ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Научная статья УДК 378.018.41
DOI: 10.18101/2307-3330-2022-1-3-7
ВОЗМОЖНОСТИ MICROSOFT TEAMS ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
© Гороховская Надежда Анатольевна
старший преподаватель,
Бурятский институт инфокоммуникаций СИБГУТИ Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Трубачеева, 152 gor-nadin@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации дистанционного обучения. Авторы рассматривают возможности использования Office 365, Microsoft Teams. Office 365 — программное обеспечение Microsoft, объединяющее популярные приложения. Microsoft Teams Education — это платформа для организации дистанционной среды в образовательном процессе. Рассмотрены организация команд (добавление участников, изменение команды, использование тегов, отправка ссылки на команду, добавление канала), размещение контента, использование записной книжки для занятий, создание заданий, тестов, проведение видеоконференций, использование онлайн-доски, облачного хранилища, отчетов. Особое внимание уделяется организации видеоконференций. Сравниваются виртуальные образовательные платформы Microsoft Teams, Moodle. Представлен опыт использования данных платформ во время дистанционного обучения в Бурятском институте инфокоммуникаций (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «СибГУТИ».
Ключевые слова: дистанционное обучение, Office 365, Microsoft Teams, Moodle, видеоконференции, коммуникация, организация команд, задания, тесты, ЭИОС.
Для цитирования
Гороховская Н. А. Возможности Microsoft Teams для организации дистанционного обучения студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2022. № 1. С. 3-7.
Пандемия внесла новые коррективы в российское образование. Возникла необходимость использования дистанционного обучения, которое должно отвечать современным требованиям: особенностям поколения Z; новым запросам семьи, общества; формированию жестких и мягких компетенций; использованию новых форм, технологий и средств обучения; организации удаленного взаимодействия и прочее. Современное российское дистанционное образование должно стать более гибким, направленным на коммуникацию, индивидуальный
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2022/1
подход, обеспечивать формирование компетенций, своевременную связь. Молодые педагоги должны отвечать на вызовы современного мира. Одним из способов соответствовать данным требованиям является использование электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя Microsoft Teams Education.
Microsoft Teams Education — это платформа для организации дистанционной среды в образовательном процессе. Она полностью интегрируется с приложениями офиса 365: Word, PowerPoint, Excel, Outlook, OneDrive, OneNote, SharePoint, Forms и другими.
Рассмотрим возможности Teams более подробно. Существуют следующие варианты работы: открытие платформы в браузере googlechrome, мобильного приложения Teams, программы Microsoft Teams. Платформа содержит чат, в котором можно обмениваться информацией с конкретным пользователем или группой пользователей.
Предоставляется возможность организации команд. В нее входят добавление участников, изменение команды, использование тегов, отправка ссылки на команду, добавление канала. По желанию педагога можно организовать групповую работу внутри одной группы с помощью создания канала.
Имеется возможность использования записной книжки для занятий, в которой предусмотрены пространство для совместной работы, библиотека содержимого, раздел для преподавателя, записные книжки обучающихся. Пространство для совместной работы представляет собой место для хранения информации, которую могут просматривать и редактировать все участники команды. Библиотека содержимого включает в себя учебные материалы для обучающихся. Раздел для преподавателя содержит информацию, которую может просматривать и редактировать только преподаватель, обучающиеся не имеют к ней доступа. В записных книжках учащихся преподаватель может выкладывать материалы, предназначенные для конкретного обучающегося. Обучающиеся могут редактировать собственные записные книжки и не имеют доступа к записным книжкам других обучающихся.
Предусмотрено создание заданий и тестов для всей группы. К заданию можно добавить различные материалы, инструкцию по выполнению, определить баллы и критерии оценивания, установить сроки выполнения. Преподаватель во время проверки выполненных заданий может написать отзыв на работу, оценить ее или вернуть на доработку. Тесты разрабатываются в Microsoft Forms. Предусмотрены следующие виды вопросов: на выбор, ввод ответа, оценка утверждения, рейтинг, шкала Ликерта, эссе. Тест можно настроить по следующим критериям: автоматическая оценка, определение круга лиц, имеющих право заполнять тест, определение начала и окончание прохождения теста, сортировка вопросов, уведомление об ответах. Платформа позволяет получить отчет по всем выданным заданиям и тестам, в котором содержится оценка состояния задания и тестов всех обучающихся.
Отличительной особенностью Teams является возможность организации занятий в режиме онлайн с помощью функции «собрание», которая в отличие от бесплатной версии «Zoom» не ограничена по времени. Собрание может быть проведено в режиме аудио- или видеосвязи. Предусмотрен совместный доступ к
экрану, что позволяет участникам собрания демонстрировать свои экраны. В собрании могут участвовать как пользователи команды, так и приглашенные участники. В случае проведения видеособрания имеется возможность представления изображения участников: галерея (до девяти человек), крупная галерея (до сорока девяти человек), режим «вместе» (показывает всех участников). Предусмотрена видеозапись данного собрания, которая в последующем может быть доступна для просмотра. Во время проведения собрания преподаватель может регулировать права участников: кто будет выступать; использование микрофона, камеры и прочее. Есть возможность использования доски и чата. Организация собраний возможна двумя способами: планирование, начать сейчас. «Планирование» осуществляется в календаре. «Начать сейчас» позволяет в данный момент времени запустить собрание в команде и пригласить других участников. В настройке собрания задается имя участника, определяется, будет ли использоваться видео, выбирается источник звука. Платформа предоставляет отчет о каждом собрании, в котором содержится имя собрания, время входа и выхода каждого участника. Также в Teams есть возможность позвонить конкретному пользователю.
