Научная статья на тему 'ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НИДЕРЛАНДАХ КАК ВАРИАНТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ'

ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НИДЕРЛАНДАХ КАК ВАРИАНТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пануева Ю.В.

Рассматриваются возможности получения образования российскими студентами в Нидерландах. Делается вывод о значительном количестве программ на английском языке. Вариантом получения высшего образования является дуальное образование. Возможности получения образования ограничены необходимостью подтверждения уровня голландского VWO аттестата и знанием английского языка академической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUAL EDUCATION IN THE NETHERLANDS AS AN OPTION FOR RUSSIAN STUDENTS

The possibilities of education for Russian students in the Netherlands are considered. It is concluded that a significant number of educational programs are in English. Dual education is on of the option to get higher education. Educational opportunities are limited with necessity of confirming of the level of the Dutch VWO diploma and knowledge of the English academic language.

Текст научной работы на тему «ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НИДЕРЛАНДАХ КАК ВАРИАНТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.14

Пануева Ю.В. студент 1 курса факультет базовой подготовки Тропникова Т.А. научный руководитель, ст. преподаватель кафедра экономической теории Новосибирский государственный университет экономики и

управления Россия, г. Новосибирск

ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НИДЕРЛАНДАХ КАК ВАРИАНТ ДЛЯ

РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Рассматриваются возможности получения образования российскими студентами в Нидерландах. Делается вывод о значительном количестве программ на английском языке. Вариантом получения высшего образования является дуальное образование. Возможности получения образования ограничены необходимостью подтверждения уровня голландского VWO аттестата и знанием английского языка академической направленно сти.

Ключевые слова: высшее образование, дуальное обучение, стоимость обучения.

Panueva Yu.V. first-year student Basic Department

Novosibirsk State University of Economics and Management,

Russia, Novosibirsk Scientific adviser Tropnikova T.A.

Senior Lecture Department of Economic Theory Novosibirsk State University of Economics and Management,

Russia, Novosibirsk

DUAL EDUCATION IN THE NETHERLANDS AS AN OPTION FOR

RUSSIAN STUDENTS

Abstract. The possibilities of education for Russian students in the Netherlands are considered. It is concluded that a significant number of educational programs are in English. Dual education is on of the option to get higher education. Educational opportunities are limited with necessity of confirming of the level of the Dutch VWO diploma and knowledge of the English academic language.

Keywords: Higher education, dual education, the cost of training programs.

Актуальность работы связана с изучением возможностей получения высшего образования в Нидерландах.

В данной стране правительство, университеты и компании стараются сделать высшее образование доступным как для голландских, так и для

иностранных студентов, предоставляя возможности получить стипендию на обучение. Так, стипендиальная программа Гюйгенса (Huygens Scholarship Program) реализуется Нидерландской организацией по международному сотрудничеству в области высшего образования (Nuffic). Стипендия предоставляется на срок от 6 до 24 месяцев и покрывает стоимость обучения, расходы на медицинскую страховку, визу и перелет, а также включает ежемесячную выплату в размере 1380 евро. Подать документы на стипендию могут студенты, уже зачисленные в один из голландских вузов.

Абитуриенты из-за рубежа, например, из России, при поступлении в университеты Нидерландов, должны пройти тестирование, с целью подтверждения уровня голландского VWO аттестата. Это связано с тем, что в Нидерландах выпускники школ могут получить один из двух видов аттестата: либо HAVO (общее образование), либо VWO (предуниверситетское образование со специализацией). Для поступления в государственные исследовательские университеты требуется иметь эквивалент голландского VWO. При наличии академической разницы, может потребоваться сдача дополнительных тестов при университете или даже прохождение дополнительного года обучения. Данные сложности являются отличительной особенностью нидерландской системы. Необходимо иметь подтверждение по уровню английского языка академической направленности TOEFL. Для российских студентов многие университеты Нидерландов предлагают собственные стипендии: как полные (покрывающие все расходы), так и частичные (покрывающие или расходы на обучение, или на проживание). Основная масса университетов имеет свои кампусы, где затраты студента на проживание, включая питание, составляют в среднем 800 - 1100 евро в месяц. При отсутствии кампусов, университеты помогают с поиском арендного жилья. Следует сказать, что в связи с низкой доступностью жилья для населения, в Нидерландах широко распространен опыт арендного социального жилья [1, с.384]

