Научная статья на тему 'Возможности коррекции посткастрационного синдрома у больных раком шейки матки репродуктивного возраста'

Возможности коррекции посткастрационного синдрома у больных раком шейки матки репродуктивного возраста Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности коррекции посткастрационного синдрома у больных раком шейки матки репродуктивного возраста»

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ

терапия (КЛТ) — 9%. При ОСО показатель 5-летней ОНВ был равен 96,4% (95% [92,9—100]).

При проведении ГЭ3 достигнуты подобные значения показателя 5-летней ОНВ, соответствующие 96,9% [95% (92,7— 100)]. Схожие значения получены и при выполнении ГЭ2: 5-летняя ОНВ была равна 96,1% [95% (94,5-97,8)]. При комбинированном лечения в объеме ГЭ35-летняя ОНВ составила 92,6% [95% (90,2—95,1)]. Комбинированное лечение в объеме ГЭ2 позволило сформировать значение 5-летней ОНВ 89,2% [95% (86,4—92,1)]. При проведении СЛТ 5-летняя ОНВ равна 83% [95% (79,8—86,3)]. В случае отсутствия специального лечения 5-летняя ОНВ существенно не отличались от таковых после ДЛТ и составила 60,4% [95% (53,7—67,9)]. Заключение. 1. 5-летняя ОНВ пациенток при РШМ I стадии составила 86,6%. 2. 5-летняя ОНВ при РШМ I стадии, в случае применения СЛТ составила 83,0%. Существенные различия ОНВ после СЛТ в регионах (до 19,1% (р<0,0001)) отражают неадекватность реализации названных методик лечения в отдельных специализированных учреждениях в силу отсутствия современного радиотерапевтического оборудования. 3. Отсутствие статистически достоверной разницы (p=0,492) между достигнутыми результатами, в случае применения хирургического лечения, в разных регионах страны свидетельствует об одинаковых подходах к хирургическому лечению в разных онкологических диспансерах. 4. 5-летняя ОНВ у пациенток, страдающих РШМ I стадии, в случае отсутствия, составила 60,4%.

Результаты различных вариантов комплексного лечения диссеминированного серозного рака яичников

С. Е. Шелкович', А. Е. Анищенко'

Место работы: 'Белорусская государственная медицинская академия последипломного образования, Минский городской клинический онкологический диспансер e-mail: s.shelkovich@mail.ru

В Беларуси злокачественные новообразования яичников занимают второе место после рака тела матки, составляя 4,2% в структуре всех злокачественных опухолей у женщин. Лечение рака яичников включает хирургический и химио-терапевтический компоненты. Выживаемость коррелирует с размером оставшихся после операции опухолевых отсевов. Стандартные схемы химиотерапевтического лечения, включающие препараты платины и таксаны или циклофос-фан, используются как в нео- (НАПХТ), так и в адъювантном (АПХТ) режимах.

Цель. Изучение результатов лечения диссеминированного рака яичников в зависимости от проведения первичной циторедукции с адъювантной полихимиотерапией или промежуточной циторедукции с нео- и адъювантной полихимиотерапией.

Материалы и методы. С 2006 по 2010 гг. 343 жительницы г. Минска получили комплексное лечение серозного рака яичников I—IV стадий. Из них 286 пациенток имели диссеминиро-ванный опухолевый процесс Hb—IVстадии FIGO. Комплексная терапия в 88 (30,7%) случаях начиналась с 3—4 курсов нео-адъювантной ПХТ с последующей операцией и курсами адъювантной ПХТ. Данная группа представлена IIIC—IV стадиями: IIIC (49, 55,7%) с изначально нерезектабельными опухолями и IV (39, 44,3%) — с наличием отдаленных метастазов. В группе пациенток из 198 человек, лечение начинали с хирургической операции с последующими курсами АПХТ,

доля ^стадии заболевания составила только 15,2% (30 пациенток) флинейно-линейный тест< 0,0001) В группе исследуемых, лечение которых начиналось с хирургической операции, первичная циторедукция в полном объеме выполнена в 67 (33,8%) случаях. В группе с применением НАПХТ полная промежуточная циторедукция — в 19 (21,6%). Оценены показатели общей наблюдаемой выживаемости (ОНВ) и безрецидивной выживаемости (ВСР). Результаты. Последовательность применения различных компонентов комплексного лечения статистически значимо не влияла на безрецидивную выживаемость, и возобновление опухолевого роста на первом году наблюдения практически не отличалось при обоих методах лечения. Пятилетняя ВСР составила 0,285 (95% ДИ ( [0,222; 0,366]) при проведении первичной циторедукции и АПХТ и 0,215 (95% ДИ ( [0,140; 0,330]) при проведении НАПХТ, промежуточной циторедук-ции и АПХТ флог-ранг=0,119).

