Научная статья на тему 'СЕМЬЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ'

СЕМЬЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2878
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фищенко Р. Р.

В статье рассматривается семья как социальный институт в его эволюционном развитии. Современная семья находится в состоянии перехода от старых образцов поведения и установок на жизненные ценности, от прежних форм отношений к новым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ»

мировоззренческих установках, соответствующих «убежденной экстернальности», выявлены у 8% исследуемых как 8 «А» класса, так и 8 «В» класса. Средний уровень характерен для 60% учащихся 8 «А» класса и 56% учащихся 8 «В» класса. Низкий уровень по данной шкале, подтверждающий склонность к интернальности, характерен для 36% учеников 8 «В» класса и 32% учеников 8 «А» класса. Данные исследования свидетельствуют о примерной равноценности состава групп.

Основываясь на работы Э.В. Галажинского «Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности» [2] и Г.В. Залевского «Теория фиксированных форм поведения» [4], мы разработали программу тренинга, направленную на формирование флексибильности подростков. С целью выявления эффективности реализации тренинговой программы нами была проведена повторная диагностика.

Для определения эффективности проведения программы тренинга, направленной на формирование флексибильности результаты первичной и повторной диагностик были обработаны при помощи ^критерия Стьюдента, позволяющего выявить достоверность различий. Были получены результаты свидетельствующие о том, что сравниваемые значения первичной и повторной диагностик статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки меньше 0,05 по всем шкалам методики ТОР у исследуемых экспериментальной группы, что дает нам основание сделать вывод, что реализуемая программа игр и упражнений, направленная на формирование флексибильности эффективна.

Использованные источники:

1. Галажинский,Э. В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности / Учеб. для вузов психол. специальности / Э.В. Галажинский - М., 2000.

2. Залевский, Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии: Учеб. для вузов / Г.В.Залевский. - Томск: Изд-во Том. унив.- 1993.- 272 с.

3. Лукьянов, О.В. Проблема идентичности и психической ригидности в психологической образовательной практике / Диссертац. исслед. - Томск 1999.- С.173-181.

УДК 316.7

Фищенко Р.Р. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

СЕМЬЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается семья как социальный институт в его эволюционном развитии. Современная семья находится в состоянии перехода от старых образцов поведения и установок на жизненные ценности, от прежних форм отношений к новым.

Ключевые слова: семья, брак, социальный институт, историческое развитие семьи.

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Семья - главный институт человеческого общества, который в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями.

Функции семьи - это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Среди разнообразных функций семьи важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая, рекреационная, социально-статусная, медицинская.

Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Общество не может существовать, если нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья - это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Социально-демографическая ситуация в России вызывает большую озабоченность. Снижается рождаемость, стареет население, увеличивается количество однодетных и бездетных семей, растет внебрачная рождаемость.

Неблагоприятные социально-экономические факторы породили механизм депопуляции регионов страны, что влечет за собой ухудшение возрастной структуры населения и, следовательно, уменьшение контингента трудоспособного населения. В этих условиях необходимо принятие неотложных мер по преодолению негативных тенденций демографического

развития России, усиление в этих процессах роли государственной семейной политики.

С социализацией молодого поколения, то есть с передачей ему накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей старших поколений связана воспитательная функция. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации.

Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Хозяйственная функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи непосредственное влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии.

В нашей стране, где невысок уровень механизации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин. Женщине приходится нередко совмещать деятельность в сфере общественного производства и домохозяйства, особенно в сфере семейного быта. Поскольку государство не способно предоставить выбор предпочтительного для них образа жизни, то решение проблемы двойной занятости женщин должно проходить на уровне семейного консенсуса, в порядке перераспределения семейно-бытовых обязанностей между всеми членами семьи.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражения своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости.

Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Рекреационные аспекты семейной жизни тесным образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном итоге на само существование брачной пары.

Социально-статусная функция обеспечивает представление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство ее социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, социальное положение, место в городском или сельском укладе жизни и т.д. В классовых обществах принадлежность семьи к

определенному социальному слою предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя, и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ его жизни.

Медицинская функция чаще всего носит профилактический характер. Она состоит в соблюдении здорового образа жизни, отказе от вредных привычек, активном отдыхе, усвоении гигиенических навыков, проведении оздоровительных мероприятий. Члены семьи должны располагать информацией по вопросам здоровья, своевременно обращаться к медицинским работникам за советами и помощью, выполнять их назначения.

Итак, семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.

Использованные источники:

1. Бедный М.С. Демографические факторы здоровья / М.С. Бедный. М., 1998.

2. Давлетгаряева Р.Г. Воспитание как определяющий фактор дальнейшего развития человечества. В сборнике: Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 301-304.

3. Игебаева Ф.А. Проблемы стабилизации и дестабилизации городской семьи // European Social Science Journal. 2016. № 1. с. 350-355.

4. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.-С.257- 263.

5. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр -ВАК», 2013, № 1 -С.140 - 142.

6. Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 -С.47 - 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.