нием, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
С детьми из неблагополучных семей следует проводить коррекционно-воспи-тательную деятельность, направленную главным образом на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью самореализации в обществе.
1 Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2003.
2 Райгородский Д. Я. Психология семьи. - Самара, 2002.
3 Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990.
4 Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М., 2006.
5 Землянухина Н. А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С. 81-83.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ А. ЛЭНГЛЕ
© 2014 С. А. Тарасова
Аннотация. В статье анализируются психологические проблемы осужденных с точки зрения экзистенциально-аналитического подхода А. Лэнгле. Описываются основные экзистенциальные потребности осужденных на основе концепции четырех фундаментальных мотиваций личности. Дается характеристика экзистенциальной депривации в местах лишения свободы. Предлагается использовать экзистенциальный анализ в практике пенитенциарного психолога как метод разрешения личностных проблем осужденных.
Ключевые слова: экзистенциально-аналитическая теория А. Лэнгле, концепция четырех фундаментальных мотиваций, экзистенциальная депривация, экзистенциальные проблемы осужденных, экзистенциальный анализ.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF SENTENCED ACCORDING TO THE EXISTENCE-ANALYTICAL THEORY OF LEANGLE
© 2014 S. Tarasova
Summary. In the article is analyzed psychological problems of sentenced according to the existence-analytical theory of Leangle. The author describes existential requirements of sentenced. The theory is based on the conception of four fundamental personality's motivation. Also in the article is given the characteristics of existential deprivation. The author suggests to use existential analyze in the practice ofpenetration psychologist as the method ofpermission personalities problems of sentenced.
Keywords: existence-analytical theory of Leangle, conception of four fundamental personality's motivation, existential deprivation and existential problems of sentenced, existential analyze.
Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью изучения психологических проблем, которые испытывают люди, преступившие закон и находящиеся в местах социальной изоляции, с целью определения адекватных методов психологической работы с ними и организации жизнедеятельности в исправительном учреждении в целом.
Пребывание в местах лишения свободы - это для человека трудная жизненная ситуация, обусловленная наказанием за совершенное преступление. Условия жизни в исправительных учреждениях таковы, что человек не может удовлетворить свои жизненно важные потребности. В результате возникает депривация - тяжелое, болезненное и часто лич-
ностно разрушающее состояние. У осужденных наблюдаются различные виды деприва-ции - сенсорный и информационный голод, эмоциональная, коммуникативная депривация и т.д. Ведущее значение, на наш взгляд, в местах лишения свободы у осужденных имеет так называемая экзистенциальная депривация, порождающая ряд экзистенциальных проблем, связанных с основами самой человеческой жизни, бытия человека в этом мире.
В данной статье экзистенциальные проблемы осужденных будут рассмотрены с точки зрения экзистенциального анализа - одной из современных научных теорий1, автор которой - А. Лэнгле, ученик и последователь выдающегося В. Франкла. Экзистенциальный анализ представляет собой один из вариантов гуманистической парадигмы. Это направление в западной психологии связано с изучением высших духовных проявлений человека, его персональным «бытием-в-мире». Для обозначения настоящей истинно человеческой жизни, к которой должен стремиться человек, А. Лэнгле вводит понятие экзистенция. Экзистенция означает жизнь, полную глубоких чувств, желаний, собственных решений и поступков, наполненную смыслом, возможно, трудную, но хорошую жизнь. Это жизнь человека, в котором духовное начало имеет приоритетное значение.
Структурную модель экзистенциального анализа образует разработанная А. Лэнгле концепция четырех фундаментальных мотиваций. Фундаментальные мотивации представляют собой необходимые условия экзистенции, то есть нормальной наполненной смыслом человеческой жизни. Первое условие - «Я хочу быть в этом мире». Оно возникает в ответ на глобальный вопрос: «Принимаю ли я мир, в котором живу, с его условиями и возможностями?» Если выполняется это условие, то возникает базовое доверие к миру. Условие «Я хочу быть в этом мире» зависит от наличия у человека пространства для жизни, опоры и защиты. Фундаментальное доверие к миру как глубинная основа человеческой экзистенции включает два компонента - идею и согласие. Идея как основа бытия дает человеку чувство опоры: «Есть нечто надежное, на что я всегда могу положиться, даже если мне придется умереть». В качестве идеи может быть вера в Бога. Согласие как вторая составляющая фундаментального доверия означает принятие идеи как руководство к жизни, и соответствие всех своих поступков принципам этой идеи. Переживание фундаментального доверия к миру ведет к позиции «спокойствия» в отношении происходящего вокруг, к событиям и людям. Человек принимает мир как данное и осознает, что любое испытание, каким бы тяжелым оно ни было, он может выдержать.