Пятилетняя ОНВ пациенток с диссеминированным раком яичников, лечение которых было начато с хирургического этапа, составила 0,450 (95% ДИ [0,371;0,545]), а пациенток, получавших неоадъювантную ПХТ, затем промежуточную циторедукцию и курсы АПХТ — 0,256 (95% ДИ [0,167;0,392]) флог-ранг < 0,0001).

Однако, необходимо отметить, что значительная часть пациенток, оперированных в полном объеме, без применения нео-адъювантной полихимиотерапии, исходно еще до операции имела меньшую распространенность опухолевого процесса по сравнению с пациентками, оперированными после проведения индукционных курсов полихимиотерапии. Возможность выполнения полного объема хирургического вмешательства определяла эффективность лечения. Заключение. Использованием курсов НАПХТ у пациенток с изначально неоперабельным распространенным серозным раком яичников, промежуточной циторедукции и АПХТ позволило выполнить полную промежуточную циторедуктив-ную операцию в 21,6% случаев с пятилетней ОНВ 0,426 (95% ДИ ( [0,206; 0,879])) и в 35,2% — в объеме оптимальной циторедукции с пятилетней ОНВ 0,241 (95% ДИ ( [0,126; 0,461])). Пятилетняя ОНВ составила 0,256 (95% ДИ [0,167;0,392]). Таким образом, полное удаление макроскопической опухоли способствует улучшению выживаемости пациенток с IIIC—IV стадиями заболеваниями вне зависимости от стратегии лечения.

Возможности коррекции посткастрационного синдрома у больных раком шейки матки репродуктивного возраста

Н.Н. Попова', А. И. Шихлярова', А.П. Меньшенина', Е.М. Фран-циянц', Т. И. Моисеенко', Н.Д. Ушакова', Е. В. Вереникина', М.Л. Адамян', П.А. Крузе'

Место работы: 'ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России e-mails: rnioi@list.ru; anna.menshenina.00@mail.ru Цель. Изучение влияния ксенонтерапии и плазмафереза (ПА) на коррекцию посткастрационного синдрома (ПКС) в раннем послеоперационном периоде.

Материалы и методы. Обследованы 40 больных, перенесших расширенную пангистерэктомию по поводу рака шейки матки (РШМ), у которых в раннем послеоперационном периоде развились признаки ПКС. Средний возраст больных — 41,5±2,3 лет. 20 больных получали ксенонтерапию. 20 больным проведен лечебный ПА. В качестве контроля

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

XXI РОССИЙСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС

ТЕЗИСЫ

ОНКОГИНЕКОЛОГИЯ

обследованы здоровые женщины репродуктивного возраста, медиана которого составила 39,4±2,7 лет. Определяли содержание фолликулостимулирующего (ФСГ), лютеинизи-рующего гормонов (ЛГ), пролактина (ПРЛ), а также эстради-ола (Е2), прогестерона, тестостерона и кортизола. Результаты. До начала лечения прогестерон был повышен почти в 4 раза, эстрадиол — в 2,1 раза, тестостерон — в 1,8 раза, ФСГ — в 2,4 раза (по сравнению со здоровыми донорами). Через неделю после операции уровень эстрадиола был снижен в 2,1 раза, прогестерона — в 6,7 раза. Отмечено увеличенное содержание в крови тестостерона практически в 3 раза, ЛГ — в 2,4 раза, ФСГ — в 5,9 раза, а также пролактина — на 43,3% и кортизола — на 34,1%. Через 3 дня после проведения ПА не отмечено существенных изменений в уровне эстрадиола на фоне наблюдаемой тенденции к росту уровня гонадотропинов. Содержание тестостерона после ПА снизилось 1,5 раза (р<0,05), в 1,6 раза снизился уровень кортизола (р<0,05). Через 3 дня после окончания ксенонтерапии уровень эстрадиола в крови больных возрос на 57,1% (р<0,05) относительно показателя непосредственно после операции, на фоне снижения содержания ЛГ и ФСГ в 2,1 и 1,5 раза соответственно (р<0,05). Обнаружено достоверное падение уровня тестостерона в 2,1 раза, кортизола — в 2,3 раза и пролактина — в 1,3 раза (р<0,05). Для уточнения механизмов влияния ксенона на системный уровень гормонов нами изучено влияние ксенона на здоровых женщин. Подтверждено гормо-нрегулирующее действие ксенона на организм женщин. Так, уровень эстрадиола в крови здоровых женщин повышался в 2,2 раза, прогестерона — на 51,9% (р<0,05). При этом регистрировали снижение содержания тестостерона на 20,8%, пролактина — на 17,8% и кортизола — на 43,4%. Выводы. Т. о., ксенонтерапия обладает выраженным гор-монмодулирующим действием и является патогенетически более предпочтительной для лечения острых симптомов ПКС. Выполнение ПА в данном аспекте наиболее обосновано у больных с сопутствующим метаболическим синдромом.

