Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ РЕКЛАМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ РЕКЛАМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕКЛАМНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / TRAINING OF TEACHERS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE / CONTEXTUAL APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCIES / ADVERTISING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залуцкая С.Ю., Никонова Н.И.

Введение. В статье исследуются особенности технологии рекламирования в профессиональной подготовке будущих учителей-словесников, в частности при обучении бакалавров и магистрантов педагогического направления. Рекламный текст анализируется как учебный материал и конечный творческий продукт, формирующий интерес студентов к обучению и их готовность к профессиональной деятельности. Методология. В исследовании применены методы опроса первокурсников-бакалавров и контент-анализ письменных работ магистрантов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им М. К. Аммосова (СВФУ). Результаты исследования заключаются в анализе специфики и принципов рекламной технологии, реализованной в социально-культурном проекте СВФУ «Читающий университет» в 2019/20 уч.г. Характеризуя свойства и особенности заданий по созданию рекламного текста для плаката и написанию эссе «Реклама как технология преподавания литературы», авторы показывают методические возможности использования данной технологии в учебном процессе с целью формирования профессиональных компетенций будущих учителей русского языка и литературы - организаторов читательской деятельности школьников. Исследование показало, что 100 % магистрантов положительно относятся к возможностям применения рекламной технологии на уроках литературы, отдавая предпочтение digital-коммуникациям, что коррелирует с данными опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения об использовании россиянами видеохостинга YouTube в 2019 г. Заключение. Авторами отмечается, что формирование у бакалавров и магистрантов педагогического направления навыков рекламной технологии в продвижении чтения в вузовском образовании обусловлено трендами современных реалий. Дидактические ресурсы рекламной технологии организуют мотивационное читательское пространство, в котором созданы условия для профессионального становления будущих учителей-словесников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVERTISING TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS-PHILOLOGIST

Introduction. The article investigates the features of advertising technology in the professional training of future teachers-philologist, in particular in the training of bachelors and masters of pedagogical direction. The advertising text is analyzed as educational material and the final creative product that forms students’ interest in learning and their readiness for professional activity. Methodology. The study applied methods of interviewing freshmen - bachelors and a content analysis of the written work of undergraduates of the philological faculty of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (NEFU). Results. The results of the study consist in the analysis of the specifics and principles of advertising technology implemented in the socio-cultural project of NEFU “Reading University” in the 2019-2020 academic year. Describing the properties and features of tasks for creating an advertising text for a poster and writing an essay “Advertising as a technology for teaching literature”, the authors show the methodological possibilities of using this technology in the educational process with the aim of forming professional competencies of future teachers of Russian language and literature - organizers of reading activities of students. The study showed that 100 % of undergraduates are positive about the possibilities of using advertising technology in literature lessons, preferring digital communications, which correlates with a survey by the All-Russian Center for the Study of Public Opinion on Russians using YouTube video hosting in 2019. Conclusion. The authors note that the formation of bachelors and undergraduates in the pedagogical direction of the skills of advertising technology in promoting reading in higher education is due to trends in modern realities. The didactic resources of advertising technology organize a motivational reading space in which the conditions are created for the professional development of future teachers-philologist.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ РЕКЛАМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ»

prikladnom sporte [Individualized method of physical training of athletes in fire-applied sports]. Modern Problems of Science and Education, 2017, no. 4, pp. 103-110. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26556. (In Russian).

6. Karapuzikov A. A. Rezul'taty eksperimental'noj raboty po realizacii sistemy podgotovki kursantov special'nogo vuza k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciyah [The results of experimental work on implementation of the system of preparation of special university students to the activities in extreme situations]. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2019, no. 2 (37), pp. 9-14. (In Russian).

7. Osipov A. V., Osipova N. V., Zausaev A. A. Primenenie uchebno-prakticheskogo kompleksa po podgotovke pozharnyh i spasatelej pri obuchenii kursantov v akademii grazhdanskoj zashchity MCHS Rossii [The use of hands-on training complex for training firefighters and rescuers in the training of cadets in the civil defense academy of emercom of russia]. Bulletin of Scientific Centre of Children Safety (Vestnik NTsBZhD), 2016, no. 2 (28), pp. 109-114. (In Russian).

8. Nikitenko N. A. Individual'nyjpodhod k psihologicheskoj podgotovke pozharnyh [Individual approach to psychological fire training]. Emergency Situations: Industrial and Environmental Safety, 2016, no. 4 (28), pp. 33-39. (In Russian).

9. Rondyrev-Ilyinsky V. B. Pozharno-stroevaya podgotovka kak osnova professional'nogo obucheniya pozharnyh-spasatelej [Fire-drill training as a basis for professional training of firefighters and rescuers]. Questions of Pedagogy, 2017, no. 12, pp. 61-64. (In Russian).

