Научная статья на тему 'Внешние и внутренние реалии музыкального образования в Дагестане'

Внешние и внутренние реалии музыкального образования в Дагестане Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
170
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC IDENTITY / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / SYMBOLIC REALITY / МУЗЫКАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / MUSICAL CONSCIOUSNESS / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИЭТНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ. / MUSIC EDUCATION IN MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гаджиева З.Ш.

В статье поднимается проблема поиска путей интерпретации особенностей музыкального образования в социокультурных реалиях региона Северного Кавказа (Дагестана). Раскрываются факторы, обусловившие и продолжающие определять специфику музыкального сознания населяющих его народностей. В контексте современных концепций выстраивается феноменология профессионального самосознания деятелей музыкального искусства и музыкального образования Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper raises the problem of finding ways to interpret the features of music education in the socio-cultural realities of multi-confessional and multi-ethnic region of the North Caucasus (Dagestan). Reveals factors that are responsible for and continue to define the specifics of musical consciousness that inhabit its peoples. In the context of modern concepts of professional identity is built phenomenology of musical art and music education in Dagestan.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние реалии музыкального образования в Дагестане»

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РЕАЛИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДАГЕСТАНЕ

З. Ш. Гаджиева,

Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала)

Аннотация. В статье поднимается проблема поиска путей интерпретации особенностей музыкального образования в социокультурных реалиях региона Северного Кавказа (Дагестана). Раскрываются факторы, обусловившие и продолжающие определять специфику музыкального сознания населяющих его народностей. В контексте современных концепций выстраивается феноменология профессионального самосознания деятелей музыкального искусства и музыкального образования Дагестана.

Ключевые слова: этническое самосознание, знаково-символическая реальность, музыкальное сознание, музыкальное образование в полиэтничных условиях.

Summary. This paper raises the problem of finding ways to interpret the features of music education in the socio-cultural realities of multi-confessional and multi-ethnic region of the North Caucasus (Dagestan). Reveals factors that are responsibe for and continue to define the specifics of musical consciousness that inhabit its peoples. In the context of modern concepts of professional identity is built phenomenology of musical art and music education in Dagestan.

Keywords: ethnic identity, symbolic reality, musical consciousness, music education in multi-ethnic environment.

48

Ситуация, складывающаяся в сфере музыкального образования в Дагестане, представляет собой неоднозначное явление. Причина тому -множество факторов, как берущих начало в уникальной истории «страны гор», так и обусловленных реалиями современной социально-экономической ситуации в республике, а также спецификой этнического самосознания населяющих его народностей. Сочетание факторов создаёт условия для формирования внутренней картины целей, смысла и ценности музыкального образования, отличной от тако-

вой в Центральной России. Для осмысления путей формирования внутренней картины, то есть субъективного видения (что при этом является объективным фактом) музыкально-образовательной ситуации в любом из регионов страны, целесообразно обратиться к концепции В. С. Мухиной о факторах развития и формирования самосознания в социально-общественной и субъективно-индивидуальной ипостасях [1].

Концепция В. С. Мухиной о пяти реальностях как факторах бытия и развития человека включает такие ре-4 / 2013

альности, как природная, предметная, социально-нормативная, знаково-сим-волическая и реальность внутреннего мира личности. Для исследования условий и особенностей формирования самосознания деятелей музыкального образования в Дагестане оказываются важны все перечисленные фак торы-реальности.

Так, природная реальность в виде ландшафтных и геополитических условий обусловила сложное сочетание множества ментальностей, объединившихся на территории нынешнего Дагестана.