Второе условие - «Я люблю эту жизнь». Человеку недостаточно просто быть в этом мире, нужно, чтобы это бытие было хорошим. В связи с данным условием перед человеком встает важный вопрос: нравится ли мне жить? Для того чтобы нравилось жить, нужны три предпосылки: близость, время и отношения. «Могу ли я устанавливать и поддерживать теплые и близкие отношения с людьми? Нахожу ли для этого время? Одинок ли я?» Если человек может сказать: «Да, это хорошо, что я живу!», то он осознает фундаментальную ценность жизни и проникается уважением к ней.
Третье условие носит название «Я имею право быть собой». Принимать мир таким, каков он есть, и осознавать ценность жизни еще недостаточно для экзистенции. Человек живет среди Других и для него очень важно, чтобы эти Другие принимали его таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Для этого должны выполняться три условия: уважительное внимание, справедливое отношение и признание ценности человека. Если эти условия существуют, то у человека возникает доверие к себе, он осознает ценность собственной личности, перед ним появляется возможность безбоязненной самореализации в соответствии со своими убеждениями и готовностью отвечать за свои поступки.
Четвертое условие - «Я делаю то, что нужно» - связано с появлением экзистенциального смысла жизни. Для осуществления экзистенции каждый человек должен понять, ради чего он живет, зачем это нужно. Необходим процесс поиска и нахождения полезного, важного для себя и других дела. Чтобы условие было выполнено, необходимы обширное поле деятельности, структурная связь и ценность элементов поля. «Есть ли та область ак-
тивности, в которой я могу быть продуктивным? Есть ли люди, которые мне помогут в этом и которым это будет нужно? Есть ли то ценное, ради чего стоит жить?» Для того чтобы человек нашел свой смысл жизни, у него должна быть установка открытости к миру, которая позволяет услышать запрос ситуации. То есть речь идет не только о том, что он может ожидать от жизни, но и о том, что жизнь хочет от него. Если человек не находит смысла жизни, то, по выражению В. Франкла, у него наступает состояние экзистенциального вакуума - чувство собственной ненужности, бесполезности и отчаяния2. Если человек обретает смысл жизни, то он способен к самоотдаче.
В жизненной ситуации лишения свободы и пребывания в исправительном учреждении выполнение четырех фундаментальных условий экзистенции затруднительно. Что касается первого условия «Я хочу быть в этом мире», то отметим следующее. Осужденный находится на самой низкой ступени иерархии общества: человек совершил преступление, наказан и изолирован от общества. Его жизненное пространство сужено до территории пенитенциарного учреждения, замкнуто и закрыто. Вся жизнедеятельность осужденных жестко регламентирована во всех сферах. Осужденные находятся под охраной, постоянным контролем двадцать четыре часа в сутки. Обыски, досмотры и проверки - регулярные процедуры, проводимые сотрудниками по отношению к осужденным. С другой стороны, человек находится под давлением жесткой неформальной нормативной системы, диктуемой тюремной субкультурой, и должен жить по «законам тюрьмы».
Осужденный чувствует разрушение первого фундаментального условия экзистенции, что ведет к чувству «Не-Могу-Быть» в мире. Он переживает страдания, связанные с тем, что не может находиться в этом мире, не находит места, к нему враждебно относятся, он слишком слаб или у него слишком мало сил, чтобы выдержать те условия, в которых он находится. Тогда то, что «есть» (проблема, ситуация и т.д.), не может быть принято. Человек испытывает чувство страха и незащищенности перед этими сложными жизненными обстоятельствами. Выполнение фундаментального экзистенциального условия «Я хочу быть в этом мире» зависит от того, сможет ли он организовать для себя пространство бытия и найдет ли духовную опору.
