Научная статья на тему 'Возможности компьютерной среды как фактора формирования информационной культуры студента в процессе преподавания информационных технологий'

Возможности компьютерной среды как фактора формирования информационной культуры студента в процессе преподавания информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симченко Наталья Николаевна

Рассмотрение компьютерной среды с позиций культурологического подхода позволило выделить её возможности (информационно-педагогический потенциал) для формирования информационной культуры студента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симченко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consideration of the computer environment from positions культурологического the approach has allowed to allocate its opportunities (information-pedagogical potential) for formation of information culture of the student

Текст научной работы на тему «Возможности компьютерной среды как фактора формирования информационной культуры студента в процессе преподавания информационных технологий»

время и сколько стоит, что необходимо сделать, как подготовиться к процессу сертификации.

Крайне важной является аспект маркетинговой поддержки новой продукции. Экономически целесообразными способами продвижения технологий считают издание каталогов новой продукции и инновационных проектов, их распространение на международных выставках, инновационных форумах и целевая рассылка, формирование коллективных стендов на тематических отечественных и зарубежных выставках.

Стратегию деятельности Международного центра трансфера технологий (МЦТТ) КурскГТУ в партнерстве с Полтавским национальным техническим, Сумским государственным и Белорусским государственным университетом транспорта определяют:

- межвузовская сеть информационного обеспечения инновационных проектов, продвижения и развития этих проектов и продукции через СТТ ВШ России и Российскую сеть трансфера технологий (ЯТШ) и др.;

- тесное взаимодействие с Региональным центром интеллектуальной собственности (РЦИС) на базе ОИС, возглавляемого па-

тентным поверенным, и Центром коллективного пользования «Наукоемкие технологии» КурскГТУ;

- формирование инструмента венчурного финансирования проектов в рамках проекта создания регионального отделения Национального содружества бизнес-ангелов России (СБАР), официального представительства ОЭЗ ТВТ «Дубна» в трансграничном регионе.

- принятый к реализации проект технологического аудита предприятий курского региона по экспертному исследованию технологических запросов, предложений и потенциала коммерциализации накопленных объектов интеллектуальной собственности, а также проблем модернизации и инвестиционных планов этих предприятий. Цель данного проекта - оптимизация процесса коммерциализации технологий с участием МЦТТ, РЦИС, ЦКП НТ КурскГТУ.

Ряд разработок Учебно - производственного комбината КурскГТУ, защищенных серией товарных знаков, Центра «Инновати-ка» института проблем управления РАН, вышел из стадии НИОКР и находит своих покупателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малиновский А. Центры трансфера технологий - звено между наукой и бизнесом // Инновации, 2004, №3.

2. Власов В.А., Дмитриенко В.П., Не-

груль В.В., Селиванова Е.Е. Опыт функционирования инновационной инфраструктуры Томского политехнического университета // Инновации. Специальный выпуск, 2008, с.55-59.

Н.Н. Симченко

ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОРА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время проблема формиро- ваний общества, так как субъект, обладаю-вания информационной культуры личности, щий сформированной информационной оказалась в центре жизненно важных требо- культурой, весьма быстро адаптируется в

меняющихся экономических, технологических, социальных и информационных реалиях окружающего мира. Поэтому сегодня наблюдается значительный интерес к данному феномену, происходит обращение к его философским, культурологическим, психологическим и педагогическим аспектам.

Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в личности, обладающей информационной культурой, способной к систематизации полученной информации, целенаправленному поиску нового знания в дидактически организованной компьютерной среде, его интерпретации и использованию. Национальным проектом «Образование» поставлена задача организации в учебном заведении компьютерной среды, обладающей информационно-педагогическим потенциалом, обеспечивающим возможность применения субъектом образования инновационных технологий, использования программно-технических средств, обновления способов социального взаимодействия преподавателя и студента. Формирование информационной культуры студента в компьютерной среде удовлетворяет потребность общества в самоопределении личности, усиливает направленность высшего образования на самостоятельность выпускника ВУЗа в познавательной деятельности.