Определение сторожевых лимфатических узлов при органосохраняющем лечении у больных с инвазивным раком шейки матки

А.Л. Чернышова', Л. А. Коломиец', А.Ю. Ляпунов' Место работы: 'НИИ онкологии Томского НИМЦ, e-mail: alacher@list.ru

Актуальность. Исследование «сторожевых» лимфатических узлов у больных раком шейки матки способствует точной клинической оценки состояния регионарных лимфатических узлов, уточнению стадии заболевания, индивидуализации объема оперативного вмешательства, в том числе определения показаний к органосохраняющему лечению, а также объективизации целенаправленного применения адъювантной терапии. Цель. Произвести сравнительную оценку эффективности методов определения «сторожевых» лимфатических узлов с помощью однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОЭКТ) и интраоперационной радиометрической индикации.

Материалы и методы. В исследование включено 49 больных с Ia1—Ib1 стадией рака шейки матки, находившихся на стационарном лечении в НИИ онкологии в 2009—2017 годах. Больным было проведено органосохраняющее лечение в объеме радикальной абдоминальной трахелэктомии (РАТ). Средний возраст больных составил 28,5±3,9 лет. Всем пациенткам для визуализации «сторожевых» лимфатических узлов ради-

оактивный лимфотропный наноколлоид, меченный 99mTc, вводился за сутки до операции во время процедуры в дозе 80 MBq. Инъекции РФП выполнялись в 4-х точках (в дозе 20 MBq в каждой инъекции) в подслизитое пространство. Сцинтиграфическое исследование на гамма-камере (E. CAM 180, Siemens) выполнялось через 20 минут и 3 часа после введения радиоиндикатора в режиме однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОЭКТ) области таза. Поиск сторожевых лимфатических узлов интраоперационно осуществлялся при помощи гамма-зонда Gamma Finder II® (США), путем тщательного измерения уровня гамма-излучения во всех лимфатических коллекторах. Зарегистрированный уровень гамма-излучения отображается на дисплее числовыми значениями счетчика в cps (counts per second, отсчеты в секунду)

Результаты. Однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОЭКТ) брюшной полости позволила выявить сторожевые лимфатические узлы у 18 пациенток, в тоже время интраоперационно (радиометрически) СЛУ выявлены у 23 человек. При сравнительной оценке чувствительности методики определения СЛУ в зависимости от способа, установлено, что при радиографическом исследовании чувствительность составила 72%, при радиометрическом этот показатель равнялся 92%. Таким образом, методика радиометрического определения СЛУ является более эффективной по сравнению с ОЭКТ.

Выводы. Интраоперационная радиометрическая индикация позволяет с чувствительностью 92% и специфичностью 100% определять «сторожевой» лимфатический узел.

Значимость показателей некоторых иммуногистохимических маркеров у больных раком вульвы

Г. А. Неродо', И. А. Новикова', Е. Ю. Златник', Е. М. Непомнящая', Е. П. Ульянова', Е. А. Неродо'

Место работы: 'ФГБУ «Ростовский научно-исследовательский онкологический институт» Минздрава России, Ростов-на-Дону, Россия e-mail: uljanova_elena@lenta.ru

Цель. Оценить экспрессию и прогностическую значимость лимфоцитарно-макрофагальных маркеров, а также маркеров пролиферации, апоптоза и неоангиогенеза в ткани плоскоклеточной карциномы вульвы.

Материалы и методы. Под наблюдением находилось 126 больных раком вульвы в возрасте от 27 до 85 лет, 57 из которых после лечения были с кратковременной ремиссией, а 69 — с длительной. Иммуногистохимическое исследование рака вульвы проводили на срезах с парафиновых блоков. Окрашивание проводилось по стандартной методике. В работе были использованы первичные мышиные моноклональные антитела ki-67 для определения пролифе-ративной активности; p53 для определения апоптоза, CD31 и CD34 для неоангиогенеза. Для визуализации применялась система детекции Reveal Polyvalent HRP-DAB Detection System. Для ИГХ-исследования иммунокомпетентных клеток, инфильтрирующих опухоль вульвы определяли уровни лимфоцитов с маркерами Т- и В-лимфоцитов (CD3+ и CD20+), макрофагов (CD68+), CD4+, CD8+ клеток. Результаты ИГХ-исследования анализировали ретроспективно с учетом последующей продолжительности жизни больных. Результаты. В ткани первичной опухоли больных с коротким периодом ремиссии экспрессия ki-67 (85±5,0) и p53

Злокачественные опухоли

www.malignanttumours.org

Том / Vol. 7 № 3 S 1 /2017

Malignant Tumours

www.malignanttumours.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.