Научная статья на тему 'Возможности использования элементов спортивного ориентирования в физической подготовке детей 6-7 лет'

Возможности использования элементов спортивного ориентирования в физической подготовке детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Неймышев А.В., Федюнин В.А.

Элементы спортивного ориентирования в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста позволяют более качественно и эффективно развивать физические качества (силы, быстроты, ловкости, выносливости), разнообразить занятия, а также проводить их максимально интересно и эффективно. Занятия с использованием элементов спортивного ориентирования содействуют умственному и физическому развитию детей, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности спортивное ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему воину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Неймышев А.В., Федюнин В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования элементов спортивного ориентирования в физической подготовке детей 6-7 лет»

Возможности использования элементов спортивного ориентирования в физической подготовке детей 6-7 лет

Неймышев Алексей Викторович

канд. пед. наук, декан факультета спорта и безопасности жизнедеятельности филиала РГППУ, spaski@yandex.ru

Федюнин Владимир Александрович

канд. биолог. наук, Зам.декана факультета спорта и безопасности жизнедеятельности филиала РГППУ, spaski@yandex.ru

Элементы спортивного ориентирования в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста позволяют более качественно и эффективно развивать физические качества (силы, быстроты, ловкости, выносливости), разнообразить занятия, а также проводить их максимально интересно и эффективно. Занятия с использованием элементов спортивного ориентирования содействуют умственному и физическому развитию детей, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Кроме оздоровительной и спортивной направленности спортивное ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему воину.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, физическая подготовка, дошкольный возраст

В настоящее время современные дети обычно страдают от двигательных дефицитов, то есть количество движений, производимых ими, находится под возрастной нормой. В данный период времени дети поколения Z и А страдают от высокого уровня гиподинамии, так как это обусловлено стилем жизни. Это несомненно отрицательно сказывается на теле ребенка и на его развитии в общем. Все эти факторы негативно сказываются на развитии работоспособности как мышц, так и всей скелетной мускулатуры человека. Так же происходит серьезное снижение качества работы мышц позвоночника и, как, следствие искривление позвоночника, плоскостопие, а также заниженному уровню развития нижних и верхних конечностей человека. Все эти факторы недоразвития физиологических норм ребенка влияет на развитие выносливости, силы, координации и подвижности в общем. Постоянное пребывание в статичной позе (например, за игрой в планшет или телефон) приводит к монотонной нагрузке, что провоцирует утомление и переутомление мышечного корсета подростка, нарушению обмена веществ и, конечно е, формированию жирового компонента ребенка в избыточном виде, что в свою очередь моет приводить к постоянным респираторным и другим заболеваниям.

Постоянная необходимость дошкольников в двигательной активности находится на достаточном высоком уровне, но дома это не поощряется, и сводиться часто к нулевым подвижностям. В нашем поколении родители ставят на первое место интеллектуальное развитие ребенка часто забывая что на основании всемирной организации здравоохранения здоровье - это всестороннее гармоничное развитие личности, включающее в себя психологическое, духовное и физическое развитие. В результате дошкольная организация остается практически единственной организацией, которая занимается физическим развитием ребенка.. В настоящее время дошкольные организации осуществляют другие учебные мероприятия, однако, основам фактором развития физических качеств остается физическая культура и спорт.

У детей младшей возрастной группы дошкольного возраста рост увеличивается постоянно в среднем знании от 28 до 30 сантиметров, и это происходит не равномерно. В дальнейшем ребенок растет еще на 8-10 сантиметров, и это сильно

о О го -о т

т

т х х О т

П

т Д А

х т о т; О т

О сл

А

ы О

го А

X

^

т

о

с ^

00

о сч

05 О!

влияет на развитие эндокринной системы, в частности, повышении функции гипофиза. Это тот возраст у детей называется периодом экстракции. До шести лет дети растут в среднем на 116 см, масса тела 21,8 кг, а на груди 56-57 см.

Необходим постоянный контроль антропометрических данных, что позволит своевременно отследить и обнаружить признаки не развития организма, и, даже, минимальные отклонения. Чаще всего отстают от физического развития детей дошкольного возраста, с раннего возраста, от рахитизма или диареи, а также от близорукости и хронических заболеваний. При появлении даже минимальной задержки в физическом развитии сразу появляется задержка в речевом и психическом развитии ребенка. Мы предполагаем, что физическое совершенство ребенка улучшается при помощи уроков и занятий физической культурой, именно при использовании нетрадиционных форм занятий, которые ребенком воспринимаются как интересные и важные занятия в периоде их игровой или учебной деятельности. Естественно необходимо брать во внимание особенности периодов развития ребенка.

