзахского района Республики Дагестан. Актуализируется проблема снижения музыкальной культуры дагестанских автохтонов на фоне «ренессанса» религиозной идентичности. Полученные в ходе исследования результаты позволяют определить наиболее общие тенденции в динамике становления и особенностей формирования музыкального сознания и музыкальной культуры дагестанских автохтонов. Эмпирическое исследование осуществлено на основе разработанной авторами анкеты, позволяющей в прямой и косвенной форме выявить уровень развития музыкального сознания представителей северокавказских культур. Сложившиеся в Республике Дагестан на современном этапе региональные социально-культурные условия позволяют говорить о необходим,ости усиления роли музыкального образования, в том числе его просветительской составляющей в вопросах непротиворечивости музыкального сознания сознанию ментальному (религиозному).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Experience of Researching the Musical Consciousness of Khunzakh District Representatives of the Republic of Dagestan: Psychological and Pedagogical Aspects

The authors of the article represent the empirical study results of the Avars’ musical consciousness of the Khunzakh district of the Republic of Da,gestan. They a,ctualize the problem of declining the Da,gestan indigenes ’ musical culture a,gainst a ba,ckground of their religious identity “renaissance”. The obtained results allow identifying the most general trends in the Da,gestan indigenes’ dynamics of the developing and peculiarities of forming the musical consciousness and musical culture. The empirical research is carried out ba,sed on the questionnaire ma,de up by the authors, allowing to reveal the level of the development of the North Cauca,sian culture representatives’ musical consciousness in a direct and an indirect form. The regional socio-cultural conditions established in the Republic of Dagestan at the present stage make it possible to talk about the necessity of the strengthening of the role of music education, including its enlightening component on the issues of noncontradiction of the musical consciousness to the mental (religious) consciousness.

Текст научной работы на тему «Опыт исследования музыкального сознания представителей Хунзахского района Республики Дагестан: психологический и педагогический аспекты»

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ХУНЗАХСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

З. Ш. Гаджиева,

66

Чеченский государственный педагогический университет (Грозный) А. О. Гаджиева,

Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования музыкального сознания аварцев Хунзахского района Республики Дагестан. Актуализируется проблема снижения музыкальной культуры дагестанских автохтонов на фоне «ренессанса» религиозной идентичности. Полученные в ходе исследования результаты позволяют определить наиболее общие тенденции в динамике становления и особенностей формирования музыкального сознания и музыкальной культуры дагестанских автохтонов. Эмпирическое исследование осуществлено на основе разработанной авторами анкеты, позволяющей в прямой и косвенной форме выявить уровень развития музыкального сознания представителей северокавказских культур. Сложившиеся в Республике Дагестан на современном этапе региональные социально-культурные условия позволяют говорить о необходимости усиления роли музыкального образования, в том числе его просветительской составляющей в вопросах непротиворечивости музыкального сознания сознанию ментальному (религиозному).

Ключевые слова: музыкальное сознание, самосознание, этническая идентичность, религиозная идентичность, музыкальное образование.

Summary. The authors of the article represent the empirical study results of the Avars' musical consciousness of the Khunzakh district of the Republic of Dagestan. They actualize the problem of declining the Dagestan indigenes' musical culture against a background of their religious identity "renaissance". The obtained results allow identifying the most general trends in the Dagestan indigenes' dynamics of the developing and p^culi^ariti^s of forming the musical consciousness and musical culture. The empirical research is carried out based on the questionnaire made up by the authors, allowing to reveal the level of the development of the North Caucasian culture representatives' musical consciousness in a direct and an indirect form. The regional socio-cultural conditions established in the Republic of Dagestan at the present stage make it possible to talk about the necessity of the strengthen-

ing of the role of music education, including its enlightening component on the issues of noncontradiction of the musical consciousness to the mental (religious) consciousness.

Keywords: musical consciousness, self-consciousness, ethnic identity, religious identity, music education.