Рассмотрены некоторые университеты, стоимость обучения, проживания, количество студентов высших учебных заведениях Нидерландов (См. табл. 1). Данные свидетельствуют, что студенты могут учиться по различным направлениям на различных факультетах по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет, магистратуры - от 1 до 2 лет. Стоимость обучения составляет от 5,5 тыс. евро до 20,0 тыс. евро в год. Самые дорогие программы связаны с получением медицинского образования. Стоимость проживания в кампусах, включая питание, составляет от 4,5 тыс. евро до 10,0 тыс. евро в год.

Таблица 1

Программы, стоимость обучения, стоимость проживания, наличие

кампусов в голландских университетах в 2016 году

Университет, расположение, кол-во студентов, тыс.чел. Программы Наименование направлений Стоимость обучения в год, в евро (€) Стоимость проживания и питания в год, в евро (€) Наличие кампусов

Tilburg University (1927) Тильбург, Бакалавриат, 3 года Эконометрика, операционные исследования, IBA, гуманитарные науки 6500

12 ,0 тыс.чел., 10 % иностран ные студенты Магистратура, 1-2 года Экономика, бизнес-администрирование, юриспруденция, социология, гуманитарные науки, католическая теология 10500 7500 - 8700 15 зданий

Wagening en University (1918) Вагенинг ен 9,5 тыс.чел., 1,5 тыс.-иностр. студенты

Магистратур а, 2 года Агроэкономика, биологические науки, экономика и менеджмент, диетология, технология питания, геонауки 10500 10000 нет

TheSaxion Universiti es(1875) Девентер, Энсхеде, Апельдор н 22 тыс.чел., 2,5 тыс. -иностран Бакалавриат, 4 года Бизнес- администрирован ие,Экономика и Бизнес, маркетинг, естественные науки и социология, IT, туризм и гостеприимство, 8900 4800 (комната на одного в частном общежити и, без питания) Есть в Deven- ter, Ensched e, Apeldoor n

ные студенты СМИ, инженерные специальности.

Магистратура, 1 год MBA, международный бизнес, маркетинг, окружающая среда и ее сохранения, планирование городов, химия. 11000

Erasmus University Rotterdam (1913) Роттерда м 20 тыс.чел., из них 2,5 тыс. -иностран ные студенты Бакалавриат 3 года Коммуникации и СМИ, бизнес-администрирование, экономика и бизнес 5500 - 14000 9200 нет

Магистратур а, 1-2 года Искусство и культура, бизнес-администрирование, коммерческое Право, эконометрика, экономика и бизнес, менеджмент, маркетинг, информатика, политика, журналистика, психология 12000 - 15000

University of Amsterda m (1632) Амстерда м 28 тыс.чел., Бакалавриат, 3 года Экономика и бизнес; гуманитарные науки, естественные науки и социология 9000 - 20000 375 - 550 в месяц (комната на одного в частном общежити и, без питания); есть

2 тыс. - иностран ные студенты Магистратур а 2 года Гуманитарные науки, социология и бихевиоризм, экономика, юриспруденция, естественные науки, медицина, стоматология 10500 - 12000 20000 -медицина 25000 -стоматология 400 - 500 в месяц (комната на двоих в частном общежити и, без питания)

Maastricht University (1976) Маастрих т 13 тыс.чел., 40% -иностран ные студенты Бакалавриат, 3 года Искусство и культура, эконометрика и операционное исследование, экономика и бизнес- экономика, EuropeanStudies, европейское здравоохранение, международный бизнес, искусство и естественные науки (UniversityColleg eMaastricht). 8500 - 32000 5760 нет

Магистратура, 1 год: искусство, гуманитарны е науки, культура Магистратура, 2 года: экономика, право Нейронауки,поли тические науки, бизнес- исследование, искусство и культура, кардиобиология и медицина, юриспруденция, международное право, европейское право. 12500 - 32000

Utrecht University (1636) Утрехт 29 тыс.чел., 2 тыс. -иностран ные студенты Бакалавриат, 3 года UniversityCollege Utrecht (Колледж при университете): гуманитарные науки, естественные науки, социология 6700 7800 есть

