Научная статья на тему 'Образовательный менеджмент и средства повышения его эффективности'

Образовательный менеджмент и средства повышения его эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ / INFORMATIZATION / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснов Павел Сергеевич

В данной работе рассмотрены проблемы информатизации образования и применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением. Основываясь на системном подходе, определены подсистемы объекта управления и центры формирования управленческой информации. Определены аспекты построение информационной модели управления развитием образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснов Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MANAGEMENT AND WAYS TO INCREASE ITS EFFECTIVENESS

The article reviews the problems of educational process informatization and adaptation of informational and communicational technologies in the management of educational institution. Based on the system approach, the basic subsystems of management object and the centers of formation of the administrative information are defined. The author considers the aspects of forming the information model of management of educational institution development.

Текст научной работы на тему «Образовательный менеджмент и средства повышения его эффективности»

УДК 37.014.54 Краснов Павел Сергеевич

заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы № 53 г. Мурманска тел.: (961) 265-16-20

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Krasnov Pavel Sergeevich

Deputy Headmaster For Curriculum and Discipline, Secondary School No. 53, Murmansk tel.: (961) 265-16-20

EDUCATIONAL MANAGEMENT AND WAYS TO INCREASE ITS EFFECTIVENESS

Аннотация:

В данной работе рассмотрены проблемы информатизации образования и применения информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением. Основываясь на системном подходе, определены подсистемы объекта управления и центры формирования управленческой информации. Определены аспекты построение информационной модели управления развитием образовательного учреждения.

Ключевые слова:

информатизация, информационно-коммуникационные технологии, управление образовательным учреждением.

The summary:

The article reviews the problems of educational process informatization and adaptation of informational and communicational technologies in the management of educational institution. Based on the system approach, the basic subsystems of management object and the centers of formation of the administrative information are defined. The author considers the aspects of forming the information model of management of educational institution development.

Keywords:

informatization, informational and communicational technologies, management of educational institution.

В последнее время идеи о необходимости разработки эффективных моделей систем управления образованием все активнее проникают в теорию общей педагогики. Анализ современной научно-педагогической литературы по проблеме управления образованием позволяет выделить несколько направлений исследований в данной области:

- общие проблемы управления общеобразовательными учреждениями;

- исследования системы управления школой как социальной системы и подчинение ее развития общим закономерностям возникновения, развития и их функционирования;

- проблемы управления образовательными учреждениями в режиме развития и качественного управления;

- теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением.

Реальный процесс позитивных преобразований в образовательном учреждении на основе использования информационных технологий в управлении характеризуется противоречием между необходимостью строить процесс информатизации управления на научной системной основе и фактическим состоянием дел. Внедрение информационных технологий в управление идет в нашей стране исходя из образа мышления до-информационной (индустриальной) эпохи [1].

Традиционно сложившаяся в практике система информатизации управления не дает должного эффекта, так как управлять надо не процессом внедрения, а необходимо изменить систему образовательного менеджмента и модель управления образовательного учреждения.

Опыт внедрения информационных технологий в управление образовательными учреждениями позволяет выделить ряд основных проблем [2].

Первая - это отсутствие единого подхода к системе информатизации управления на уровне образовательного учреждения. Вторая проблема - отсутствие знаний в области информатизации системы управления образованием. Существует признанная необходимость в едином образовательном информационном пространстве и едином подходе к управлению. Тем не менее современное положение частично является результатом недостаточных знаний теории и методологии о том, как разработать эффективную и полезную систему управления на основе информационных технологий. В частности, существует очевидная необходимость в различных видах информации на различных уровнях системы управления образовательным учреждением и для различных пользователей, но нет соответствующей базы общей информации. Различные административные центры пытаются обеспечить себя информацией, но в результате она не всегда является полной.

Руководству и администрации образовательного учреждения не хватает знаний и умений для создания и использования исчерпывающих информационных систем. Кроме того, недостаточная компетентность руководителей в области информационных технологий, отсутствие компетенции в области теории баз данных, в анализе и интерпретации данных - это все образуют третью проблему (проблему компетенции).

Большинство учебных заведений испытывают серьезные трудности, которые порождаются дефицитом времени, перегрузкой педагогических работников и администрации образовательных учреждений, частым изменением нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствием централизованного обеспечения информацией, расширением номенклатуры специальностей, необходимостью ведения собственной планово-финансовой деятельности, сложностью привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие [3].

Отличительной особенностью управления современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали. Анализ информационных потоков в сфере образования выявил их значительную неоднородность не только на различных территориях страны, но также между образовательными учреждениями города. Объем вертикальных потоков (от периферии к центру) значительно превышает объем информационных потоков внутри регионов [4]. Традиционные способы работы с информацией практически изжили себя и в этом плане альтернативы использованию информационнокоммуникационных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей предоставляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и в целом повышения ее эффективности.

