Научная статья на тему 'Возможности использования компьютерных технологий в управлении методической работой образовательного учреждения'

Возможности использования компьютерных технологий в управлении методической работой образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES / MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL INSTITUTES / THE EDUCATIONAL INSTITUTES METHODOLOGICAL WORK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

Обоснована актуальность и целесообразность использования компьютерных технологий в управлении образованием. Обозначаются актуальные проблемы использования компьютерных технологий в управлении различными аспектами функционирования образовательного учреждения. Поясняются возможности использования компьютерных технологий в управлении методической работой в зависимости от специфики выполняемых задач, функций субъектов управления, необходимой им информации, готовности пользователей к использованию тех или иных технологий, а также спецификой их взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буров Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer technologies usage possibilities in the educational institutes methods management

Actuality and expedience of computer technologies usage in the educational management is grounded. Topical problems of computer technologies usage possibilities in the educational institutes aspects of function are pointed out. Computer technologies usage possibilities in methodological work management are explained according to specific targets, management subject functions, necessary information, users readiness for different technologies usage and their specific interactivity.

Текст научной работы на тему «Возможности использования компьютерных технологий в управлении методической работой образовательного учреждения»

Теория и практика управления образованием

УДК 681.3:37 + 37.012 ББК 4481.46

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

К. С. Буров ЮУрГУ

COMPUTER TECHNOLOGIES USAGE POSSIBILITIES IN THE EDUCATIONAL INSTITUTES METHODS MANAGEMENT

K.S. Burov SUSU

Обоснована актуальность и целесообразность использования компьютерных технологий в управлении образованием. Обозначаются актуальные проблемы использования компьютерных технологий в управлении различными аспектами функционирования образовательного учреждения. Поясняются возможности использования компьютерных технологий в управлении методической работой в зависимости от специфики выполняемых задач, функций субъектов управления, необходимой им информации, готовности пользователей к использованию тех или иных технологий, а также спецификой их взаимодействия.

Ключевые слова: компьютерные технологии, управление образовательным учреждением, управление методической работой в образовательном учреждении.

Actuality and expedience of computer technologies usage in the educational management is grounded. Topical problems of computer technologies usage possibilities in the educational institutes aspects of function are pointed out. Computer technologies usage possibilities in methodological work management are explained according to specific targets, management subject functions, necessary information, users readiness for different technologies usage and their specific interactivity.

Keywords: computer technologies, management of the educational institutes, the educational institutes methodological work management.

Профессиональная педагогическая квалификация как интегративная характеристика специалиста находится в состоянии непрерывного развития, которое представляет собой единство самоорганизации и повышения квалификации. Вторая составляющая позволяет сделать вывод о том, что процесс развития профессиональной педагогической квалификации является управляемым. Внутренняя составляющая управления - это неосознаваемое и осознаваемое самоуправление педагога, которое основывается на его готовности к повышению своей квалификации. Последнее может быть явно

наблюдаемо или изучено иными методами исследования. Внешняя составляющая - это управление процессом повышения квалификации, которое является функцией управления и состоит в создании полной группы управленческих условий.

Понятие «компьютерная технология» вошло не только в педагогику, но и в науку управления в связи развитием возможностей компьютерной техники и появлением ее в быту, на производстве и в образовательных учреждениях. Любая компьютерная технология, как известно, связана с информационными процессами. Определение «компьютерная»

подчеркивает ее отличие от традиционной информационной технологии, ее радикально новаторский, а не эволюционный характер, а также показывает, что основным техническим средством реализации является компьютер. Проведя анализ исследований зарубежных и отечественных ученых в сфере производственного менеджмента, можно констатировать, что компьютерные технологии в управлении производственными процессами чаще всего рассматриваются как совокупность программных и аппаратных средств обработки управленческой информации [2, 6, 7].

Уже давно административные работники образовательных учреждений оперируют понятиями «автоматизация обработки информации», «информационная инфраструктура», «компьютерная среда образовательного учреждения», однако только сейчас они осмысляются как ресурсы, которые используют в своей деятельности управленческие работники [5].

Правительство Российской Федерации предполагает комплексное техническое оснащение образовательных учреждений современными компьютерными системами, создание рынка программных средств обучения и управления образовательными системами, проведение экспериментов по апробации цифровых образовательных ресурсов в процессе общего образования, подготовку педагогических и управленческих работников образовательных учреждений к использованию информационных технологий в образовательном процессе. В соответствии с «Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы» управленческие работники образовательных учреждений должны научиться видеть перспективы использования компьютерных технологий [4].

В периодической печати и монографиях обобщается опыт использования компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день в образовательных учреждениях уже используется ряд компьютерных технологий, поддерживающих деятельность управленческих работников: электронные учебно-

методические комплексы, мультимедийные системы, системы автоматизированного проектирования, базы данных нормативных документов, локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы, электронная почта и др. Очевидна тенденция к расширению этого списка. Уже сейчас говорят об интеграции нескольких компьютерных технологий - системах поддержки управлен-

ческих решений. Решаются задачи обеспечения стандартизации документооборота; разработки программ для мониторинга объектов оценивания (качества образованности учащихся, эффективности работы преподавателей); создания автоматизированных рабочих мест управленческого работника; автоматизированных систем организационного управления. Создаются сетевые представительства органов управления образованием, образовательных учреждений, обеспечивается современный привлекательный дизайн, насыщение исчерпывающей информацией о предлагаемых образовательных услугах [1,3].