Музыкальное сознание - многоуровневое понятие, вбирающее в себя пласты архаичного, сложившегося и становящегося сознания [1]. Каждый из пластов, транслируя свою суть посредством интонирования, имеет различную значимость в обеспечении целостности этнически особенной личности. Фундаментальность в этой иерархии принадлежит глубинным пластам архаичного сознания. Именно они подпитывают неповторимое содержание этнической идентичности, реализуясь в артефактах народного музыкального творчества. Процесс этот взаимообратный. Утеря, размывание народной музыкальной культуры грозят личности и обществу размыванием этнической идентичности.

Довольно большая часть современного дагестанского общества, особенно его молодёжная среда, характеризуется неприятием музыки как явления человеческой культуры, как одного из видов искусства, игнорируя любые формы музыкально-исполнительской деятельности. Данное обстоятельство влечёт за собой снижение в представлениях дагестанцев социальной ценности музыкального образования, как общего, так и профессионального. Фактором, порождающим обозначенную проблему, может выступать, на наш взгляд, «ренессанс» религиозного самосознания дагестанцев.

Влияние религии на общественное сознание жителей Дагестана приобретает в последние годы всё большие масштабы. Религиозная идентичность избирается дагестанцами в качестве приоритетной [2]. Музыка, музыкальная профессиональная деятельность, согласно взглядам ортодоксального ислама [3; 4], является делом, Аллаху неугодным, «харамом»1.

Попыткой подтвердить или опровергнуть выдвинутое нами предположение о зависимости убеждений дагестанцев в вопросах дозволенности или запрета занятий музыкой от их религиозных мировоззренческих установок стало проведённое нами исследование.

С целью проведения диагностических процедур, позволяющих в прямой или косвенной форме выявить особенности актуального музыкального сознания дагестанских автохтонов, нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов:

1. Как вы относитесь к музыке?

2. Какие жизненные ситуации требуют звучания музыки?

3. Расположите следующие направления музыки в порядке значимости для вас:

• дагестанский фольклор (народная музыка),

• классическая (академическая) профессиональная музыка,

67

1 Харам, харамный (араб. - в шариате - запретные действия. https://ru.wikipedia.org/wiki/. Шариат (араб. "Чо" - букв. [правильный] путь, образ действия) - комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман.

• духовно-религиозная музыка,

• популярная (эстрадная) музыка. 4. Относятся ли к музыке мавлид2,

нашид3?

68

5. Возможно ли употребление словосочетания «пропеть азан4»?

6. В чём польза музыки?

7. В чём вред музыки?

8. Нужно ли в Дагестане музыкальное образование? Какое?

9. Знаете ли вы дагестанские народные инструменты (перечислить)?

10. Знаете ли вы народные песни? Умеете ли вы их исполнять?

Одиннадцатый вопрос был направлен на выявление превалирующей идентичности личности. Респондентам предлагалось ранжировать по значимости для себя следующие идентичности:

1) человек планеты Земля,

2) гражданин Российской Федерации,

3) кавказец,

4) дагестанец,

5) мусульманин (или иная религиозная принадлежность).

В завершение анкетирования респондентам предлагалось указать свой возраст, пол, образование, место жительства, национальность. Опрос проводился анонимно. Предварительно респондентам разъяснялась суть проводимого исследования, его цель и задачи.

Эмпирическое исследование музыкального сознания дагестанских народностей было начато в Хунзахском районе, одном из крупных регионов Дагестана, населённом в основном

представителями аварского этноса. Исследование проводилось в сёлах Хунзах, Гоцатль, Обода, Цада. Анкетным опросом было охвачено 50 жителей сёл в возрасте от 15 до 67 лет.

На вопрос «Как вы относитесь к музыке?» 92% респондентов дали положительный ответ. Варианты ответов разнились от «нормально» (16%) до «очень хорошо», «прекрасно», «мне очень нравится музыка» (32%). Заслуживают внимания развёрнутые ответы: «Музыка, как и другие культурные ценности, играет в жизни важную роль, то есть без музыки жизнь была бы неполноценной» (с. Цада, муж., 50 лет).

Респондентов, ответивших «нейтрально» (с. Цада, жен., 46 лет) или «я как мусульманин музыку стараюсь не слушать» (с. Гоцатль, муж., 38 лет), оказалось 8%.

