В концепции А. Лэнгле одно из центральных понятий, относящихся к структуре личности, - персона. Оно означает духовное измерение в человеке, его способность быть свободным, ответственным, жить по совести, ориентироваться на высшие человеческие ценности. Духовное измерение - это то, что называется человечностью. В. Франкл писал, что «быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или кого-то, отдаваться делу, которому себя посвятил, человеку, которого он любит, или Богу, которому он служит»4. Сила духовного измерения в человеке позволяет противостоять жизненным трудностям, сохранять самообладание в любых жизненных обстоятельствах. У многих осужденных в состоянии экзистенциальной депривации, переживающих экзистенциальные проблемы, отмечается слабость или неразвитость духовного измерения - Персоны. Это состояние А. Лэнгле характеризует как пустое одиночество и внутреннюю глухоту.
В решении проблем осужденных экзистенциального плана большую пользу может принести метод экзистенциального анализа, разработанный А. Лэнгле. Экзистенциальный анализ -метод психотерапии, направленный на фасилитацию персонального измерения в человеке, результатом которого является понимание сущности жизненной ситуации. Соответственно появляется возможность действовать на основе персонально принятого решения. Имея позитивный взгляд на природу человека, А. Лэнгле считает, что Персона есть у каждого человека. Просто у некоторых людей потеряна связь с данной личностной структурой. В задачу экзистенциального анализа входит распознать Персону, сделать ее открытой, способной к диалогу, способной чувствовать, видеть и реагировать на духовном уровне.
Концепция четырех фундаментальных мотиваций составляет основу практики психологического консультирования в экзистенциальном анализе. В самом общем виде ее применение можно описать так: в процессе беседы с клиентом сначала происходит соотнесение его проблем с содержанием мотивации, далее следует прояснение и коррекция того, что блокирует мотивационный потенциал соответствующего уровня.
Мы считаем, что внедрение в практику пенитенциарного психолога метода, предложенного А. Лэнгле, при решении психологических проблем осужденных экзистенциального плана, перспективно, но этот метод принесет плоды только при условии наличия сильного духовного измерения, носящего название «Персона», у самого психолога.
1 Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей / пер. с нем. - М.: Генезис, 2009; Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / пер. с нем. - М.: Генезис, 2009.
2 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
3 Лэнгле А. Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа // Человек в сложной жизненной ситуации. - Курск - Вена, 2012.
4 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
УДК 159.9
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИИ
© 2014 В. А. Челикина
Аннотация. В данной статье раскрываются теоретические аспекты возможности использования графологического анализа для выявления уровня агрессии. Представлен анализ результатов исследования связи между отдельными характеристиками почерка и агрессивностью личности у студентов.
Ключевые слова: агрессия, графология, почерк, агрессивность личности.
THE POSSIBILITIES OF USING OF GRAPHOLOGY ANALYSIS TO IDENTIFY
THE LEVEL OF AGGRESSION
© 2014 V. Chilikina
Summary. This article will cover the theoretical aspects of the possibilities of using graphology analysis to identify the level ofaggression. Presents the analysis of results of investigation of the connection between the individual characteristics of handwriting and aggressiveness of the personality of students.
Keywords: aggression, graphology, handwriting, aggressive personality.
В своей профессиональной деятельности психолог часто встречается с агрессией. Для выявления уровня агрессивности личности необходимо проведение тестовых методик, что занимает много времени. Для более продуктивной работы психолог может использовать графологический анализ почерка для выявления уровня агрессивности, что во многом сокращает время исследования.
Наиболее распространенной областью применения графологии, в частности за рубежом, является определение психологического профиля человека при приеме на работу. Графология используется для оценки взаимной совместимости супругов, партнеров по бизнесу и пр. Велико значение графологии в консультировании по определенным психологическим проблемам человека.
Графология - учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего, а почерк есть проекция нашего сознания в форме определенного рода фиксированных движений1.
Каждый почерк характеризуется определенным комплексом признаков, отличающих его от всех остальных. Двух совершенно одинаковых почерков не бывает, манера писать каждого человека не повторяется и абсолютно индивидуальна. Кроме того, с помощью графологического анализа почерка можно выявить лиц с агрессивными особенностями личности.
По мнению А. Басса, «агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим»2, а точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Агрессия может выражаться в поведении, жестах, мимике, позах, а также в почерке человека3. Именно такую важную черту как агрессивность личности мы попытаемся исследовать посредством почерка.
