Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
406
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная компетенция / реклама / рекламный текст / socio-cultural competence / advertisement / advertising text

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Пияндина Дарья Андреевна

Статья посвящена использованию рекламных текстов в обучении иностранному языку в контексте формирования социокультурной компетенции, представлены примеры заданий на основе рекламных текстов на английском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Пияндина Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ADVERTISING TEXT AS A WAY OF DEVELOPING THE SOCIO-CULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

The article is devoted to the use of advertising texts in teaching of foreign languages while developing the socio-cultural competence; it contains the examples of tasks based on advertising texts in English.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Панина Елена Юрьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: epanina@list.ru

Пияндина Дарья Андреевна

студентка гр. ZM723 факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г.Пермь

E-mail: ddd17asha@yandex.ru

THE USE OF ADVERTISING TEXT AS A WAY OF DEVELOPING THE SOCIO-CULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN FOREIGN

LANGUAGE TEACHING

Elena Panina, Ph. D,

Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: epanina@list.ru

Daria Piyandina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group ZM723, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: ddd17asha@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена использованию рекламных текстов в обучении иностранному языку в контексте формирования социокультурной компетенции, представлены примеры заданий на основе рекламных текстов на английском языке.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, реклама, рекламный текст.

Abstract. The article is devoted to the use of advertising texts in teaching of foreign languages while developing the socio-cultural competence; it contains the examples of tasks based on advertising texts in English.

Keywords: socio-cultural competence, advertisement, advertising text.

© Панина Е.Ю., Пияндина Д.А., 2021

Ментальность народа проявляется не только в живой и устной речи, в произведениях художественной литературы и публицистических текстах, она так же отражается и в текстах рекламы той или иной страны. Реклама представляет собой один из важнейших способов внешних коммуникаций любой коммерческой организации наряду с такими элементами, как продажи, стимулирование сбыта, PR-кампании (формирование имиджа компании, связи с общественностью) и пропаганда. Реклама служит мощным инструментом в продвижении товара и стимулировании сбыта повсеместно: как внутри одной страны, так и за ее пределами [3].

Рекламный текст - коммуникативная единица, используемая в сфере маркетинговой коммуникации, имеющая в структуре формальный признак -один или несколько компонентов бренда и/или рекламные реквизиты и отличающаяся семантической совокупностью вербально и невербально выраженного смысла [7].

Визуальная составляющая рекламного текста сама по себе выполняет две основных задачи - привлечение внимания (воздействующая функция) и наглядное представление (информативная функция).

В печатной рекламе подбор шрифтов и их начертательные особенности, выбор кегля и сочетание кегельных вариантов, макетирование текста (а также преобладание в нем вербальной или визуальной составляющей), построчное деление, связанное с логическим ударением и актуальным членением высказывания, а зачастую и цветовая гамма являются большим, чем собственно приемами оформления [7].

Среди основных функций рекламного объявления выделяют воздействующую, эмотивную, эстетическую, информирующую, убеждающую, внушающую, напоминающую, аттрактивную, популяризирующую, дифференцирующую [4].

Рекламные сообщения настолько связаны с различными аспектами культуры, что являются не только продуктом ее развития в том или ином лингвокультурном сообществе, но и значимой ее частью [1]. А это значит, что рекламные тексты могут быть использованы на уроках иностранного языка при формировании иноязычной коммуникативной компетенции, включая языковую, речевую и социокультурную. Особое внимание следует уделить СКК. Данный вид компетенции подразумевает преодоление ксенофобии и существующих стереотипов, а также воспитание толерантности к представителям другого языка и других культур [2].

В процессе обучения иностранному языку рекламные тексты могут представлять интерес как отражение различных сторон жизни страны изучаемого языка, норм поведения, ценностных ориентаций. Как форма существования определенной культуры и продукт определенной эпохи, реклама, по мнению большинства исследователей, является источником и носителем социокультурной информации [1].

Рекламные тексты ситуативны и поэтому дают прекрасную возможность сосредоточиться на тематической лексике, их также можно использовать при обучении творческому письму. Такие тексты легкодоступны в удобных для

аудитории форматах, поскольку они сравнительно короткие и могут использоваться при обсуждении конкретных вопросов. Также РТ может успешно использоваться при обучении переводу [5].

Тексты английской рекламы имеют ряд преимуществ перед другими видами прагматических текстов:

• наличие различных видов информации (лингвистической, лингвокульторологической, страноведческой, иллюстративной);

• разнообразие по сферам общения, ситуативности и проблемности, чтопозволяетварьироватьформыработыиучитыватьособенностиконтинге нтаобучаемых;

• занимательная и яркая образность, создающая богатство ассоциативных связей и широкие возможности для проявления творческих способностей обучаемых [1].

Говоря о возможностях применения рекламного текста, как графического, так и звучащего, на уроке иностранного языка, он может быть использован при формировании рецептивных (чтение и аудирование) и продуктивных (письмо и говорение) видов речевой деятельности, а также контекста предъявления новой лексики и грамматического материала.

