Научная статья на тему 'Возможности использования литературного текста на семинарских занятиях по культурологии (на примере текста И. С. Шмелева "Лето Господне")'

Возможности использования литературного текста на семинарских занятиях по культурологии (на примере текста И. С. Шмелева "Лето Господне") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LITERARY TEXT / CULTUROLOGY / RUSSIAN CULTURE / I.S. SHMELEV / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / И.С. ШМЕЛЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинова Н.С., Пономаренко О.П.

Статья посвящена раскрытию возможностей применения литературных текстов у студентов российских вузов в процессе преподавания курса «Культурология». Постановка проблемы, её совместное решение через анализ текста, позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Погружение в текст (литературный, музыкальный и пр.) позволяет задействовать эмоциональную сферу обучающихся. Таким образом, происходит контекстное воздействие на формирование внутренней мотивации учебной деятельности студентов. Кроме того, подрастающим поколением чётче осознается, корректируется собственная иерархия ценностей. В статье описаны возможности применения активных и интерактивных форм обучения в ходе семинарских занятий по истории русской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF USING LITERARY TEXT IN SEMINARS ON CULTURAL STUDIES (WITH REFERENCE TO I.S. SHMELEV’S “GOD’S SUMMER”)

The article studies ways of using literary texts in teaching students at a Russian university in the process of teaching a course of Cultural Studies. The problem and the way it is solved be means a text analysis allows to increase efficiency of the educational process. An immersion into the text (literary, musical, etc.) makes it possible to involve the emotional sphere of the students. Thus, there is a contextual impact on forming of internal motivation of students' learning activities. In addition, the younger generation is more clearly aware of, correcting their own hierarchy of values. The article describes the way of using active and interactive forms of education during seminars on history of Russian culture.

Текст научной работы на тему «Возможности использования литературного текста на семинарских занятиях по культурологии (на примере текста И. С. Шмелева "Лето Господне")»

должны быть в общем доступе, а их уровень соответствовать студенческому. Картине следует быть понятной и прозрачной. Мотивация в данном ключе является ключевым принципом развития. Результаты контрольных заданий должны быть пояснены, прокомментированы и проанализированы. Также должны быть составлены планы ликвидации пробелов. Анализ результатов контрольных заданий очень важен. Он помогает провести повто-

Библиографический список

рение изученного материала и сформировать мотивацию к дальнейшему его изучению и совершенствованию.

Использование и совершенствование вышеуказанных принципов и требований существенно облегчит процесс диагностики реальных студенческих компетенций в сфере иностранного языка, что впоследствии улучшит процесс обучения и усвоения материала.

1. Лихачева О.Н. Диагностика качества обучения кубановедческому компоненту на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2015; 13: 238 - 244.

2. Лихачева О.Н. Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов заочной формы обучения. Краснодар, 2013.

3. Лихачева О.Н. К вопросу об улучшении образовательного процесса в неязыковом вузе на примере иностранного языка. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 10: 267 - 272.

4. Лихачева О.Н. Реализация лингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 11: 248 - 254.

5. Лихачева О.Н. Специфика процесса обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Научные труды Кубанского государственного технологического университета. Краснодар, 2016; 5: 178 - 188.

References

1. Lihacheva O.N. Diagnostika kachestva obucheniya kubanovedcheskomu komponentu na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2015; 13: 238 - 244.

2. Lihacheva O.N. Uchebno-metodicheskoe posobie po anglijskomu yazyku dlya studentov zaochnoj formy obucheniya. Krasnodar, 2013.

3. Lihacheva O.N. K voprosu ob uluchshenii obrazovatel'nogo processa v neyazykovom vuze na primere inostrannogo yazyka. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 10: 267 - 272.

4. Lihacheva O.N. Realizaciya lingvisticheskogo komponenta inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po anglijskomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 11: 248 - 254.

5. Lihacheva O.N. Specifika processa obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. Krasnodar, 2016; 5: 178 - 188.