Актуальный период развития дошкольного образования предъявляет высокие требования к физической подготовленности детей дошкольного возраста, а также на этапе перехода из детского сада в школу на периоде взросления.. В этом контексте активно внедряются новые подходы к реабилитации, образованию и развитию детей посредством физического воспитания, которые могут не только улучшить физическую форму, но также развить интеллектуальные и когнитивные способности и готовь жизнь. В этом сенситивном периоде развития физических качеств большое внимание отдается развитию мышц разгибателей и сгибателей, так как это обуславливается основными позами действия ребенка: ноги согнуты в коленных суставах, живот выпячен, голова имеет наклон слегка вперед или в сторону. Именно поэтому очень важны факторы, способствующие укреплению мышечного корсета ребенка и, как следствие, мышц сгибателей и разгибателей.

Необходимо медленно развивать мелкую моторику рук, так как до 6 или 7 лет это является обязательным развитием речевого сектора головного мозга. Все за небольшой период 7 лет жизни у ребенка становится более скоординированными и точными движения пальцев и рук в общем. Этому способствуют упражнения фитболом и медбо-лом, работа с пластилином и тестом, хореографические упражнения.

Поведенческая регуляция шестилетних детей играет важную роль в коре головного мозга. Масса мозга после шести или семи лет составляет 1200-1300 г и приближается к массе мозга взрослого человека. Однако внутренняя система очень различна. Высшая нервная система ребенка это, в основном, постоянные периоды возбуждения и нестабильности фундаментальных процессов нервной системы. На основании приведенного выше мы можем утверждать, что огромное значе-

ние имеют игровой и соревновательный методы обучения физической деятельности, а так же цельные упражнения с соревновательным эффектом. ребенка при тренировках на основе рефлекторных действиях.

Мощные импульсы для развития речи - это эмоциональная подпитка извне, так же постоянное общение со сверстниками и старшими товарищами.

У обучающихся давление артериальной системы гораздо ниже, чем у взрослых, что обусловлено большой шириной сосудистого русла, большей эластичности кровеносных сосудов и более низкого сердечного выброса. Нагрузка физического характера оказывает влияние на сердечнососудистую систему. Под влиянием физических нагрузок плотность сердечнососудистых сокращений первоначально повышается, артериальное давление меняется до максимума и до минимума, а регуляция сердечной деятельности совершенствуется. Тренировка прогрессирует, изменяется реакция сердечнососудистой системы на физическую активность, работа сердца становится более экономной.

Пищеварительная система играет важную роль в физическом состоянии ребенка. Пищеварение связано с выделением (секрецией) слюны и пищеварительных соков. В числе факторов, влияющих на секрецию, следует назвать характер деятельности. Физические нагрузки, например подвижные эмоциональные игры, труд на участке, у большинства детей вызывают временное снижение секреции пищеварительных соков. Восстанавливается она не ранее чем через 25-30 минпо-сле прекращения деятельности. Это следует учитывать при планировании занятий, прогулок.

У детей в возрасте от 6 до 7 лет метаболизм характеризуется высокой активностью (в 2-2,5 раза больше, чем у взрослых). При активной мышечной активности потребление энергии увеличивается пропорционально интенсивности физических нагрузок. Чтобы полностью удовлетворить потребности ребенка в энергии, необходимо сбалансированное питание, при этом трата калории прекрасно сочетается с количеством двигательной активности .

Особое внимание должно быть уделено в процессе обучения, чтобы улучшить анализаторы.

- У всех обучающиеся в дошкольном возрасте устойчивость к внешним воздействиям из-за постоянного развития зрительного органа недостаточна. Постоянное воздействие экологической нагрузки на детей влияет на формирование зрительных анализаторов и развития зрения в целом..

- Частота и мощность устойчивого шума в образовательных дошкольных организациях часто выходит за рамки адекватного и нормального для ребенка. В разговоре дети, как правило, постоянно общаюся громко, чтобы можно было слушать друг друга на большом расстоянии. Взрослые не всегда делают акценты на уровень шума при разговоре детей и не делают замечании по поводу уровня громкости разговора. Шепот, характеризу-

ется уровне шума от от 20 до 30 дБ, обычный разговор детей от 35 до 45 дБ, развлечения нескольких человек одновременно до 60 дБ, а язык сильный от 70 до 80 дБ. Особенности структуры уха дошкольника (соединение среднего уха с полостью глотки с большим тубусом) создают предпосылки для воспаления - отита, особенно при заболеваниях носоглотки. Для постоянной нормализации уровня шума у детей необходимо устранять причины чрезмерного повышения шума - дикие игры и шумные компании.

