Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ РИГИДНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА'

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ РИГИДНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Первухина Е.В., Живаева Ю.В.

For realization of abilities and human potentials is an important system-wide property such as mental rigidity. In cancer patients there is a setting for compliance with a certain distance in communication and the formation of friendships. Therefore, in difficult situations are hardly perceived support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ РИГИДНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА»

5. Режим доступа: URL: www.wageningenuniversity.nl (дата обращения 20.11.16)

6. Режим доступа: URL: www.saxion.edu (дата обращения 20.11.16)

7. Режим доступа: URL: www.eur.nl (дата обращения 20.11.16)

8. Режим доступа: URL: www.uva.nl (дата обращения 20.11.16)

9. Режим доступа: URL: www.maastrichtuniversity.nl (дата обращения 20.11.16)

10. Режим доступа: URL: www.uu.nl (дата обращения 20.11.16)

11. Руди, Л.Ю. Опыт использования задач и упражнений на кафедре экономической теории / Л.Ю.Руди, Т.А.Тропникова // В сборнике: Научные записки НГУЭУ - 2006. - с.99-103.

12. Ильин С.Н. Сущность и проблемы дуальной системы высшего образования в Нидерландах и Италии. Научные исследования в образовании. 2009.- № 6. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-problemy-dualnoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-niderlandah-i-italii (дата обращения 30.11.16)

УДК 159.923-053.6

Первухина Е. В. Живаева Ю. В.

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В. Ф.Войно-Ясенецкого " Министерство здравоохранения Российской Федерации

Россия, г. Красноярск ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ РИГИДНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА For realization of abilities and human potentials is an important system-wide property such as mental rigidity. In cancer patients there is a setting for compliance with a certain distance in communication and the formation of friendships. Therefore, in difficult situations are hardly perceived support.

Для реализации способностей и возможностей человека является важным такое общесистемное свойство, как психическая ригидность. У онкобольных наблюдается установка на соблюдение некой дистанции в общении и образовании дружеских отношений. Поэтому в трудных ситуациях они с трудом воспринимают поддержку со стороны. Противоположное ригидности свойство обозначается термином «флексибильность». Флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации.

Есть работы, указывающие на роль ранней детской или юношеской, не пережитой психологической травмы у больных онкологией. В результате ее, психическая жизнь больных редуцировалась, что проявлялось в ограничении

диапазона реагирования и способствовало созданию ригидных связей с окружающими, утрата которых приводила к отчаянию. Отчаяние не имело выхода: они переживали его «в себе», были не способны излить свою боль, обиду, гнев или враждебность на других. Присущая им ригидность, не позволяющая выйти за пределы стереотипов поведения, делала их зависимыми от окружающих и мешала строить отношения с ними на основе доверия к себе, признания ценности и уникальности своей собственной жизни[1, с. 3].

Тема психическая ригидность у людей с онкологическим диагнозом актуальна, так как можно отметить увеличение количества заболевших людей. По данным ВОЗ, каждый год заболевают 10 млн. человек. Психические расстройства различной степени выраженности (от психологических донозологических реакций на диагноз и прогноз заболевания до острых психозов) при онкологической патологии — частое явление, наблюдаемое как онкологами, хирургами, гинекологами, так и психиатрами и психологами. Онкологический процесс выступает для психической деятельности в двух важных аспектах. С одной стороны (психогенной), диагноз заболевания, традиционно причисляемого к группе неизлечимых и, как следствие, повышенно значимых, превращает один лишь факт заболеваемости в серьезную психическую травму, способную сформировать психические нарушения психогенно-реактивного характера. С другой стороны (соматогенной), онкологическая патология может рассматриваться как крайний, один из наиболее тяжелых в соматическом плане фактор, с комплексом психической и физической астении, истощением, существенно влияющим на психическую деятельность и формирующим соматогенные психические расстройства. Проблема ригидности, у данной категории

больных, в основном, особо заметна после постановления клинического диагноза, так как, зачастую, онкобольным приходится менять образ жизни, ломаются сложившиеся жизненные стереотипы, требуется адаптация к заболеванию, социально-психологическим условиям[2, с.16]. .

На сегодняшний день психологи испытывают острый недостаток в научно обоснованных программах ранней диагностики, профилактики и психокоррекции нарушений в развитии личности и психического здоровья человека, таким образом, актуальность данной работы состоит в необходимости разработки тренинга направленного на развитие флексибильности у пациентов онкологического диспансера, для их успешной адаптации в изменяющемся мире.