Статья поступила в редакцию 28.09.18

УДК 378

Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University

(Barnaul, Russia), E-mail: philocophia@mail.ru

Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Аgrarian University

(Barnaul, Russia), E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru

THE POSSIBILITY OF USING LITERARY TEXT IN SEMINARS ON CULTURAL STUDIES (WITH REFERENCE TO I.S. SHMELEV'S "GOD'S SUMMER"). The article studies ways of using literary texts in teaching students at a Russian university in the process of teaching a course of Cultural Studies. The problem and the way it is solved be means a text analysis allows to increase efficiency of the educational process. An immersion into the text (literary, musical, etc.) makes it possible to involve the emotional sphere of the students. Thus, there is a contextual impact on forming of internal motivation of students' learning activities. In addition, the younger generation is more clearly aware of, correcting their own hierarchy of values. The article describes the way of using active and interactive forms of education during seminars on history of Russian culture.

Key words: literary text, culturology, Russian culture, I.S. Shmelev.

Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: philocophia@mail.ru

О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц. каф. философии, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА И.С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ»)

Статья посвящена раскрытию возможностей применения литературных текстов у студентов российских вузов в процессе преподавания курса «Культурология». Постановка проблемы, её совместное решение через анализ текста, позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Погружение в текст (литературный, музыкальный и пр.) позволяет задействовать эмоциональную сферу обучающихся. Таким образом, происходит контекстное воздействие на формирование внутренней мотивации учебной деятельности студентов. Кроме того, подрастающим поколением чётче осознается, корректируется собственная иерархия ценностей. В статье описаны возможности применения активных и интерактивных форм обучения в ходе семинарских занятий по истории русской культуры.

Ключевые слова: литературный текст, культурология, русская культура, И.С. Шмелев.

Создание условий для стимулирования познавательной активности студентов - одна из основных проблем современного высшего образования. Получение качественного образования без внутренней личностной мотивации обучающегося невозможно. Неоформленная личность теряется в лабиринтах навязанных иллюзий, в потоке разнообразной, разнонаправленной информации, в борьбе за мнимую свободу становится рабом пороков, привычек, стереотипов. Формирование целостного мировоззрения параллельно с процессом самоорганизации позво-

ляет не только в процессе обучения в вузе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности направить личность на бесконечный процесс самосовершенствования.

Проблемы снижения мотивации к обучению, направленность на узкую специализацию, разрыв обучения с воспитанием, снижение значимости последнего, дегуманизация образования и пр. следует решать комплексно. Мы видим одной из задач предметов гуманитарного цикла - формирование внутренней потребности быть «Человеком», а не одним из «функционеров-фор-

малистов» общества потребления. Чтобы понять человеческую сущность, осознать её особенности, необходимо прочувствовать и связь человека с обществом, с природой.

Эффективность деятельности специалиста определяется не только уровнем функционирования его познавательных процессов, но и свойствами его личности. В процессе работы с текстом студент не столько отвечает на сформулированные преподавателем вопросы, сколько как самостоятельно, так и в группе размышлять на актуальные для него нравственные и другие проблемы.

Общность взглядов, взаимопонимание не только внутри поколений, но и между поколениями обеспечивается в том числе набором той информации, которую они совместно воспринимали (книги, статьи, даже картинки и ролики из Интернета, фильмы, ТВ передачи, а также музыка, игры и пр.). Поэтому мы считаем, что в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в т. ч. курса «Культурология» важно рассмотреть несколько наиболее ёмких в плане содержания, наиболее сильных по степени эмоционального воздействия, произведений. Анализ таких текстов позволят определить общие ценности, смыслы, особенности восприятия людей в определённый период в каких-либо национальных культурных системах, в т. ч. в русской культуре.

Визуальное восприятие текста задаёт логичность, последовательность его анализа. Использование литературного текста (художественно-документальной прозы Ивана Шмелева), который апеллирует к запахам, пробуждает определенные переживания в т. ч. за счёт использования особенностей родного русского языка в его многообразии, позволяет не только лучше понять любовь к народу, веру в будущее возрождение России русских эмигрантов начала XX века, но и прочувствовать цикличность мировосприятия православного человека средних веков и нового времени. Мы полагаем, что погружение в текст иной культуры, проблемы межкультурной коммуникации актуальны и для представителя современной российской культуры.