10. Shipilov R. M., Kazantsev S. G., Davydenko A. S., Shalyavin D. N. Razrabotka dopolnitel'nyh normativnyh zadanij i ih vremennyh pokazatelej k rabote so shturmovoj lestnicej [Development of additional regulatory tasks and their temporal indicators to work with a storm ladder]. Modern Problems of Civil Protection, 2019, no. 2 (31), pp. 106-112. (In Russian).

11. Shipilov R. M., Legoshin M. Yu., Ishukhina E. V., Kulagin A. V., Marinich E. E. Razrabotka kompleksa uprazhnenij dlya razvitiya silovoj vynoslivosti v modificirovannojboevojodezhde pozharnogo [Development of a complex of exercises for the development of power endurance in modified combat clothing of a firefighter]. Fire and Emergency Safety, 2018, no. 1 (8), pp. 50-69. Available at: http://pab.edufire37.ru/wp-content/ uploads/2018/03/1-8-2018.pdf. (In Russian).

12. Shipilov R. M., Sharabanova I. Yu., Marinich E. E., Zeynetdinova O. G., Kazantsev S. G., Sorokin D. V., Zakharov D. Yu. Osobennosti formirovaniya professional'nogo masterstva pozharnyh i spasatelej v ramkah sovershenstvovaniya metodiki obucheniya pod"emu po shturmovojlestnice [Peculiarities of forming the professional mastery of firefighters and rescuers in the framework of improvement the technique of training on the assault ladder learning]. International Research Journal, 2017, no. 10-1 (64), pp. 57-66. (In Russian).

13. McDonough S. L., Phillips J. S., Twilbeck T. J. Determining Best Practices to Reduce Occupational Health Risks in Firefighters. Journal of Strength and Conditioning Research, 2015, vol. 29 (7), pp. 2041-2044. DOI: 10.1519/JSC.0000000000000839.

14. Pawlak R., Clasey J. L., Palmer T. et al. The effect of a novel tactical training program on physical fitness and occupational performance in firefighters. Journal of Strength and Conditioning Research, 2015, vol. 29 (3), pp. 578-588. DOI: 10.1519/ JSC.0000000000000663.

15. Petruzzello S. J., Poh P. Y., Greenlee T. A. et al. Physiological, Perceptual and Psychological Responses of Career versus Volunteer Firefighters to Live-fire Training Drills. Stress and Health, 2016, vol. 32 (4), pp. 328-336. DOI: 10.1002/smi.2620.

16. Psarros C., Theleritis C., Kokras N. et al. Personality characteristics and individual factors associated with PTSD in firefighters one month after extended wildfires. Nordic Journal of Psychiatry, 2018, vol. 72 (1), pp. 17-23. DOI: 10.1080/08039488.2017.1368703.

УДК/UDC 377.147 С. Ю. Залуцкая, Н. И. Никонова

S. Yu. Zalutskaya, N. I. Nikonova

ТЕХНОЛОГИЯ РЕКЛАМИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ

ADVERTISING TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS-PHILOLOGIST

Введение. В статье исследуются особенности технологии рекламирования в профессиональной подготовке будущих учителей-словесников, в частности при обучении бакалавров и магистрантов педагогического направления. Рекламный текст анализируется как учебный материал и конечный творческий продукт, формирующий интерес студентов к обучению и их готовность к профессиональной деятельности.

Методология. В исследовании применены методы опроса первокурсников-бакалавров и контент-анализ

письменных работ магистрантов филологического факультета Северо-Восточного федерального университета им М. К. Аммосова (СВФУ).

Результаты исследования заключаются в анализе специфики и принципов рекламной технологии, реализованной в социально-культурном проекте СВФУ «Читающий университет» в 2019/20 уч.г. Характеризуя свойства и особенности заданий по созданию рекламного текста для плаката и написанию эссе «Реклама как технология преподавания литературы», авторы

показывают методические возможности использования данной технологии в учебном процессе с целью формирования профессиональных компетенций будущих учителей русского языка и литературы - организаторов читательской деятельности школьников. Исследование показало, что 100 % магистрантов положительно относятся к возможностям применения рекламной технологии на уроках литературы, отдавая предпочтение digital-коммуникациям, что коррелирует с данными опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения об использовании россиянами видеохостинга YouTube в 2019 г.

Заключение. Авторами отмечается, что формирование у бакалавров и магистрантов педагогического направления навыков рекламной технологии в продвижении чтения в вузовском образовании обусловлено трендами современных реалий. Дидактические ресурсы рекламной технологии организуют мотива-ционное читательское пространство, в котором созданы условия для профессионального становления будущих учителей-словесников.