Работа с рекламным текстом предусматривает три этапа: подготовительный, репродуктивно-продуктивный и творческий.

Подготовительный этап включает: вводную беседу преподавателя о назначении рекламы, лингвокультурологические комментарии, облегчающие понимание рекламного текста, а также фонетические и лексико-грамматические упражнения. Как фонетические упражнения учитель может предложить учащимся прочитать слоганы и обратить внимание на произношение звуков, на интонацию восклицательных и побудительных предложений и выбрать слова с определенными звуками. Как лексико-грамматические упражнения ученикам могут быть предложены задачи:

✓ придумать слово - рекламу на основе двух данных слов, обозначающих рекламируемую продукцию

✓ в предложенных слоганах найти омонимы, синонимы или антонимы

✓ воспроизвести рекламный текст, из которого удалены артикли и предлоги

✓ найти слоганы, которые содержат

- имена,

- числительные,

- сокращение,

- неологизмы,

- заимствования.

Репродуктивно продуктивный этап предусматривает такие виды работ, как:

✓ прочитать рекламное объявление и описать преимущества данного продукта или услуги,

✓ прочитать рекламу и угадать, о каком продукте или услуге в ней говорится,

✓ объяснить отношение к телевизионной рекламе, перечислить преимущества и недостатки

✓ описать картинку рекламной продукции, скрыв текст высказать предположение относительно рекламируемого продукта (угадать его), затем сравнить предположение с рекламным текстом.

Творческий этап завершает работу с рекламными материалами. Учащимся предлагается написать новый слоган на основе данного; по данному началу закончить рекламную фразу, провести конкурс рекламных слоганов и объявлений, при этом команды поочередно дают друг другу задачи, учитель раздает ученикам карточки со слоганами. Они по очереди показывают свои работы всему классу, который дает оценку, правильно ли отражен смысл слогана, а также предлагает свои варианты, учитель раздает рисунки, а ученики должны быстро придумать слоганы; можно предложить учащимся составить культурологический комментарий слоганов, а также провести конкурс на лучший комментарий. В конце работы необходимо подвести итог. Следует предоставить учащимся возможность самим выбрать наиболее удачные рисунки с заданными слоганами и наиболее удачные слоганы [6].

В качестве вариантов использования рекламных текстов на уроке английского языка можно привести следующие, разработанные нами, задания:

Рекламный плакат British Railways (рис.1).

Рис. 1

Алгоритм работы:

✓ Посмотрите на плакат и прочитайте рекламный текст. Определите, что рекламируется на данном постере.

✓ Учащиеся читают текст и обсуждают в парах, что продвигается с помощью данной рекламы.

✓ Учащимся задаются вопросы на извлечение социокультурной информации, связанной с движением на дорогах в Великобритании: What problems of Britain traffic can you find out from this poster? How can railway

transport change the situation? Предполагается, что ответ будет связан с проблемами пробок.

Рекламный плакат путешествий в Лондон (рис. 2).

Рис. 2

Алгоритм работы:

✓ Посмотрите на плакат и прочитайте рекламный текст. Определите, к какой сфере жизни относится эта реклама, о каком городе идет речь.

✓ Учащиеся рассматривают изображение и читают текст.

✓ После обсуждения ответов, учащимся предлагается перечислить, какие достопримечательности Лондона они видят на постере: What landmarks are presented on this poster? Can you name them? Ученики называют то, что они знают (Big Ben, The London Eye и т.д.), а далее предлагается описать одну из достопримечательностей и ответить на вопросы: What attracts you in London? What would you like to see? Why?

Таким образом, рекламный текст - носитель культурологической и социокультурной информации, а значит, одно из средств формирования СКК. Использование РТ на уроках иностранного языка позволяет расширить знания учеников о стране изучаемого языка и ее менталитете, а также является способом сделать процесс обучения интереснее и разнообразнее.

Список литературы

1. Ельчанинова О.А. Тексты англоязычной рекламы как средство обучения чтению на иностранном языке в рамках социокультурного подхода [Электронный ресурс] // Вестник амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 48. С. 160-163. - URL: https://studyHb.ru/doc/2420421/eL_chanmova--o.-a.-teksty-angloyazychnoj-reklamy-kak-sredstvo(дата обращения: 19.03.2021).

2. Использование рекламных текстов при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: https://pr-life.com/blog/ispolzovanie-reklamnyh-tekstov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 19.03.2021).

3. Латухина М. В. Понятие социокультурной компетенции в обучении английскому языку [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 20 (79). С. 725-727. - URL: https://moluch.ru/archive/79/13974/ (дата обращения: 14.05.2020).

4. Магомедова А. Н. Особенности рекламных текстов // Современная филология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 98-99.

5. Македонцева А. М. Функции рекламных текстов // Система ценностей современного общества. 2010. № 10-1. С. 186-190.

6. Собирова Ш. У. Использование рекламных текстов в обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2019. № 18 (256). С. 48-50.

7. Фещенко Л. Г. Структура рекламного текста: автореф. дис. ... канд. филол. наук: спец. 10.01.10. СПб., 2002. 28 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.