Вместе с тем существуют противоречия и проблемы, которые не решены на сегодняшний момент. Компьютерные технологии в управлении образованием, на наш взгляд, должны соответствовать определенным требованиям: решать задачи, которые ранее не были теоретически или практически решены, обладать высокой степенью быстродействия в решении отдельных задач, наличием достаточных объемов памяти и информационной емкости, развитыми коммуникационными средствами, соответствовать требованиям к стандартам качества информационных средств, не наносить вреда здоровью* не способствовать перегрузкам. Эти требования не всегда учитываются при выборе предпочитаемых компьютерных технологий [2].

Важной проблемой также является систематизация компьютерных технологий в зависимости от решаемых субъектами управления задач. В науке сделаны попытки классифицировать компьютерные технологии: технические, программные, программно-аппаратные; технологии работы с текстовой, графической, аудиовизуальной информацией; гипертекстовые, мультимедийные, интегрированные технологии; стратегические, тактические и др. Однако эти классификации не учитывают специфику информационных процессов в современных образовательных учреждениях, где требуется оперативность обработки и анализа все больших объемов информации, все большего количества аспектов управленческой деятельности. Возникает противоречие между большим объемом решаемых задач и ограниченными ресурсами, рациональным и результативным их использованием. Здесь важно, чтобы компьютерные технологии не использовались бессистемно и фрагментарно. Они должны представлять собой единство, направленное на решение конкретных задач

Теория и практика управления образованием

субъектов управления. В то же время, это единство должно быть так систематизировано, чтобы обеспечить многовариантность в зависимости от видов выполняемой деятельности и видов взаимодействия субъектов управления, необходимого уровня доступа к информации, готовности к использованию компьютерных технологий.

Таким образом, можно констатировать, что компьютерные технологии внедряются не только в образовательный процесс, они внедряются в процесс функционирования образовательного учреждения. И это обусловлено не только требованиями государственных органов управления образованием, но и положительными результатами опыта использования компьютерных технологий, назревшей социальной необходимостью и наличием актуальных проблем, требующих разрешения. Целесообразность интеграции компьютерных технологий и систем управления образованием очевидна.

В соответствии с этим, можно сказать, что внедрение компьютерных технологий уже сегодня направлено на решение целого ряда задач. Одной из таких задач нам представляется повышение результативности управления методической работой в образовательном учреждении. Для того чтобы выделить конкретные виды компьютерных технологи, необходимых для информационного обеспечения методической работой, необходимо учесть специфику управления этим аспектом деятельности образовательного учреждения.

Управление методической работой в образовательном учреждении возможно рассматривать как подсистему управления и как деятельность субъектов управления по обеспечению целенаправленности методической работы. Можно также уточнить, что данная деятельность состоит в исполнении следующих функций: организации взаимодействия субъектов управления методической работой (данными субъектами могут выступать не только администраторы) по согласованию и совершенствованию единого методического замысла в образовательном учреждении в целом и методических замыслов каждого педагога, стимулирования проявления инициатив и контроле исполнения соответствующих компетенций. Реализация названных нами управленческих функций предполагает циклическое повторение процессов получения и

анализа информации, выработку управленческих решений, реализацию воздействий [5].

Специфика процесса управления методической работы определяется характерными чертами управления функционированием образовательного учреждения: нормативностью образовательного процесса в целом и методической работы в частности (соответствие федеральному законодательству в сфере образования, государственным образовательным стандартам, нормам права и морали, социальным ограничениям и т.д.); необходимостью проявления инициативы субъектов управления; субъект-субъектностью во взаимодействии партнеров.

В соответствие с вышесказанным, первое направление использования компьютерных технологий в управлении методической работой затрагивает организационный аспект, который связан с влиянием информатизации на проектирование и реализацию методических замыслов образовательного процесса. В этом смысле важными становятся методы стандартизации, моделирования, формализации и проектирования образовательного процесса. Организационная функция будет поддерживать нормативный аспект управления методической работой. Уже сегодня существует понятие электронного учебно-методического комплекса. Такие комплексы используются в образовательном процессе. Компьютерными средствами их реализации являются графовые и сетевые модели для разработки учебных планов и программ, для выявления логической структуры учебного материала.

Второе направление коснется поддержки педагогических инициатив и будет выполнять стимулирующую функцию. Компьютерные технологии во многом обеспечивают интенсификацию интеллектуальной деятельности. Во много раз возрастает скорость обработки огромного массива информации. В последнее время были разработаны технологии последовательного решения стандартизированных процедур обработки того или иного вида информации. На основе существующего примера педагог, завуч, могут создавать эти стандартизированные процедуры. Использование возможностей средств визуализации результатов работы для поддержки педагогических инициатив предполагает: ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и

научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов. Для обеспечения условий для целенаправленной работы учителя, преподающего конкретный предмет, большие возможности предоставляет Интернет.

