Научная статья на тему 'Возможности использования автоматизированных учебных мест при подготовке экспертов-криминалистов'

Возможности использования автоматизированных учебных мест при подготовке экспертов-криминалистов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ МЕСТО ЭКСПЕРТА-КРИМИНАЛИСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORENSIC EXPERTS' AUTOMATED STUDDING PLACE / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION TECHNOLOGIES / FORENSIC EXPERTS' ACTIVITY AREA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латышов Игорь Владимирович

Рассмотрена проблема разработки и использования в образовательном процессе вузов МВД России автоматизированных учебных мест эксперта-криминалиста. При технологическом сходстве с распространенными в экспертной практике автоматизированными рабочими местами, автоматизированные учебные места рассчитаны на решение учебных задач, что определяет наличие в их составе специфичных для учебного процесса информационных ресурсов и прикладных программ. Раскрыта структура и содержание автоматизированного учебного места, а также возможности его использования при подготовке экспертов-криминалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Латышов Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Feasibility of using automated studying places during forensic experts’ training

Аnnotation: The article reviewed the issue of development and use of forensic experts’ automated studding places during educational process in the Institution of Higher Education of the Ministry of the Interior of Russia. Automated studding places, being technically resemble automated work places that are widespread in expert work, are made to solve teaching tasks and that determines the including of information recourses and application programs that are quite specific for educational process in it. There are also reviewed the structure and content of the automated studding place, revealed the feasibility of using it when training forensic experts.

Текст научной работы на тему «Возможности использования автоматизированных учебных мест при подготовке экспертов-криминалистов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.983.2 ББК 67.521.4

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ МЕСТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧЛАТЫШОВ,

Начальник учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрена проблема разработки и использования в образовательном процессе вузов МВД России автоматизированных учебных мест эксперта-криминалиста.

При технологическом сходстве с распространенными в экспертной практике автоматизированными рабочими местами, автоматизированные учебные места рассчитаны на решение учебных задач, что определяет наличие в их составе специфичных для учебного процесса информационных ресурсов и прикладных программ.

Раскрыта структура и содержание автоматизированного учебного места, а также возможности его использования при подготовке экспертов-криминалистов.

Ключевые слова: автоматизированное учебное место эксперта-криминалиста, образовательный процесс, информационные технологии, направления экспертно-криминалистической деятельности.

Аnnotation: The article reviewed the issue of development and use of forensic experts' automated studding places during educational process in the Institution of Higher Education of the Ministry of the Interior of Russia.

Automated studding places, being technically resemble automated work places that are widespread in expert work, are made to solve teaching tasks and that determines the including of information recourses and application programs that are quite specific for educational process in it.

There are also reviewed the structure and content of the automated studding place, revealed the feasibility of using it when training forensic experts.

Keywords: forensic experts' automated studding place, educational process, information technologies, forensic experts' activity

Современные процессы подготовки специалистов в вузах сегодня немыслимы без широкого использования достижений научно-технического прогресса и, прежде всего, информационных технологий.

Компьютер стал непременным атрибутом учебного процесса. Особенно наглядно это видно на примере информационноемких специальностей, к числу которых, безусловно, относится и «Судебная экспертиза».

Решение многих дидактических задач обучения будущих экспертов-криминалистов предполагает обращение к возможностям компьютерной техники для формирования банков данных объектов криминалистических экспертиз, проведения измерений и разного рода расчетов, необходимых для экспертной оценки изучаемого предмета (оружия, следа орудия взлома и пр.) и по ряду других вопросов.

Эти тенденции имеют место и в практической деятельности экспертов-криминалистов МВД России, судебных экспертов других ведомств. Более того, восприятие роли компьютерной техники и технологий как некой технологически-информационной платформы стало поводом для поиска таких форм организации практической экспертной деятельности, при которых технологические ресурсы компьютера использовались бы максимально эффективно.

В результате была обозначена проблема автоматизированных мест эксперта (далее - АРМ), инициированы процессы их разработки и внедрения в экспертную практику [1-3].