Двигательные анализаторы участвуют в обучении двигательным навыкам ребенка, а именно при обучении и совершенствовании большого количества двигательных навыков, таких как стоянии на ровной поверхности, сидении, а так же перемещения в пространственном положении и сложно-скоординированными движениями.:

У детей старшей дошкольной группы сильно увеличивается степень контроля за своим поведением и двигательной активностью. Способность контролировать свое поведение влияет на внимание, память и мышление. Развитие этих качеств способствует различным задачам класса, инструкциям учителя и требованиям.

В современном мире нужен человек, который развивает максимум всей человеческой силы: физически, эмоционально, психологически, интеллектуально и так далее. но поле физической культуры не отвечает растущим потребностям социальной системы, как в количественном, так и в физическом выражении. Двигательная активность всегда была функциональной потребностью всех живых существ и особенно человека. Этого можно достичь, если физическое воспитание детей дошкольного возраста организовано на основе спортивно-ориентированной модели, включающей в себя спортивно-ориентированный контент, адаптированный к этому спорту в качестве спортивной ориентации.

Эта программа направлена на внедрение федеральных стандартов дошкольного образования, «физического развития» для всех детей в возрасте от шести до семи лет и рассчитана на один учебный год.

Впервые в руководстве элементы спортивной ориентации используются для детей дошкольного возраста.

Реализация предлагаемой методической разработки поддерживает естественное развитие детского организма, морфологическое и функциональное улучшение различных органов и систем.

Цель программы: Диверсификация физического воспитания в дошкольной организации путем интеграции руководства и улучшения физического состояния детей от 6 до 7 лет.

Задачи:

- повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;

- укрепление здоровья воспитанников;

- пропаганда спортивного ориентирования среди детей как средства для активного отдыха;

- воспитание потребности к занятиям физической культурой и спортом;

- создание дружного детского коллектива.

Мониторинг физического развития проводится

2 раза в год - сентябрь и в апрель.

Формы подведение итогов: фотоотчеты, спортивные праздники, дни открытых дверей.

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 - 13 длительность занятия 30 мин., проводится один раз в неделю, в зале или на улице.

В учебный план программы включено два блока: теоретический и практический.

Теоретический блок включает:

В этом блоке дети познакомились с краткой историей и правилами ориентирования (презентации, видеоролики, фотографии, фото-презентации). На этом этапе у детей появилась начальная способность работать с компасом и картой. Все занятия пополнили словарный запас понятий ориентирования, и дети заинтересовались ориентированием.

Мы столкнулись с основными топографическими признаками. Знание знаков проходило в три этапа: первый шаг позволил нам узнать их; второй и третий этапы позволили детям лучше узнать топографические знаки в виде игр.

Практический блок разделен на три этапа:

Первый этап - сложно-расчлененное разучивание действий.

На данном этапе нами формируется зрительное и смысловое обозначение двигательного действия, который в дальнейшем должен стать двигательном навыком. Обучающимся предлагаются игровые занятия.

На втором этапе применяются подвижные игры и подвижно-ролевые ситуации

Третий этап - закрепления и дальнейшего совершенствования. На этом этапе двигательное умение переносится в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Добиться выполнения двигательного навыка в отношении с запросами его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.). На этом этапе игры и игровые упражнения были подобраны таким образом, чтоб создать эффект приближенный к спортивному ориентированию.

После диагностики детей из контрольной и экспериментальной групп на первом этапе эксперимента мы получили следующие результаты.

Разработанная нами рабочая программа «Ориентация» использовалась в экспериментальной группе, в учебных часах по одному часу в неделю в течение 7 месяцев учебного года контрольная группа работала в соответствии с общая учебная программа. Grйndungsversuch (ЕС) состоялся в сентябре 2017 года, до реализации Программы работы «Опыт апреля 2018 года», после того как была сформирована программа работы.

Применение программы экспериментальной работы убедило нас в ее эффективности, поскольку она показала положительную динамику в развитии физических качеств (сила, скорость, подвижность, выносливость) у детей от 6 до 7 лет.

о о

го -о т

т

т х х О

т П

т

Д А

х т о т; О

т О

сл

А

ы О

го А

X

^

т

Формирующий эксперимент (РЕ) показал, что экспериментальная группа имела большее увеличение показателей физической подготовленности, чем контрольная группа. (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнение результатов констатирующего и формирующего эксперимента_

Учеб- Уровень развития физических качеств

ные Высокий Средний Низкий

норма- Экспе- Кон- Экспе- Кон- Экспе- Кон-

тивы римен- троль- римен- троль- римен- троль-

тальная ная тальная ная тальная ная

группа группа группа группа группа группа

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Бег

зигза- 15 40 15 25% 35% 55 30 40% 50% 5% 55 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гом % % % % % % %

Бег на

ди- 10 35 10 20% 30% 45 35 45% 60% 20 55 35

стан- % % % % % % % %

цию 10

м с

ходу

Бег на

ди- 15 45 15 30% 40% 55 35 45% 45% 0% 50 25

стан- % % % % % % %

цию 300 м

Дина-момет- 0% 10 8% 10% 8% 39 4% 50% 92% 51 88 40

рия 4% % 8% 10% 0% % 4% 46% 96% %5 % %

Правая 8% 40 2% 88 40

рука Левая % % %

рука

После тщательной аналитики результатов нами были сделаны выводы о том, что в каждой группе есть положительная динамика физической подготовленности обучающихся. Но в экспериментальной группе результаты действительно показывают эффективность разработанной методики, так как прирост эффективности вышел на уровень постоянного прироста.

