УДК 378.31.016 ББК 4481.23+4481.27
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
К.С. Буров ЮУрГУ
THE COMPUTER TECHNOLOGIES USAGE FOR ENSURING METHDOLOGICAL WORK OF MANAGEMENT SUBJECTS INTERACTION IN THE EDUCATIONAL INSTITUTE
K.S. Burov SUSU
Обозначены актуальные проблемы использования компьютерных технологий во взаимодействии субъектов управления различными аспектами функционирования образовательного учреждения. Поясняются возможности использования компьютерных технологий в управлении методической работой в зависимости от специфики выполняемых задач, функций субъектов управления, необходимой им информации, готовности пользователей к использованию тех или иных технологий.
Ключевые слова: компьютерные технологии, управление образовательным учреждением, управление методической работой в образовательном учреждении, взаимодействие субъектов управления.
Topical problems of computer technologies usage in the management subjects interaction in different aspects of educational institutes operation are pointed out. Computer technologies usage possibilities in methodological work management are explained according to specific targets, management subject functions, necessary information, and users1 readiness for different technologies application.
Keywords: computer technologies, educational institutes management, educational institutes methodological work management, subjects interaction management.
В периодической печати и монографиях обобщается опыт использования компьютерных технологий в управлении образованием. Уже давно административные работники образовательных учреждений оперируют понятиями «автоматизация обработки информации», «информационная инфраструктура», «компьютерная среда образовательного учреждения», однако только сейчас они осмысляются как ресурсы, которые используют в своей деятельности управленческие работники [3].
На сегодняшний день в образовательных учреждениях уже используется ряд компьютерных технологий, поддерживающих деятельность управленческих работников: электронные учебно-методические комплексы, мультимедийные системы, системы автомати-
зированного проектирования, базы данных нормативных документов, локальные и распределенные (глобальные) вычислительные системы, электронная почта и др. Очевидна тенденция к расширению этого списка. Уже сейчас говорят об интеграции нескольких компьютерных технологий - системах поддержки управленческих решений. Решаются задачи обеспечения стандартизации документооборота; разработки программ для мониторинга объектов оценивания (качества образованности учащихся, эффективности работы преподавателей); создания автоматизированных рабочих мест управленческого работника; автоматизированных систем организационного управления. Создаются сетевые представительства органов управления образова-
Теория и практика управления образованием
нием, образовательных учреждений, обеспечивается современный привлекательный дизайн, насыщение исчерпывающей информацией о предлагаемых образовательных услугах [1,2].
В соответствии с этим можно сказать, что внедрение компьютерных технологий уже сегодня направлено на решение целого ряда задач. Одной из таких задач нам представляется повышение результативности управления методической работой в образовательном учреждении. Для того чтобы выделить конкретные виды компьютерных технологий, необходимых для информационного обеспечения методической работой, необходимо учесть специфику управления этим аспектом деятельности образовательного учреждения.
Управление методической работой в образовательном учреждении возможно рассматривать как подсистему управления и как деятельность субъектов управления по обеспечению целенаправленности методической работы. Можно также уточнить, что данная деятельность состоит в исполнении следующих функций: организации взаимодействия субъектов управления методической работой (данными субъектами могут выступать не только администраторы) по согласованию и совершенствованию единого методического замысла в образовательном учреждении в целом и методических замыслов каждого педагога, стимулировании проявления инициатив и контроле исполнения соответствующих компетенций. Реализация названных нами управленческих функций предполагает циклическое повторение процессов получения и анализа информации, выработку управленческих решений, реализацию воздействий [3].
Специфика процесса управления методической работы определяется характерными чертами управления функционированием образовательного учреждения: нормативностью образовательного процесса в целом и методической работы в частности (соответствие федеральному законодательству в сфере образования, государственным образовательным стандартам, нормам права и морали, социальным ограничениям и т.д.); необходимостью проявления инициативы субъектов управления; субъект-субъектностью во взаимодействии партнеров.
В соответствии с вышесказанным первое направление использования компьютерных технологий в управлении методической рабо-той затрагивает организационный аспект, ко-
торый связан с влиянием информатизации на проектирование и реализацию методических замыслов образовательного процесса. В этом смысле важными становятся методы стандартизации, моделирования, формализации и проектирования образовательного процесса. Организационная функция будет поддерживать нормативный аспект управления методической работой. Уже сегодня существует понятие электронного учебно-методического комплекса. Такие комплексы используются в образовательном процессе. Компьютерными средствами их реализации являются сетевые модели для разработки учебных планов и программ, для выявления логической структуры учебного материала.