RooseveltAcadem y (Академия Рузвельта): гуманитарные науки,

естественные

науки,

социология,

искусство

- Faculty of Law,

Economic and

Government

(Факультет

Юриспруденции

и Экономики):

экономика

(Economics and

Business

Economics)._

Магистратура, 1-2 года

Гуманитарные науки;

социологические науки;

юриспруденция, экономика и управление, геонауки, медицина, ветеринария, естественные науки_

14400; 19500 -медицина

Программы, связанные с получением экономических знаний, представлены во многих университетах, основными являются: Экономика и бизнес (Economics and Business), Бизнес-Администрирование, Экономика и Управление. Повсеместно, как и в России, используется интерактивное обучение, видеопрезентации, кейс - методы, что позволяет студентам оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в различных экономических ситуациях [2, c.377; 11]. Значительное место занимают программы по естественным наукам: химии и фармацевтике. При изучении данных дисциплин в колледжах и университетах, помимо интерактивных методов, значительное место занимает самостоятельная работа студентов (СРС). Для преодоления трудностей, встречающихся у студентов при освоении дисциплин, многие педагоги сходятся во мнении, что предпочтителен комплексный подход [3, с.62].

Рассмотрены некоторые особенности голландских университетов и предоставляемых ими программ.

Тильбургский университет (Tilburg University)- лидер европейских рейтингов в области Экономики и Бизнес Администрирования, последние годы занимает второе место после Кембриджа в области права, а также топовые места в других мировых рейтингах. Большинство программ преподаются на английском языке [4].

Университет Вагенинген (Wageningen University) - ведущий европейский университет в области биологических наук. Университет располагает отличной научной базой - его частью являются 10 научно-исследовательских институтов. Главные объекты исследования - экономика, культура и окружающая среда [5].

Университеты Saxion (The Saxion Universities) - государственный университет с тремя кампусами в восточной части Нидерландов: городах Девентер, Энсхеде и Апельдорн. Большинство бакалаврских и магистерских программ преподается на английском языке [6].

Erasmus University Rotterdam - назван в честь известного философа, гуманиста и теолога Эразма Роттердамского. В Университете 7 факультетов; основными областями исследования и обучения являются экономика, право, медицина. Медицинский центр при Университете является самым крупным и современным учреждением подобного рода в Нидерландах, а школа менеджмента (Rotterdam School of Management) - одной их ведущих школ экономики в Европе [7].

Университет Амстердама (University of Amsterdam) - один из крупнейших университетов Нидерландов. По рейтингам 2009 занимает первое место среди университетов страны. В 2006 Университет Амстердама вступил в Лигу научно-исследовательских европейских университетов. Предлагает более 85 международно-ориентированных магистерских программ на английском языке, а также некоторые бакалаврские англоязычные программы. Университет располагает двадцатью исследовательскими институтами и департаментами. [8].

Университет Маастрихта (Maastricht University) - один из самых молодых и современных университетов Нидерландов, и, тем не менее, имеет репутацию лучшего международного университета страны. Университет Маастрихт был отмечен в рейтингах лучших европейских университетов в области экономики, права и медицины. Университет имеет собственный медицинский исследовательский кардиоцентр. [9].

Университет в Утрехте (Utrecht University) расположен в историческом городском центре. Университет является одним из ведущих научно-исследовательских институтов не только Нидерландов, но и Европы, свою международную репутацию заслужил благодаря высокому качеству образования, а также за инновационные подходы в обучении студентов и научно-исследовательской деятельности. [10].

Общая особенность для всех университетов Нидерландов -предоставление для студентов возможности обучения на английском языке, что является дополнительной для российских студентов, которые начинают

изучать английский в детском саду, продолжают обучать его в школе, и, закончив общеобразовательную школу, могут владеть английским на приличном уровне.

