Использованные источники:
1. Коковцов В. Н. Из моего прошлого (1903-1919) : Воспоминания. Мемуары / В. Н. Коковцов. - Минск : Харвест, 2004. - 896 с.
2. Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II / С. С. Ольденбург. - М. : Эксмо, 2003. - 608 с.
3. Сазонов С. Д. Воспоминания / С. Д. Сазонов. - М. : Междунар. отношения, 1991. - 398 с.
4. Шепелёв Л. Е. Чиновный мир России XVIII - начала ХХ века / Л. Е. Шепелёв. - СПб. : Искусство-СПб, 2001. - 477 с.
5. Шитов В.Н., Кантемиров, Р.Ф. Двухвековая история российского министерства финансов в лицах его руководителей. Учебное пособие. -Ульяновск: УГСХА, 2005. - 100 с.
7. Шитов В.Н. К вопросу о взаимосвязи истории финансов и современного состояния процесса реформирования финансов в России. // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2006. № 2(3). С. 70-71.
УДК 316.3
Аглиуллин Д.Р. студент
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Аннотация: статья посвящена развитию и функционированию важнейшего социального института семьи. Для лучшего понимания семьи проводится анализ ролевых отношений и ролевых конфликтов в семье.
Ключевые слова: социальный институт, семья, семейная роль, ролевые ожидания, ролевые отношения, ролевой конфликт.
Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и их дети и т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности. На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях [1].
Семья, являясь подсистемой общества, играет первостепенную роль в обеспечении его жизнедеятельности как в количественном (воспроизводство населения), так и качественном (социализация) аспектах. Как малая социальная группа семья входит в социальную структуру общества и испытывает на себе воздействие со стороны государства, экономики, культуры и общественного сознания. Как социальный институт семья участвует в выработке социальных ориентаций и установок, норм морали, в социализации личности. Роль семьи как социального института определяется ее функциями: репродуктивной, воспитательной, экономической, бытовой, рекреационной. Конечно, подобное деление функций семьи очень условно, поскольку в действительности семья представляет собой некую целостность
[2; 3].
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье.
Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь на:
• супружеские (жена, муж);
• родительские (мать, отец);
• детские (сын, дочь, брат, сестра);
• межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. [4; 5].
Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что, значит, быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.
Успешное выполнение семьей ее функций во многом зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с другой стороны, насколько «ролевое поведение» соответствует «ролевым ожиданиям» членов семьи по отношению друг к другу [6; 7; 8].
Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:
> конфликт ролевых образцов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;
> межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;
> внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя
противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей и т.д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.
Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей [9].
Понятие социального института широко используется как у нас, так и за рубежом. Применительно к семье оно используется, прежде всего, как сложная система действий и отношений, которая выполняет определенные социальные функции. Или же понятие социального института рассматривается как взаимосвязанная система социальных ролей и норм, которая создана и действует для удовлетворения важных социальных потребностей и функций. Социальные роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожидаемое поведение, которое ориентировано на удовлетворение специфических социальных потребностей.
Семья анализируется как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.
Как малая социальная группа семья рассматривается тогда, когда изучаются отношения между индивидами, входящими в семью. При таком подходе успешно исследуются мотивы вступления в брак, причины разводов, динамика и характер супружеских отношений и отношений между родителями и детьми. Хотя при этом нужно учитывать, что групповое поведение подвержено влиянию социально-экономических и социально-культурных условий.
В заключение отметим, что семья, как социальный институт, и малая социальная группа, выполняет важнейшие общественные функции -воспроизводит новые поколения, нравственные нормы и образцы поведения, активно участвует в социализации личности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы создать семье наиболее благоприятные условия для ее нормального функционирования.
Использованные источники:
1. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики - М.: Наука. 2003.
2. Митринас А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценност-ного выбора в странах Европы / А. А. Митринас // Социологические исследования. 2004. № 5.
3. Игебаева Ф.А. Проблемы стабилизации и дестабилизации городской семьи // Europea Social Science Journal. 2016. № 1. С. 350-355.
4. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005.-С.257- 263.
5. Игебаева Ф.А. Особенности демографического развития города и стабильности семьи // Социально-политические науки. - 2013.- №2, С.79 - 81.
6. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.
7. Игебаева Ф.А Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. //Социально-политические науки. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1 - С.47 - 49.
8. Игебаева Ф.А. Семья как базовый агент социализации личности. //Инновационная наука. Международный научный журнал, 2016. №1. - С.170 -171.
9. Назаров Т.З., Алехина Е.Н. Разводы в современной семье: психология или экономика. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения.Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 349-353.
УДК 33
Адамчук А.А. магистрант 3-го курса Донской государственный технический университет
Россия, г. Ростов-на-Дону ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО
КРЕДИТОВАНИЯ Аннотация. Статья посвящена вопросам государственного регулирования регионального рынка ипотечного жилищного кредитования. На примере Ростовской области проанализирована деятельность АО «Ростовская региональная ипотечная корпорация». Делается вывод о неэффективности функционирования данного регионального оператора.
Ключевые слова: ипотечное жилищное кредитование, агентство по ипотечному жилищному кредитованию, региональный оператор.