Научная статья на тему 'Возможности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в ДМШ и ДШИ'

Возможности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в ДМШ и ДШИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ / АВТОАРАНЖИРОВЩИК / МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЕДАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низовцева В.К.

В статье рассматривается вопрос о оптимизации учебного процесса на музыкальных занятиях в ДМШ и ДШИ при помощи музыкально компьютерных технологий, а так же рассматриваются их возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низовцева В.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности музыкально-компьютерных технологий на музыкальных занятиях в ДМШ и ДШИ»

ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДМШ И ДШИ

© Низовцева В.К.*

Институт музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

В статье рассматривается вопрос о оптимизации учебного процесса на музыкальных занятиях в ДМШ и ДШИ при помощи музыкально компьютерных технологий, а так же рассматриваются их возможности.

Ключевые слова: информационные технологии, музыкально компьютерные технологии, музыкально-компьютерные игры, музыкальные энциклопедии, музыкально-компьютерные тренажеры, музыкальные конструкторы, автоаранжировщик, музыкальные редакторы.

Информационные технологии и новые социально-экономические условия позволили внедрить в учебный процесс музыкально-компьютерные технологии, которые помогают в решении педагогических проблем. При выдающихся творческих достижениях отдельных музыкантов возможности музыкального образования в массовой педагогике используются не полностью, а методы обучения в системе общего музыкального образования не претерпевали существенных изменений, в результате чего его уровень не соответствует требованиям современности. Один из путей решения этой проблемы заключен в поиске новых педагогических технологий, которые позволят оптимизировать учебный процесс, сделать его высокохудожественным и высокотехнологичным, соответствующим современным условиям [8; 7].

При разработке компьютерных музыкальных обучающих систем решается комплекс педагогических, психологических и технических проблем, основными задачами которых являются:

- поддержка учебного процесса с использованием компьютерных технологий в качестве инструментальных средств обучения на музыкально-теоретических специальностях (тренажеры, обучающие программы и т.д.);

- поддержка учебно-музыкальной деятельности путем создания автоматизированных рабочих мест;

- поддержка исследовательской музыкальной деятельности путем организации информационного взаимодействия с внешней научной средой;

* Студент 4 курса (направление «050100 - Педагогическое образование» профиль «Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии)).

- развитие перспективных информационных технологий в виде систем дистанционного обучения.

Необходимо совершенствовать технологии обучения музыкальным дисциплинам, создавать музыкальные программы, которые позволили бы гибко и разносторонне использовать богатый педагогический инструментарий традиционного обучения музыке и огромные возможности компьютера [2].

Компьютеризация музыкального образования может стать дополнительной мотивацией обучения музыке современного ученика. Необходимо совершенствовать обучение, создавать комплексы программ, в которых компьютерные технологии будут выполнять свои вспомогательные и организующие функции. Для успешной реализации учебного процесса педагог должен разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворять свою потребность к самореализации [1, 6].

Рассмотрим возможности применения компьютера, компьютерных программ в учебном процессе на уроках музыки в а именно технологии мультимедиа.

Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где главная роль наглядности - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.

Музыкально компьютерные программы предоставляют много возможностей для музыкального обучение школьников, их применение разрешает сделать изучения учебного материала захватывающим, интересным и наглядным.

В музыкальном образовании компьютер используется как для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана) [5].

Анализируя разные подходы к применению компьютеров в области музыкального образования, можно выделить направления его применения:

- прослушивание и анализ музыкальных произведений;

- создание музыки;

- изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудио и видеоизображение;

- создание собственных музыкальных программ.

Существующие музыкально компьютерные программы, которые можно

использовать для уроков музыки в ДМШ и ДШИ, можно поделить на группы:

1. Развивающие музыкально-компьютерные игры.

2. Музыкальные энциклопедии.

3. Музыкально--компьютерные тренажеры.

4. Музыкальные конструкторы.

5. Программы музыкальный автоаранжировщик.

6. Музыкальные редакторы.

7. Программы-тесты и викторины.

Каждая из представленных музыкальных программ помогает в комплексе решать основные задачи музыкального обучения и может использоваться преподавателем на разных этапах обучения. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель на уроке музыки. Соответственно приведенным группам рассмотрим компьютерные программы.

1. Развивающие музыкально-компьютерные игры. Одна из популярных программ такова типа «Музыкальный класс», ее можно использовать на начальном этапе обучения, программа отлично познакомит детей с инструментами, музыкальной грамотой, музыкальным конструктором. Начинающие пианисты, с огромным интересом изучают, получают, закрепляют знания в красочной игровой форме, полученные на уроках фортепиано, сольфеджио, слушании музыки, хоре. Конечно, такая форма работы не заменит общение с педагогом, его живые рассказы о музыке, инструментах, ключах, длительностях нот, но это тоже одна из новых форм обучения, современные дети любят ее и готовы к получению и проверке знаний и таким способом.