Introduction. The article investigates the features of advertising technology in the professional training of future teachers-philologist, in particular in the training of bachelors and masters of pedagogical direction. The advertising text is analyzed as educational material and the final creative product that forms students' interest in learning and their readiness for professional activity.

Methodology. The study applied methods of interviewing freshmen - bachelors and a content analysis of the written work of undergraduates of the philological faculty of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University (NEFU).

Results. The results of the study consist in the analysis of the specifics and principles of advertising technology implemented in the socio-cultural project of NEFU "Reading University" in the 2019-2020 academic year. Describing the properties and features of tasks for creating an advertising text for a poster and writing an essay "Advertising as a technology for teaching literature", the authors show the methodological possibilities of using this technology in the educational process with the aim of forming professional competencies of future teachers of Russian language and literature - organizers of reading activities of students. The study showed that 100 % of undergraduates are positive about the possibilities of using advertising technology in literature lessons, preferring digital communications, which correlates with a survey by the All-Russian Center for the Study of Public Opinion on Russians using YouTube video hosting in 2019.

Conclusion. The authors note that the formation of bachelors and undergraduates in the pedagogical direc-

tion of the skills of advertising technology in promoting reading in higher education is due to trends in modern realities. The didactic resources of advertising technology organize a motivational reading space in which the conditions are created for the professional development of future teachers-philologist.

Ключевые слова: подготовка учителей русского языка и литературы, контекстный подход, профессиональные компетенции, рекламная технология.

Keywords: training of teachers of the Russian language and literature, contextual approach, professional competencies, advertising technology.

Введение

По своей природе реклама призвана мотивировать человека на повышение активности познавательного процесса, на построение «правильной, полной системы познания» [9, c. 17], значимыми звеньями которой являются в числе прочих восприятие, понимание, восполнение и интерпретация, толкование и создание информации. Рекламный текст также реализует еще одну важнейшую функцию - коммуникативную [6]. Он вовлекает потребителя в диалог [1], диалог о жизни, об актуальных проблемах окружающего мира, о самом себе и других.

Используемая в полилингвальном образовательном процессе реклама обретает значимость и как явление культуры, ее «своеобразное воплощение со всей уникальностью, национальным колоритом, который каждая лингвокультура пытается ... транслировать другим народам и культурам» [8, c. 18]. Эта особенность рекламы как феномена культуры позволяет педагогу моделировать обучение в контексте диалога культур с целью формирования коммуникативных компетенций обучающихся, удовлетворения их культурологических потребностей, мотивации и стимулирования их познавательных интересов. При этом рекламный текст используется как учебный материал, компонент содержания обучения с богатым дидактическим потенциалом или выступает как конечный продукт «профессионально-творческой» [13] деятельности студента.

Особый интерес для организации познавательной деятельности обучающихся представляют профессиональные приемы создания рекламного продукта, применимые в подготовке будущих учителей русского языка и литературы в контексте требований федерального государственного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя

профилями подготовки) (2018 г.) (ФГОС ВО), ориентирующих обучение на освоение выпускниками таких групп компетенций, как коммуникация, межкультурное взаимодействие [12, с. 8], а также на выполнение требований профессионального стандарта педагога (учителя), предполагающего у учителя русского языка и литературы наличие умения «разрабатывать (осваивать) и применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы», «технологии реализации компетентстного подхода», «методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения»; наличие готовности к установке «обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гиперме-диаформате», к обсуждению «образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и других; поощрению индивидуального и коллективного литературного творчества», «моделированию видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т. д.)» [11].

Реклама как часть культуры, рекламный продукт, рекламный текст, характеризующийся интертекстуальностью (диалогичностью) [7, с. 23], и его смыслы, а также приемы создания эффективной рекламы -благодатное поле возможностей реализации рекламной технологии в обучении тех поколений студентов - будущих учителей, чья профессиональная деятельность будет осуществляться в новых реалиях общественной жизни и рынка труда, стимулирующего расширение, разнообразие профессиональных компетенций специалиста с целью повышения его конкурентоспособности.

Методология

Рекламная технология апробирована в практике организации образовательной деятельности по подготовке педагогических кадров Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (СВФУ) с целью мотивации студентов - будущих учителей русского языка и литературы - к чтению и активному освоению компетенций, отраженных в профессиональном стандарте и ФГОС ВО. Организация чтения обучающихся, мотивация их к общению с книгой возможны посредством технологий организации

социально-культурной и познавательной деятельности, в том числе и рекламной технологии.