Выполнение экзистенциального условия «Я люблю эту жизнь» в исправительном учреждении тоже ограничено. Человек не имеет возможности находиться рядом с близкими людьми, переживает в связи с этим одиночество, тоску и тревогу. Особенно тяжело находиться осужденным в одиночной камере. Для того чтобы как-то удовлетворить потребность в общении, осужденные прибегают к тайной переписке, персонифицируют предметы и различных живых существ. Из истории известно, что осужденные «одушевляли» тараканов, пауков, приручали птиц, подкармливая их на зарешетчатых окнах. Страдая от одиночества, осужденные создают воображаемых партнеров, с которыми начинают разговаривать вслух.
С другой стороны, находясь в условиях отрядного проживания, осужденные постоянно находятся на виду у других и фактически лишены интимной жизни. Постоянная публичность вызывает тягостные внутренние переживания, обусловленные длительной групповой изоляцией. Осужденные испытывают напряжение и страдание от того, что не имеют возможности уединиться. Остроту переживания феномена публичности усиливает скученность осужденных, недостаточная информированность о своем положении, судьбе родственниках. Довольно часто осужденные говорят о том, что «все надоело», «надоели одни и те же рожи», «всех ненавижу», «хочу домой» и пр.
Разрушение второго фундаментального условия исполненной экзистенции приводит к чувству «Мне больше не нравится»: не нравится действовать, не нравится жить, не ощущаю больше ценности. Этим блокируются обращение к ценному, что приводит к потере радости жизни, росту подавленности, усилению чувства тяжести и чувства вины, тревоги и горя, что в конечном итоге может перейти в депрессию.
Выполнение второго экзистенциального условия зависит от того, какие взаимоотношения осужденный установит с другими осужденными, а также от того, будет ли он за-
быт и брошен близкими или они проявят заботу и понимание. В этом случае он получает поддержку, которая дает ему силу и надежду на лучшее, формирует осознание ценности жизни такой, какая она есть.
Третье условие «Я имею право быть собой» для осужденных связано с отстаиванием человеческого достоинства в условиях посягательства на независимость личности, угрозы унижения и издевательства. Условия тюремной жизни таковы, что в определенные моменты осужденный начинает переживать явление деперсонализации, то есть потерю собственного «Я», своей индивидуальности. Межличностное общение осужденных наполнено агрессией и злобой по отношению друг к другу. Наблюдаются такие негативные феномены группового общения осужденных, как «пенитенциарное минирование», «пенитенциарный остракизм», связанные с давлением, унижением и издевательством над личностью. Например, пенитенциарное минирование заключается в «загрязнении» предметов и пищи, соприкосновение с которыми резко снижает социально-психологический статус личности осужденного до отвергаемого. Это расстановка «ловушек», которые служат своеобразной «проверкой» осужденного на соответствие требованиям тюремной субкультуры. В этих условиях осужденному предстоит отстаивать право быть собой и сохранить человеческое достоинство. В результате невыполнения условия «Я имею право быть собой» человек ощущает себя потерянным, отчужденным, несвободным. Страдание в этом измерении выражается в потере себя и в одиночестве.
Четвертое условие экзистенции - «Я делаю то, что нужно» - связано с поиском смысла жизни и самореализацией. Попав в места лишения свободы, осужденный теряет возможность принимать решения и действовать самостоятельно, распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. Он живет по распорядку дня, обязан четко выполнять указания администрации. Многое делается по принуждению. Осужденный значительно ограничен в средствах самовыражения и выборе способов самореализации. В случае, когда субъективно нарушено четвертое фундаментальное условие исполненной экзистенции, человек больше не видит требование или предложение ситуации. Он больше не ощущает запроса ситуации. Человек не видит будущее, к которому стоит стремиться, не видит смысла, который мог бы дать жизни некоторую ориентацию и ради которого стоило бы жить. Экзистенциальный вакуум как духовная болезнь, связанная с невозможностью найти для себя важное дело, свой смысл существования, состояние опустошенности часто наблюдается у осужденных. Состояние экзистенциального вакуума сопровождают депрессии, или, наоборот, оно проявляется в агрессии, унижениях и издевательствах над слабыми.
