Научная статья на тему 'Профессиональное музыкальное образование в Республике Дагестан: локальная специфика в современном социокультурном контексте'

Профессиональное музыкальное образование в Республике Дагестан: локальная специфика в современном социокультурном контексте Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ДАГЕСТАН / MUSIC CULTURE / PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION / MUSIC COLLEGE / CULTURAL ENVIRONMENT / DAGESTAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамаева Тамила Исламутдиновна, Абдулаева Медина Шамильевна

Музыкальная культура региона отражает культурные приоритеты и императивы общества. Маркером этнокультурной и региональной идентичности современных дагестанцев становится ориентация на арабский мир. В статье рассматриваются социокультурные условия формирования и развития учреждений специального музыкального образования в Республике Дагестан, отмечаются факторы, определившие отрицательную динамику музыкального образования в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: LOCAL SPECIFICITY IN MODERN SOCIOCULTURAL CONTEXT

The music culture of the region reflects the cultural priorities and imperatives of the society. The orientation to the Arab world becomes a marker of the ethnocultural and regional identity of the modern Dagestanis. The article deals with the sociocultural conditions of the formation and development of the institutions of professional music education in the Republic of Dagestan, notes the factors that determined the negative dynamics of music education in the post-Soviet period.

Текст научной работы на тему «Профессиональное музыкальное образование в Республике Дагестан: локальная специфика в современном социокультурном контексте»

Мамаева Тамила Исламутдиновна, Абдулаева Медина Шамильевна ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ЛОКАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Музыкальная культура региона отражает культурные приоритеты и императивы общества. Маркером этнокультурной и региональной идентичности современных дагестанцев становится ориентация на арабский мир. В статье рассматриваются социокультурные условия формирования и развития учреждений специального музыкального образования в Республике Дагестан, отмечаются факторы, определившие отрицательную динамику музыкального образования в постсоветский период. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/7-2/29.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 2. C. 114-117. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Таким образом, к числу главных факторов, оказавших влияние на политику империи в отношении Царства Польского, можно отнести либерализацию авторитарного режима Николая I, рост радикально-освободительного движения в Польше на рубеже 1850-1860 гг., крестьянский вопрос, а также способы разрешения кадрового вопроса Александром II. Именно от воли российского императора, от его видения масштабов предполагаемых изменений зависела судьба подвластных территорий. Однако проявление этой воли в той или иной степени зависело и от людей, привлеченных к реализации государственной политики.

Список литературы

1. Долбилов М. Д., Правилова Е. А. Западные окраины Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 608 с.

2. Записки М. А. Милютиной 1863-1866 гг. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 869. Оп. 1.

3. Письмо Берга Ф. Ф. - Милютину Д. А., совершенно секретно, 6/18 августа 1863 года // Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 169. Карт. 58.

4. Berg M. Zapiski o polskich spiskach i powstaniach. Warszawa: Druk Ed. Nicza i S-ki, 1906. Cz. 8. 122 s.

5. Chimak L. Gubernatorzy rosyjscy w Krolestwie Polskim: szkic do portretu zbiorowego. Wroclaw: Funna, 1999. 355 s.

6. Dziennik Praw Krolestwa Polskiego. Warszawa, 1861. T. 58. 449 s.

7. Dziennik Praw Krolestwa Polskiego. Warszawa, 1862. T. 60. 560 s.

8. Groniowski K., Skowronek J. Historia Polski 1795-1914. Warszawa: Wyd. szkolne i pedagogiczne, 1977. 519 s.

9. Kieniewicz S. Problem ugody w Polsce w XIX wieku // Przeglqd Powszechny. 1986. № 10. S. 21-33.

10. Koberdowa 1 Wielki ksiqze Konstanty w Warszawie 1862-1863. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1962. 305 s.

11. Petrozolin-Skowronska B. Przed tq nocq. Warszawa: Instytut Wydawniczy PAX, 1988. 404 s.

12. Ramotowska F. Rzqd carski wobec manifestacji patriotycznych w Krolestwie Polskim w latach 1860-1862. Wroclaw -Warszawa - Krakow: Zaklad Narodowy imienia Ossolinskich - Wydawnictwo, 1971. 439 s.