Решение данной задачи потребовало выявления информационно-педагогического потенциала компьютерной среды как фактора формирования информационной культуры студента. Мы рассмотрели компьютерную среду вслед за Е.П. Белозерцевым [1], Л.П. Буевой [2], Ю.С. Мануйловым [3] с позиций взаимодействия и взаимовлияния.

С позиций культурологического подхода компьютерную среду мы охарактеризовали как систему, включающую адекватные целям методы и образовательные средства, позволяющие студенту овладеть способами работы с информацией во взаимодействии с преподавателем. А именно: телекоммуникации; сетевое оборудование; серверы и персональные компьютеры; мультимедийное и периферийное оборудование; операционные

системы; текстовые и графические редакторы; СУБД (системы управления базами данных); инструментальные средства разработки; специализированные средства учебного назначения (обучающие системы, электронные учебники, базы данных, электронные журналы и др.). Это дает возможность организации чередования изучения студентом теоретического материала, разбора примеров, методов решения не только типовых, но и исследовательских задач; контроля качества приобретенных знаний, аналитической и исследовательской деятельности; использования на занятиях ресурсов глобальной сети, проведения «виртуальных путешествий», интернет-практикумов, экскурсий; участия в сетевых проектах и олимпиадах, иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах.

Таким образом, в интеллектуальной деятельности студента компьютерная среда исполняет ведущую роль. В ней открывается доступ к источникам информации, создаются условия для взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, расширяется область межличностных контактов.

H.А. Аминов подчеркивает, что педагогический потенциал концентрирует в себе три уровня связей и отношений:

I. Уровень, отражающий прошлое. Это совокупность свойств, накопленных в системе (учитель - ученик) в процессе ее становления.

2. Репрезентирующий настоящее. Здесь акцент падает на процесс актуализации возможностей, их практическое применение.

3. Ориентированный на будущее, Представляет собой единство устойчиво - изменчивого состояния, содержащий в себе зародыш будущего развития [4].

Эта многомерность связей и отношений, характеризующая взаимопереход структурных элементов потенциала из виртуального состояния в актуальное, отражает многоплановость реальных возможностей и действительности, присущую всякому процессу развития, в том числе формированию информационной культуры личности.

Информационно-педагогический потенциал компьютерной среды позволяет осуществить образовательные и воспитательно-значимые процедуры в формировании информационной культуры студента:

- применение новых технологий обучения;

- использование программно - технических средств, как инструментов интеллектуального труда;

- обновление способов взаимодействия преподавателя и студента

Развитие интеллектуального компонента информационной культуры студента на основе использования компьютерной среды в силу специфики самого процесса требует тщательного отбора применяемых педагогических технологий. Например, кейс-технология. Суть её в том, что обучающимся предлагается осмыслить проблемную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые старшекласснику нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом». Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

При использовании технологии проектного обучения происходит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического мышления. Рассматриваемая технология ориентирована на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегайуе learning) подходом к обучению.

Информационно-педагогический потенциал программно-технических средств позволяет придать им:

- дидактическую направленность;

- программную реализацию;

- техническую реализацию;

- предметную область применения.

Направленность программно - аппаратных комплексов позволяет ввести новые виды знаний: артикулируемые и неартикули-руемые (ранее существовало только деление знаний на явные и неявные. Поясним, артикулируемая часть знаний - это знания, которые легко структурируются и могут быть переданы обучающемуся с помощью порций информации (текстовой, графической, видео и т.д.), неартикулируемая - представляет собой компонент знания, основанный на опыте, интуиции и т.п. Эта часть знания охватывает умения, навыки, интуитивные образы и другие части человеческого опыта, которые не могут быть переданы обучающемуся непосредственно, а «добываются» им в ходе самостоятельной познавательной деятельности при решении практических задач. Опираясь на такую классификацию знаний, можно классифицировать образовательные программно - аппаратные комплексы. Технологии, положенные в основу этих комплексов и применяемые для поддержки процесса обучения артикулируемой части знаний, являются декларативными. К ним целесообразно отнести:

- электронные учебники;

- учебные базы данных;

- тестовые и контролирующие программы и другие технические средства, позволяющие хранить, передавать и проверять правильность усвоения обучающимся информации учебного назначения.

