ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Панина Елена Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: epanina@list.ru
Пияндина Дарья Андреевна
студентка гр. ZM723 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г.Пермь
E-mail: ddd17asha@yandex.ru
THE USE OF ADVERTISING TEXT AS A WAY OF DEVELOPING THE SOCIO-CULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN
LANGUAGE TEACHING
Elena Panina, Ph. D,
Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: epanina@list.ru
Daria Piyandina
Student of the Faculty of Foreign Languages, group ZM723, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: ddd17asha@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена использованию рекламных текстов в обучении иностранному языку в контексте формирования социокультурной компетенции, представлены примеры заданий на основе рекламных текстов на английском языке.
Ключевые слова: социокультурная компетенция, реклама, рекламный текст.
Abstract. The article is devoted to the use of advertising texts in teaching of foreign languages while developing the socio-cultural competence; it contains the examples of tasks based on advertising texts in English.
Keywords: socio-cultural competence, advertisement, advertising text.
© Панина Е.Ю., Пияндина Д.А., 2021
Ментальность народа проявляется не только в живой и устной речи, в произведениях художественной литературы и публицистических текстах, она так же отражается и в текстах рекламы той или иной страны. Реклама представляет собой один из важнейших способов внешних коммуникаций любой коммерческой организации наряду с такими элементами, как продажи, стимулирование сбыта, PR-кампании (формирование имиджа компании, связи с общественностью) и пропаганда. Реклама служит мощным инструментом в продвижении товара и стимулировании сбыта повсеместно: как внутри одной страны, так и за ее пределами [3].
Рекламный текст - коммуникативная единица, используемая в сфере маркетинговой коммуникации, имеющая в структуре формальный признак -один или несколько компонентов бренда и/или рекламные реквизиты и отличающаяся семантической совокупностью вербально и невербально выраженного смысла [7].
Визуальная составляющая рекламного текста сама по себе выполняет две основных задачи - привлечение внимания (воздействующая функция) и наглядное представление (информативная функция).
В печатной рекламе подбор шрифтов и их начертательные особенности, выбор кегля и сочетание кегельных вариантов, макетирование текста (а также преобладание в нем вербальной или визуальной составляющей), построчное деление, связанное с логическим ударением и актуальным членением высказывания, а зачастую и цветовая гамма являются большим, чем собственно приемами оформления [7].
Среди основных функций рекламного объявления выделяют воздействующую, эмотивную, эстетическую, информирующую, убеждающую, внушающую, напоминающую, аттрактивную, популяризирующую, дифференцирующую [4].
Рекламные сообщения настолько связаны с различными аспектами культуры, что являются не только продуктом ее развития в том или ином лингвокультурном сообществе, но и значимой ее частью [1]. А это значит, что рекламные тексты могут быть использованы на уроках иностранного языка при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, включая языковую, речевую и социокультурную. Особое внимание следует уделить СКК. Данный вид компетенции подразумевает преодоление ксенофобии и существующих стереотипов, а также воспитание толерантности к представителям другого языка и других культур [2].
В процессе обучения иностранному языку рекламные тексты могут представлять интерес как отражение различных сторон жизни страны изучаемого языка, норм поведения, ценностных ориентаций. Как форма существования определенной культуры и продукт определенной эпохи, реклама, по мнению большинства исследователей, является источником и носителем социокультурной информации [1].
Рекламные тексты ситуативны и поэтому дают прекрасную возможность сосредоточиться на тематической лексике, их также можно использовать при обучении творческому письму. Такие тексты легкодоступны в удобных для
аудитории форматах, поскольку они сравнительно короткие и могут использоваться при обсуждении конкретных вопросов. Также РТ может успешно использоваться при обучении переводу [5].
Тексты английской рекламы имеют ряд преимуществ перед другими видами прагматических текстов:
• наличие различных видов информации (лингвистической, лингвокульторологической, страноведческой, иллюстративной);
• разнообразие по сферам общения, ситуативности и проблемности, чтопозволяетварьироватьформыработыиучитыватьособенностиконтинге нтаобучаемых;
• занимательная и яркая образность, создающая богатство ассоциативных связей и широкие возможности для проявления творческих способностей обучаемых [1].
Говоря о возможностях применения рекламного текста, как графического, так и звучащего, на уроке иностранного языка, он может быть использован при формировании рецептивных (чтение и аудирование) и продуктивных (письмо и говорение) видов речевой деятельности, а также контекста предъявления новой лексики и грамматического материала.
Работа с рекламным текстом предусматривает три этапа: подготовительный, репродуктивно-продуктивный и творческий.