В произведениях И.Шмелева затрагиваются такие «больные», не теряющие актуальность для человека XXI века вопросы, как вера, милосердие, чуткость к чужим страданиям, «сквор-чество», честь, совесть, патриотизм, судьба России, воспитание русского национального характера, угроза растворения в многообразной культуре Европы (проблема «второй Родины»), взаимосвязь церкви, русских песен и быта. Иван Ильин в переписке с автором «Лето Господне» тонко, эмоционально отметил: «Как это удивительно, какая Россия... Не может иностранец понять эту проникнутую, насыщенную мистерию быта. Юность наша, детство наше, милая-милая изнутри осиянная Россия? я так давно Вашего не читал. Как будто проснулся, ожил, воды ключевой напился.» [1, с. 87].

Именно погружение в литературный текст, позволяет не только поверхностно ознакомиться, но и за счет автобиографичности, особенностей выстраивания произведения, образности языка вместе с автором пережить пробуждение воцер-ковлённого человека, совершить «своё открытие» в процессе восприятия особенностей развития русской культуры. История мальчика, описанная в произведении «Лето Господне», не оставляет равнодушным ни будущих медицинских работников, ни будущих работников аграрной специальности. Совместный разбор пластов текста, подтекстов, органично включают обучающихся в дискуссию.

Мышление непосредственно связано с речью (устной и письменной), а также с определенными умениями правильной подачи невербальных сигналов. В дискуссии, в диспуте (через диалог, полилог) формируются определенные навыки, умения студентов. Профессиональные компетенции многих специалистов предполагают определенный уровень владения речью, а также умение работать в команде. Поэтому мы считаем, что именно выполнение групповых заданий при работе над заданным преподавателем литературным текстом, не только способствует переходу произвольного внимания в непроизвольное, но и позволяет создать условия для формирования вышеозначенных компетенций. В процессе активных форм обучения, при выполнении творческих заданий отрабатываются определённые навыки, умения, а ставшие значимыми знания затрагивают эмоциональную сферу, т. е. дольше сохраняются в памяти студента. Восприятие обучающихся становится более осмысленным, логическим, а воображение - глубоким.

Преподаватель в процессе дискуссии/диспута выполняет функции организации, контроля, коррекции выбранных форм обучения. При этом важно учесть, что преподаватель не ведёт

студентов к заранее определённому, «правильному» ответу. Преподаватель вместе с обучающимися ищет новые смыслы, значения, каждый раз заново выстраивает иерархию ценностей.

Литературный текст «Лето Господне», на наш взгляд, отличается насыщенной, образной, проникновенной речью, что позволяет легче воспринять утраченные либо модифицированные в настоящее время традиции. Автор показывает органичность природных и православных циклов, а также человеческой деятельности, быта, праздников, которые в своей целокупно-сти оказывают влияние на становление личности ребенка, на формирование нравственных качеств человека [2]. Нравственность - основа для формирования духовности человека любой профессии. Этический кодекс, дальнейшее обсуждение биоэтических проблем важны для будущих медицинских работников. Решение нравственных проблем в обществе актуальны и для специалистов сельского хозяйства. Проблемы взаимоотношения человека с человеком, с обществом, с природой - вечны, не имеют однозначных ответов.

На семинарских занятиях по культурологии после знакомства с литературным текстом И.С. Шмелева «Лето Господне», преподавателем предлагается обсуждение тезисов, изложенных в критических статьях с использованием вопросов для дискуссии. В зависимости от уровня подготовленности студентов к работе в группе, преподаватель выбирает одну из форм обучения. Студентам предлагается ответить на следующие вопросы: «Почему И. Шмелев в своих произведениях восхищается старой, дореволюционной Россией, страной церквей и малинового звона, её старым укладом?»; «На какие вечные вопросы автор находит ответы в православной Руси?»; «В какой период развития (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) желательно осознание своей цели, смысла жизни, выстраивание иерархии ценностей, обретение целостности мировоззрения? Как вы считаете, насколько зависит достижение успеха, счастья в жизни современного россиянина от осознания вышеперечисленного?» Ответ аргументируется студентами [3].

