Александрова Н.М., профессор, доктор педагогических наук, заведующий научно-экспериментальной педагогической лабораторией Института традиционных художественных промыслов, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 191186, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2, лит. А, e mail: [email protected]
Aleksandrova N. M., professor, doctor of pedagogical sciences, head of scientific and experimental pedagogical laboratory of the Research Institute for Traditional Arts and Crafts, Higher School of Folk Arts (academy), 191186, St. Petersburg, Griboyedov canal embankment, 2, lit. А, e-mail: [email protected]
Возможности использования профессиологического подхода в образовательной области традиционного прикладного искусства
Possibilities of using a professiological approach in the educational field
of traditional applied art
Аннотация. В статье представлены научные достижения профессиологического подхода в профессиональном образовании как перспективного методологического направления исследования образовательной области традиционного прикладного искусства. Подробно рассмотрены такие объекты исследования как: профессиографический метод, квалификация, систематизация видов профессиональной деятельности, профессиональная ориентация. Раскрыты возможности использования профессионально-образовательных моделей, группирования видов деятельности в соответствии с уровнем их обобщения, взаимосвязи профессиональной деятельности и профессионального образования, взаимозависимости одного вида профессиональной деятельности с другим видом или группой видов.
Ключевые слова: профессиологический подход, профессиональная деятельность, художник, традиционное прикладное искусство, профессиональное образование.
Abstract. The article presents the scientific achievements of the professiological approach in vocational education as a promising methodological direction in the study of the educational field of traditional applied art. Such research objects as: the professiographic method, qualification, systematization of the types of professional activity, professional orientation are examined in detail. The possibilities of using vocational and educational models, grouping activities in accordance with the level of their generalization, the relationship of professional activity and professional education, the interdependence of one type of professional activity with another type or group of types are disclosed.
Keywords: professiological approach, professional activity, painter, traditional applied art, professional education.
Профессиологический подход в методологии профессиональной педагогики используется с середины XX века и является, наряду с системным,
одним из ведущих. Генезис его существования на эмпирическом уровне уходит к корням анализа профессиональной деятельности, профессий, квалификаций, компетенций. Подход порожден новой отраслью научного педагогического знания - профессиологией, под которой понимают научный раздел профессиональной педагогики. Предметом исследования профессиологии как науки является профессиональная деятельность [1, с. 74].
Сущность профессиологического подхода исходит из утверждения -результаты изучения профессиональной деятельности, развития профессий, изменения квалификаций являются исходной позицией для решения психолого-педагогических проблем в педагогических системах, в интеграции, дифференциации, индивидуализации профессиональной подготовки специалистов, бакалавров, магистров.
Кратко остановимся на научных достижениях применения профессиологического подхода в профессиональном образовании.
В 1968 г. Е.А. Климовым и С.Н. Левиевой была впервые разработана система «Профессиография» [2]. Под профессиографией понимается комплексный метод изучения и описания содержания профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъектов профессиональной деятельности с ее компонентами и функциональным обеспечением [3, с. 340]. «Профессиография» как информационно-поисковая система представляла собой совокупность средств, предназначенных для хранения и быстрого поиска сведений о профессиях и специальностях. В ней были зафиксированы принципы описания профессий и видов профессиональной деятельности, а также алгоритм описания профессий, содержащий такие обязательные разделы как социально-экономический, производственный, психофизиологический.
Под руководством А.П. Беляевой, Л.М. Зюбина и В.В. Шапкина в 80-х гг. XX века опубликована энциклопедия «Мир профессий» в шести томах. К 1988 г. были разработаны 8292 профессиограммы - профессиологические документы, представляющие собой описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессий [3, с. 340].
К концу 90-х гг. XX века в профессиологии утвердился алгоритм описания профессий, который содержал социально-экономический, производственный, квалификационный, психофизиологический разделы. На основе профессиографии как научного метода начали разрабатываться не только квалификационные характеристики профессий, но и профессионально-квалификационные характеристики (ПКХ), представляющие собой модели образования рабочих и специалистов в учебных организациях и базирующиеся на изучении профессиональной деятельности этих рабочих и специалистов.