Технологии, применяемые при создании

программно-аппаратных комплексов, поддерживающих процесс освоения неартику-лируемой части знаний, являются процедурными. Новые информационные технологии этого класса не содержат и не проверяют знания в виде порций информации. Они построены на основе различных моделей. В этом случае к новым информационным технологиям этого класса относятся:

- пакеты прикладных программ;

- компьютерные тренажеры;

- лабораторные практикумы;

- программы деловых игр;

- экспертно-обучающие системы и другие компьютерные средства, которые позволяют обучающемуся в ходе учебного исследования получать (добывать) знания по изучаемой предметной области.

В образовательном процессе информационные технологии применяются с целью автоматического сбора информации о ходе контроля и его результатах со всех компьютеров одновременно. Подчеркнем их отличительные особенности:

1. Интерактивность (взаимодействие) -посредством интерфейса (по увеличению количества вариантов):

- альтернативный или множественный выбор из меню,

- получение контекстных меню,

- подсказывающие интеллектуальные агенты (учитель, друг),

- перемещение графических объектов на экране, изменение точек обозрения,

- ввод с клавиатуры текста или с микрофона и распознавание речи.

2. Моделинг - от параметризации задач до виртуальной реальности для тренажа в недоступных (вредных, дорогих, уникальных) условиях.

3. Коммуникативность - доставка больших объемов мультимедийной информации off-line, непосредственное общение, предъявление информации и управление процессом on-line.

Указанные достоинства средств информационно-коммуникационных технологий дают дидактические возможности, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, на самостоятельное извлечение и представление знания, на формирование информационной культуры студентов. К подобным дидактическим возможностям можно отнести:

1. Незамедлительную обратную связь между студентом и техническими средствами, определяющую реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос обучаемого вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

2. Компьютерную визуализацию учебной информации изучаемого объекта, процесса (наглядное представление на экране объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

3. Компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на экране модели: математической, информационно - описательной, наглядной, адекватно оригиналу);

4. Архивирование, хранение достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

5. Автоматизацию процессов вычислительной, информационно - поисковой деятельности, а также обработку результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

6. Автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроль результатов усвоения.

В компьютерной среде возникает новое качество социального взаимодействия субъ-

ектов обучения: студент - компьютер - виртуальные сообщества преподавателя и студента - научные сообщества - педагог. (Рис. 1).Эта совместимость способствует появлению новых педагогических технологий, основанных на интерактивном обучении. Интерактивные технологии обусловливают появление новой образовательной платформы и изменяют модель обучения, создавая возможность интеграции информационно-коммуникационных технологий в существующие учебные программы и учебники.

Как видно из рисунка, компьютерная среда становится не дополнением к учебной работе, а приобретает самостоятельное значение, выводит образовательный процесс за границы ВУЗа, открывает доступ к множеству новых источников информации, вооружает студента новыми средствами ее получения, интеграции и понимания.

Одним из способов организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого в компьютерной среде, является метод выработки новых знаний, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью преподавателя и/или обучающих систем и учебных материалов, а их активная выработка обучаемым. В данном случае студент самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. Обучаемый активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся. Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта.

Для успеха обучения важны не сами по себе способности и навыки обучаемых, а коммуникативные и познавательные компетенции, связанные с владением компьютерными технологиями, эффективным взаимодействием обучающихся с другими людьми. Способностью непрерывно учиться, умение разделять и нести ответственность, - все эти факторы являются инструментами достижения целей, необходимыми для формирова-

ния информационной культуры.