Второе направление коснется поддержки педагогических инициатив и будет выполнять стимулирующую функцию. Компьютерные технологии во многом обеспечивают интенсификацию интеллектуальной деятельности. Во много раз возрастает скорость обработки огромного массива информации. В последнее время были разработаны технологии последовательного решения стандартизированных процедур обработки того или иного вида информации. На основе существующего примера педагог, завуч могут создавать эти стандартизированные процедуры. Использование возможностей средств визуализации результатов работы для поддержки педагогических инициатив предполагает: ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях; ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных учреждений с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов. Для обеспечения условий для целенаправленной работы учителя, преподающего конкретный предмет, большие возможности предоставляет Интернет.
Третье направление использования компьютерных технологий связано с процессом организации обратной связи. Этот процесс реализует функции контроля и вместе с тем создает возможность для налаживания субъект-субъектного взаимодействия. Компьютерными средствами реализации этого направления будут являться: единая система информирования; образовательный сайт; системы стандартизации документооборота; банки педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
36
Вестник ЮУрГУ, № 13, 2009
Буров К. С.
Использование компьютерных технологий для обеспечения взаимодействия субъектов...
локальные информационные ресурсы, имеющие возможность распределенной работы; единая база автоматизации расчетов времени по модулям образовательной программы.
Все эти направления и перечисленные технологии можно соотнести с целями, задачами, функциями субъектов управления, необходимой им информацией, готовностью пользователей к использованию тех или иных технологий, а также спецификой их взаимодействия. В итоге рациональный выбор компьютерных технологий определяется общей целью и задачами, которые конкретизируются в функциональных обязанностях и видах деятельности (организации, стимулировании, контроле в единстве с самоконтролем), исполняемыми субъектами управления. Многовариантность определяется в зависимости от вида взаимодействия субъектов управления (управленческие работники, педагоги, учащиеся), уровня пользователей и их готовности к использованию тех или иных технологий, вида используемой информации.
Проиллюстрируем этот алгоритм выбора и использования компьютерных технологий на примере трех категорий субъектов управления методической работой (руководителей, преподавателей, учащихся).
Руководители методической работой (завуч, заведующий кафедрой, руководитель методического объединения) осуществляют контроль исполнения требований приказов, координационную связь, планирование общего методического замысла образовательного процесса, контроль состояния степени образованности учащихся. При этом пользуются нормативно-правовыми и инструктивно-мето-дическими документами (приказы, положения о конкурсах, распоряжения, инструктивные письма по методической работе); программами исследовательской и опытно-экспериментальной работы; аналитическими материалами результатов контроля образованности учащихся. В качестве компьютерных средств используют электронные формы отчетности, специализированные единые базы данных, системы визуализации информации, системы статистической обработки информации, системы мониторинга, системы телекоммуникации.
Преподаватели на своем уровне осуществ-
ляют календарно-тематическое планирование, ведение электронного журнала успеваемости, разработку и использование учебно-методиче-ских материалов для ведения уроков, разработку контрольно-измерительных заданий и пояснений к ним. Пользуются тематическим планированием по каждому предмету, информацией об учебно-методическом обеспечении предмета; анкетами, схемами анализов. В качестве компьютерных средств пользуются едиными базами данных, системами распределенной обработки информации, образовательными сайтами, электронными учебнометодическими комплексами, электронными контрольно-измерительными материалами, Интернет-сайтами, пакетами обработки текстовой, графической, табличной информации.
Учащиеся получают информацию об образовательном процессе и жизни школы (расписание занятий, расписание работы учителей, расписание контрольных работ и т.п.), домашние задания с рекомендациями по их выполнению. Пользуются бланками заполнения анкет, перечнями доступных заданий, графиком контроля. В качестве компьютерного средства выступают образовательный сайт, цифровые образовательные ресурсы, электронные материалы для самооценивания.
Определив вид деятельности и соответствующее ей информационное обеспечение, субъекты управления методической работой получают четкое представление, какие компьютерные технологии, доступные для освоения, информационные ресурсы, имеющие исчерпывающую, актуальную и необходимую информацию, возможно использовать для решения общих целей и конкретных задач.
Литература
1. Ибрагимову И.И. Информационные технологии и средства дистанционного обучения / И.И. Ибрагимов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
2. Нацпроект «Образование» [Электронный ресурс] //http://mon.gov.ru/proekt/ideology.
3. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением: учебник для студентов педагогических специальностей. Ч. 1: Явление и понятия/Г.Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ: ИЦ «Уральская академия», 2007. -280 с.
Поступила в редакцию 19 февраля 2009 г.