Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ "ЛУЧИК ДОБРА"'

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ "ЛУЧИК ДОБРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваулина А.Н., Малыхина Е.В.

В данной статье представлена программа по коррекции повышенной агрессивности у детей младшего школьного возраста. Предложены различные формы работы, как для детей, так и их родителей, педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ "ЛУЧИК ДОБРА"»

УДК 376

А.Н. Ваулина, Е.В. Малыхина

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ «ЛУЧИК ДОБРА»

В данной статье представлена программа по коррекции повышенной агрессивности у детей младшего школьного возраста. Предложены различные формы работы, как для детей, так и их родителей, педагогов.

Ключевые слова: агрессивное поведение, младшие школьники, коррек-ционно-развивающая программа.

Проблема агрессивного поведения младших школьников в последние десятилетия обретает всё большую актуальность. Этому способствует обширное количество факторов современности: развитие информационных технологий, бесконтрольное влияние СМИ на личность ребенка, ослабление семьи как главного института социализации - всё это приводит к росту случаев проявления детской агрессии, цинизма, детской преступности, характер которой приобретает всё большую жестокость. Нельзя оставить без внимания и проблему, возникшую в последние несколько лет, - агрессивное поведение в интернете, в социальных сетях, к которым дети приобщены с очень раннего возраста. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытого проявления агрессивности. При этом «в младшем возрасте школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым» [3].

Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии. Мы считаем, что решением данной проблемы может стать разработка и внедрение коррекционно - развивающей программы для детей младшего школьного возраста с повышенной агрессивностью «Лучик добра», представлена в нижеследующей таблице 1.

Цель программы - оказание комплексной помощи детям младшего школьного возраста с повышенной агрессивностью.

Задачи программы:

- организация просветительской деятельности педагогов и родителей в вопросе сопровождения младших школьников с повышенным уровнем агрессивности;

- снижение уровня тревожности младших школьников с повышенным уровнем агрессивности;

- формирование навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста;

- развитие коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

В основу программы положены следующие принципы:

- общенаучные принципы: интеграция и согласованность действий, вариативности, непрерывности, системности, структурности и комплексности;

- принципы коррекционно-развивающей деятельности: единство диагностики и коррекции, дея-тельностный принцип коррекции, учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

- принципы социального консультирования: доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее, «Не навреди».

Наиболее эффективными способами работы являются следующие:

- с детьми: словесные и подвижные игры; беседы; арт-терапия и др.

- с родителями: родительские собрания, семинары-практикумы, консультации, тренинги, деловые игры и др.

- с педагогами: лекции, тренинговые занятия, круглые столы, семинары-практикумы, мастер-классы и др.

Представленные формы работы достаточно вариативны. Возможность некоторого их изменения выражается в том, что специалист может заменять их или использовать дополнительные в зависимости от специфики группы.

© Ваулина А.Н., Малыхина Е.В., 2019.

Критерии и показатели эффективности программы:

- повышение уровня знаний родителей и педагогов в работе с детьми младшего школьного возраста с повышенным уровнем агрессивности;

- снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста;

- сформированность навыков бесконфликтного поведения у обучающихся младшего школьного возраста;

- сформированность коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста.

Условия реализации Программы.

Участие квалифицированных специалистов: социальный педагог, педагог-психолог, психолог, классные руководители, педагоги дополнительного образования, специализированные кабинеты с оборудованием.

Сроки реализации Программы: 1 год.

Таблица 1

Коррекционная - развивающая программа «Лучик добра» по сопровождению детей младшего _школьного возраста с повышенной агрессивностью_

Форма мероприятия Название Цель Ответственные

РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Тестирование, анкетирование Графическая методика «Кактус» М.А. Памфиловой Определение эмоциональных состояний ребенка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность Психолог, социальный педагог, классный руководитель

Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич Диагностика особенностей личности, предрасположенности к агрессивному поведению, выявление страхов, тревоги, Степень социализации, отношения в семье, обществе

Тест руки Вагнера Диагностика уровня агрессии как у детей

Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса Оценка общей школьной тревожности, отношений ребенка со сверстниками и взрослыми

1 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения, арт-терапия Игра «Понять друга» Научить использовать и понимать невербальные методы общения Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, педагог по изобразительному искусству

Упражнение «Разговор с руками» Научить контролировать свои действия

Упражнение «Маленькое привидение» Научить в приемлемой форме выплескивать накопившийся гнев

Упражнение «Эмоциональный словарь» Развитие эмоциональной сферы ребенка

Упражнение «Улитка» Снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности детей

Упражнение «Через стекло» Развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации

2 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения Упражнение «Липучка» Развитие умения взаимодействовать со сверстниками, снятие мышечного напряжения, сплочение группы Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

Упражнение «Зеркало» Отработка навыков взаимодействия, знакомство ребенка с его телом, обучение ориентации в пространстве