Апробация технологии проводилась в 20192020 гг. в рамках реализации социально-культурного проекта СВФУ «Читающий университет», основной задачей которого является создание читательской среды вуза. Реализация задачи предполагает в частности включение студентов в активную творческую деятельность по продвижению чтения среди различных сегментов целевой аудитории: школьников, абитуриентов, сверстников, педагогов, а также широкой общественности, так как «для хорошего (литературного) образования необходимо сильное профессиональное сообщество учителей, преподавателей и специалистов университетов» [4, с. 360].

Исследование образовательного потенциала рекламной технологии осуществлялось в формате учебных заданий по созданию рекламного текста для плаката и написания эссе «Реклама как технология преподавания литературы». В исследовании приняли участие бакалавры I курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и студенты I курса магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (программа «Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе») ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова».

Результаты

Проанализируем результативность применения приемов рекламной технологии в обучении бакалавров 18-19 лет направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) СВФУ. Количество участников исследования: 46 студентов первого курса из 49 общего числа первокурсников филологического факультета. Гендерный состав: 13 % юношей, 87 % девушек. Так, 24-30 января 2020 г. студенты впервые в своей образовательной деятельности получили задание разработать макет рекламного текста, включающего также и различного рода изображения, для продвижения книги среди сверстников. Главными целями исследования продуктов учебной рекламной деятельности студентов (макета рекламного текста) стали:

- включение обучающихся в творческий процесс, мотивирующий их читательскую активность;

- имитация профессиональной деятельности с целью формирования профессиональных навыков учителей русского языка и литературы - будущих

мотиваторов и организаторов читательской деятельности школьников.

Испытуемые были ознакомлены с основными требованиями, предъявляемыми к рекламному тексту: учет возрастных и психологических особенностей целевой аудитории при выборе книги и средств рекламного воздействия; лаконичность; эмоциональность; креативность; эффективность выбранных визуальных (иллюстративных, графических и других) средств воздействия на восприятие потребителя. Указанные требования явились основными показателями результативности исследования продуктов рекламной творческой деятельности студентов, мотивирующей их читательскую активность и формирующую необходимые навыки профессиональной деятельности.

Также творческие работы студентов дали возможность раскрыть взаимосвязь их читательской активности и литературных предпочтений. Так, исследование макетов рекламных текстов продемонстрировало следующие результаты:

Таблица 1

Выбор литературного источника (%)

Как видно из таблицы 1, большинство студентов (58 %) готовы рекламировать художественные произведения современной мировой литературы, что обусловлено читательскими интересами испытуемых. Классической зарубежной литературе отдали предпочтение 29 % обучающихся; мало привлекательными как объекты рекламы (а значит, чтения) являются русская классическая литература (8,7 %) и современная российская литература (4,3 %), в том числе и региональная (0 %), что позволяет сделать вывод о необходимости расширения читательского репертуара будущих педагогов, важности управления читательскими интересами студентов в процессе пяти лет обучения.

Огромное влияние на читательские предпочтения якутских студентов оказывает кинематограф. На это указывает тот факт, что из 41 рекламируемого произведения 25 экранизированы. «Визуальный язык кино понятен всем» [Marcus, c. 337], поэтому экранизация выступает как одна из наиболее эффективных

форм косвенной рекламы: «Если жанр фильма соответствует жанру исходного произведения, это является одним из самых лучших способов продвижения книги к читателю» [15, с. 203]. Интерес студенческой молодежи к экранизированным произведениям обусловлен тем, что в современной культуре подобного рода тексты существуют не сами по себе, а в контексте киноадаптации. При продвижении таких книг специалистами рекламы используются «слова-магниты»: «по книге-бестселлеру...», «основано на реальных событиях...», «по мотивам произведения.», в результате чего художественные произведения становятся узнаваемыми в данном сегменте целевой аудитории, но не всегда способными формировать литературно-художественный вкус и критическое мышление молодых читателей и зрителей.

Анализ контента рекламных макетов испытуемых показал: во всех работах имеется самый важный элемент рекламы книги - аннотация. Она мотивирует читателя, формирует его желание познакомиться с книгой. В 63 % макетах содержатся все классические элементы аннотации: «сжатое содержание, особенности книги, примечательные черты творчества автора» [14, с.86]. Для рекламирования произведений современной мировой литературы студенты используют сюжетную аннотацию, задача которой познакомить читателя с героем, жанром, содержанием художественного текста. Например: «Представленная книга многое рассказывает о культуре и истории Афганистана на примере жизни двух женщин, судьбы которых были полны боли и страдания» (Халед Хоссейни. «Тысяча сияющих солнц»). Рекламный текст о серьезных произведениях классической литературы строится как рецензия, в которой применяются стандартные средства воздействия: наличие положительных оценок («неповторимый стиль», «гений своего времени», «творец»), образные сравнения («герои - вселенная»), кольцевая композиция («потерянное поколение» - «из поколения в поколение»).