Третье направление использования компьютерных технологий связано с процессом организации обратной связи. Этот процесс реализует функции контроля и вместе с тем создает возможность для налаживания субъ-ект-субъектного взаимодействия. Компьютерными средствами реализации этого направления будут являться: единая система информирования; образовательный сайт; системы стандартизации документооборота, банки педагогической информации (нормативноправовой, научно-методической, методической и др.); локальные информационные ресурсы, имеющие возможность распределенной работы; единая база автоматизации расчетов времени по модулям образовательной программы.

Все эти направления и перечисленные технологии можно соотнести с целями, задачами, функциями субъектов управления, необходимой им информацией, готовностью пользователей к использованию тех или иных технологий, а также спецификой их взаимодействия. В итоге рациональный выбор компьютерных технологий определяется общей целью и задачами, которые конкретизируются в функциональных обязанностях и видах деятельности (организации, стимулировании, контроле в единстве с самоконтролем), исполняемыми субъектами управления. Многовариантность определяется в зависимости от вида взаимодействия субъектов управления (управленческие работники, педагоги, учащиеся), уровня пользователей и их готовности к использованию тех или иных технологий, вида используемой информации.

Проиллюстрируем этот алгоритм выбора и использования компьютерных технологий на примере трех категорий субъектов управления методической работой (руководителей, преподавателей, учащихся).

Руководители методической работой (завуч, заведующий кафедрой, руководитель методического объединения) осуществляют контроль исполнения требований приказов, координационную связь, планирование общего

методического замысла образовательного процесса, контроль состояния степени образованности учащихся. При этом пользуются нормативно-правовыми и инструктивнометодическими документами (приказы, положения о конкурсах, распоряжения, инструктивные письма по методической работе); программами исследовательской и опытноэкспериментальной работы; аналитическими материалами результатов контроля образованности учащихся. В качестве компьютерных средств используют электронные формы отчетности, специализированные единые базы данных, системы визуализации информации, системы статистической обработки информации, системы мониторинга, системы телекоммуникации.

Преподаватели на своем уровне осуществляют календарно-тематическое планирование, ведение электронного журнала успеваемости, разработку и использование учебнометодических материалов для ведения уроков, разработку контрольно-измерительных заданий и пояснений к ним. Пользуются тематическим планированием по каждому предмету, информацией об учебно-методическом обеспечении предмета; анкетами, схемами анализов. В качестве компьютерных средств пользуются едиными базами данных, системами распределенной обработки информации, образовательными сайтами, электронными учебно-методическими комплексами, электронными контрольно-измерительными материалами, Интернет-сайтами, пакетами обработки текстовой, графической, табличной информации.

Учащиеся получают информацию об образовательном процессе и жизни школы (расписание занятий, расписание работы учителей, расписание контрольных работ и т.п.), домашние задания с рекомендациями по их выполнению. Пользуются бланками заполнения анкет, перечнями доступных заданий, графиком контроля. В качестве компьютерного средства выступают образовательный сайт, цифровые образовательные ресурсы, электронные материалы для самооценивания.

Определив вид деятельности и соответствующее ей информационное обеспечение, субъекты управления методической работой получают четкое представление какие компьютерные технологии, доступные для освоения, информационные ресурсы, имеющие исчерпывающую, актуальную и необходимую

Теория и практика управления образованием

информацию, возможно использовать для решения общих целей и конкретных задач.

Итак, мы можем утверждать, что компьютерные технологии внедряются в процесс управления различными аспектами функционирования образовательного учреждения. Это обусловлено выявленными актуальными противоречиями, требованиями государственных органов управления образованием, расширившимися возможностями и доступностью существующих компьютерных технологий. Компьютерные технологии могут в различных аспектах обеспечивать управление методической работой, ее нормативность, единство методического замысла, поддерживать инициативы и управленческое взаимодействие партнеров, автоматизацию операций всех субъектов управления.

Литература

1. Ибрагимов, И.И. Информационные технологи и средства дистанционного обучения / И.И. Ибрагимов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.

2. Компьютерные технологии обработки информации / под ред. С.В. Назарова. -М.: Финансы и статистика, 1995. - 248 с.

3. Нацпроект «Образование» [Электронный ресурс] / http://mon.gov.ru /proekt/ideology.

4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 [Электронный ресурс]. - Образование и наука. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в РФ. - М.: Информационные системы и технологии, государственная академия инноваций, 2006.

5. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Ч. 1: Явление и понятия: чебник для студентов педагогических специальностей / Г.Н. Сериков. - Челябинск. Изд-во ЮУрГУ; ИЦ «Уральская академия», 2007. -280 с.

6. Чейз, Р.Б. Производственный и операционный менеджмент / Р.Б. Чейз, Н.Дж. Эквилайн, Р. Ф. Якобе. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 704 с.

7. Шабанов, М.Ф. Компьютерные технологии в производственных, технологических и социально-экономических процессах / М. Ф. Шабанов. -Воронеж: ВГПУ, 2005- 117с.

Поступила в редакцию 11 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.