Упражнение «Снежки из бумаги» Снятие агрессивности, выброс отрицательных эмоций в косвенной форме, снятие эмоциональных и мышечных зажимов

«Добрый бегемотик» снятие эмоционального напряжения, агрессии

Продолжение таблицы 1

3 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения Упражнение «Серебряное копытце» Снятие излишнего мышечного напряжения и возникновение доверия к окружающим, сплочение детей Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

Упражнение «Котик» Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе

Упражнение «Драка» Расслабление мышц нижней части лица и кистей рук

Упражнение «Пузырь» Сплочение детей, развитие чувство ритма

Упражнение «Прощай» Научение детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова

4 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения Упражнение «Скульптура» Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д. Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

Упражнение «Дождик» Развитие мышечного контроля, ориентации в пространстве, умения взаимодействовать со сверстниками

Упражнение «Ласковый мелок». Снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Волшебные шарики» Снятие эмоционального напряжения

5 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения Упражнение «Постарайся отгадать» Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, навыков общения, Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

Упражнение «Пушинка» Развитие двигательной активности, умения контролировать свои действия

Упражнение «Клубочек» Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции

Упражнение «Мой хороший попугай» Развитие эмпатии, быстроты реакции, расширение словарного запаса и расширение поведенческого репертуара детей

6 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения, арт-терапия Упражнение «Настроение» Научение эмпатии, сопереживанию, пониманию чувств другого человека Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, педагог по изобразительному искусству

Игра «Обзывалки» Снятие вербальной агрессии, помощь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

Упражнение «Уходи, злость, уходи!» Научение умению контролировать свое поведение, расширение поведенческого репертуара детей, обучение приемам саморегуляции

Упражнение «Рисование» Снятие мышечного и эмоционального напряжения

7 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения Упражнение «Разговор с телом» Научение ребенка владеть своим телом Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель

Упражнение «Это я. Узнай меня» Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе

Упражнение «Счет» Научение быстро ориентироваться в намерениях, тактике, состоянии других людей, согласовывать свои действия с действиями других, принятия на себя ответственности

Упражнение «Археология» Обучение приему саморегуляции, развитие мышечного контроля

Продолжение таблицы 1

8 ЗАНЯТИЕ

Игры, упражнения, сказкотерапия, арт-терапия Упражнение «Бездомный заяц» Развитие быстроты реакции, отработка навыков невербального взаимодействия Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель, педагог по изобразительному искусству

Упражнение «Карабас Барабас», «Злые - добрые кошки» Отреагирование отрицательных эмоций и агрессии

Сказка «Могучий дуб и маленький кабанчик» Творческое развитие, коррекция и адаптация личности

Упражнение «Иголочка и ниточка» Побуждение детей к проявлению творческой активности, создание положительного эмоционального климата в группе

Тестирование, анкетирование Тест руки Вагнера; Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса Оценка эффективности коррекционно-разви- вающих воздействий Педагог-психолог, социальный педагог

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Анкетирование, тестирование Анкета «Признаки агрессивности» М. Ал-ворд, П. Бейкер Выявить уровень агрессивности ребенка Педагог-психолог, социальный педагог

Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А.А.Романова Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у младших школьников

Лекция «Агрессивное поведение у младших школьников» — Познакомить педагогов с понятиями «агрессия» и «агрессивность», причинами и формами агрессивного поведения — Обозначить критерии агрессивности Педагог-психолог, социальный педагог

Тренинговое занятие «Взаимодействие с агрессивными детьми» Оказание психологической помощи педагогам по взаимодействию с агрессивными детьми Педагог-психолог, социальный педагог

Круглый стол «Учимся переводить агрессию в позитивные эмоции» Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам эмоционального развития детей, профилактика агрессивного поведения всех участников ОП Педагог-психолог, социальный педагог

Семинар-практикум «Педагог и ребенок: барьеры в общении с агрессивными школьниками» — Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с агрессивными школьниками; — Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс; — Научить педагогов видеть проблемы поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию; — Способствовать улучшению коммуникации между педагогами Педагог-психолог, социальный педагог

Мастер-класс «Работа с агрессивными детьми» — Обучить педагогов методике работы с агрессивными детьми; — Обеспечить осознание педагогов о необходимости раннего выявления агрессивных проявлений у ребенка младшего школьного возраста и оказание своевременной помощи ребенку Педагог-психолог, социальный педагог

Окончание таблицы 1

Выступление на педагогическом совете «Профилактика агрессии и насилия в школе как фактор сохранения здоровья обучающихся» Осветить проблему агрессии и насилия среди школьников, познакомить с факторами сохранения здоровья обучающихся Педагог-психолог, социальный педагог

Медиаролики Детская агрессивность: причины, профилактика, помощь [3] Актуализировать имеющиеся у педагогов знания и представления об агрессивном поведении школьников и способах конструктивного разрешения проблемной ситуации Педагог-психолог, социальный педагог