Рассмотрение компьютерной среды с позиций культурологического подхода позволило выделить её возможности (информационно-педагогический потенциал) для формирования информационной культуры личности:

- применение инновационных технологий обучения (эвристические технологии обучения; специальные методы решения задач, опирающиеся на создание компьютерных моделей; технологии проектного обучения и критического мышления);

- использование программно - технических средств как инструментов интеллектуального труда (наличие материальной базы для применения систем мульти- и гипермедиа, интеллектуальных автоматизированных экспертно-обучающих систем, средств телекоммуникаций, систем виртуальной реальности, участие в сетевых проектах, олимпиадах, организация доступа к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах);

- обновление способов социального взаимодействия преподавателя и студента на основе активизация субъект-субъектных отношений. В компьютерной среде возникает новое качество взаимодействия субъектов обучения (студент - компьютер - виртуальные сообщества - научные сообщества -преподаватель).

Успешную реализацию сформированно-сти информационной культуры студента в компьютерной среде обеспечивают дидактические условия:

Развитие положительных мотивов студента к формированию информационной культуры, позволяющих обеспечить его активность в компьютерной среде - первое дидактическое условие предполагало участие студентов в клубах по интересам, научных сообществах, где они занимались программированием, компьютерной графикой и дизайном, созданием собственных сайтов. Студенты с помощью графических редакторов создавали иллюстрации к разрабатывае-

мым ими электронным учебникам, дизайн учебных аудиторий. На практических занятиях студенты с большим вниманием отрабатывали алгоритм решения задач и проблемных ситуаций, с помощью самостоятельно созданной информационной модели,

обменивались полученной информацией. Анкетирование и целенаправленное педагогическое наблюдение показало значительную динамику мотивов обучаемых от бытовых к познавательным, информационным, творческим.

Рис. 1. Структура реализации информационно-педагогического потенциала

компьютерной среды

Второе дидактическое условие - создание системы исследовательских задач, в контексте культуросообразности, решение которых обеспечивает усвоение студентами знаний и умений работы с информацией - предполагало внедрение в учебный процесс информационных технологий, позволяющих использовать технические и программные средства в целях формирования информационной культуры. Исследовательские задачи рассматривалась как задачи требующие поиска, объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в результате решения которых студенты открывают новое знание об объекте исследования, способе или средстве деятельности

[5]. Включаясь в совместную с обучаемым учебно-поисковую деятельность, преподаватель направлял ее, опираясь на развивающиеся умения поиска, обработки и передачи информации и становления положительной мотивации к информационной деятельности. Моделирование проблемной ситуации, где техническое средство, имея огромные возможности, выступает как помощник и, в то же время, является полномочным участником процесса мышления, оказывает непосредственное влияние на формирование информационной культуры студента.

В результате выполнения данного условия студенты показали адекватное понимание сущности информационной культуры и ее роли в жизнедеятельности и получении знаний. В эксперименте успешному выпол-

нению данных условий способствовало внедрение спецкурса «Формирование информационной культуры студента». В его программе была представлена система исследовательских задач, различных по характеру и степени сложности. Задачи подбирались соответственно выявленным уровням сформи-рованности информационной культуры, усложняясь при достижении поставленной цели. Формами деятельности были индивидуальная работа и система малых групп.

Реализация третьего дидактического условия - использование интерактивных методов обучения, для активизации субъект -субъектных отношений во взаимодействии преподаватель-студент, обеспечила социальное взаимодействие, построенное на принципах взаимопонимания, сотрудничества. Интерактивные методы позволяли личности самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением для формирования информационной культуры. Например, при применении баскет-метода (обучение на основе имитации ситуаций). Для подготовки он получал всю необходимую информацию об электронных библиотеках, мультимедийных энциклопедиях, сетевых публикациях, после чего студент самостоятельно осуществлял поиск необходимого материала, отбирал его и анализировал. При интерактивных методах обучения сочетались работа в группах с индивидуальной работой. Эффективность каждой из названных форм педагогической деятельности, степень её воздействия на информационную культуру студента определяется умением педагогов опираться на разнообразный арсенал форм и методов педагогической направленности; своевременным учетом интересов, способностей и возможностей каждого студента, его информа-

ционного опыта. Таким образом, компьютерная среда позволяет подобрать содержание обучения с позиций культурологического подхода, соответствующее его целям, реализует мотивы обучения, обеспечивает процессуальную сторону формирования информационной культуры студента, служит инструментом познания, самореализации субъекта.