32 % работ испытуемых учитывают возрастные и гендерные особенности, вкусы целевой аудитории. Например, студенты включают в рекламный текст следующие выражения: «уже взрослеющим ребятам, возможно, студентам.», «подойдет для читателей любого пола, но не рекомендуется детям до 16 лет, т. к. присутствуют сцены насилия»; «человеку, который задумывался о смысле жизни», «человеку, который ищет вдохновения», «0-99», «не рекомендуется читать особо впечатлительным и беременным женщинам» и другие. В 45 % рекламных текстов участ-

Варианты ответа Количество в %

Современная мировая литература 58 %

Классическая зарубежная литература 29 %

Классическая русская литература 8,7 %

Современная русская литература 4,3 %

Региональная литература 0 %

ников эксперимента имеется оригинальный слоган, призывающий потенциального читателя к действию: «Открой для себя новую Вселенную!», «Мы гораздо сильнее, чем думаем. Рискни прочитать!», «Новичок обязан принять бой», «Удачных полетов и мягких посадок!» и т. д. Наличие рекламного девиза в макетах студентов указывает на то, что первокурсники как потребители хорошо знакомы с отдельными принципами текстового рекламного творчества и ролью данного элемента сообщения в рекламной коммуникации.

Воздействие на читателя в рекламном макете оказывается не только через вербальные, но и невербальные средства. Так, 60 % макетов выделяются красочностью, яркостью цветовой гаммы рекламных форм. В 32 % работ текст сопровождается яркой обложкой книги; иллюстрациями известных художников, кадрами из кинофильмов - 21 %; портретом, фотографией писателя - 13 %; заголовком книги с применением оригинальных шрифта и цветов - 86 %; цветным логотипом издательства - 6 %. Кроме того, в некоторых работах используются оригинальные языковые средства воздействия на читателя. Например, для рекламы романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» автор макета самостоятельно создал целый мини-комикс - ряд юмористических картинок (юноша едет на велосипеде, ставит палки в колеса, падает с велосипеда) - и сопроводил их комментарием: «Когда ты фололог, но не читал «Войну и мир». С английского языка "fall" обозначает «падать», «падение». Студентам удалось синтезировать игру слов английского и русского языков, фразеологизм («вставлять палки в колеса») с юмористической иллюстрацией. Наличие базовых филологических знаний позволяет испытуемым эффективно применять изобразительно-выразительные средства языка для привлечения внимания читателя.

Анализ творческих работ студентов - участников исследования - продемонстрировал популярность среди молодежи современной мировой литературы. Экранизированные произведения являются мощным социокультурным явлением, формирующим читательскую моду в студенческой среде. Однако читательские предпочтения обучающихся ограничены «модной» массовой литературой. Для многих студентов экранизация оказывает решающее воздействие при выборе книги, поэтому необходимо использовать киноверсию как средство популяризации книги и чтения среди молодежи, но при непосредственном профессиональном руководстве преподавателей, родителей, библиотекарей, представителей национальной культурной элиты, лиц, имеющих общественное

влияние, способных в диалоге с будущими учителями определить основные критерии оценки художественного произведения. Доминирующей формой рекламного продвижения книги у первокурсников педагогического профиля является модифицированная аннотация, специфика которой состоит не только в передаче каких-либо сведений, информации, а в формировании ценностных установок у адресата. Раскрывая сюжет произведения читателю, «автор обозрения формирует у него определенное мнение о нем и впоследствии оказывает влияние на приобретение книги читателем» [2, с. 27].

Таким образом, учебное задание создать макет рекламы книги следует применять в образовательном процессе вуза как продуктивное средство мотивации читательской активности студентов (11 % испытуемых прочитали новые книги с целью их рекламирования; 32 % перечитали уже известные им книги; 37 % повторно посмотрели экранизацию; 18 % посмо-трелиновые для них экранизации художественных произведений) и как вид проектной деятельности обучающихся, формирующей профессиональные компетенции будущих педагогов - организаторов читательской деятельности школьников.

