Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ)'

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА / РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / CIRCULAR TRAINING / DEVELOPMENT OF SPEED-POWER ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малозёмов О. Ю., Прохорова О. И., Белькова А. В., Давыдова Е. Ю., Галицин А. Г.

Обсуждаются возможности применения метода круговой тренировки для развития скоростно-силовых способностей у юных баскетболистов. Приведён разработанный авторами комплекс специальных упражнений, используемых в круговой тренировке. Проанализированы последствия использования данного комплекса упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малозёмов О. Ю., Прохорова О. И., Белькова А. В., Давыдова Е. Ю., Галицин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE METHOD OF CIRCULAR TRAINING IN DEVELOPMENT SPEED-POWER ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE GAME OF BASKETBALL)

Possibilities of application of a method of circular training for development of speed-power abilities at young basketball players are discussed. The authors developed a set of special exercises used in circular training. The consequences of using this set of exercises are analyzed.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ)»

УДК 796

Малозёмов О.Ю., к.пед.н.

доцент

кафедра физической культуры Уральский государственный медицинский университет

Прохорова О.И.

заведующий кафедрой психофизической культуры

Белькова А.В. учитель Давыдова ЕЮ. учитель

кафедра психофизической культуры Специализированный учебно-научный центр Уральский федеральный университет

Галицин А.Г. тренер-преподаватель МБУ ДО «Центр внешкольной работы «Социум»»

Россия, г. Екатеринбург

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ)

Аннотация. Обсуждаются возможности применения метода круговой тренировки для развития скоростно-силовых способностей у юных баскетболистов. Приведён разработанный авторами комплекс специальных упражнений, используемых в круговой тренировке. Проанализированы последствия использования данного комплекса упражнений.

Ключевые слова: круговая тренировка, развитие скоростно-силовых способностей.

Malozemov O.Yu., kand. ped. sciences, associate professor Department of physical culture, Ural state medical university

Prokhorova O.I.

head of the Department of psychophysical culture Bel'kova A. V., Davydova E. Yu. teachers of the Department of psychophysical culture Specialized educational and scientific center, Ural federal University

Galitsin A. G.

coach of the MBIAE "the Center of extracurricular work "Society»

Russia, Ekaterinburg POSSIBILITIES OF THE METHOD OF CIRCULAR TRAINING IN DEVELOPMENT SPEED-POWER ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE GAME OF

BASKETBALL)

Annotation. Possibilities of application of a method of circular training for development of speed-power abilities at young basketball players are discussed.

The authors developed a set of special exercises used in circular training. The consequences of using this set of exercises are analyzed.

Key words: circular training, development of speed-power abilities.

Баскетбол - одна из наиболее увлекательных командных игр, способствующая комплексному совершенствованию двигательных навыков и развитию физических способностей, в связи с чем, является важным средством физического воспитания детей и подростков.

Скоростно-силовые способности являются одними из важнейших, определяющих успешность игровой деятельности в баскетболе. Работы Л. П. Матвеева, В. П. Филина и др. [1, 2] показали, что до 80% двигательной деятельности в баскетболе составляют действия скоростно-силового характера. В связи с этим, логично, что в процессе подготовки развитию именно данных способностей следует уделять особое внимание. В достижении этой цели может успешно использоваться метод круговой тренировки.

Под термином «скоростно-силовые качества» понимают способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайшее время, при сохранении оптимальной амплитуды движений. Сочетание в проявлении силы и быстроты, составляющие суть скоростно-силовых способностей, проявляются во многих спортивных упражнениях и видах спорта, где необходимы быстрая и взрывная сила, мощность усилий: в легкоатлетических метаниях и прыжках, спринтерском беге, единоборствах, спортивных играх. Чем выше скоростно-силовая подготовка спортсмена, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, поскольку приобретённая снарядом (телом) максимальная скорость определяется силой и скоростью приложенного к нему воздействия.

Основными в развития скоростно-силовых способностей являются следующие методы: 1) повторного выполнения скоростно-силового упражнения без отягощения, 2) повторного выполнения скоростно-силового упражнения с отягощением малого и среднего весов, 3) упражнения, выполненного при смешанном (ауксотоническом) режиме работы мышц, 4) однократного и повторного выполнения силового упражнения с отягощением около предельного и предельного веса (метод максимальных усилий), 5) «ударный», предусматривающий выполнение специальных упражнений (с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения), направленных на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц, 6) круговой (поточный).

Для развития и совершенствования скоростно-силовых способностей у юных баскетболистов рекомендуют использовать следующие упражнения в качестве основных средств: бег на короткие дистанции из различных исходных положений, прыжковые упражнения, метания, упражнения с преодолением собственного веса и веса партнёра, упражнения с набивными

мячами, мешками с песком, с грифом штанги. Упражнения следует выполнять сериями по 2-3 подхода, с количеством повторений от 5 до 12, в умеренном и быстром темпе.