Кроме того, обучающимся предлагается обсудить такие проблемы как: Почему Иван Шмелев считает, что лучше временно быть без России, чем жить в ней с «затянутым ртом, с заплеванной душой и со связанными руками, питая признательность за то, что тебя терпят и дают хлеба, пока ты ходишь с покорной головой?» [4]. Как данное высказывание можно соотнести с эмигрантской любовью к Отечеству? Студенты аргументируют свой ответ.

На семинарском занятии предлагаются индивидуальные или групповые творческие задания:

1. На основании образов, созданных Иваном Шмелевым в своих произведениях, а также высказываний, известных по его переписке с родными, с друзьями, составьте иерархию ценностей автора «Лето Господне» [5].

2. Дополните, составьте свой список основных компонентов истинной русской культуры: православные праздники, пост, причащение, исповедь, черный хлеб, народные и военные песни, русская классическая опера, народные сказки, скороговорки, русская стрепня, огородничество.

3. Сравните высказывание И. Шмелева с характеристикой интеллигентности, данной Ю. Лотманом. Какое определение интеллигентности вам ближе? Почему?» Следует учесть, что тексты Ю.Лотмана, в т.ч. его высказывания об интеллигентности, о культуре и пр. студентами разбираются на первых семинарских занятиях по культурологии [6; 7].

Индивидуальная и групповая работа обучающихся направлена на изучение данного текста в качестве основной единицы хранения и передачи информации об особенностях российской культуры на итоговом семинарском занятии по данному разделу. Следует учитывать, что литературный текст существует не сам по себе, а в контексте мировоззрения автора, в контексте прочтения, интерпретации текста читателем, живущем в определенную эпоху. Поэтому при разборе данного произведения в курсе «Культурология» студентами естественнонаучных специальностей изучается не только биография автора, но и особенности восприятия «Лето Господне» его близкими, а также оценка текста современными исследователями творчества писателя (обучающимся предлагается проанализировать несколько текстов статей по данной теме).

Использование интерактивных форм позволяет создать условия для формирования личности студента, готового проявить

инициативу, быть критичным, иметь адекватную самооценку, быть ответственным за свою деятельность, за своё поведение. Текст «Лето Господне» И.С. Шмелева был нами выбран исходя из тезиса, что показателем культурного уровня личности, об-

Библиографический список

щества является количество и качество текстов, созданных в определенную эпоху. Мы считаем, что осмысление (толкование, комментирование) образцовых текстов является одной из приоритетных задач гуманитарного образования.

1. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927 - 1934). Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Москва: Русская книга, 2000.

2. Шмелев И.С. Лето Господне. Москва, 2017.

3. Жаворонкова Е.Н., Морозов В.Д. Пост как один из элементов христианского уклада жизни и сохранения духовных ценностей: от истоков к современности. 10 корпус. 2015; 1: 18 - 23.

4. Землякова О.К., Леонидов В.В. «Я решил остаться свободным писателем»: О письмах И.С. Шмелева Ю.А. Кутыриной (1923). Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2011; 2: 280 - 289.

5. Куликов В.К. Тема Родины в жизни русского писателя Ивана Шмелева. В сборнике: Патриотизм: история, современность, образ будущего. Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: сборник научных трудов. В 2 частях. 2015: 253 - 256.

6. Лысенко Л.А. Поэма в прозе «Лето Господне» И. Шмелева как энциклопедия русских православных праздников. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2014; 4: 71 - 76.

7. Руднева Е.Г. К вопросу о самосознании русской литературы 1910-х гг. Новый филологический вестник. 2018; 1 (44): 79 - 92.

8. Стрижова Е.Г. Портрет эпохи в романе И.С. Шмелева «Лето Господне». Слово. Словесность. Словесник: материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2016: 358 - 361.

References

1. Il'in I.A. Sobranie sochinenij: Perepiska dvuh Ivanov (1927 - 1934). Sost., vstup. st. i komment. Yu.T. Lisicy. Moskva: Russkaya kniga, 2000.