Выводы об образовательных возможностях рекламной технологии, значимых в подготовке учителей русского языка и литературы, также подтверждают результаты реализованного в практике филологического факультета СВФУ учебного задания написать эссе на тему «Реклама как технология преподавания литературы в школе». В исследовании приняли участие 14 из 16 человек общего состава студентов I курса магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (программа «Междисциплинарные связи в обучении русскому языку и литературе») ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова». Участники эксперимента являются бакалаврами педагогического направления, имеют опыт практической работы в школе; семь человек на время эксперимента работали учителями русского языка и литературы общеобразовательных организаций г. Якутска и пригорода. Цель эксперимента - выявить отношение студентов к рекламной технологии как инструменту повышения продуктивности урока литературы в школе и определить те приемы рекламной технологии, которыми, по мнению магистрантов, должен владеть современный учитель-словесник.

Контент-анализ эссе испытуемых показал 100-процентное положительное отношение магистрантов к возможностям применения рекламной технологии

на уроках литературы, наличие готовности и некоторого опыта апробации технологии в педагогической практике. Так, в частности, они отмечают, что «такой способ работы будет очень эффективно влиять на повышение читательских интересов и читательской активности обучающихся»; «рекламная технология становится актуальной все больше в связи с развитием электронных образовательных ресурсов»; «она уже применяется учителями на уроках литературы в наших школах, педагоги привлекают для создания рекламы своих учеников»; «это эффективная и творческая организация деятельности учеников»; «по мнению самих учеников, такой способ изучения предмета очень интересен и эффективен». Однако у практикующих учителей есть опасение, что «это веяние скоро исчезнет, будет заменено на новейшие технологии, поэтому сегодняшним учителям нужно пользоваться моментом, как можно больше применять на уроках литературы рекламных приемов» и «помнить, что у рекламной технологии широкие возможности, но ее применение требует от учителя знаний законов рекламирования, а также оригинальных, нестандартных идей».

В рассуждениях студентов на заданную тему красной нитью проходит мысль о творческой основе рекламной технологии, которая стимулирует креативность учителя, обучающихся и позволяет плодотворнее использовать творческую природу литературы как вида искусства. Все приемы рекламной технологии, рекомендуемые магистрантами для использования на уроках литературы, позволяют организовать творческую деятельность школьников, повысить их интерес к изучаемому предмету и результативно формировать коммуникационную, межкультурную, читательскую компетенции обучающихся. Спектр таких приемов, выявленных участниками эксперимента, достаточно широк: аннотирование книги; создание рекламного сообщения, в том числе sms-сообщения, постера (афиши, плаката), обложки книги, логотипа книжного издательства и т. п.; создание буктрейлера, рекламного видеоролика для Ютуба (или его сценария) или вайна (короткое видео для видеоприложения "Vine") о книге/писателе/библиотеке.; создание для читателей списка книг/авторов; разработка макета литературного/издательского сайта, вирусной рекламы, имиджевой рекламы, рекламного слогана, макета рекламы для таких носителей рекламы, как баннер, футболка, бейсболка, ученические канцелярские принадлежности, сувениры и проч.; написание текста для блога, рекламной статьи / интервью для журнала, лонгрида; стилизация рекламной продукции

под рекламу В. Маяковского или других писателей и поэтов; применение SMM-технологий для продвижения книги; оформление школьного стенда «Успешные люди читают много»; участие в разработке и проведении ролево-деловой игра «Рекламное/издательское агентство»; разработка медиаплана рекламной компании, инфографики для продвижения чтения среди молодежи и т. п.

Перспективным представляется классификация и исследование продуктивности всего указанного в эссе. Однако уже сегодня наибольший интерес из всего предложенного участниками эксперимента рекламного арсенала представляют приемы работы, учитывающие возрастные и психологические особенности нового поколения читателей - поколения визу-алов, предпочитающих доступную в понимании, максимально простую в графическом исполнении информацию с креативным подходом к ее подаче. На предпочтения этого сегмента целевой читательской аудитории косвенно указывают результаты исследования, проведенные Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) 30 октября 2019 г. об использовании россиянами видеохостинга YouTube - сайта с видеороликами и различным видеоконтентом [3]. В опросе приняли участие граждане в возрасте от 18 лет, выборка случайная. Анализ ответов респондентов выявил, что среди пользователей видеохостинга выше всего доля пользователей младших возрастов, прежде всего 18-24 лет (88 %); они приходят на YouTube за видео (53 %); наиболее популярный контент - музыкальные видео, фильмы, ролики, связанные с культурой и искусством (30 %), также большую долю потребляемого контента составляют юмористические видео (23 %). Наибольшая доля активных пользователей фиксируется в возрастной группе 18-24 года (24 %), из чего аналитики ВЦИОМ делают интересные в контексте нашего исследования выводы: «В связи с распространением «клипового сознания» среди молодежи, вероятно, опрос несовершеннолетних россиян показал бы еще более высокую вовлеченность в использование ресурса»; «несмотря на развлекательную направленность видеохостинга, YouTube привлекает россиян, интересующихся и условно «неразвлекательным» контентом - темами саморазвития и образования, как физического, так и когнитивного» [3].