Элементы спортивного ориентирования в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста позволили более качественно и эффективно развивать физические качества (силы, быстроты, ловкости, выносливости), разнообразить занятия, а также проводить их максимально интересно и эффективно. Занятия с использованием элементов спортивного ориентирования содействуют умственному и физическому развитию детей, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу.

Кроме оздоровительной и спортивной направленности спортивное ориентирование имеет большое прикладное значение. Умение ориентироваться - это навык, который необходим и туристу, и охотнику, и геологу и будущему воину.

Литература

■3- 1. Акимов, В. Г. , Кудряшов, А. А. Спортивное

,5 ориентирование. - Минск: Изд-во БГУ им. В. И.

« Ленина, 2007. - 490 с.

® 2. Альмейда, К. Принятие решений в ориен-

(о тировании. // Сборник учебно-методических мате-

2 риалов. - 2008. -№ 6 - С. 42-45.

3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвящение» 2008 г.

4. Вяткин, Л. А. ,Сидорчук, Е. В. , Немытов, Д.

H. Туризм и спортивное ориентирование. : Учеб. пособие. - М. : «Академия», 2008. - С. 157-158.

5. Завьялова Т. П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, режимы. // Физическая культура №2 - 2001г. - Режим доступа: http://lib.sportedu.rU/press/fkvot/2001N2/p4550.htm# Раде_Тор

6. Зубков, С. А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции при выборе путей движения. //Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 7 - С. 14-17.

7. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование,тренировка. 1996, № 2, с.

8. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. - М. : Академия, 2007. - 464 с.

9. Нурмимаа, В. Спортивное ориентирование /Под ред. П. И. Лукьянова. - М. : Наука, 2008.

10. Чешихина В. В. - Управление тренировочным процессом спортсменов-ориентировщиков// Сборник учебно-методических материалов. -2006. - № 6. - С. 23-27.

The possibility of using elements of orienteering in the

physical training of children 6-7 years Neymyshev A.V., Fedyunin V.A.

RSPU

The elements of orienteering in the process of physical education of children of preschool age allow to develop physical qualities (strength, speed, agility, endurance) more qualitatively and effectively, to diversify classes, and also to carry them out as interesting and effective as possible. Classes with the use of elements of sports orientation contribute to the mental and physical development of children, improve health, help to learn and understand nature. In addition to recreational and sports orientation orienteering is of great practical importance. The ability to navigate is a skill that is necessary for a tourist, a hunter, a geologist and a future soldier. Keywords: orienteering, physical training, preschool age References

I. Akimov, V. G., Kudryashov, A. A. Orienteering. - Minsk: Publishing House of BSU. V. I. Lenin, 2007. - 490 p.

2. Almeida, K. Decision Making in Orientation. // Collection of educational materials. - 2008. -№ 6 - p. 42-45.

3. Vasilyeva M. A., Gerbova V. V., Komarova T. S. "Program of

education and training in kindergarten" Moscow "Enlightenment" 2008

4. Vyatkin, L. A., Sidorchuk, E. V., Nemytov, D. N. Tourism and

Orienteering. : Studies. allowance. - M.: "Academy", 2008. - p. 157-158.

5. Zavyalova, T.P. Preschool tourism: problems, searches, modes.

// Physical culture №2 - 2001. - Access mode: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N2/p4550.htm#Page_Tor

6. Zubkov, S. А. Features of the tactical thinking of the orienteer at

a distance when choosing ways of movement. // Theory and Practice nat. culture. - 2005. - № 7 - p. 14-17.

7. Kozlov I.M. Problems of physical education for preschoolers //

Physical culture: education, education, training. 1996, No. 2, p.

8. Kuramshin, Yu. F. Theory and methods of physical culture. - M.:

Academy, 2007. - 464 p.

9. Nurmimaa, V. Orienteering / Ed. P. I. Lukyanov. - M.: Science,

2008. - 148 p.

10. Cheshikhin V.V. - Management of the training process of orienteering athletes // Collection of teaching and learning materials. - 2006. - № 6. - p. 23-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.