«Научные исследования и инновации»
УДК 343.983.25
Юденкова Валерия Николаевна Yudenkova Valeria Nikolaevna, Красилова Вера Андреевна Krasilova Vera Andreevna
Магистрант Master's degree
Московская академия Следственного комитета Moscow academy of the Investigative Committee
ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ С УЧАСТИЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
THE POSSIBILITIES OF A COMPREHENSIVE MEDICAL AND AUTOMOTIVE FORENSIC EXAMINATION IN THE INVESTIGATION OF CRIMES INVOLVING MOTOR VEHICLES
Аннотация. Статья посвящена возможностям комплексной медико-автотехнической судебной экспертизы при расследовании преступлений с участием автотранспортных средств. Обосновывается мнение авторов об эффективности таких исследований в ходе расследования дорожно-транспортных происшествий.
Abstract. The article is devoted to the possibilities of comprehensive medical and automotive forensic examination during the investigation of crimes involving motor vehicles. The authors' opinion on the effectiveness of such research during the investigation of road traffic accidents is substantiated.
Ключевые слова. дорожно-транспортное происшествие, преступление, комплексная медико-автотехническая судебная экспертиза.
Keywords: traffic accident; crime; comprehensive medical-auto-technical expertise.
Безопасность дорожного движения является одной из важнейших социально-экономических и демографических задач не только в Российской Федерации, но и во всем мире, поскольку аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам.
VII Международная научно-практическая конференция
По статистическим данным ГИБДД за 2020 год зарегистрировано 145 073
ДТП, которые унесли жизни 16 152 человек, а травмы на дороге получили 183 040 человек. Из них 21 018 ДТП произошло с участием несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, здоровью которых был причинен вред, а 759 из них погибло[1].
Так, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан по факту ДТП, в результате которого погибли 3 человека и 14 пострадали, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). По версии следствия, 7 октября 2020 года на федеральной дороге «Астрахань-Махачкала» произошло ДТП с участием пяти автомобилей, в том числе грузовых, и школьного микроавтобуса. В результате происшествия погибли водитель школьного автобуса и две женщины, госпитализированы 14 человек, среди которых 10 школьников [2].
Успешное раскрытие и расследование преступлений в значительной, а порой и в определяющей мере зависит от использования результатов производства комплекса судебных экспертиз. Ведь именно результаты экспертиз в большинстве случаев составляют основу доказательственной базы по уголовным делам. Всестороннее, полное и объективное расследование преступлений, совершенных с участием автотранспортных средств, требует использование специальных знаний, среди которых одно из основных мест занимают специальные знания в области судебной медицины и автотехники. Однако на наш взгляд, наиболее эффективной формой привлечения специальных знаний будет являться назначение комплексной медико-автотехнической экспертизы, поскольку при анализе материалов дела используются специальные знания не менее двух специалистов разного профиля (врачей судебно-медицинских экспертов, экспертов - автотехников, экспертов-трасологов и др.).
«Научные исследования и инновации»
Комплексную медико-автотехническую экспертизу, назначаемую для
проверки версий произошедшего, сложившихся у следствия по результатам изучения материалов уголовных дел, а также представленных иными участниками уголовного судопроизводства: обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем, а также их защитниками, уместно назвать ситуационной экспертизой.
Ситуационная экспертиза представляет собой комплексное исследование механизма произошедшего преступления, в частности ДТП, путем изучения вещной обстановки места происшествия, когда по изученным следам и повреждениям эксперты восстанавливают картину произошедшего события, в том числе и механизм причинения повреждений участникам ДТП.
На наш взгляд, такая экспертиза будет наиболее эффективна не на начальных этапах расследования, поскольку с получением новых доказательств и сведений, версии, выдвигаемые следствием для проверки их экспертным путем, могут видоизменяться, а также в процессе расследования могут появиться новые версии. Также такая экспертиза также будет эффективна при наличии неустранимых противоречий в ранее проведенных экспертизах, в том числе, если неоднократно назначались дополнительные или повторные экспертизы.
При подготовке исходных данных на подготовительном этапе назначения ситуационной экспертизы следователю необходимо, во-первых, провести тщательную работу на месте происшествия по обнаружению, изъятию и фиксации следов; иные необходимые следственные действия, в том числе следственный эксперимент, во-вторых, назначить первоначальные идентификационные и (или) диагностические судебные экспертизы, что повысит информативность будущего исследования [3, с. 119-123]. Что также обуславливает положение о том, что ситуационная экспертиза не должна назначаться на первоначальных этапах расследования.