На вопрос «Какие жизненные ситуации требуют звучания музыки?» в 88% случаев были получены следующие ответы: «Трудные минуты, минуты одиночества, минуты веселья»; «Все случаи, кроме похорон»; «Свадьба. Вечеринка»; «Ни одно торжество в жизни не обходится без музыки, хотя в настоящее время наши религиозные деятели противостоят этому»; «Не знаю, я всегда слушаю музыку» и др. В подобного рода ответах отразилось признание социальной значимости музыки, неразрывной связи её с самой жизнью, со всеми сторонами бытия человека. Ответы, в которых респонденты не отводят музыке никакой роли в социальной жизни: «Можно обойтись и без

2 Мавлид (араб. ¿¿Я ) - празднование дня рождения пророка Мухаммада.

3 Нашид (араб. А}"") - мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов.

4 Азан (араб. - объявление, приглашение) - в исламе призыв к обязательной молитве. Читающий азан - муэдзин (тюрк. - азанчи).

неё»; «Никакие»; «Как я знаю, шум барабана дозволен шариатом по праздникам», составили 12%.

По результатам ранжирования хун-захцами приоритетной идентичности сложилась следующая картина: 76% от общего количества респондентов определяют своей религиозной идентичностью первую позицию, 16% -вторую и 8% - третью. В целом большинство хунзахцев позиционируют себя по степени значимости избираемой идентичности следующим образом: в первую очередь - мусульманин и далее по убывающей - дагестанец, кавказец, гражданин РФ, космополит.

Вопросы «В чём польза музыки?» и «В чём вред музыки?» подразумевали выявление косвенным путём присутствия в сознании респондентов конфликта мировоззренческих убеждений: конфликта «Я» (актуального музыкального сознания) и «сверх-Я» (норм шариата). Анализ анкет подтвердил наше предположение, отразившееся в примерах амбивалентных ответов респондентов: «Спокойное звучание помогает расслабиться, но (!) отвлекает от основного» (жен., 46 лет), «Успокаивает нервы, но (!) в исламе музыке нет места» (жен., 42 года), «Музыка поднимает настроение. Музыку можно слушать, когда тебе скучно, но (!) от музыки вред, потому что по исламу нельзя слушать» (жен., 16 лет), «Не знаю, но (!) по исламу слушать нельзя. Но я слушаю» (жен., 17 лет) и т. д. - всего 20% ответов.

Крайне негативное отношение к музыке выразилось в ответе одного из респондентов: «От музыки, я считаю, для мусульманина один вред. Слу-

шая музыку, человек забывает про Всевышнего и отдаляется от обязанностей мусульманина перед Аллахом» (муж., 38 лет).

Нас также волновал вопрос естественного бытования фольклора в народной среде. Вопросом «Знаете ли вы народные песни? Умеете ли их исполнять?» мы попытались прояснить реальное состояние народного музыкального исполнительства в сёлах Дагестана. Анкетный опрос показал, что 63% респондентов знакомы с народными песнями. Некоторые из них указали, что знают их, но в небольшом количестве. При этом исполнять народные песни могут лишь 15% опрошенных. Из них 11% указали, что исполняют народные песни «иногда», «немножко», умеют это делать «не очень хорошо». Одна из респонден-ток (25 лет) ответила на данный вопрос: «Не интересуюсь».

Вопрос о дагестанских музыкальных инструментах был направлен на выявление знаний дагестанцев о народном инструментарии. Чаще хун-захцы в своих ответах называли лалу, зурну (зурму) - 85%, т1амур (пандур) - 69 78%, къали (барабан) - 59%, жергъен (бубен) - 30%. Остальные инструменты - арган (гармошка), кумуз, чунгур, щвант1их (свисток) и др. - упоминались гораздо реже5.

Имеют ли музыка (и какая именно) и музыкальное исполнительство ценностное значение для дагестанцев, мы косвенно выясняли вопросом «Нужно ли в Дагестане музыкальное образование? Какое?». Более половины (63%) опрошенных дали положительный ответ. Респонденты отмечали, что музы-

5 Классификация инструментов при обработке результатов анкетирования была осуществлена нами в соответствии с «Атласом музыкальных инструментов народов Дагестана» Манашира Якубова [5].