В календаре можно планировать будущие события, занятия и собрания. Его функционал позволяет синхронизировать общие календари участников между приложениями Office 365, что значительно повышает командное взаимодействие онлайн.
В Teams есть возможность использования большого количества приложений, позволяющих организовать дистанционное или смешанное обучение: Polly — проведение опросов; Viva-обучение — совместное использование библиотеки контента; Trello — организация работы над проектами и другие.
Сравнение системы управления электронным образованием Moodle, платформы Teams (табл. 1) и опыта работы с данными системами в БИИК СибГУТИ позволило нам выявить следующие особенности. Большим преимуществом системы Moodle является возможность создавать курсы, которые можно использовать для различных групп. На основе разработанных курсов, используя «импорт курсов», можно создавать новые курсы. Данный функционал системы позволяет преподавателю разработать содержание курса в соответствии с учебным планом, рабочей программой и использовать разработанный курс в последующей работе. «Импорт курсов» позволяет сократить время разработки. При этом Moodle имеет свои недостатки. Огромным недостатком является ограничение по объему загружаемых файлов, что не позволяет использовать мультимедийную информацию.
Огромным преимуществом Teams является проведение видеоконференций с возможностью их записи на видео. Во время видеоконференции можно применять доски, презентации, демонстрации экрана. Преподаватель может организовать проверку работ обучающихся во время видеоконференции, проводить фронтальную проверку. Teams позволяет начать работу в группах с помощью разделения на каналы и использования приложений, предназначенных для организации командного взаимодействия. Teams дает возможность загружать файлы объемом до 250 ГБ и размещать данные в облачном хранилище. Использование Teams во время дистанционного обучения делает образовательный
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО
2022/1
процесс более продуктивным и способствует формированию коммуникативных навыков как у молодых педагогов, так и обучающихся.
Таблица 1
Сравнение «Moodle» и «Teams»
Функционал Moodle Teams
Разделение на уровни доступа + +
Создание курса + -
Размещение контента + +
Задания + +
Тесты + +
Календарь + +
Чат + +
Форум + -
Вики + -
Scorm-формат + -
Интеграция с почтовыми системами + +
Импорт курса + -
Видеоконференции + +
Онлайн-доска - +
Использование других приложений - +
Объем размещаемых файлов 250 МБ 250 ГБ
Видеозапись - +
Подключение файлов из облачного хранилища - +
Работа с группами - +
Обратимся к опыту использования Teams в БИИК СибГУТИ. В данной образовательной организации применяется электронная информационно-образовательная среда, которая активно использовалась во время дистанционного обучения. В ее состав входит как система управления электронным образованием Moodle, так и платформа для организации дистанционной среды Teams. В Moodle разрабатываются образовательные курсы на основании учебного плана и рабочих программ. В курсах размещаются задания и тесты. Предусмотрено использование облачного хранилища Share Point. В Teams проводятся занятия, защита отчетов по практике, курсовых и выпускных квалификационных работ во время дистанционного периода.
Важно отметить, что сложности у молодых педагогов возникают в процессе разработки образовательных курсов и повышения мотивации обучающихся во время дистанционного обучения. Благодаря высокому уровню развития ИКТ компетенции у молодых преподавателей они готовы осваивать и использовать электронную информационно-образовательную среду.
Литература
1. Office 365 для образования. URL: https://www.microsoft.com/ru-ru/education/products/office (дата обращения: 12.11.2021). Текст: электронный.
2. Знакомство с Microsoft Teams. URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/microsoftteams/teams-overview (дата обращения: 12.11.2021). Текст: электронный.
Статья поступила в редакцию 02.10.2021; одобрена после рецензирования 13.10.2021; принята к публикации 19.01.2022.
OPPORTUNITIES OF MICROSOFT TEAMS FOR ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS
Nadezhda A. Gorokhovskaya Senior Lecturer,
Buryat Institute of Infocommunications
(branch of) Siberian State University of Telecommunications and Informatics 152 Trubacheyeva St., Ulan-Ude 670031, Russia gor-nadin@yandex. ru
Abstract. The article deals with the problem of organizing distance learning. We have analyzed the opportunities of using Office 365, Microsoft Teams. Office 365 is a Microsoft software that combines popular applications. Microsoft Teams Education is a platform for organization of eLearning environment in the educational process. In the article we have considered the organization of teams (adding participants, changing the team, using tags, sending a link to the team, adding a channel), content placement, use of class notebook, creation of assignments and tests, videoconferencing, use of online whiteboard, cloud storage, and reports. Special attention is paid to organization of videoconferences. We have compared Microsoft Teams and Moodle virtual educational platforms, and presented the experience of using these platforms in distance learning at Buryat Institute of Infocommu-nications (branch) of Siberian State University of Telecommunications and Informatics. Keywords: distance learning, Office 365, Microsoft Teams, Moodle, videoconferencing, communication, team organization, tasks, tests, eLearning environment.
For citation
Gorokhovskaya N. A. Opportunities of Microsoft Teams for Organization of Distance Learning for Students. Bulletin of Buryat State University. Education. Person. Society. 2022; 1: 3-7 (In Russ.).
The article was submitted 02.10.2021; approved after reviewing 13.10.2021; accepted for publication 19.01.2022.