«Эта дикость и скалистость ещё больше повлияли на характер его населения, разбив и без того уже своеобразный дагестанский народ на целый ряд этнических групп» [2]. Особое геополитическое расположение -на стыке Европы и Азии - повлияло на становление культуры, языков, обычаев и традиций более 30 коренных дагестанских этносов. По территории современного Дагестана пролегала одна из ветвей Великого шёлкового пути, соединявшая ближний Восток и Малую Азию с Восточной Европой. Сегодня относительно небольшой по площади Дагестан (50,3 тыс. кв. км) граничит с пятью государствами: Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Именно в силу своеобразной истории, особенностей духовного развития, по-лиэтничности, поликонфессиональ-ности Дагестан предстаёт как один из самобытных регионов России.

Такое сплетение этносов и конфессий обусловило и особенности социокультурной реальности, сложившейся в Дагестане. Это проявляется до сих пор в сочетании обычаев и традиций, родовой организации и иерархии.

Население центрального горного Дагестана связано историческим прошлым с другими этносами Кавказа. Так, дагестанские народы в числе албанских этносов входили в первое на Восточном Кавказе государственное образование - Кавказскую Албанию (IV-III века до н. э.). Плиний, Плутарх, Страбон, Птолемей (I век до н. э. - II век н. э.) писали о народах, населяющих его территорию. Народы Кавказской Албании в разные времена контактировали с сарматами, скифами, хазарами. Давние связи с Ираном тоже оставили свой след в культуре народов Дагестана, в частности в сохранивших своё значение до наших дней обычаях и ритуалах, где особую роль играл огонь, а также в приуроченности праздника первой борозды к празднику весеннего равноденствия - Навруз-Байраму.

В настоящее время в Дагестане проживают около 3 млн человек, из них более половины (57,4 %) - в сельских местностях 41 административного района, остальные - в 10 городах и 19 посёлках городского типа [3].

Социально-нормативная реальность, вынужденно сочетавшая в себе законы и неписанные нормы «пограничного» народа, перенявшего различные этнические традиции, требовала и более жёсткой идентификации, которая осуществлялась через формы воспроизведения и сохранения материальной и духовной культуры предков.

Материальная культура, образующая реальность предметного мира, являлась лакуной самобытности. Эта реальность включает в себя не только предметы быта и оружие, но и традиционные музыкальные инструменты, которые также принадлежат и знаково-символической реальности, обеспечива-

49

50

ющей идентификацию и самосознание. Именно поэтому европейское музыкальное образование со своим инструментарием и интонационно-стью так и осталось внешним слоем, не проникшим в глубину этнического самосознания народов Дагестана.

Условия и характер жизнедеятельности дагестанских народов определяли формы их материально-духовной культуры. Основным занятием жителей сельских районов было земледелие, животноводство, разнообразные ремёсла. В связи с этим приоритет в развитии отдавался декоративно-прикладному искусству и гораздо в меньшей степени музыке.

В горах медленно развивались производительные силы и производственные отношения. О «профессиональной» специализации сёл можно узнать из шуточных песен, поговорок. Например, у даргинцев говорят: с острым кинжалом - харбукинец, с золотыми руками - кубачинец, камнерез - сутбукинец, мастер песни - ура-хинец [4].

Территориально фольклорная музыкальная традиция народностей Дагестана представлена неравномерно. Среди многочисленных сёл Дагестана есть такие, где поют или умеют петь все, но есть и другие, где вообще не поют - не принято, вследствие особой религиозности их жителей. Так, в селениях Кадар, Кара-махи, Па-раул и других развлечениям, и музыке в том числе, отводится второстепенная роль, а в последнее десятилетие на музыкальное исполнительство всё чаще налагается строгий запрет. В музы каль но-этнографических материалах дагестанских исследователей даже отсутствуют записи образцов фольклора этих сёл.