По словам А.П. Беляевой, ПКХ служит научной базой прогнозирования эффективности педагогических систем и исходным документом для формирования и совершенствования содержания подготовки специалистов в профессиональном образовании [1, с. 83].
Ответ на вопрос, почему ПКХ является базой прогнозирования для осуществления образовательного процесса, находим в структуре ПКХ, которая опубликована в монографии А.П. Беляевой «Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования» [1, с. 83, 84]. Структура ПКХ в данном издании дополнена двумя разделами: разделом «Уровень образования и воспитания», включающим общенаучное, общекультурное и профессионально-культурное, политехническое и профессиональное образование, а также разделом «Расширение профессионального поля», включающим продолжение профессиональной подготовки в системе непрерывного образования, дополнительное образование, перспективы профессиональной карьеры.
Профессионально-квалификационные характеристики, выступающие как руководство к развитию образования, разработаны и внедрены в учебные заведения в процесс подготовки бакалавров и магистров образования, специалистов в области металлургии, машиностроения, текстильной отрасли и др. [4-6]. Благодаря разработанным ПКХ руководители и преподаватели учебных заведений не только изучают основы профессиональной деятельности, но определяют и прогнозируют пути и средства организации учебно-воспитательного процесса. ПКХ содержит информацию для студентов и их родителей о существующих вопросах и проблемах, связанных с выбором будущей профессиональной деятельности.
Считая, что разработка подобных профессионально-образовательных моделей является перспективным направлением использования профессиологического подхода в профессиональном образовании, возможно создание ПКХ по профилям подготовки художников в области традиционного прикладного искусства. ПКХ в данном случае раскроет социально-экономические особенности видов профессиональной деятельности, психолого-педагогическое значение профилей подготовки, длительность обучения, предпосылки для роста квалификации и повышения профессионального мастерства, область профессиональной деятельности выпускника вуза, а также возможности работы по профилю. Эта информация будет востребована не только руководством вуза, но и преподавателями всех циклов обучения, студентами и их родителями.
Создание ПКХ в истории профессионального образования сыграло важную практическую роль в разработке профессиональных стандартов (ПС) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Возможность появления стандартов продиктована не только расширением использования профессиологического подхода к объектам профессионального образования, но и дифференциацией профессиологических исследований.
Профессиональные стандарты - это многофункциональный нормативный документ, в котором систематизировано содержание профессиональной деятельности работников и представлены требования к их компетенциям. В современное время они разработаны по многим видам трудовой деятельности. ПС являются основой: для установления
квалификационных уровней профессионального образования; разработки ФГОС, методических материалов и программ профессионального обучения для преподавателей. Профессиональные стандарты разрабатываются по должности или на группу родственных должностей с учетом базовой компетенции, являющейся общей для различных должностей, к тому же имеющих схожие психофизиологические требования.
К настоящему времени профессиональные стандарты по профессиям, связанным с художественной деятельностью в конкретной области традиционных художественных промыслов, не разработаны. Это означает, что: не сформулированы должности художников по видам профессиональной деятельности или группе занятий, не описаны трудовые функции, не составлена функциональная карта вида деятельности, не дана характеристика обобщенных трудовых функций, не установлены трудовые действия и необходимые знания и умения для выполнения определенных функций.
В этой связи необходима разработка ПС по должностям художников области традиционного прикладного искусства, что будет способствовать трудоустройству выпускников вуза и адекватному обеспечению их труда со стороны работодателя.
Задача создания ПС является чрезвычайно важной, так как ни в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС) №61, который посвящен должностям работников, чья профессиональная деятельность связана с созданием художественных произведений народных художественных промыслов, ни в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) не приведены должности художников в области традиционного прикладного искусства, для которых необходимо получение высшего образования. Разработанные ПС могут являться профессиологическим фундаментом для обоснованного построения федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки - традиционное прикладное искусство.
На пути создания ПС, ФГОС или иных нормативных документов, связанных с профессиональной деятельностью, исследователь обязан учитывать теоретические и практические достижения профессиологии.