Следует обратить особое внимание, когда почерк напоминает интенсивную, плотную «массу»: мало «воздуха» между строками, словами или буквами, либо почти нет - все
4
это говорит о наличии агрессивности .
Строки удлиненные, отростки букв буквально «вмешиваются» в соседние строки, что делает текст трудным для прочтения, или почерк совсем нечитабелен - это дополнительный «подозрительный» признак, говорящий о незначительности для человека общепринятых правил приличия или мнения окружающих. Такой человек очень упрям. Если к предыдущим признакам добавляется сильный нажим и импульсивные линии - значит он властен, доминантен, подавляет своим присутствием5.
Наши «подозрения на агрессию» усугубляются, если к тому же рассматриваемый почерк имеет сильный либо очень сильный нажим. Важно знать: сила нажима абсолютно никак не связана с реальной физической силой человека. Если бы это было так, то сильнее всего давили бы на ручку мужчины, у всех женщин был бы нажим слабее, а у детей или стариков - еще слабее. Но это совсем не так. Например, 80-летняя бабушка может писать с большим нажимом, протыкающим или рвущим бумагу6.
Дополнительный признак агрессии - это экспансия, завладение пространством, полный «захват» имеющегося в распоряжении листа. Страница исписана интенсивно, от
кромки до кромки, а иногда можно заметить, что при письме части букв или слов просто «вырвались» за пределы листа.
Еще один признак - изобилие углов и «палок» в почерке. Угловатость, заостренность, почерк, напоминающий «забор» или заостренные «ножи»7.
Все перечисленные особенности почерка могут говорить о внутренней агрессии, гневе, раздражительности, презрении или недовольстве окружающими, что может выражаться, максимум, в язвительных или циничных выпадах, жесткости, упрямстве и нечуткости. Если при очень сильном (почти рвущем) нажиме присутствуют тупые, как бы резко пресеченные окончания линий или букв, когда вместо постепенного схождения линии «на нет», она резко останавливается, рвется - перед нами человек, склонный к физическому насилию или, как минимум, к тому, чтобы поднять руку на слабого. Особенно же опасны описанные линии, если они принадлежат нижним вертикальным отросткам букв, таким как «р», «ф», «д» и т.д.8
Итак, все вышеперечисленные элементы свидетельствуют о наличии в почерке агрессивности, но не все перечисленные признаки должны быть одновременно в одном почерке, важнее видеть картину в целом.
В нашем исследовании для выявления связи между отдельными характеристиками почерка и такой чертой, как агрессивность личности, была использована методика оценки агрессивности в отношениях Ассингера и образцы почерка исследуемых респондентов.
В исследовании принимали участие 19 студентов, из них 11 девушек и 8 юношей в возрасте от 18 лет до 21 года.
Анализ почерка показал, что у 20 % студентов наблюдается низкий и у 80 % - средний уровень агрессивности (см. рис. 1).
Рис. 1. Показатели уровня агрессивности по анализу почерка
Анализ результатов психодиагностического обследования исследуемых респондентов по методике А. Ассингера подтвердил полученные данные по анализу почерка. Было выявлено, что для 80 % студентов характерна умеренная степень выраженности агрессивности. У 20 % респондентов отмечается миролюбивое отношение к окружающим (см. рис. 2).
Рис. 2. Показатели уровня агрессивности по тесту А. Ассингера
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что по отдельным характеристикам почерка можно выявить уровень проявления агрессивности, который необходимо учитывать в коррекционной работе по следующим основным направлениям:
1) обучение способам выражения агрессии в конструктивной форме с использованием техник арт-терапии, телесно ориентированной терапии, работы с образами;
2) обучение приемам саморегуляции, самообладания;
3) установление определенных правил, которые помогут справиться с собственной агрессией;
4) обучение конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;
5) осознание своего внутреннего мира, развитие эмпатии.
1 Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д, 1999.
2 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1998.
3 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / пер. с нем. Г. Швейника. - СПб., 2001.
4 Гольдберг И. Язык почерка, или Проблемы на бумаге. - М., 2009.
5 Моргенштерн И. Ф. Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по почерку. - М., 2006.
6 Наджимов О. К. Как узнать характер человека по его подписи, или Практическая графология. - М., 1991.
7 Гольдберг И. Тайны почерка, или Что на роду написано. - М., 2008.
8 Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. - К., 1992.