Таким образом, знаково-символиче-скаяреальность, включающая языки, ремёсла, виды традиционных и современных искусств, представляет собой сложный узор, который по логике взаимодействия личности и культуры должен стать канвой содержания образования и образцом для воспитания ценностных оршентаций личности. В музыкальном же образовании всех уровней основой содержания является европейская классика и русское музыкальное искусство Х1Х-ХХ веков. Изучение отечественной и мировой музыкальной культуры не встречает трудностей и сопротивлений на внешнем уровне организации профессионального музыкального и музыкально-педагогического образования, поскольку оно методически обеспечено и специалисты в большей или меньшей степени обладают компетенциями по его преподаванию. Но при трансляции этого содержания образования в общеобразовательные и средние специальные учебные заведения возникает противоречие на уровне понимания и готовности к пониманию знаково-символических систем предлагаемых и родовых культур. Это создаёт внутренние психологические проблемы для учителей и преподавателей в области музыкального образования, когда в их внутриличност-ной реальности сосуществуют две и более знаково-символических концепций, каждая со своей системой ценностей и эстетических эталонов, обслуживающих различные идентичности. Это противоречие может быть скрытым до поры до времени, но латентная форма внутреннего конфликта приводит в конце концов к профессиональному и личностному кризису, выйти из которого специалисту удаётся не всегда.

Необходима осмысленная психолого-педагогическая концепция преподавания музыки в условиях такой полиидентичности, и с нею необходимо знакомить специалистов данной области. Такую цель автор статьи ставит перед собой и в ориентации на эту цель обращается к истокам и проявлениям этнического самосознания в знаках и символах культуры Дагестана, в его музыкальных традициях и жанрах.

Остановимся на некоторых обобщённых жанровых особенностях дагестанского музыкального фольклора.

Пение и игра на музыкальных инструментах никогда не считались серьёзным занятием для дагестанцев, однако хорошие исполнители - певцы и инструменталисты - всегда были почитаемы в народе. Среди жанров особую распространённость получили лироэпические баллады, лирические песни, танцевальная и обрядовая музыка.

Всё многообразие вокальных жанров имело половозрастное распределение. Во время досуга, праздников, обрядов отдельно собирались семейные мужчины и женщины, подростки, парни и девушки на выданье. Каждой группе соответствовал свой музыкальный репертуар. Так, мальчики-подростки исполняли приговорки во время обхода дворов и прыжков через костёр; неженатая молодёжь - юноши (иногда девушки) - при сборе дров во время зимнего обхода дворов.

Застольные деза, баллады, инструментальная музыка относились к мужской части репертуара. К женской части репертуара отнесён семейно-обря-довый фольклор - свадебные величальные, плачи и др. Исключение составляет лирика, которую поют и мужчины, и женщины. Таким образом, в половоз-

растной циклизации репертуара наиболее значимым является его распределение между мужчинами и женщинами, именно эти страты сохраняют и продуцируют музыкально-поэтическую традицию, что проявляется не только в быту и хозяйственных занятиях, но и в поведении и общении.

В отличие от других народов Северного Кавказа, для дагестанцев нехарактерно коллективное мужское пение, больше известны солисты-исполнители, а среди них и мастера по изготовлению музыкальных инструментов (агач-кумуз, пандур, национальная гармонь, зурна, чунгур).

Несмотря на типологическую общность жанровых систем, фольклор кавказских народов значительно отличается от славянского по составу выделяемых жанров. В представлении дагестанцев весь музыкальный фольклор составляют песни, плачи, инструментальные наигрыши. Однако генеральным является подразделение двух родов музыкальных форм - воспроизводимых голосом и музыкальным инструментом. Такое противопоставление пения и игры на музыкальных инструментах известно во многих культурах и имеет в своей основе религиозное обоснование.

Вокальные жанры дифференцированы:

1) по способам интонирования: песню спеть; колыбельную говорить; кричать, рыдать, плач сделать; хвалу сделать; играть;

2) по бытовому предназначению: обрядовые, трудовые, укачивающие, материнские;

3) по обстоятельствам исполнения: шуточные, песни о героях, любовные песни-размышления, грустные и др.

51

52

Инструментальные жанры определяются по своему предназначению: танец, сопровождение к песням, наигрыши [5].

