Научная статья на тему 'ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА / КОРРЕКЦИЯ РИГИДНОСТИ / ПОДРОСТОК / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фетисова А.А., Живаева Ю.В.

В статье рассмотрено понятие ригидности, и флексибильности. Представлены результаты исследования ригидности у подростков. Обозначены методы диагностики и коррекции ригидности.The article considers the concept of rigidity, and flexibility. Presents results of a study of rigidity in adolescents. The designated methods to diagnose and correct rigidity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

в сложившихся условиях необходимо обращение к исследованию, которое будет направлено на теоретическое обоснование и концептуализацию критериев социального развития в контексте информационного подхода. Наиболее продуктивным полем здесь представляется концептуализация процессов циркуляции социальной информации в ходе ее оформления в знание, принимаемое как субъективная оценка изменений социального порядка с точки зрения и конкретной ситуации, и социальной системы в целом.

Использованные источники:

1. Семенков Ю.А. Международный индекс счастья и индекс качества жизни в зеркале макроэкономических показателей. М.: Скимень, 2012.

2. Вознякевич Е.Е. Научная рефлексия и формирование самосознания молодого ученого // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3 : Экономические, гуманитарные и общественные науки. 2010. № 3. С. 56-61

3. Коротаев А. В. Законы истории: Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. М.: КомКнига/URSS, 2007.

4. Вознякевич, Е. Е. Дискуссия о новой парадигме гуманитарных наук (о книгах издательства "Алетейя", вышедших в серии "Тела мысли") // Вопросы философии, 2007, № 12. С. 171-175

5. Дудина В.И. Эпистемологическая реконфигурация социального знания: от репрезентации к перформативности // Журнал социологии и социальной антропологии. N 3, 2012. С. 35-50

УДК 159.923-053.6

Фетисова А. А. студент 3 курса институт педагогики, психологии и социологии Сибирский Федеральный Университет Живаева Ю.В., к.психол.н.

доцент

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Россия, г. Красноярск ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ В статье рассмотрено понятие ригидности, и флексибильности. Представлены результаты исследования ригидности у подростков. Обозначены методы диагностики и коррекции ригидности.

Ключевые словапрограмма тренинга, коррекция ригидности, подросток, оценка эффективности.

The article considers the concept of rigidity, and flexibility. Presents results of a study of rigidity in adolescents. The designated methods to diagnose and correct

rigidity.

Key showprogramme training, correction rigidity, teen, performance evaluation.

Основополагающим фактором личностного и профессионального саморазвития человека, является внутренняя среда личности, ее активность, мера взаимодействия человека с окружающим миром, а также потребность в самореализации. Ригидность (лат. rigidus - жесткий, твердый) - неготовность, затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям [2].

Психическая ригидность определяется преимущестненно через категорию способностей - «индивидуально-психологических особенностей личности, являющихся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности». Отсюда ригидность понимается, как (относительная) неспособность личности в случае требований объективной ситуации: «изменить свою психическую установку», «реагировать на новую ситуацию», «изменить действие или отношение», «поставить себя на место другого человека», «изменить поведение», «реорганизовать проблемный материал», «переструктурировать способы поведения», «усвоить новые средства приспособления», «корректировать программу деятельности». Противоположное ригидности свойство обозначается термином «флексибильность». Флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации.

При низкой ригидности человек не испытывает страха перед новым, понимает необходимость самоизменения и готов к этим изменениям. По мнению Э. В. Галажинского, в обычных условиях человек может и не демонстрировать ригидного поведения, хотя нередко ригидность как состояние сочетается с ригидностью как чертой характера, а потому проявляется с исключительной силой и тотально[1].

В современной действительности именно вариативность социальных ситуаций влияет на процесс становления подрастающего поколения. Изучение возможности коррекции показателей ригидности и формирования флексибильности в подростковом возрасте, имеет уникальное значение с точки зрения социальной психологии, психологии личности и т.д. поскольку это период вхождения личности в широкий социальный мир, отличающийся появлением большого количества новых социальных ролей.

С целью изучения ригидности у подростков нами было организованно и проведено исследование на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы города Красноярска. Выборка исследования представлена учащимися 9-х классов в количестве 40 человек (по 20 в классе). Средний возраст исследуемых 15 - 16 лет. С целью исследования ригидности в качестве диагностического инструментария мы использовали Томский опросник ригидности (ТОР) Г.В.

Залевского. Томский опросник ригидности (ТОР), созданный Г.В. Залевским и позволяющий оценить психическую ригидность как трудность в изменении программы поведения в целом или отдельных ее элементов в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации [3].