13. Ramotowska F. U zrodel tzw. Reform Wieloposkiego // Wiek XIX. Prace ofiarowane Stefanowi Kieniewiczowi w szescdziesiqtq rocznice urodzin. Warszawa: Panstwowe Wydawn. Naukowe, 1967. S. 304-315.

14. Stankiewicz Z. Dzieje wielkosci i upadku Aleksandra Wielopolskiego. Warszawa: Wiedza Powszechna, 1967. 310 s.

TRANSFORMATION OF THE POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE IN RELATION TO THE KINGDOM OF POLAND IN 1861-1864

Maksimov Artur Igorevich

Bryansk State University named after Academician Ivan Georgiyevich Petrovsky arturmaksymow@gmail.com

The article discusses the problem of the transformation of the Polish policy of the Russian Empire in 1861-1864. The paper identifies the main factors that influenced the process of these changes, shows the role of Alexander II and the members of his inner circle in the formation of a new view of the processes that took place in the Kingdom of Poland. The author substantiates the position that the emperor's will determined the vector of the development of policy in relation to Poland, but the formation of Alexander II's ideas occurred under the influence of the people directly involved in the transformation process.

Key words and phrases: The Russian Empire; Polish issue; reforms; The Kingdom of Poland; state policy; officialdom; peasant reform; regions ruled by governors-general.

УДК 304.2+377.5 Культурология

Музыкальная культура региона отражает культурные приоритеты и императивы общества. Маркером этнокультурной и региональной идентичности современных дагестанцев становится ориентация на арабский мир. В статье рассматриваются социокультурные условия формирования и развития учреждений специального музыкального образования в Республике Дагестан, отмечаются факторы, определившие отрицательную динамику музыкального образования в постсоветский период.

Ключевые слова и фразы: музыкальная культура; специальное музыкальное образование; музыкальное училище; культурная среда; Дагестан.

Мамаева Тамила Исламутдиновна

Абдулаева Медина Шамильевна, д. культурологии, доцент

Дагестанский государственный педагогический университет m-medina71@yandex. т

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: ЛОКАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

Введение

В изучении культуры автохтонных народов Дагестана актуальными остаются вопросы, связанные с соотношением глобального, регионального и локального в современной культурной идентичности дагестанцев. Процессы, происходящие в сфере художественной культуры и художественного образования, обусловлены социокультурными трансформациями, прежде всего, сужением светского пространства и приоритетом

религиозной самоидентификации у молодого поколения современных дагестанцев. Одним из результатов социокультурной трансформации стала отрицательная динамика в сфере специального музыкального образования.

Особенности функционирования музыкальной культуры в Республике Дагестан

Художественная панорама Дагестана разнохарактерна и представляет собой сплав различных по содержанию культурных влияний. В пространстве городской культуры, транслирующей интересы урбанизированных дагестанцев, востребована профессиональная академическая музыка, творческие проекты Театра оперы и балета и Дагестанской государственной филармонии. Анализируя особенности музыкального искусства Дагестана в постсоветский период, Э. Б. Абдуллаева отметила способность дагестанской профессиональной музыки «аккумулировать в себе традиционную национальную музыкальную культуру, приведя ее в эстетико-художественную соразмерность с достижениями мировой музыки» [3, с. 137]. Активно позиционируются в культурном пространстве региона традиционная этническая музыка и современная массовая, эстрадная.

В этой связи актуальным является исследование функционирования музыкальной культуры Дагестана как целостной системы, основанной на взаимодействии разных культурных тенденций.

Для успешного развития культурной жизни республики необходима целенаправленная культурная политика региона. «Региональная культурная политика, - отмечает И. А. Купцова, - формируется на основе государственной культурной политики федерального уровня с учетом этно-национальных, исторических, географических, социально-экономических и других условий конкретного региона» [8, с. 34].