Современное образовательное учреждение представляет собой большую и сложную систему. Совокупность органов и лиц, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения образуют управляющую подсистему. Закрепление полномочий и ответственности за выполнение определенных управленческих функций, связи и отношения, которые возникают между лицами и подразделениями, приводят к формированию организационной структуры управления образовательным учреждением [5].

Образовательное учреждение, как управляемую подсистему и объект управления, мы представляем как совокупность следующих подсистем (процессов):

- образовательной;

- инновационной;

- обеспечивающей;

- управленческой [6].

Главным для всякого образовательного учреждения является образовательный процесс всех видов (обучение, внеклассная работа, сопровождение и т.п.), в центре которого - взаимодействие учителей и обучающихся. Остальные процессы жизнедеятельности призваны создавать необходимые условия для образовательного процесса, который порождает основные результаты образовательного учреждения.

Основу информационной модели управления образовательным учреждением составляет единый интегрированный банк данных контингента учащихся, административных, педагогических, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательного учреждения и ресурсное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Этот подход позволяет осуществлять мониторинг образовательной деятельности в учреждении, проводить объективный анализ состояния образовательного процесса, получать достоверную информацию о состоянии ресурсов и возможности их использования, с целью достижения цели развития образовательного учреждения.

Среди подсистем информационной модели управления, связанных с кадровыми вопросами, управлением и контролем за учебным процессом, делопроизводством и документооборотом, представлением и обработкой данных выделяют следующие:

- электронная библиотека (школьный каталог, рабочее место библиотекаря, интерфейсы доступа);

- организация и управление учебным процессом;

- подготовка отчетов и документов (электронные журналы, ведомости, сводки);

- расписание занятий (координирование, составление);

- управление журналами успеваемости учеников;

- управление учебным классом;

- общее администрирование учебного процесса (организация и сопровождение учебных классов, управление «движением» учеников, управление справочниками (дисциплины, профили, кабинеты, расписание звонков и т.п.);

- картотека - представление данных сотрудников, обучаемых и других пользователях системы (параметрический поиск, параметрические выборки данных и т.п.);

- электронная доска объявлений (обмен сообщениями между пользователями системы и группами пользователей системы);

- резервирование/восстановление базы данных;

- управление архивом (включая, возможно, анализ архивных данных);

- регистрационная подсистема;

- администрирование и настройки, включая ведение журналов системных и пользовательских событий;

- управление пользовательским профилем «Мой личный кабинет».

Управленческая деятельность современного руководителя образовательного учреждения становится все более интеллектуальной и научной, требующей обработки больших объемов информации. Потоки информации, приходящие к руководителю со всех уровней управляемой системы, не оставляют сомнений в необходимости изменений в традиционном процессе управления образовательным учреждением.

Процесс создания и внедрения информационной модели управления показал, что сама процедура введения и активного использования обладает обучающим эффектом. Позволяет руководителям повысить свою ИКТ компетентность, переосмыслить и оценить возможности современных средств обработки информации, получить новые знания из теории управления базами данных и информационных систем, более детально изучить приоритетные направления информатизации образования и увидеть перспективы развития.

Ссылки:

1. «Новые информационные технологии» - иллюзии и приоритеты. 11Р1_: http://www.big.spb.ru/publications/ bigspb/it/nit.shtml (дата обращения: 15.04.2010).

2. Информатизация системы управления образованием в регионе (ИСУО) (на материалах Мурманской области): методическое пособие / под ред. Л.Д. Рогозиной. М., 2007.

3. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., 1971.

4. Казаков С.Д. Принципы построения информационных систем в области управления образованием // Педагогика. 1997. № 3.

5. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / под ред. В.С. Лазарева. М., 1997.

6. Там же.

References (transliterated):

1. “Novye informatsionnye tekhnologii” - illyuzii i prior-itety. URL: http://www.big.spb.ru/publications/bigspb/ it/nit.shtml (date of access: 15.04.2010).

2. Informatizatsiya sistemy upravleniya obrazovaniem v regione (ISUO) (na materialakh Murmanskoy oblasti): metodicheskoe posobie / ed. by L.D. Rogozina. M., 2007.

3. Dzhonson R., Kast F., Rozentsveyg D. Sistemy i rukovodstvo. M., 1971.

4. Kazakov S.D. Printsipy postroeniya informatsionnykh sistem v oblasti upravleniya obrazovaniem // Peda-gogika. 1997. No. 3.

5. Upravlenie shkoloy: teoreticheskie osnovy i

metody: textbook / ed. by V.S. Lazarev. M., 1997.

6. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.