Таким образом, ориентация магистрантов педагогического образования СВФУ на использование в обучении digital-коммуникаций «в широком информационном контексте» [5, с. 360], приемов рекламной технологии, нацеленных на формирование у будущих

учителей - словесников и обучающихся школ навыков продвижения чтения, книги, самообразования в популярных социальных сетях (Instagram, Facebook, «Вконтакте»), в том числе видеохостинге YouTube, и мессенджерах (Whatsapp, кроссплатформенный Telegram), является адекватным ответом на вызовы современной цифровой образовательной среды и запросы студентов и школьников, в этой среде формирующихся как личности, как читатели, как потребители.

Заключение

По результатам анализа содержательных компонентов технологии рекламирования в профессиональной подготовке будущих учителей-словесников можно выделить несколько особенностей. На результативность формирования профессиональных компетенций будущих педагогов при использовании рекламной технологии влияют следующие условия:

- выбор приема рекламной технологии, которая определяет стиль, способ, направление представления информации;

- содержание рекламного текста, эффективность воздействия которого обусловлена новизной, актуальностью, оригинальностью материала;

- учет целевой аудитории, так как в большинстве своем современные школьники - визуалы, предпочитающие приобретать новые знания в популярных социальных сетях.

Таким образом, выявленные и обоснованные функции, приемы рекламной технологии определили логику педагогического эксперимента, в ходе которого было доказано, что обучающиеся готовы к применению технологии в своей профессиональной деятельности. Вовлечение студентов в комплексную и системную деятельность с применением рекламной технологии для продвижения чтения позволит на этапе обучения в вузе развивать, конкретизировать, усилить их профессиональную идентичность.

Литература

1. Асонова Е. А., Борусяк Л. Ф., Романичева Е. С. Литературное образование: мнение участников образовательных отношений // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 159-181.

2. Бичарова М. М. Книжное обозрение как разновидность рекламного текста // Гуманитарные исследования. 2010. № 1 (33). С. 22-29.

3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные об использовании россиянами видеохостинга YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10022 (дата обращения: 02.05.2020).

4. Witte T. The art of teaching. About the promising future of literature education [De kunst van het onderwijzen: Naar een

levenskrachtige visie op het literatuuronderwijs] // Nederlandse Letterkunde. 2018. № 23 (3). P. 359-383.

5. Галицких Е. О. Методики общения с читателями поколения Z в конкурентном медийном пространстве // Чтение на евразийском перекрестке : материалы Пятого междунар. интел. форума / науч. ред. В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул. Челябинск, 2019. С. 360-364.

6. Glossary of educational technology terms (Prepared by the Methods, Materials and Techniques of Education Section, Unesco, for the International Bureau of Education). Paris, 1986. 160 p.

7. Ковриженко М. Креатив в рекламе. СПб., 2004. 253 с.

8. Мамонтов А. С., Морослин В. П. Коммуникация в сфере рекламы как одна из форм диалога культур (на материале русско-вьетнамских сопоставлений) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 3. С. 18-26.

9. Мудров А. Н. Основы рекламы. М., 2005. 319 с.

10. Marcus L. Literature and cinema // The Cambridge History of Twentieth-Century English Literature (The New Cambridge History of English Literature) / eds. L. Marcus, P. Nicholls. Cambridge : Cambridge University Press, 2005. P. 335-358.

11. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. приказа Министерства труда России от 05.08.2016 №422н) [Электронный ресурс]. URL: https:// yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (дата обращения: 25.04.2020).

12. Федеральный государственный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 № 121. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 25.04.2020).

13. Шаршов И. А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе : дис. ... д-ра пед. наук. Белгород, 2005. 465 с.

14. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе и др. М., 2004. 634 с.

15. Ярова И. В. Формы рекламирования книги // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2010. № 1 (11). С. 200-204.

References

1. Asonova E. A., Borusyak L. F., Romanicheva E. S. Literaturnoe obrazovanie: mnenie uchastnikov obrazovatel'nyh otnoshenij [Literary Education: What Key Stakeholders Think]. Educational Studies Moscow, 2020, no. 1, pp. 159-181. (In Russian).

2. Bicharova M. M. Knizhnoe obozrenie kak raznovidnost' reklamnogo teksta [Book review as a variety of advertising text]. Humanitarian Researches, 2010, no. 1 (33), pp. 22-29. (In Russian).

3. Vserossijskijcentr izucheniya obshchestvennogo mneniya (VCIOM) predstavlyaet dannye ob ispol'zovanii rossiyanami videohostinga YouTube [The All-Russian Center for the Study of Public Opinion (VTslOM) presents data on the use of YouTube video hosting by Russians]. Available at: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=10022 (accessed 02.05.2020). (In Russian).