Социокультурные особенности музыкального образования в Дагестане

В «Основах государственной культурной политики» названы задачи государственной культурной политики, среди которых «повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности» [10], «повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров в сфере гуманитарных наук» [Там же], «выявление одаренных в разных сферах детей, создание условий для их индивидуального обучения, их педагогическое и психологическое сопровождение в период получения образования, создание условий для их профессиональной деятельности после завершения образования» [Там же]. В Стратегии государственной культурной политики до 2030 года среди наиболее опасных проявлений гуманитарного кризиса в Российской Федерации названо снижение интеллектуального и культурного уровня общества [13]. В Концепции региональной культурной политики в Республике Дагестан на период до 2020 года названа одна из ключевых проблем развития культуры республики: «укрепление кадровой базы, в том числе подготовка новой смены творческих работников театрально-концертных учреждений, педагогов школ и средних учебных заведений, специалистов в области музейного дела» [7]. В соответствии с локальными проблемами в области культуры Концепция региональной культурной политики учитывает необходимость в поддержке системы образования в сфере культуры и искусства, целенаправленном формировании «корпуса специалистов отраслей, призванных практически осуществлять задачи культурной политики» [Там же].

В данном контексте представляется важной роль специализированных образовательных учреждений культуры, призванных формировать и развивать культурную среду региона.

Эффективным инструментом моделирования культурной среды может стать образование в области культуры и искусства, а также музыкальное просвещение, реализуемое через популяризацию академической музыки. Особая роль в формировании культурной среды региона принадлежит музыкальному просвещению и специальному музыкальному образованию. Новые тенденции в развитии музыкального образования конца XX в. и особенности структурных изменений в его системе отражены в работах отечественных исследователей. Однако в большей степени речь идет об образовании как таковом, без выхода на проблемы СевероКавказского региона. Вместе с тем определенные наработки по вопросам музыкального образования в Республике Дагестан имеются в работах М. Ш. Абдулаевой [1], Э. Б. Абдуллаевой [2], З. А. Бутаевой [4].

В Дагестане специальное музыкальное образование осуществляется в двух музыкальных училищах республики - Махачкалинском и Дербентском. В соответствии с общественно-историческими закономерностями нами определены три этапа становления и развития музыкального образования в Дагестане.

Первый этап - 1920-1940-е годы: открытие музыкального училища Темир-хан-Шуре (позднее переведено в Махачкалу), первыми преподавателями которого стали приглашенные специалисты; начальный этап становления композиторской школы. Второй этап - 1950-1990-е годы: формирование музыкальной инфраструктуры - открываются музыкальные школы, филармония, формируется Союз композиторов, открываются факультет музыки при педагогическом институте, Дербентское музыкальное училище, Дагестанский государственный театр оперы и балета.

В 1972 году в Дагестане было учреждено второе музыкальное училище - в Дербенте. Необходимо отметить, что открытие первых музыкальных учебных учреждений состоялось в двух городах Дагестана (Темир-хан-Шура и Дербент), территориально являющихся центрами северной и южной частей республики. Таким образом, решалась важная социокультурная задача - интеграция дагестанской молодежи в европейское культурное пространство посредством приобщения к профессиональным видам искусства.

Третий этап - постсоветский период. Он связан с системными проблемами в области художественной культуры региона, обусловленными как внешними (изменение этнической структуры общества), так и внутренними (сужение пространства светской культуры) факторами, определившими «перекодировку» системы культурных приоритетов в дагестанском социуме.

Главным внешним фактором, обусловившим уменьшение количества студентов в музыкальных училищах республики, является сокращение русскоязычного населения, долгие годы формировавшего контингент учащихся в специальных музыкальных учебных учреждениях. Другой, внутренний, фактор, вызвавший отток абитуриентов учебных заведений из сферы музыкального искусства, связан с этнокультурной самоидентификацией

современной дагестанской молодежи, преимущественно религиозной. В этом контексте разговор о музыке как части культурного пространства вызывает много споров в дагестанском социуме и нередко решается не в пользу музыкального искусства.