Достоинством голландской системы образования является возможность обучения по «дуальной» системе, то есть одновременно учиться и работать. Так, 13% студентов занимаются по «дуальной» системе, причем обе формы (стандартная и дуальная) обучения формально имеют одну и ту же программу, по окончании присваиваются одни и те же степени (бакалавр или магистр) [12]. Однако, дуальное обучение позволяет соединять теоретические знания напрямую с рабочей практикой. Количество рабочих мест, где проходит дуальное обучение, значительно выросло за последние 5 лет [12]. Возможно, эта система, является определяющей для российского студента, желающего, например, учиться в магистратуре в Нидерландах.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать выводы: -система университетов, контролируемая правительством, предоставляет огромное количество образовательных программ на английском языке; - при наличии стипендии обучаться и проживать возможно российскому студенту; -форма «дуального» образования является прогрессивной, помогающей одновременно получить практические знания. Особенностью при поступлении в университеты данной страны является подтверждение уровня голландского VWO аттестата. При отсутствии стипендии высока оплата за обучение и проживание в кампусе, в некоторых университетах ощущается нехватка мест в кампусах, что увеличивает затраты на проживание в арендном жилье.

Использованные источники:

1. Сомов, В.А. Проблемы доступности жилья в Нидерландах

/ Сомов В.А., Т.А.Тропникова // Электронный научный журнал. 2016. №2 6(9). С.383-386. [Электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http: //co2b .ru/docs/enj .2016.06.pdf (дата обращения 29.11.16)

2. Тропникова, Т.А. Научно-исследовательская работа как способ активизации познавательной деятельности студентов / Т.А.Тропникова, Т.Л.Колесова// e-Журнал «Экономика и социум». 2015. №21(14) (январь-март). С.374-378. [Электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http://iupr.ru/domains data/files/sborniki jumal/Zhumal%20 1(14)%202015%20 1.pdf (дата обращения 29.11.16)

3. Тропникова, В.В. Проблемы организации самостоятельной работы студентов колледжа по дисциплине «Химия» / В.В.Тропникова // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г.: в 4 частях. Часть III. М.: ООО «АР-Консалт», 2015 г.- 148 с.- С.62-63. [Электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http://co2b.ru/docs/conf/2015.09.03.pdf (дата обращения 29.11.16)

4. Режим доступа: URL: www.tilburguniversity.nl (дата обращения 20.11.16)

5. Режим доступа: URL: www.wageningenuniversity.nl (дата обращения 20.11.16)

6. Режим доступа: URL: www.saxion.edu (дата обращения 20.11.16)

7. Режим доступа: URL: www.eur.nl (дата обращения 20.11.16)

8. Режим доступа: URL: www.uva.nl (дата обращения 20.11.16)

9. Режим доступа: URL: www.maastrichtuniversity.nl (дата обращения 20.11.16)

10. Режим доступа: URL: www.uu.nl (дата обращения 20.11.16)

11. Руди, Л.Ю. Опыт использования задач и упражнений на кафедре экономической теории / Л.Ю.Руди, Т.А.Тропникова // В сборнике: Научные записки НГУЭУ - 2006. - с.99-103.

12. Ильин С.Н. Сущность и проблемы дуальной системы высшего образования в Нидерландах и Италии. Научные исследования в образовании. 2009.- № 6. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-problemy-dualnoy-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-niderlandah-i-italii (дата обращения 30.11.16)

УДК 159.923-053.6

Первухина Е. В. Живаева Ю. В.

кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования "Красноярский государственный медицинский университет имени

профессора В. Ф.Войно-Ясенецкого " Министерство здравоохранения Российской Федерации

Россия, г. Красноярск ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ РИГИДНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ДИСПАНСЕРА For realization of abilities and human potentials is an important system-wide property such as mental rigidity. In cancer patients there is a setting for compliance with a certain distance in communication and the formation of friendships. Therefore, in difficult situations are hardly perceived support.

Для реализации способностей и возможностей человека является важным такое общесистемное свойство, как психическая ригидность. У онкобольных наблюдается установка на соблюдение некой дистанции в общении и образовании дружеских отношений. Поэтому в трудных ситуациях они с трудом воспринимают поддержку со стороны. Противоположное ригидности свойство обозначается термином «флексибильность». Флексибильность - это способность индивидуума изменить свою психическую установку или легко приспособиться к изменившейся ситуации.

Есть работы, указывающие на роль ранней детской или юношеской, не пережитой психологической травмы у больных онкологией. В результате ее, психическая жизнь больных редуцировалась, что проявлялось в ограничении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.