70

кальное образование должно основываться на национальной музыке, в его содержании обязательны героические песни. Многие хунзахцы отмечали необходимость музыкального образования как минимум в начальной школе. Заслуживает внимания ответ, данный одним из респондентов: «Музыкальное образование нужно. Чтобы объединять людей разных национальностей». Ни положительного, ни отрицательного ответа на поставленный вопрос не смогли дать 11% респондентов. Формулировка их ответов выглядела следующим образом: «наверное», «может быть», «не знаю». Остальные 26% респондентов ответили, что музыкальное образование в Дагестане не нужно или, по крайней мере, необязательно.

В результате проведённого нами эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:

1. Подавляющее большинство представителей Хунзахского района положительно оценивают роль музыки в жизни человека.

2. Религиозная идентичность у хун-захцев выступает в качестве превалирующей.

3. Противоречивость мировоззренческих убеждений на природу и предназначение музыки способствует возникновению внутриличностных конфликтов у представителей данного региона.

4. В дагестанском обществе нет чёткого представления о том, какую музыку можно отнести к духовно-религиозной.

5. Народная музыка (фольклор) теряет позиции естественного бытования в современной социальной среде. Музыкальное сознание хунзахцев формируется в значительной степени под влиянием масскульта.

6. Музыкальные интересы, вкусы, кругозор, потребности хунзахцев довольно разнородны. Однозначного предпочтения какого-либо направления музыкального искусства выделить не удалось.

7. Ценность музыкального образования в представлениях хунзахцев разнится от признания большой его значимости в формировании становящейся личности до полного отвержения как социального явления и имеет непрямую зависимость от мировоззренческих (религиозных) убеждений.

8. Сохранение музыкальной составляющей в культуре дагестанских автохтонов требует расширения просветительской работы по вопросам непротиворечивости музыкального сознания сознанию ментальному, религиозному как в средствах массовой информации, так и на всех уровнях системы образования (дошкольное образовательное учреждение - школа - вуз).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Торопова, А. В. Интонирующая функция психики в генезе музыкального сознания [Электронный ресурс] / А. В. Торопова // Развитие личности. - 2011. - № 3. -С. 40-61. - Режим доступа : Шр:/М-online.ru/articles/rl20113/1024.Ыт1 (дата обращения: 01.02.2016).

2. Далгатов, М. М., Гаджимурадова, З. М. Социально-политические и религиозные факторы развития негативных идентич-ностей в самосознании современной молодёжи Дагестана [Электронный ресурс] / М. М. Далгатов, З. М. Гаджимурадова. -Режим доступа : http://elibrary.ru/item.asp? id=19082594 (дата обращения: 13.12. 2015).

3. Музыка в исламе: отношение ислама к музыке [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://islam-today.ru/music-of-islam (дата обращения: 10.03.2015).

4. Решающее слово в споре относительно музыки и песен в исламе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://toislam. ws/books-fikh/175-muzika (дата обращения: 10.03.2015).

5. Якубов, М. А. Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана [Текст] / М. А. Якубов. - Махачкала : Изд-во ДНЦ РАН, 2003. - 240 с.

REFERENCES

1. Toropova A. V. Intonirujushhaja funkcija psihiki v geneze muzykal'nogo soznanija. Razvitie lichnosti. 2011. No. 3, pp. 40-61. URL: http://rl-online.ru/articles/rl20113/10 24.html (data obrashhenija: 01.02.2016).

2. Dalgatov M. M., Gadzhimuradova Z. M. Social'no-politicheskie i religioznye faktory razvitija negativnyh identichnostej v samo-soznanii sovremennoj molodezhi Dagestana. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=190825 94 (data obrashhenija: 13.12.2015).

3. Muzyka v islame: otnoshenie Islama k mu-zyke. URL: http://islam-today.ru/music-of-islam (data obrashhenija: 10.03.2015).

4. Reshajushhee slovo v spore otnositel'no mu-zyki i pesen v islame. URL: http://toislam. ws/books-fikh/175-muzika (data obrashhenija: 10.03.2015).

5. Jakubov M. A. Atlas muzykal'nyh instru-mentov narodov Dagestana. - Mahachkala: Izd-vo DNC RAN, 2003.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.