Вопрос о дозволенности в исламе музыки обсуждается в пространстве теологического и научно-исследовательского дискурса. В публикациях, посвященных деятельности мусульманских богословов, выявляется безосновательность рассуждений о «запрещенности» музыки в исламе [12], однако современные ортодоксы-мусульмане видят в музыке угрозу нравственному климату общества. Усиление этнокультурной традиции в Дагестане и доминирование исламского типа самоидентификации обусловлено исламским «ренессансом», который пришелся на 1990-2000-е годы. Исследователи указывают на общую для населения Российской Федерации тенденцию роста религиозности, при этом религиозность носит часто декларативный характер: «люди стремятся демонстрировать принадлежность к корневым религиозным традициям своих социумов или этнических групп, причем к собственно религиозной вере это может и не иметь никакого отношения» [6, с. 112]. «В республике фактор влияния духовенства достаточно нагляден примером 90-х годов, когда запрет на культурную деятельность, посещение спектаклей, клубов, закрытие учреждений культуры с передачей их зданий под мечети были реальностью», - отмечает З. А. Бутаева [4, с. 43]. Расширение пространства арабо-мусульманской культуры отразилось на общей стратификации дагестанского социума, важнейшей идентификационной характеристикой которого выступает идентификация религиозная. Это обусловило смещение ценностных ориентаций дагестанской молодежи с культурных оснований светской культуры в пользу императивов ислама.

Отрицательная динамика количественных показателей поступивших и закончивших Махачкалинское музыкальное училище в период 2009-2014 гг. отражена в Таблице 1 [9, с. 75].

Таблица 1

Направление подготовки 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014

прием выпуск прием выпуск прием выпуск прием выпуск прием выпуск

Фортепиано 4 7 5 7 8 3 4 7 7 2

Оркестровые инструменты 4 3 2 1 7 2 9 4 11 2

Народные инструменты 5 2 6 2 10 8 13 9 15 3

Вокал 10 5 10 9 11 4 12 10 12 5

Хоровое дирижирование 11 2 11 1 13 5 10 5 9 5

Теория музыки 15 3 16 6 3 7 1 2 0 6

Всего 49 22 50 26 52 29 49 37 54 23

Относительно ровная ситуация с приемом и выпуском - в Дербентском музыкальном училище. Основной процесс образования здесь сосредоточен на отделениях, связанных с исполнительством на народных инструментах. Данная специализация позволяет выпускнику училища интегрироваться в музыкальную культуру Дербентского района, преподавать в музыкальных школах, где также имеется востребованность именно данной специализации, работать в оркестрах народных инструментов и в инструментальных ансамблях, обеспечивающих музыкальное сопровождение различных частных праздничных мероприятий (свадеб, корпора-тивов и т.д.). Популярность отделения хорового дирижирования и относительную стабильность количества принятых и выпущенных студентов мы связываем, во-первых, с востребованностью вокальных исполнителей в культурном пространстве Дербентского района. Другой причиной, обусловившей положительную статистику абитуриентов и выпускников по направлению подготовки «Хоровое дирижирование» в данном училище, является, по нашему мнению, гендерная обусловленность данной специализации: на этом отделении в основном учатся девушки, ориентированные на успешную учёбу и трудоустройство в сегменте среднего образования. В Таблице 2 - данные по приему и выпуску в Дербентском музыкальном училище.