2. Shmelev I.S. Leto Gospodne. Moskva, 2017.

3. Zhavoronkova E.N., Morozov V.D. Post kak odin iz 'elementov hristianskogo uklada zhizni i sohraneniya duhovnyh cennostej: ot istokov k sovremennosti. 10 korpus. 2015; 1: 18 - 23.

4. Zemlyakova O.K., Leonidov V.V. «Ya reshil ostat'sya svobodnym pisatelem»: O pis'mah I.S. Shmeleva Yu.A. Kutyrinoj (1923). Ezhegodnik Doma russkogo zarubezh'ya imeni Aleksandra Solzhenicyna. 2011; 2: 280 - 289.

5. Kulikov V.K. Tema Rodiny v zhizni russkogo pisatelya Ivana Shmeleva. V sbornike: Patriotizm: istoriya, sovremennost', obraz buduschego. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, posvyaschennaya 70-letiyu Pobedy v Velikoj Otechestvennoj vojne: sbornik nauchnyh trudov. V 2 chastyah. 2015: 253 - 256.

6. Lysenko L.A. Po'ema v proze «Leto Gospodne» I. Shmeleva kak 'enciklopediya russkih pravoslavnyh prazdnikov. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; 4: 71 - 76.

7. Rudneva E.G. K voprosu o samosoznanii russkoj literatury 1910-h gg. Novyj filologicheskij vestnik. 2018; 1 (44): 79 - 92.

8. Strizhova E.G. Portret 'epohi v romane I.S. Shmeleva «Leto Gospodne». Slovo. Slovesnost'. Slovesnik: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej i studentov. 2016: 358 - 361.

Статья поступила в редакцию 25.09.18

УДК 37

Magomedova Z.H., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT ENVIRONMENT AND ENVIRONMENTAL APPROACH IN RUSSIAN PEDAGOGY.

In the article the author reveals concepts of "environment", "environmental approach" and "educational potential of the environment". The basics and contents of the concepts are analyzed when used as a support for a number of studies that were performed by L.I. Novikova with her students. The article concludes that the environmental approach allows considering the education system in a union with the surrounding environment. The environment education appears as a multi-functional resources at different levels, the influence of which can be ordered in appropriate approaches. A person is a leading subject and the main resource of the environment, who develops under the influence of what surrounds him and is included into the activities of the world, where he lives.

Key words: environment, environmental approach, educational potential of environment, opportunities of environment, influence of environment.

З.Х. Магомедова, аспирант каф. педагогики, ФГБОУ «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: timop2012@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СРЕДЕ И СРЕДОВОМ ПОДХОДЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В этой статье автором раскрываются понятия «среды», «средового подхода» и «воспитательного потенциала среды». Сущность и содержание понятий анализируется при использовании в качестве опоры ряда исследований, которые выполнила Л.И. Новикова со своими учениками. В статье делается вывод о том, что средовой подход позволяет рассматривать систему образования в единстве с окружающей средой. Среда образования предстаёт как поле многофункциональных ресурсов разного уровня, стихийное влияние которых может быть упорядочено при соответствующих подходах. Ведущим субъектом деятельности и ресурсом среды выступает человек, который развивается под влиянием среды и включен в преобразующую эту среду деятельность.

Ключевые слова: среда, средовой подход, воспитательный потенциал среды, возможности среды, влияние среды.

Процесс развития личностей детей является сложным и непрерывным, в нем участвуют многочисленные факторы, как стихийные, так и создаваемые специально, как природные, так и социальные. Кардинальная проблема, которая определяет суть развития и формирования личности, заключается в целенаправленном воздействии, которое оказывает социальное окружение, в первую очередь - общество, школа, семья.

Благодаря обеспечению правильного взаимодействия сре-довых влияний и целенаправленного воспитания, педагогически разумной организации окружающей среды появляется возможность расширения сферы воспитательного воздействия, управления взаимодействием со средой с оптимальным использованием её воспитательного потенциала. Учёные пристально изучали средовые факторы, поскольку те представлялись им

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.