С целью изучения возможности формирования флексибильности у пациентов онкологического диспансера, посредством тренинга, нами было организованно и проведено исследование на базе Красноярского краевого клинического онкологического диспансера им. Крыжановского. Выборка исследования представлена разными категориями больных онкологией в количестве 20 человек. Средний возраст исследуемых 55 - 65 лет.

С целью исследования ригидности в качестве диагностического

инструментария мы использовали Томский опросник ригидности (ТОР) Г.В. Залевского. Томский опросник ригидности (ТОР), созданный Г.В. Залевским и позволяющий оценить психическую ригидность как трудность в изменении программы поведения в целом или отдельных ее элементов в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации [4, с. 5].

По шкалам Томского опросника ригидности Г.В. Залевского [4, с.5] обнаружено преобладание умеренного и высокого уровня ригидности по всем шкалам. Следовательно, исследуемые в большей степени склонны к ригидному поведению, подвержены стереотипизации собственного опыта в силу сформировавшихся фиксированных установок, но при этом некоторые из них обладают способностью при объективной необходимости изменить мнение, отношение, установку.

На основании полученных данных и наблюдения можно сделать вывод о том, что исследуемые люди с онкологическим диагнозом в большинстве своем характеризуются не способностью изменить свое мнение, отношение при объективной необходимости.

По данным наблюдения за испытуемыми, у которых выявлены высокие показатели по шкалам мы можем сделать вывод, что эти больные в лечении ориентируются на четкие правила и предписания, четко следуют инструкциям. Такие больные, в общении, четко отвечают на заданные вопросы, в ситуации, где нужно проявить множество решений, испытуемые пользуются одним стандартным способом и не стараются избрать другого способа действия.

Анализируя показатели повторной диагностики, отмечается снижение умеренных и высоких показателей и увеличение низких показателей по шкалам СР(сенситивная ригидность), УР (установочная ригидность), СКР (симптомокомплекс ригидности), АР (актуальная ригидность), ПМР (преморбидная ригидность).

Для выявления эффективности тренинга, направленного на формирование флексибильности пациентов онкологического диспансера результаты первичной и повторной диагностик были обработаны при помощи ^критерия Вилкоксона, позволяющего выявить достоверность различий. Сравниваемые значения первичной и повторной диагностик статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки меньше 0,05 по всем шкалам методики «Томский опросник ригидности» (ТОР) Залевского. На основании результатов статистической обработки мы можем прийти к заключению о том, что статистический анализ выявляет значимость различий между показателями первичной и повторной диагностик. Данный факт может свидетельствовать о том, что для формирования флексибильности у пациентов онкологического диспансера необходимо проводить организованную, планомерно реализуемую коррекционно-профилактическую работу.

Использованные источники: 1. Бокова, О. А. Самоотношение личности и психическая ригидность // Человек как самоорганизующаяся психологическая система: Материалы

региональной конференции/ О.А. Бокова. - Барнаул, 2000. - С. 39 - 41.

2. Галажинский,Э. В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности/ Учеб. для вузов психол. специальности / Э.В. Галажинский - М., 2000.

3. Залевский Г. В. Психическая ригидность - флексибильность в структуре личности людей с субъект - субъектной профессиональной ориентацией / Автореф. дис. на соискание уч. степени к. пс. н. спец: 19.00.01 - общая психология, психология личности, история психологии./ Барнаул,1999. - 25 с.

4. Залевский Г.В. Томский опросник ригидности (ТОР) // Сибирский психологический журнал.- 2005.- №12. С. 22-27

5. Малкина-Пых И. Г. М 18 Психосоматика: Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 992 с.

6. Живаева Ю.В., Жалнерчик Ю.Д. Теоретический аспект изучения феномена «ригидность» как фактора реализации потенциала личности // 77-я итоговая студенческая научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 90-летию со дня рождения профессора П. Г. Макарова и 90-летию со дня рождения доцента Б. М. Зельмановича.- Красноярск, КрасГМУ.- 2013.- С.243-248.

УДК 378

Попова Н.В., к.пед.н.

доцент

кафедра «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ

В статье анализируется процесс стимулирования познавательной активности студентов. Рассматривается сущность, содержание, функции и требования к самостоятельной работе. В работе отмечено, что при соблюдении требований к содержанию и методическому аппарату заданий, а также условий ее организации и успешного протекания, самостоятельная работа выступает как действенное средство стимулирования познавательной активности студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, средства обучения, педагогическая система, познавательная активность.

INDEPENDENT WORK AS STIMULANT OF INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

In article process of stimulation of informative activity of students is analyzed. The essence, the contents, functions and requirements to independent work is considered. In work it is noted that at observance of requirements to the contents and the methodical device of tasks, and also conditions of its organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.