Анализируя показатели исследования учеников по шкале Ио (общая интернальность), которая отражает уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, мы обнаруживаем, что у исследуемых 8 «А» класса 20% - это низкий уровень субъективного контроля, средний - 64%. У исследуемых 8 «В» класса выявлены следующие показатели по данной шкале: низкий уровень характерен лишь 12% исследуемых, а средний для 68%. Высокий показатель, соответствующий высокому уровню субъективного контроля, выявлен у 20% исследуемых 8 «В» класса и 16% исследуемых 8 «А» класса. Шкала Ид (интернальность в сфере достижений) отражает уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Высокий уровень по данной шкале характерен для 20% учащихся как в 8 «А», так и в 8 «В» классе. Средний уровень выявлен у 68% учащихся 8 «А» класса и 64% учащихся 8 «В» класса. Низкие показатели по данной шкале выявлены у 12% исследуемых 8 «А» класса и 16% исследуемых 8 «В» класса. По шкале Ин (интернальность в сфере неудач), которая отражает уровень субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, в 8 «В» классе преобладают показатели среднего уровня - 72%, также как и в 8 «А» классе - 68%. Высокий уровень выявлен у 20% учащихся как 8 «В» класса, так и 8 «А» класса. Низкие показатели по данной шкале выявлены в следующем соотношении: 12% исследуемых 8 «А» класса и 8% исследуемых 8 «В» класса. Это свидетельствует о том, что учащиеся 8 «А» класса в большей степени склонны приписывать ответственность за неудачи и неприятности другим людям или считать их результатом невезения. Шкала Ип (интернальность в профессиональной деятельности), охватывающая ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижение человеком конкретной цели, выявлена в следующем соотношении: высокий уровень выявлен у 4% учеников 8 «А» класса и 8% учеников 8 «В» класса. Средний уровень характерен для 80% учащихся 8 «В» класса и для 84% учащихся 8 «А» класса. Низкие показатели по данной шкале выявлены у 12% испытуемых в обоих классов. Интернальность в межличностном общении (Им), характеризует активность, направленную на поддержание межличностных отношений в той мере, в которой это устраивает данного человека. В 8 «А» классе преобладают средние показатели - 72%, также как и в 8 «В» классе - 72%. Высокие показатели по данной шкале выявлены в следующем соотношении: 20% учащихся 8 «А» класса и 16% учащихся 8 «В» класса. Низкий уровень характерен для 8% исследуемых 8 «А» класса и для 12% исследуемых 8 «В» класса. Шкала Оа (отрицание активности), отражает убежденность человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели, дающие представление о

мировоззренческих установках, соответствующих «убежденной экстернальности», выявлены у 8% исследуемых как 8 «А» класса, так и 8 «В» класса. Средний уровень характерен для 60% учащихся 8 «А» класса и 56% учащихся 8 «В» класса. Низкий уровень по данной шкале, подтверждающий склонность к интернальности, характерен для 36% учеников 8 «В» класса и 32% учеников 8 «А» класса. Данные исследования свидетельствуют о примерной равноценности состава групп.

Основываясь на работы Э.В. Галажинского «Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности» [2] и Г.В. Залевского «Теория фиксированных форм поведения» [4], мы разработали программу тренинга, направленную на формирование флексибильности подростков. С целью выявления эффективности реализации тренинговой программы нами была проведена повторная диагностика.

Для определения эффективности проведения программы тренинга, направленной на формирование флексибильности результаты первичной и повторной диагностик были обработаны при помощи ^критерия Стьюдента, позволяющего выявить достоверность различий. Были получены результаты свидетельствующие о том, что сравниваемые значения первичной и повторной диагностик статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки меньше 0,05 по всем шкалам методики ТОР у исследуемых экспериментальной группы, что дает нам основание сделать вывод, что реализуемая программа игр и упражнений, направленная на формирование флексибильности эффективна.

Использованные источники:

1. Галажинский,Э. В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности / Учеб. для вузов психол. специальности / Э.В. Галажинский - М., 2000.

2. Залевский, Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии: Учеб. для вузов / Г.В.Залевский. - Томск: Изд-во Том. унив.- 1993.- 272 с.

3. Лукьянов, О.В. Проблема идентичности и психической ригидности в психологической образовательной практике / Диссертац. исслед. - Томск 1999.- С.173-181.

УДК 316.7

Фищенко Р.Р. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.