Одним из научных положений профессиологии является систематизация видов профессиональной деятельности в соответствии с их общностью и эффективностью подготовки работников. Так выделяют следующие группы видов деятельности профессионалов: общеотраслевая (отраслевая), производственная, профессиональная, специальная (узкопрофессиональная) [7].
Это научное положение в контексте изучения профессиональной деятельности работников области традиционного прикладного искусства позволяет предложить систематизацию видов деятельности с выделением следующих групп: общеотраслевая, профессиональная, специальная.
Так, общеотраслевая группа включает виды деятельности, которые повторяются в каждом конкретном направлении традиционного прикладного
искусства. К ним можно отнести музейную, предпринимательскую, маркетинговую, рекламную, организационно-управленческую деятельность. Выделение этих видов позволяет создавать новые профили подготовки профессионалов в среднем профессиональном и высшем образовании или новые учебные дисциплины в образовательной программе подготовки художников. Например, профили подготовки: «предпринимательская деятельность в традиционном прикладном искусстве», «экономика традиционного прикладного искусства и народных промыслов», «реклама в области традиционного прикладного искусства», «музейная деятельность в традиционном прикладном искусстве. Профессионалы этого уровня могут работать на любом предприятии или организации, связанной с традиционным прикладным искусством, например, музее, рекламном агентстве.
Профессиональная группа видов профессиональной деятельности может состоять из художественной, производственно-технологической, педагогической, научно-исследовательской деятельности. Перечисленные виды деятельности: используются в любом конкретном виде традиционного прикладного искусства: художественном кружевоплетении, художественной вышивке, художественной резьбе по кости, лаковой миниатюрной живописи и других; формируют профили подготовки художников (например, «художественное кружевоплетение», «художественная резьба по кости», «лаковая миниатюрная живопись») на различных уровнях образования, компетенции по эти профилям и содержание образовательных программ. Выпускники профессионального образования по разработанным профилям смогут работать на предприятиях, которые изготавливают художественные произведения конкретного вида традиционного прикладного искусства, например, на предприятиях, изготавливающих произведения лаковой миниатюрной живописи.
Специальная группа включает виды деятельности, которые выполняются в узком виде традиционного прикладного искусства, например, в холуйской лаковой миниатюрной живописи, в холмогорской художественной резьбе по кости, в вологодском художественном кружевоплетении. К этим видам деятельности можно отнести художественно-технологическую, научно-исследовательскую и педагогическую. В профессиональном образовании эти виды деятельности формируют профили высшего образования (например, холуйская лаковая миниатюрная живопись, холмогорская художественная резьба по кости, вологодское художественное кружевоплетение), а также устанавливают магистерский уровень высшего образования. Именно в магистратуре возможно углубленное изучение конкретного вида традиционного прикладного искусства, его историко-региональных корней, проблем его сохранения и развития. Выпускники магистратуры будут владеть знаниями особенностей конкретного вида искусства, виртуозно применять технику выполнения художественного произведения для создания творческого проекта. Они могут работать
главными или ведущими художниками, научными сотрудниками и преподавателями в профессиональном и дополнительном образовании.
Приведенные выше группы видов профессиональной деятельности только иллюстрируют возможности систематизации и, конечно, требуют углубленного исследования.
Устанавливая группы видов деятельности профессионалов в области традиционного прикладного искусства нужно учитывать опыт профессиологических исследований в использовании обоснованного соотношения между отдельными видами деятельности и соответствующими условиями их развития. С этих позиций следует выявить, какое воздействие оказывает определенное условие (социально-экономическое, художественное, производственно-технологическое, педагогическое, психологическое и др.) на формирование видов деятельности. Подобные исследования представляют интерес не только для выявления новых видов деятельности, но и для изменения профилей направлений подготовки. Это может являться средством прогнозирования новых должностей и прогноза совершенствования профессионально-квалификационной структуры профессионалов в области традиционных художественных промыслов.
Вторым важным научным положением профессиологии является то, что каждый вид профессиональной деятельности развивается только во взаимосвязи с другим видом или группой видов деятельности [1, с. 74].