4. Witte T. The art of teaching. About the promising future of literature education [De kunst van het onderwijzen: Naar een levenskrachtige visie op het literatuuronderwijs]. Nederlandse Letterkunde, 2018, no. 23 (3), pp. 359-383.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Galitsky E. O. Metodiki obshcheniya s chitatelyami pokoleniya Z v konkurentnom medijnom prostranstve [Methods of communication with readers of generation Z in the competitive

media space]. Reading at the Eurasian crossroads. Proceedings of the 5th International intellectual forum. Eds. V. Ya. Askarova, Yu. V. Gushul. Chelyabinsk, 2019, pp. 360-364. (In Russian).

6. Glossary of educational technology terms (Prepared by the Methods, Materials and Techniques of Education Section, Unesco, for the International Bureau of Education). Paris, 1986, 160 p. (In English).

7. Kovrizhenko M. Kreativ v reklame [Creative in advertising]. St. Petersburg, 2004, 253 p. (In Russian).

8. Mamontov A. S., Moroslin V. P. Kommunikaciya v sfere reklamy kak odna iz form dialoga kul'tur (na materiale russko-v'etnamskih sopostavlenij) [Communication in advertising as form of dialogue of cultures (Russian-Vietnamese Interaction))]. RUDN Journal of Russian and Foreign Languages Research and Teaching, 2016, no. 3, pp. 18-26. (In Russian).

9. Mudrov A. N. Osnovy reklamy [Fundamentals of advertising]. Moscow, 2005, 319 p. (In Russian).

10. Marcus L. Literature and cinema. The Cambridge History of Twentieth-Century English Literature (The New Cambridge History of English Literature). Eds. L. Marcus, P. Nicholls. Cambridge, Cambridge University Press, 2005, pp. 335-358. (In English).

11. Professional'nyjstandart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» (v red. prikaza Ministerstva truda Rossii ot 05.08.2016 №422n) [Professional standard "Teacher

(pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)" (as amended by Order of the Ministry of Labor of Russia of August 05, 2016 no. 422n)]. Available at: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (accessed 04.25.2020). (In Russian).

12. Federal'nyj gosudarstvennyj standart vysshego obrazovaniya -bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (s dvumya profilyami podgotovki) [Federal state standard of higher education -undergraduate in the field of study 44.03.05 "Pedagogical education" (with two training profiles)]. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 22, 2018 no. 121. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/94 (accessed 04.25.2020). (In Russian).

13. Sharshov I. A. Professional'no-tvorcheskoe samorazvitie sub"ektov obrazovatel'nogo processa v vuze [Professional and creative self-development of subjects of the educational process at the university]. Doctor's degree dissertation. Belgorod, 2005, 465 p. (In Russian).

14. Maysuradze Yu. F. et al. Enciklopediya knizhnogo dela [Encyclopedia of book publishing]. Moscow, 2004, 634 p. (In Russian).

15. Yarova I. V. Formy reklamirovaniya knigi [Forms of book advertising]. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics, 2010, no. 1 (11), pp. 200-204. (In Russian).

УДК/UDC 377.2:378 Н. Э. Касаткина, И. Н. Кокорина, Д. В. Шалимова

N. E. Kasatkina, I. N. Kokorina, D. V. Shalimova

СИСТЕМА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

SYSTEM OF ADVANCED TRAINING IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL AND TECHNOLOGICAL CLUSTER

Введение. В статье представлено исследование по проблеме создания и функционирования образовательно-технологического кластера, центром которого является Кемеровский государственный университет. Цель статьи - показать траекторию формирования кластера с включением учреждений среднего, среднего профессионального и высшего образования.

Методология. Методологический фундамент исследования составили: концепция системы профессиональной ориентации, концепция познавательной самостоятельности и познавательной активности студентов. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа образовательной ситуации в целом, наблюдения за педагогическим процессом в вузе, анализа существующей системы организации учебно- и научно-исследовательской работы студен-

тов (УИРС и НИРС), развитием связей университета с производством.

Результаты. Авторами описана модель функционирования образовательно-педагогического кластера, центральная роль в котором принадлежит университету, влияющему на развитие образовательной ситуации региона. Подробно проанализированы методы и приемы подготовки квалифицированных специалистов в условиях университета.

Заключение. В статье делается вывод о том, что образовательно-технологический кластер с центром в университете является структурой, позволяющей обеспечить координацию всех образовательных структур региона, способствовать постоянному притоку кадров, мотивированных на инновационную деятельность и реальный сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.