Буклет «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми» (рекомендации) — Закрепить у педагогов правила работы с агрессивными детьми, предостеречь от типичных ошибок; — В сжатой лаконичной форме информировать педагогов об особенностях работы с детской агрессией Педагог-психолог, социальный педагог

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родительский опрос Анкетирование, тестирование Анкета «Признаки агрессивности» М. Ал-ворд, П. Бейкер Выявить уровень агрессивности ребенка Педагог-психолог, социальный педагог

Опросник «Ребёнок глазами взрослого» А.А. Романова Выявить нарушения поведения и эмоциональных расстройств у младших школьников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родительское собрание «Профилактика агрессии и жестокости в семье» Способствование повышению мотивации и вовлеченности родителей в решение обсуждаемых проблем, изменению их установок Педагог-психолог, социальный педагог

«Профилактика эмоциональных нарушений у детей» Осознание родителями взаимосвязи между собственными коммуникативными установками и их воздействием на эмоционально - волевую сферу

Семинар-практикум «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?» Просвещение в области профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, осуществлении конструктивного подхода к проблемам ребенка Педагог-психолог, социальный педагог

Консультации «Причины детской агрессии» «Работа с гневом» «Конструктивные навыки общения» «Реагирование на конфликтное поведение» Повышение профессиональной компетентности по эмоционально - волевому развитию младших школьников Педагог-психолог, социальный педагог

Тренинг «Игровые комплексы для предупреждения и снижения агрессивности» Обучить родителей игровым методам работы для предупреждения и снижения агрессивности у детей Педагог-психолог, социальный педагог

Деловая игра «Права ребенка» Профилактика жестокого обращения с детьми Социальный педагог

Медиаролики Агрессия в детско-ро-дительских отношениях [1] — Просвещение родителей о кризисах младшего школьного возраста, о признаках и причинах агрессивного поведения детей; — Рекомендации родителям, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку Педагог-психолог, социальный педагог

Буклет «Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми» — Закрепить у родителей правила работы с агрессивными детьми; — В сжатой лаконичной форме информировать об особенностях работы с детской агрессией Педагог-психолог, социальный педагог

Описание эффектов, достигаемых при использовании данной Программы.

Реализация данной Программы для детей младшего школьного возраста: улучшение самочувствия детей, положительные сдвиги в учебной деятельности; овладение воспитанниками некоторыми приемами снятия накопившейся агрессии и эмоционального напряжения; «новая» более эмоционально стабильная позиция младших школьников с повышенной агрессией в условиях учебно-воспитательного процесса; оценка изменений в поведении и деятельности ребенка, его эмоционального самочувствия, даваемая родителями и учителями; улучшение взаимоотношений в классе, семье.

Реализация данной Программы для педагогов и родителей детей младшего школьного возраста: подробная информированность о поведении ребенка, а также перенимание упражнений для снижения агрессии у младшего школьника; налаживание взаимного контакта между педагогами и детьми; повышение компетентности педагогов и родителей в организации взаимодействия с детьми в условиях разрешении трудных ситуаций, случаев появления спонтанной агрессии.

Возможные риски: отсутствие подкрепления и желания со стороны родителей снижает эффективность работы; структура занятий может быть нарушена из-за особенностей агрессивных детей: замкнутость, подавленное настроение, неуверенность, что потребует увеличение количества занятий;_нерегуляр-ность занятий по причине отсутствия детей (заболеваемость), что приведет к удлинению периода реализации программы.

Основные этапы работы:

- подготовительный: оценка контингента обучающихся для комплексного изучения и учета индивидуальных особенностей, подбор диагностических методик, оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям реализации;

- диагностический: предполагает первичную диагностику на этапе комплектования группы и итоговую диагностику по завершению коррекционно-развивающей программы;

- основной: предполагает проведение коррекционно-развивающих сценариев программы;

- рефлексивный: оформление результатов работы, анализ полученных данных;

- консультативное психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитанников, участвующих в программе, педагогов (на всем протяжении коррекционно-развивающей работы с детьми и до конца учебного года).

Библиографический список

1 Лакомкина, Е. Агрессия в детско-родительских отношениях [Электронный ресурс] / Е. Лакомкина. - Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=MDlve5IudhE&t=149s, (дата обращения: 07.10.2019). - Загл. с экрана

2 Проект «Инфоурок». Проблема тревожности у школьников и пути ее коррекции [Электронный ресурс] / М.Ю. Чибисова. - Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=DUw7gh6v-ps, (дата обращения: 07.10.2019). - Загл. с экрана

3 Чибисова, М.Ю. Детская агрессивность: причины, профилактика, помощь [Электронный ресурс] / М.Ю. Чибисова. - Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=IRjcEMeCAPg&t=5025s, (дата обращения: 07.10.2019). - Загл. с экрана

ВАУЛИНА АЛЁНА НИКОЛАЕВНА - студентка, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

МАЛЬХИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.