Подготовительный этап включает: вводную беседу преподавателя о назначении рекламы, лингвокультурологические комментарии, облегчающие понимание рекламного текста, а также фонетические и лексико-грамматические упражнения. Как фонетические упражнения учитель может предложить учащимся прочитать слоганы и обратить внимание на произношение звуков, на интонацию восклицательных и побудительных предложений и выбрать слова с определенными звуками. Как лексико-грамматические упражнения ученикам могут быть предложены задачи:
✓ придумать слово - рекламу на основе двух данных слов, обозначающих рекламируемую продукцию
✓ в предложенных слоганах найти омонимы, синонимы или антонимы
✓ воспроизвести рекламный текст, из которого удалены артикли и предлоги
✓ найти слоганы, которые содержат
- имена,
- числительные,
- сокращение,
- неологизмы,
- заимствования.
Репродуктивно продуктивный этап предусматривает такие виды работ, как:
✓ прочитать рекламное объявление и описать преимущества данного продукта или услуги,
✓ прочитать рекламу и угадать, о каком продукте или услуге в ней говорится,
✓ объяснить отношение к телевизионной рекламе, перечислить преимущества и недостатки
✓ описать картинку рекламной продукции, скрыв текст высказать предположение относительно рекламируемого продукта (угадать его), затем сравнить предположение с рекламным текстом.
Творческий этап завершает работу с рекламными материалами. Учащимся предлагается написать новый слоган на основе данного; по данному началу закончить рекламную фразу, провести конкурс рекламных слоганов и объявлений, при этом команды поочередно дают друг другу задачи, учитель раздает ученикам карточки со слоганами. Они по очереди показывают свои работы всему классу, который дает оценку, правильно ли отражен смысл слогана, а также предлагает свои варианты, учитель раздает рисунки, а ученики должны быстро придумать слоганы; можно предложить учащимся составить культурологический комментарий слоганов, а также провести конкурс на лучший комментарий. В конце работы необходимо подвести итог. Следует предоставить учащимся возможность самим выбрать наиболее удачные рисунки с заданными слоганами и наиболее удачные слоганы [6].
В качестве вариантов использования рекламных текстов на уроке английского языка можно привести следующие, разработанные нами, задания:
Рекламный плакат British Railways (рис.1).
Рис. 1
Алгоритм работы:
✓ Посмотрите на плакат и прочитайте рекламный текст. Определите, что рекламируется на данном постере.
✓ Учащиеся читают текст и обсуждают в парах, что продвигается с помощью данной рекламы.
✓ Учащимся задаются вопросы на извлечение социокультурной информации, связанной с движением на дорогах в Великобритании: What problems of Britain traffic can you find out from this poster? How can railway
transport change the situation? Предполагается, что ответ будет связан с проблемами пробок.
Рекламный плакат путешествий в Лондон (рис. 2).
Рис. 2
Алгоритм работы:
✓ Посмотрите на плакат и прочитайте рекламный текст. Определите, к какой сфере жизни относится эта реклама, о каком городе идет речь.
✓ Учащиеся рассматривают изображение и читают текст.
✓ После обсуждения ответов, учащимся предлагается перечислить, какие достопримечательности Лондона они видят на постере: What landmarks are presented on this poster? Can you name them? Ученики называют то, что они знают (Big Ben, The London Eye и т.д.), а далее предлагается описать одну из достопримечательностей и ответить на вопросы: What attracts you in London? What would you like to see? Why?
Таким образом, рекламный текст - носитель культурологической и социокультурной информации, а значит, одно из средств формирования СКК. Использование РТ на уроках иностранного языка позволяет расширить знания учеников о стране изучаемого языка и ее менталитете, а также является способом сделать процесс обучения интереснее и разнообразнее.
Список литературы
1. Ельчанинова О.А. Тексты англоязычной рекламы как средство обучения чтению на иностранном языке в рамках социокультурного подхода [Электронный ресурс] // Вестник амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 48. С. 160-163. - URL: https://studyHb.ru/doc/2420421/eL_chanmova--o.-a.-teksty-angloyazychnoj-reklamy-kak-sredstvo(дата обращения: 19.03.2021).
2. Использование рекламных текстов при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://pr-life.com/blog/ispolzovanie-reklamnyh-tekstov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 19.03.2021).
3. Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 725-727. - URL: https://moluch.ru/archive/79/13974/ (дата обращения: 14.05.2020).
4. Магомедова А. Н. Особенности рекламных текстов // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 98-99.
5. Македонцева А. М. Функции рекламных текстов // Система ценностей современного общества. 2010. № 10-1. С. 186-190.
6. Собирова Ш. У. Использование рекламных текстов в обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2019. № 18 (256). С. 48-50.
7. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: спец. 10.01.10. СПб., 2002. 28 с.