В методе круговой тренировки последовательно выполняются специально подобранные упражнения, воздействующие на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы [3].

Основными разновидностями круговой тренировки являются:

1. По методу непрерывного упражнения (преимущественная направленность на выносливость).

2. По методу интервального упражнения с жёсткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость).

3. По методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость и различные виды специальной выносливости).

Предлагаемый нами вариант круговой тренировки состоит из девяти упражнений. Все упражнения в нём носят скоростно-силовой характер. Часть упражнений сходна по структуре движений с игровыми действиями баскетболистов.

Упражнение 1: перемещение боком в защитной стойке баскетболиста с грифом штанги на плечах. Вес отягощения 15-20 кг, расстояние 4-5 м, выполняется в среднем и быстром темпе.

Упражнение 2: передачи набивного мяча (2-3 кг) в паре двумя руками от груди и одной рукой от плеча поочерёдно. Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении упражнения спортсмены полностью выпрямляли руки в локтевых суставах и не принимали мяч к туловищу при ловле.

Упражнение 3: прыжки боком вправо-влево через скамейку толчком двумя ногами. Обратить внимание на то, чтобы каждый следующий прыжок выполнялся сразу после приземления, т.е. без характерного (для слабо подготовленных) небольшого «допрыгивания».

Упражнение 4: подъём туловища из положения «лёжа на спине». Исходное положение (и.п.) - лёжа на спине, руки вверх, мяч в руках; 1 -сесть, наклониться, положить мяч между стоп; 2 - и.п.; 3 - сесть, наклониться, взять мяч; 4 - и.п. При достаточном развитии мышц брюшного пресса целесообразно использовать набивной мяч весом 2-3 кг.

Упражнение 5: выпрыгивание из полуприседа с гирей в руках, стоя на параллельных скамейках. Спину держать прямо, угол сгибания коленных суставов « 90° (большее сгибание не целесообразно, поскольку в игре баскетболисты не выполняют выпрыгивания из низкого приседа). При слабой подготовленности можно использовать медицинбол в качестве отягощения.

Упражнение 6: выталкивание партнёра из круга спиной или боком с одновременным ведением мяча. Упражнение имитирует силовую борьбу под

щитом за позицию, учит контролировать мяч и одновременно оказывать силовое давление на соперника.

Упражнение 7: прыжки на прямых ногах с касанием щита двумя руками. Необходимо следить, чтобы упражнение выполнялось без «допрыгивания». Для усложнения можно использовать утяжелители или выполнять прыжки с мячом (медицинболом) в руках.

Упражнение 8: «ходьба» на руках между скамейками. И.п. - упор лёжа на параллельных скамейках, вдоль. Поочерёдно поставить руки на пол между скамейками и вернуться в и.п.

Упражнение 9: ускорения от линии штрафного броска до средней линии, обратно бег спиной вперёд. 1 - без мяча, 2 - ведение правой рукой, 3 - ведение левой рукой. Выполнять с касанием линий рукой.

Данный комплекс круговой тренировки проводился в основной части занятия после общей разминки и самостоятельного выполнения спортсменами стретчинга. Тренировочные занятия с применением кругового метода проводились один раз в неделю, что соответствует недельному тренировочному циклу команды.

Круговая тренировка проводилась интервальным способом. Время работы на станции, также как и время на переходы между станциями и отдых - 30 секунд. В нашем случае использовалось два круга, отдых между которыми составлял 4 минуты. В это время спортсмены выполняли штрафные броски сериями на точность попаданий. Общее время, затраченное на круговую тренировку, составляло 21 минута. ЧСС подсчитывалась трижды: перед началом каждого круга, сразу же после его прохождения и затем ещё раз через две минуты по сигналу преподавателя.

Следует отметить, что применение специального комплекса круговой тренировки оказало дифференцированное воздействие на игроков различного амплуа, в частности, привело к более значительному развитию скоростно-силовых способностей в группе защитников, в сравнении с нападающими и центровыми игроками. Так, например, высота прыжка у защитников увеличилась на 9,3%, а у нападающих и центровых - на 7,1% и 4,9% соответственно.

Динамика развития скоростно-силовых способностей за исследуемый период имела положительную тенденцию прироста у всех участников эксперимента. Темпы прироста результатов, однако, оказались выше у игроков с изначально невысоким уровнем развития скоростно-силовых способностей.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что разработанный нами комплекс круговой тренировки оказал положительное воздействие на развитие скоростно-силовых способностей юных баскетболистов. В целом это позволило использовать в дальнейшем комплекс на учебно-тренировочных занятиях баскетболистов различного возраста с соответствующей коррекцией дозировки и объёма физической нагрузки.

Использованные источники:

1. Матвеев, Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов [Текст] / Л. П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

2. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. - М.: Просвещение, 1974. - 216 с.

3. Кряж, В. Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов [Текст] / В. Н. Кряж. - Минск: Высшая школа, 1982. - 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.