Лирика является наиболее значимой по объёму. В соответствии с укладом жизни и менталитетом, оппозиция мужское-женское выступает в качестве основополагающей. Это разделение проецировалось на традиции народной музыки, проявляясь в закреплении не только определённого репертуара, но и в поэтике, в музыкальной стороне песен.

Поворотным событием в развитии духовной культуры Дагестана стало вхождение в Кавказский эмират (643 г.), определившее на многие века ориентацию дагестанских народов на мусульманский мир. Исламские традиции составили оппозицию существовавшим в то время языческим верованиям и очагам христианства.

С XV-XVI века в Дагестане появляются первые учебные заведения (мек-тебе, медресе), направленные на подготовку мутаалимов для нужд мечетей. В процессе обучения музыкальное развитие мутаалимов подспудно осуществлялось посредством освоения определённых религиозных музыкальных форм - речитаций сур Корана, азана (призыв к молитве), мавлидов и др.

В Дагестане, в соответствии с исламскими традициями, не было принято делить мусульман по этнической принадлежности. Деление на «чужих» и «своих» проводилось по конфессиональному признаку. В структуре самосознания дагестанцев конфессиональная принадлежность была и остаётся более значимой, чем этническая.

Сегодня музыкальная составляющая духовной культуры современного Дагестана мозаично сочетает в себе

сохраняющие свою значимость фольклорные образцы музыкального творчества, музыкальные формы духовно-религиозного порядка, светскую музыку. Большое влияние на становление музыкального сознания молодёжи оказывают образцы отечественной и зарубежной поп-музыки. Всё это обусловливает особенности профессионального становления, профессионального самосознания будущих учителей музыки. С одной стороны, этническая ментальность дагестанской молодёжи характеризуется консервативностью в вопросах сохранения и поддержания устоявшихся национальных традиций, в том числе их музыкальной составляющей. С другой стороны, мы наблюдаем всплеск интереса к ценностям духовно-религиозного порядка (отметим, что чаще в формах, характерных для Арабского Востока) и в то же время широкую увлечённость и растворение в диаметрально противоположных ценностях, активно тиражируемых и навязываемых западной и отечественной масс-культурой.

Противоречивость сложившейся в профессиональном музыкальном образовании будущих учителей музыки для дагестанских сельских школ ситуации усугубляется тем, что подготовка будущих специалистов осуществляется без учёта этих этнических и психологических особенностей региона. Музыкальное образование в республике сегодня развивается и в контексте нарастания внутренней межнациональной напряжённости вследствие выстраивания национальной политики, не учитывающей интересы малочисленных народов, разделённых народов, переселенцев и т. д.

В сложившихся условиях профессиональное музыкальное образова-

ние приобретает статус одной из не востребованных дагестанским обществом специальностей. Факультет музыки Дагестанского государственного педагогического университета уже на протяжении нескольких лет испытывает дефицит абитуриентов. Сегодня весьма актуальным для музы-каль но-педа го гического сообщества Дагестана является поиск путей, возможностей обогащения профессионального учебно-методического инструментария. Представляется, что взаимообмен опытом работы в аналогичных по своей специфике регионах поспособствует в определении целей, конкретных задач, принципов, содержания, методов, форм музыкального обучения, воспитания и развития в особых этнокультурных условиях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мухина, В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) [Текст]. - 2-е изд., испр. и доп. / В. С. Мухина. - М. : Интел-флай, 2010. - 1088 с.

2. Дагестан [Текст] / Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1893. - Т. Х : Давенпорт - Десмин. -С. 26-32.

3. Гаджимурадова, З. М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана) [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 19. 00. 01 -общая психология, психология личности, история психология / З. М. Гаджимурадова. - М., 2008. - 500 с.

4. Абдуллаева, Э. Б. Музыкальный фольклор даргинцев: исследование и материалы [Текст] / Э. Б. Абдуллаева. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2007. - 214 с.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.