Как правило, на разрешение перед экспертами в рамках медико-автотехнической экспертизы ставятся следующие вопросы технического и медицинского характера:
VII Международная научно-практическая конференция
- определение телесных повреждений характерных для транспортной
травмы, в том числе определение телесных повреждений характерных для конкретного вида транспортной травмы: автомобильная, мотоциклетная, гусеничная, и др.;
- разграничение получения телесных повреждений, характерных для каждой фазы транспортной травмы;
- определение места нахождения пострадавшего в салоне (пассажир, водитель), в момент столкновения, по характеру телесных повреждений, с учетом конструкционных особенностей салона транспортного средства, а также определение, в спорных случаях, нахождения конкретного лица за рулем транспортного средства;
- определение условий и механизма ДТП;
- установление обстоятельств ДТП;
- установление обстоятельств, предшествовавших транспортному происшествию, в том числе экспертами может быть построена реконструированная модель транспортного происшествия;
- определение характера действий (бездействия) лиц, управляющих транспортным средством, начиная с момента возникновения опасности, в момент ДТП, а также после него (например, при установлении наличия или отсутствия алкоголя, наркотических средств в крови водителя и технической возможности предотвратить транспортное происшествие).
Очевидно, что решить указанные задачи возможно только в результате комплексного использования специальных знаний - комплексной экспертизы, при проведении которой эксперты тесно взаимодействуют друг с другом.
Для подтверждения вышеизложенного можно привести реальный пример из следственной практики, когда при расследовании преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, была назначена комплексная медико-автотехническая экспертиза, позволившая объективно ответить на вопросы следствия. Так, 10.09.2012 примерно в 02 часа 45 минут, водитель автомашины «Мерседес», двигаясь по пр. К. со стороны ул. П. в направлении ул. О. города П.,
«Научные исследования и инновации» в районе дома № 24, не справился с управлением, в следствие чего выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с двигавшимся во встречном направлении автомобилем «ВАЗ-21124», под управлением водителя В. В результате ДТП, находившийся в салоне автомашины «Мерседес», А. погиб на месте происшествия, находившимся в этом же автомобиле Д. и Э., причинены различные телесные повреждения.
В ходе предварительного следствия участникам ДТП, а именно А., Д. и Э. проведены судебно-медицинские экспертизы.
Согласно заключению, дополнительной комплексной трасолого-медицинской судебной экспертизы следует, что Д. находился на правом пассажирском сиденье, а А. находился за рулем автомобиля «Мерседес». Согласно заключению комплексной трасолого-медицинской экспертизы № 32 следует, что Д. находился за рулем автомобиля «Мерседес». Согласно заключению, комплексной трасолого-медицинской судебной экспертизы №299/14 следует что А. находился за рулем автомобиля «Мерседес», во время дорожно-транспортного происшествия.
В связи с наличием существенных противоречий следователем по данному уголовному делу и необходимости подтверждения или исключения версии о том, что на месте водителя в момент ДТП находился выживший Д., была назначена ситуационная экспертиза.
В ходе экспертного исследования были проанализированы материалы уголовного дела, в том числе заключения реализованных судебных экспертиз, назначенных в ходе расследования данного уголовного дела. Помимо этого выполнены лабораторные и специальные исследования, где описаны: судебно -гистологическое, рентгенологическое, автотехническое исследования, проведенные членами экспертной комиссии в присутствии следователя отдела, назначившего экспертизу, дополнительные осмотры места происшествия, осмотр поврежденного при ДТП транспортного средства и аналогичного неповрежденного автомобиля с применением фотосъемки.
VII Международная научно-практическая конференция
В результате проведенной экспертизы был установлен механизм ДТП,
механизм причинения повреждений и, как следствие, установлено местонахождение участников ДТП в салоне автомобиля.
«........Совокупный анализ общего механизма рассматриваемого дорожно-
транспортного происшествия с учетом установленных механизмов образования повреждений у А., Д., Э., данных осмотра места происшествия (положение трупа), сведений о повреждениях кузова автомобиля и результатов следственного эксперимента свидетельствуют, что на водительском месте указанного автомобиля находился А., на месте переднего пассажира (спереди справа) - Д., а на заднем пассажирском сиденье - Э.»
Подводя итог вышесказанному, отметим, что с увеличением числа автомобильного транспорта, возрастает и количество ДТП, что влечет за собой негативные социальные и экономические последствия. На сегодняшний день транспортный травматизм является причиной многочисленных человеческих жертв и, к сожалению, не только лиц трудоспособного возраста, но и особенно детей. Поэтому оперативное и объективное установления истинной картины произошедшего происшествия и как результат - установление виновных лиц и привлечение их к ответственности, является одной из задач, стоящих перед органами следствия, в решении которой может помочь ситуационная экспертиза.
Таким образом, изучение и анализ доступных материалов уголовных дел, а также имеющихся доступных архивных экспертных данных, позволили охарактеризовать возможности комплексной медико-автотехнической экспертизы при расследовании ДТП.
Библиографический список:
1.Официальный сайт Госавтоинспекции РФ. [Электронный ресурс]: URL: http://stat.gibdd.ru/. (дата обращения: 16.05.2021).
2.Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: https://sledcom.ru/. (дата обращения: 16.05.2021).
«Научные исследования и инновации» З.Гарманов В.В. О предмете и методе ситуационной экспертизы //
Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и
следствия: 4-я научно-практическая конференция молодых ученых, 21 апреля
2001 г.: Тезисы выступлений. СПб., 2001. С.119-123.
© В.Н.Юденкова, В.А. Красилова, 2021