Программы этой группы объединяют возможности всех или нескольких групп программ. К этой группе можно отнести программу CD-ROM «Фредерик Шопен», которая переносит учеников в чрезвычайный мир польского композитора. Она дает ученикам исследовательскую среду, которое привносит элемент творчества для развития их воображения и фантазии.

Особое внимание следует уделить программе, которая создана коллективом сотрудников Московской консерватории CD-ROM «П.И. Чайковский. Жизнь и творчество». Отличительной чертой этой программы от других является профессиональное накопление учебного материала, необходимого для музыкального обучение школьников. Строится эта программа по следующим тематическим разделам: короткая энциклопедия, экскурсии в сопровождении голоса автора по такими разделами: жизнь в фотографиях, рояль в жизни П. Чайковского, мировая культура и П. Чайковский, дом-музей в Клину, композитор и природа, русская усадьба; викторина, которая проверяет знания по трем направлениям: музыкальные произведения, биография композитора, угадай мелодию. В данной программе авторами предложены подсказки для проверки знаний учеников или для уточнения ответов.

Еще одна развивающая музыкальная программа с игровыми элементами «Cartoon Classics» (Классическая музыка из мультфильмов), которая предлагает ученикам с помощью героев мультфильмов и музыки, назвать мультфильм и автора музыки. Это - «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Венгер-

ская Рапсодия» Ф. Листа, ария «Фигаро» В.А. Моцарта и др. Программа разделена на темы, рассмотрим одну из них тему «Праздники и фестивали народов мира». Нажав на пиктограмму данного раздела, ученики могут прослушать музыку, которая традиционна для праздников в Америке: День святого Валентина, известную песню «Happy Birthday to you», к осеннему празднику «Helloween».

Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.

2. Музыкальные энциклопедии. Такие CD-ROM-программы в основном написаны как базы данных и предназначены для индивидуальной работы ученика с компьютером. Хорошим примером такой программы является «Классическая музыка». Она иллюстрирует учебный материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320 музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в исполнении лучших музыкантов мира. Этот материал энциклопедии можно использовать на разных этапах изучения темы: «Композиторы разных стран мира», «Театр», «Музыкальные инструменты» и др., которые изучаются на уроках музыки. При помощи этой программы ученики так же могут самостоятельно подготовить сообщения об изученном материале данной темы, найти музыкальный материал и т.п. Такая работа с компьютером включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.

Энциклопедические компьютерные программы могут быть использованы на таких типах уроков:

- объяснение нового материала (вступительных уроках);

- формирование и усвоение умений и навыков;

- обобщающих;

- повторение и закрепление знаний.

Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных программ в изучении темы.

3. Музыкально-компьютерные тренажеры. Для учеников постарше нужны программы более насыщенные в информационном плане можно использовать такую программу как «Note Trainer» - нотный тренажер пианино и гитары, обучающая программа для формирования у начинающих музыкантов навыка чтения нот. Используя данный тренажёр, можно выработать устойчивую ассоциацию ноты и положения рук на клавиатуре пианино или гитарного грифа (бас-гитары и шестиструнной). Для занятий нужно правильно нажать клавишу в соответствии с показанной нотой. Так же в этой

программе есть возможность выбра диапазона, нотного ключа и возможность ввода с MIDI клавиатуры (синтезатора, цифрового пианино), подключенного к компьютеру.

4. Музыкальные конструкторы. Очень важной составляющей музыкальной информатики, являются музыкальные программы - конструкторы, такие как «Visual Arrangera» - программа может предложить 210 (8 стилевых групп по 20 стилей в каждой, плюс загрузка еще 50 стилей с диска) различных стилей авто-аккомпанемента, в каждом из которых восемь стилевых вариаций и семь независимых оркестровых голосов. Работа в этих программах не требует фундаментальных музыкальных знаний. Музыкальное произведение в таких программах создается с помощью шаблонов, алгоритмов, образцов, подобное тому, как ребенок собирает дом или машину из деталей конструктора. Их можно сцеплять, складывать линию или вертикальную башню, склеивать и добавлять новые посторонние элементы.

5. Программы автоаранжировщики. Программа музыкальный автоаранжировщик работает почти, как и обычный профессиональный аранжировщик. Вы задаете гармоническую схему пьесы с указанием основных элементов музыкальной формы. Для несложной песни этими элементами будут являться вступление, куплет, припев и кода, причем надо указать в какой последовательности и по сколько раз куплет и припев чередуются.