Роль преподавателя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится его роль, как интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, включить студента в процесс активного соразмышления, мыслительной и информационной активности, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний.

Итак, можно сделать вывод, что формирование информационной культуры - это сознательно организуемый и управляемый процесс, имеет две взаимосвязанные и взаимопроникающие стороны - логику саморазвития личности и деятельность преподавателя, приобщающего студента к информационной культуре. Одним из наиболее важных становится вопрос о субъектной позиции педагога при организации процесса формирования информационной культуры студента.

Результаты проведенной опытно - поисковой работы показали, что компьютерная среда не является данностью, она возникает на определённом личностно-деятельностном и культурологическом потенциале: она появляется, углубляется и расширяется на основе становления потребностей «самодостраивания», «самоорганизации» [6] преподавателя и студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозерцев Е.П. Культурно - образовательная среда / Е. П. Белозерцев // Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования. - Волгоград, 2000. - С. 295-327.

2. Буева Л.П. Человек: деятельность и обще-

ние / Л. П. Буева. - М.: Мысль, 1978. - 216 с.

3. Мануйлов Ю. С. Средовый подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. - 2000. -№ 7. С. 36-41.

4. Аминов Н.А. Психофизиологические и

психологические предпосылки педагогических способностей. / Н.А. Аминов // Вопр. Психологии. 1988. - №5 - С. 71-77.

4. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования

/ А. А. Андреев // Шк. технологии. - 2001. -№ 3. - С. 154-169.

5. Слободчиков В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Школа -Пресс, 1995. - 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Попов, Н.П. Пучков

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Актуальность исследования

Удовлетворение запросов инновационной экономики обеспечивается в вузе готовностью выпускника к наиболее эффективной с позиций общества деятельности за счет формирования его профессиональных компетенций (и в первую очередь творческих) и реализации личных устремлений (в т.ч. стремлений к личному творчеству и совместному творчеству, развитию креативности).

Решение задачи подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих высоким уровнем освоения творческих компетенций и вышедших на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности в профессиональной деятельности, затруднено тем, что существуют противоречия между потребностью общества в кадрах, обладающих высоким уровнем освоения творческих компетенций, и сложившейся практикой профессиональной подготовки, характеризующейся тем, что в вузах доминирует репродуктивный характер образовательного процесса и существует не полная востребованность интеллектуального и творческого потенциала студентов (особенно в научно - производственной сфере); между ориентацией системы образования на единые государственные образовательные стандарты и неудовлетворенной потребностью одаренной личности в самореализации.

На основе изучения психолого - педагогической литературы, анализа опыта педагогической деятельности мы пришли к выводу,

что выявленные противоречия могут быть разрешены с высокой долей эффективности разработкой и реализацией особого вида образовательной среды, которая приблизит социальный смысл и цели обучения в системе высшего профессионального образования к индивидуальным возможностям объектов и субъектов обучения, обладающих необходимыми способностями для овладения на высоком уровне творческими компетенциями.

1. Креативность как основа формирования творческих компетенций специалиста

Основной задачей нашего исследовании было выявление условий достижения креативного уровня зрелости специалиста, когда конструктивная направленность развития реализуется через созидательность и новаторство, креативный опыт, творческий поиск и творческую индивидуальность, что обеспечивает готовность к инновационной деятельности через развитие креативности и формирование творческих компетенций. При этом мы исходили из двух положений, сформулированных Н.Ф.Вишняковой, а именно «...развитие креативности способствует становлению творческой зрелости специалиста в процессе самоактуализации личности и достижению им личностной, профессиональной и духовной вершин» и «. при высоком уровне самоактуализации креативной личности творческая зрелость специалиста является более устойчивой, продуктивной и продолжительной в жизненной реальности», поэтому креативность в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.