Это означает, что при разработке должностей художников традиционного прикладного искусства, направлений и профилей их профессиональной подготовки необходимо анализировать процесс развития не одного вида профессиональной деятельности или одной должности, а изучать этот процесс во взаимосвязи со смежными или родственными видами деятельности или должностями.
При этом выставляемые требования для подготовки художников по одному виду профессиональной деятельности должны коррелировать с требованиями к другому виду деятельности, что возможно в результате комплексного исследования родственных видов деятельности (например, художественной, технологической, производственной и исполнительской). В результате исследования могут возникать интегрированные виды деятельности, изменяющие образовательные программы и даже существующие должности, что, в конечном счете, будет способствовать всестороннему развитию личности выпускника учебного заведения и его трудоустройству.
Профессиологический подход, направленный на изучение взаимосвязи профессиональной деятельности и профессионального образования, как доказывают результаты его использования, зафиксированные ПС и ФГОС, образовательных программах, модулях и методиках обучения, обладает арсеналом своих методов и средств исследования. К часто употребляемым методам исследования относятся: моделирование, интеграция и дифференциация, системный метод, прогнозирование, наблюдение, анализ,
сравнение. Средствами, обеспечивающими применение этих методов, являются: модели подготовки и повышения квалификации специалистов; алгоритмы видов деятельности; модели формирования компетенций; схемы систем осваиваемых студентами понятий, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности; карты профессиональных полей деятельности; протоколы наблюдений за деятельностью на занятиях студентов и преподавателей и др.
Указанные выше возможности профессиологического подхода не исчерпывают всех его научных направлений применения в профессиональном образовании. К иным научным направлениям применения подхода отнесем: профессиональную квалификацию, профессиональную ориентацию, профессиональную адаптацию, профессиональное становление личности, компетенцию, профессиональные качества личности, профессиональную карьеру и многое другое [2; 4; 8; 9].
Под квалификацией понимают степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы [8, с. 39].
Во ФГОС по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, ФГОС по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (бакалавриат) и 54.04.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (магистратура) указаны квалификации выпускника - это, соответственно, специалист, бакалавр, магистр. При этом специализациями и профилями подготовки являются конкретные виды традиционного прикладного искусства: лаковая миниатюрная живопись, декоративная роспись на металле, художественное кружевоплетение и т.п.
В указанных нормативных документах зафиксированы виды профессиональной деятельности, компетенции как наличие определенных знаний, умений и навыков, которые представляют собой содержание квалификаций. Однако не были проведены системные профессиологические исследования доказывающие: обязательность именно тех видов деятельности и компетенций, которые указаны в документах; взаимосвязи между квалификациями и социально-производственной обеспеченностью перехода от одной квалификации к другой.
Эти несостоявшиеся исследования могут быть предметом профессиологических исследований в будущем, что, возможно, приведет к определению иных, чем в настоящее время, видов деятельности, квалификаций и компетенций, что будет являться научным обоснованием изменений в выше указанных федеральных государственных стандартах. Отметим, что уже появились первые, еще не систематизированные исследования, в которых косвенно затронута проблема квалификаций [10, 11].
Профессиональная ориентация как объект профессиологических исследований в профессиональном образовании изучена всесторонне и в разных направлениях подготовки профессионалов.
Научное понятие «профессиональная ориентация» определяют как содействие молодежи в выборе и получении образования и места работы в соответствии с личными интересами и потребностями рынка труда [12, с. 167].
В профессиональной педагогике на основе практических исследований установлены важнейшие направления профориентационной работы. К ним относятся: профессиональное просвещение учащихся школ посредством проведения бесед о профессиях; проведение профконсультаций в процессе работы приемных комиссий учебного заведения в целях рационального комплектования учебных групп; коррекция профессиональных планов обучаемых в образовательном процессе, когда проявляется рассогласование между способностями, интересами и требованиями к профессиональным видам деятельности; формирование у студентов устойчивой профессиональной направленности как условия успешного окончания колледжа или вуза и последующего трудоустройства [1, с. 93]. В профессиологии выделены и раскрыты следующие основные виды профориентационной деятельности: ознакомление с видами профессиональной деятельности и современным состоянием рынка труда (профессиональная информация); содействие в профессиональном самоопределении (профессиональная консультация); выявление степени профессиональной пригодности человека (профессиональный отбор); оказание помощи студенту в его профессиональном становлении (профессиональная и социальная адаптация) [12, с. 167, 168].