Таблица 2

Направление подготовки 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014

прием выпуск прием выпуск прием выпуск прием выпуск прием выпуск

Фортепиано 2 3 3 2 3 1 2 1 4

Хоровое дирижирование 15 6 10 7 10 16 9 10 6 7

Национальная гармонь 9 12 10 7 4 9 5 8 3 8

Кларнет 2 2 1 3 3 1 1

Аккордеон 1 1 1 1

Гитара 2

Театральное 7

Кеманча 1

Тар 1 1 1 1 1

Баян 1

Итого 29 33 25 22 17 29 16 22 13 19

Уменьшение количества абитуриентов в специализированных музыкальных учебных заведениях отмечается исследователями как проблема, свойственная регионам России: «молодежь перестала считать профессию музыканта, тем более музыканта-педагога, в числе престижных и прибыльных» [11, с. 66]. Параллельно происходит процесс архаизации дагестанского общества, в котором императивом аксиологических оснований является традиционная культура, выступающая подчас существенным препятствием для формирования культурно-образовательного пространства региона. «Традиционная культура высокоэкологична, но в то же время она является носителем архетипов, которые могут стать основой национальной нетерпимости, источником "варваризации"», - справедливо отмечает И. И. Горлова [5, с. 20].

В то же время определенная часть урбанизированных дагестанцев считает для себя приоритетной светскую культуру и активно интегрируется в европейское культурное пространство. Примером такой интеграции является успешное функционирование школы для одаренных детей, открытой композитором М. М. Кажлаевым.

Заключение

Локальная специфика функционирования учреждений музыкального образования в Дагестане трактуется в контексте объективных социокультурных и общественно-исторических закономерностей, которые выявляют себя в виде определенных тенденций, детерминированных условиями места и времени. Будучи познанными, эти закономерности позволяют диагностировать современное состояние музыкального образования в регионе, проектировать его дальнейшее развитие и прогнозировать развитие событий в дагестанской художественно-образовательной среде.

Список литературы

1. Абдулаева М Ш. Музыкальное просвещение - компонент региональной культурной политики Республики Дагестан: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. Ч. 2. С. 499-502.

2. Абдуллаева Э. Б. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве межкультурных коммуникаций // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2013. № 50. С. 122-124.

3. Абдуллаева Э. Б. Поиски новых жанров и форм в музыкальном искусстве Дагестана 70-80-х годов ХХ века // PAX SONORIS: история и современность. 2009. Вып. II (IV). С. 127-138.

4. Бутаева З. А. Особенности культуры Дагестана на современном этапе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 2 (58). С. 43-50.

5. Горлова И. И. Юг России: культурное многообразие и межкультурные взаимодействия // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства: сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. Т. В. Коваленко. Краснодар, 2015. С. 16-24.

6. Каргина И. Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 108-115.

7. Концепция региональной культурной политики в Республике Дагестан на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 01.06.2016).

8. Купцова И. А. Культурная динамика провинциальной культуры в условиях исторических трансформаций российской цивилизации: автореф. дисс. ... д. культурологии. М., 2011. 39 с.

9. Мамаева Т. И. Музыкальные училища Республики Дагестан в культурном пространстве региона // Фэн-наука. 2015. № 5. С. 74-75.

10. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]. URL: http://minkultrd.ru/articles/dokumenty/ kulturnaya_politika/ (дата обращения: 01.06.2016).

11. Рапацкая Л. А. Музыкальное образование в России в контексте культурных традиций // Вестник Международной академии наук (русская секция). 2007. № 1. С. 63-67.

12. Сайфуллина Г. Р. «Будь осторожен, слушая саз!»: Габаши-богослов о дозволенности музыки в исламе // Музыка: искусство - наука - практика. 2012. № 1 (1). С. 43-50.

13. Стратегия государственной культурной политики до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://minkultrd.ru/ articles/dokumenty/kulturnaya_politika/ (дата обращения: 01.06.2016).

PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN: LOCAL SPECIFICITY IN MODERN SOCIOCULTURAL CONTEXT

Mamaeva Tamila Islamutdinovna Abdulaeva Medina Shamil'evna, Doctor in Culturology, Associate Professor Dagestan State Pedagogical University m-medina 71@yandex. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The music culture of the region reflects the cultural priorities and imperatives of the society. The orientation to the Arab world becomes a marker of the ethnocultural and regional identity of the modern Dagestanis. The article deals with the sociocultural conditions of the formation and development of the institutions of professional music education in the Republic of Dagestan, notes the factors that determined the negative dynamics of music education in the post-Soviet period.

Key words and phrases: music culture; professional music education; music college; cultural environment; Dagestan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.