Описанные А. Лэнгле фундаментальные условия экзистенции являются необходимыми для удовлетворения экзистенциальных потребностей человека - это потребности в безопасности, любви, признании его личности, а также потребность в смысле жизни. Места лишения свободы ограничивают человека в удовлетворении сущностных потребностей, вызывая явление экзистенциальной депривации и порождая экзистенциальные проблемы.
Исходя из теории А. Лэнгле, в самом общем виде экзистенциальные проблемы осужденных связаны с переживанием глубокого чувства одиночества и ненужности, с потерей самоуважения и самоценности, с потерей чувства ценности жизни, глобальным недоверием к людям и миру в целом, отсутствием смысла своего существования. Экзистенциальные проблемы порождают тревогу, страх и отчаяние, становятся источником «экзистенциальной боли» и страдания3.
Экзистенциальная депривация сказывается на психическом состоянии осужденного, вызывая невротические расстройства и отклонения в поведении. Следствием экзистенциальных проблем осужденных становятся депрессивные реакции в виде апатии и скуки, агрессивные реакции - скандалы и драки, издевательства и унижения других осужденных, неподчинение сотрудникам, протестные реакции, бунты, алкоголизм и наркомания, суицидальное и демонстративно-шантажное поведение.
В концепции А. Лэнгле одно из центральных понятий, относящихся к структуре личности, - персона. Оно означает духовное измерение в человеке, его способность быть свободным, ответственным, жить по совести, ориентироваться на высшие человеческие ценности. Духовное измерение - это то, что называется человечностью. В. Франкл писал, что «быть человеком - значит всегда быть направленным на что-то или кого-то, отдаваться делу, которому себя посвятил, человеку, которого он любит, или Богу, которому он служит»4. Сила духовного измерения в человеке позволяет противостоять жизненным трудностям, сохранять самообладание в любых жизненных обстоятельствах. У многих осужденных в состоянии экзистенциальной депривации, переживающих экзистенциальные проблемы, отмечается слабость или неразвитость духовного измерения - Персоны. Это состояние А. Лэнгле характеризует как пустое одиночество и внутреннюю глухоту.
В решении проблем осужденных экзистенциального плана большую пользу может принести метод экзистенциального анализа, разработанный А. Лэнгле. Экзистенциальный анализ -метод психотерапии, направленный на фасилитацию персонального измерения в человеке, результатом которого является понимание сущности жизненной ситуации. Соответственно появляется возможность действовать на основе персонально принятого решения. Имея позитивный взгляд на природу человека, А. Лэнгле считает, что Персона есть у каждого человека. Просто у некоторых людей потеряна связь с данной личностной структурой. В задачу экзистенциального анализа входит распознать Персону, сделать ее открытой, способной к диалогу, способной чувствовать, видеть и реагировать на духовном уровне.
Концепция четырех фундаментальных мотиваций составляет основу практики психологического консультирования в экзистенциальном анализе. В самом общем виде ее применение можно описать так: в процессе беседы с клиентом сначала происходит соотнесение его проблем с содержанием мотивации, далее следует прояснение и коррекция того, что блокирует мотивационный потенциал соответствующего уровня.
Мы считаем, что внедрение в практику пенитенциарного психолога метода, предложенного А. Лэнгле, при решении психологических проблем осужденных экзистенциального плана, перспективно, но этот метод принесет плоды только при условии наличия сильного духовного измерения, носящего название «Персона», у самого психолога.
1 Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей / пер. с нем. - М.: Генезис, 2009; Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / пер. с нем. - М.: Генезис, 2009.
2 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
3 Лэнгле А. Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа // Человек в сложной жизненной ситуации. - Курск - Вена, 2012.
4 Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
УДК 159.9
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИИ
© 2014 В. А. Челикина
Аннотация. В данной статье раскрываются теоретические аспекты возможности использования графологического анализа для выявления уровня агрессии. Представлен анализ результатов исследования связи между отдельными характеристиками почерка и агрессивностью личности у студентов.
Ключевые слова: агрессия, графология, почерк, агрессивность личности.