Как показывает анализ проводимой колледжами и вузами профориентационной работы в области подготовки специалистов, бакалавров и магистров традиционного прикладного искусства профориентация проводится достаточно давно и имеет разную степень успешности. Она эффективно осуществляется преподавателями колледжей и вузов в: общеобразовательных и художественных школах различных регионов России путем профконсультаций, бесед; профессиональных учебных заведениях посредством профессионального отбора на обучение конкретным профилям традиционного прикладного искусства.
Однако профориентационная работа, проводимая непосредственно со студентами в процессе обучения в вузе или колледже, не всегда дает положительные результаты. В этой связи нужны дополнительные профессиологические исследования. С позиций научных достижений профессиологического подхода к ним отнесем изучение: преемственности профориентационного процесса на разных курсах обучения, реализуемого посредством инновационных методов и форм; взаимодействия социализации и профессионализации как важнейших качеств личности студента формируемых в образовательном процессе; создания благоприятных образовательных условий для коррекции профессионального выбора.
В завершение необходимо сказать, что указанные выше профессиональная адаптация, профессиональное становление личности, компетенции, профессиональные качества личности, профессиональная
карьера как объекты профессиологических исследований непосредственно связаны с видами профессиональной деятельности, квалификацией, профессиональной ориентацией и составляют вместе с ними единую профессионально-образовательную систему. Это является важнейшей причиной организации системных и непрерывных профессиологических исследований в среднем профессиональном и высшем образовании области традиционного прикладного искусства для обеспечения устойчивого развития подготовки высококвалифицированных и востребованных рынком труда работников.
Литература
1. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования: монография. - Санкт-Петербург: Радом, 1997. - 226 с.
2. Психология труда / Е.А. Климов [и др.]; под редакцией Е.А. Климова, О.Г. Носковой. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 249 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437969 (дата обращения: 07.04.2020).
3. Психология труда / под редакцией А.В. Карпова. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
4. Балакирева Э.В. Профессиологические основы педагогического образования: методология и концепция: монография. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 185 с.
5. Соколова И.И. Взаимосвязи образования, профессии и карьеры: результаты анкетирования учащихся, инженерно-педагогических работников и руководителей учреждений системы общего, начального и среднего профессионального образования // Модернизация образования и приоритеты развития. - Санкт-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2010. - С. 288-298.
6. Листвин А.А. Интеграция профессий и содержания профессиональной подготовки в современных социально-экономических условиях: монография. - Череповец: ГОУ ВПО Череповецкий гос. ун-т, 2007. - 159 с.
7. Александрова Н.М. Профессиология педагогического образования: методология исследования, концепция. - Санкт-Петербург: Учреждение РАО «Институт педагогического образования», 2010. - 88 с.
8. Ламанова Л.А. Взаимодействие профессионального поля деятельности и квалификации педагога // Профессиональное поле деятельности педагога системы общего и профессионального образования: сборник научных статей; под реакцией Н.М. Александровой. - Санкт-Петербург: ФГНУ ИПОО РАО, 2012. - С. 39-53.
9. Чернова А.А. Межпрофессиональные компетенции как характеристика профессионального поля деятельности педагога // Профессиональное поле деятельности педагога системы общего и
профессионального образования: сборник научных статей; под реакцией Н.М. Александровой. - Санкт-Петербург: ФГНУ ИПОО РАО, 2012. - С. 39-53.
10. Александрова Н.М. Компетенции студентов: сущность и связь с деятельностью // Проблемы развития методики обучения в условиях социокультурной модернизации образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции (19-20 ноября 2013) Выпуск 12. - Санкт-Петербург; под редакцией Н.Д. Андреевой. - Санкт-Петербург: ТЕССА, 2013. - С. 41-43.