Гармоническая схема задается в виде тактов, с расположенными внутри них аккордовыми символами. Для удобства элементы формы (куплеты, припевы или части) обозначаются латинскими буквами. Для некоторых программ-аранжировщиков не надо несколько раз расписывать одинаковые части (куплеты, припевы), достаточно указать их количество. После этого необходимо выбрать стиль, в котором должна звучать пьеса: классика, джаз, рок или даже более узко - например, медленный фокстрот в духе тридцатых годов. Одни автоаранжировщики предоставляют большое количество возможных стилей (больше ста), другие специализируются на определенной тематике (скажем, популярная музыка 90-х годов).

После того, как закончены ввод аккордов и настройка стиля, программа генерирует аккомпанирующие партии сразу для всей пьесы и для всех инструментов. Существует два основных алгоритма.

В первом программа использует записанные заранее готовые куски, транспонируя их в нужную тональность и развертывая на заданное число тактов или долей такта. Обычно, чтобы аккомпанемент не был очень однообразным, записывается несколько вариантов, и программа случайным образом выбирает один из них. Приблизительно так поступает программа «Band in a Box» в ней возможно создание полноценного музыкального файла на основе гармонической сетки в рамках определенного музыкального стиля. В другом случае для каждого стиля и каждого инструмента задается сложный (или не очень) алгоритм. Вы включаете режим «Compose» (Сочи-

нить) и прослушиваете все, что программа выдает, подчиняясь этому алгоритму. Когда наступает момент, и вновь созданный вариант аранжировки Вам нравится, Вы его фиксируете. Примерно такой подход использует программа «Jammer Pro».

Можно использую ее в работе с более старшими учениками при создании аранжировки на определенную мелодию.

6. Музыкальные редакторы. Программы данного рода открывают школьникам возможности для экспериментирования с электронными звуками. Ученик может создать композицию, задавая систему выразительных средств музыки, используя программу музыкального редактора «Note Worthy Composer».

Работая в данном редакторе, дети учатся не только записывать знакомые мелодии, но и составлять свои, подбирая темпы, фрагменты, которые отвечают стилю, количеству голосов и т.п.

Программы нотные редакторы предназначены для набора и редактирования нотного текста,

7. Программы-тесты и викторины. Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Часто они создаются учителями и учениками для своего учебного заведения. Также существуют в каждой программе специальные викторины на закрепление учениками материала с которым они ознакомились.

Интересной для учеников музыкальная игра «Щелкунчик», в которой авторы предлагают ученикам спасти новогодние подарки от Мышиного короля. Для этого им понадобится не только мужество, но учебные знания и музыкальный слух. Если задача выполнена правильно, подарки отправляются на новогоднюю елку в качестве прекрасных танцев из балета «Щелкунчик»: китайского, индийского, русского танца, танца цветов и др.

Таким образом, информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса [6; 2].

Применяя новые информационные технологии на уроке в музыкальной школе, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Не стоит забывать, что использование музыкально компьютерных технологий в музыкальном воспитании - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационные технологии, заменить живое общение педагога с учеником они не могут и не должны. Очень важно контролировать общение ученика с компьютером, что бы не превратить его в технический практикум. Увлечённый новыми возможностями, мудрый учи-

тель использует только те открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка, используя при этом свои личностные качества, педагогический опыт и навыки.

Список литературы:

1. Белов Г.Г. Композитор и компьютер: некоторые практические и педагогические аспекты // Материалы междунар. науч. сессии, посвященной 140-летию Консерватории «Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002». - СПб., 2002.

2. Горбунова И.Б., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе: уч. пособ. - СПб., 2003.

3. Живайкин П.Л. Словарь-справочник по синтезаторам и музыкальным компьютерным программам. - М., 2009.

4. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе. - М.: Экон-Информ, 2009.

5. Кунгуров А.А. Персональный компьютер и электронные музыкальные инструменты в ДМШ // Интернет-сайт Анатолия Кунгурова.

6. Романовский А. Компьютер и синтезатор в специальном классе ДМШ/ДШИ // Музыка и электроника. Образовательный журнал. - 2010. -№ 3.

7. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование - 2002». - СПб., 2002.

8. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Стратегии и методики. Классика - XI. - М., 2007.

9. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. - 128 с.

10. Чайнова Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде // Детский сад от А до Я. - 2003. - № 1.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО

© Островская Л.В.*

Детская музыкальная школа № 3, г. Белгород

Статья посвящена проблеме развития творческой личности детей на уроках фортепиано, что показано на примере МБОУ ДО ДМШ № 3 г. Белгорода.

Ключевые слова развитие личности, обучение творческой личности, условия развития.

* Концертмейстер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.