11. Голубева А.Н. Влияние художественных особенностей нижнетагильской лаковой росписи начала XX века на процесс обучения будущих художников традиционного прикладного искусства // Актуальные проблемы создания инновационной системы многоуровневого непрерывного профессионального образования в области традиционного прикладного искусства: сборник докладов вторых научных годичных чтений Высшей школы народных искусств (института). Санкт-Петербург, 7 февраля 2014 года. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - С. 13-18.
12. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность: монография. - Москва: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. - 420 с.
References
1. Belyaeva A.P. Integrativno-modul'naya pedagogicheskaya sistema professional'nogo obrazovaniya: monografiya. - Sankt-Peterburg: Radom, 1997. -226 s.
2. Psihologiya truda / E.A. Klimov [i dr.]; pod redakciej E.A. Klimova, O.G. Noskovoj. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2019. - 249 s. Tekst: elektronnyj // EBS YUrajt [sajt]. — URL: https://urait.ru/bcode/437969 (data obrashcheniya: 07.04.2020).
3. Psihologiya truda / pod redakciej A.V. Karpova. - Moskva: VLADOS-PRESS, 2003. - 352 s.
4. Balakireva E.V. Professiologicheskie osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya: metodologiya i koncepciya: monografiya. - Sankt-Peterburg, 2005. -185 s.
5. Sokolova I.I. Vzaimosvyazi obrazovaniya, professii i kar'ery: rezul'taty anketirovaniya uchashchihsya, inzhenerno-pedagogicheskih rabotnikov i rukovoditelej uchrezhdenij sistemy obshchego, nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya // Modernizaciya obrazovaniya i prioritety razvitiya. - Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii, 2010. - S. 288-298.
6. Listvin A.A. Integraciya professij i soderzhaniya professional'noj podgotovki v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah: monografiya. -CHerepovec: GOU VPO CHerepoveckij gos. un-t, 2007. - 159 s.
7. Aleksandrova N.M. Professiologiya pedagogicheskogo obrazovaniya: metodologiya issledovaniya, koncepciya. - Sankt-Peterburg: Uchrezhdenie RAO «Institut pedagogicheskogo obrazovaniya», 2010. - 88 s.
8. Lamanova L.A. Vzaimodejstvie professional'nogo polya deyatel'nosti i kvalifikacii pedagoga // Professional'noe pole deyatel'nosti pedagoga sistemy obshchego i professional'nogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej; pod reakciej N.M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg: FGNU IPOO RAO, 2012. - S. 39-53.
9. CHernova A.A. Mezhprofessional'nye kompetencii kak harakteristika professional'nogo polya deyatel'nosti pedagoga // Professional'noe pole deyatel'nosti pedagoga sistemy obshchego i professional'nogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej; pod reakciej N.M. Aleksandrovoj. - Sankt-Peterburg: FGNU IPOO RAO, 2012. - S. 39-53.
10. Aleksandrova N.M. Kompetencii studentov: sushchnost' i svyaz' s deyatel'nost'yu // Problemy razvitiya metodiki obucheniya v usloviyah sociokul'turnoj modernizacii obrazovaniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19-20 noyabrya 2013) Vypusk 12.- Sankt-Peterburg; pod redakciej N.D. Andreevoj. - Sankt-Peterburg: TESSA, 2013. - S. 4143.
11. Golubeva A.N. Vliyanie hudozhestvennyh osobennostej nizhnetagil'skoj lakovoj rospisi nachala XX veka na process obucheniya budushchih hudozhnikov tradicionnogo prikladnogo iskusstva // Aktual'nye problemy sozdaniya innovacionnoj sistemy mnogourovnevogo nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva: sbornik dokladov vtoryh nauchnyh godichnyh chtenij Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (instituta). Sankt-Peterburg, 7 fevralya 2014 goda. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - S. 1318.
12. Smirnov I.P. CHelovek - obrazovanie - professiya - lichnost': monografiya. - Moskva: UMIC «Graf-Press», 2002. - 420 s.