К настоящему времени в науке и практике сложилось представление об АРМ как технологическом ресурсе, интегрирующем возможности криминалистической техники и оборудования, специального

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

программного обеспечения и предназначенного для решения экспертом задач при производстве судебных экспертиз и исследований, ведении экспертно-крими-налистических учетов. При этом, информационной стороне АРМ отводится как бы второстепенная роль, что представляется неверным.

Следует признать, что немалую роль в создании такого «имиджа» АРМ определил факт коммерциализации рынка компьютерной техники в России в 90-годах прошлого века. При этом была наработана практика создания изделий, позиционируемых производителями как АРМ, хотя, нередко, в действительности они представляли собой лишь набор технических средств, обеспечивающих выполнение отдельных операций в технологической цепочке производства экспертного исследования (расчет параметров, хранение информации, распечатка текста заключения и пр.).

Современные АРМ, в своем большинстве, это комплексы или программно-технические решения, объединяющие, как правило, одну либо несколько моделей криминалистической техники, совмещенной с помощью специального программного обеспечения с ресурсом персонального компьютера. Информационная поддержка экспертных исследований обеспечивается профильной систематизированной информацией либо банками данных по конкретным видам объектов экспертного исследования или учета.

АРМ эксперта является той формой организации производственной деятельности, в рамках которой интегрированный технологический и информационный ресурс обеспечивают решение экспертных задач путем использования функций автоматизированного поиска, расчетов, формирования текстовых материалов и пр.

Так, в состав АРМ эксперта-криминалиста, разработанного специалистами ООО «Кримоборудование», входит: стереомикроскоп с цифровой фото- или видеокамерой, кольцевой оптоволоконный осветитель, оптоволоконный осветитель; установка для проведения макросъемки; комплект приборов для исследования документов; цифровой фотоаппарат; ПЭВМ (рабочая станция); источник бесперебойного питания UPS; программное обеспечение «Эксперт-Проф», обеспечивающее производство сравнения и фиксации фрагментов с образцами из баз данных, подготовку экспертного заключения в одном из распространенных форматов, редактирование и пополнение базы эталонов документов; многофункциональное устройство: копир, сканер, лазерный черно-белый принтер, факс; цветной струйный принтер [4] (рис. 1).

Рис. 1. Вариант АРМ эксперта-криминалиста (производство ООО «Кримоборудование»).

Внедрение АРМ в экспертную практику осуществляется на основании положительных результатов их апробации в практических экспертно-крими-налистических подразделениях МВД России. Такой подход дает возможность определять, в соответствии с нуждами практики, необходимые параметры и архитектуру АРМов, что представляется справедливым.

В настоящее время процессы внедрения АРМ в образовательный процесс вузов МВД России, осуществляющих подготовку экспертов-криминалистов, определяются, в числе прочих обстоятельств, и необходимостью изучения курсантами и слушателями тех образцов криминалистической техники, программных продуктов, с которыми они будут иметь дело на практике по окончании вуза. В их число, безусловно, входят и АРМ эксперта.

Однако, ресурсы АРМ эксперта не могут в полной мере обеспечить потребности учебного процесса по вполне простой причине - они предназначены для решения практических экспертных задач, а дидактика и учебные задачи остаются вне его формата.

Поэтому нами предложено на базе общей технологической структуры АРМ эксперта создание автоматизированных учебных мест эксперта-криминалиста (далее - АУМ), их построение по модульной схеме, что дает возможность введения при необходимости новых учебных дисциплин [5].

В отличие от АРМ, возлагаемые на АУМ задачи определяются, прежде всего, потребностями образовательного процесса - получение курсантами и слушателями необходимых знаний по профилю специальности, контроль качества их знаний, приобретение навыков работы на криминалистической технике и оборудовании. В обеспечении этого может быть задействован широкий спектр информационных образовательных ресурсов. Кроме того, АУМ должно включать в себя технологические и программные ресурсы АРМ эксперта, включая различного рода прикладные программы решения экспертных задач и др.

По результатам работ нами разработан и проходит апробацию на кафедре трасологии баллистики учебно-научного комплекса экспертно-криминали-стической деятельности Волгоградской академии МВД России опытный образец АУМ эксперта-криминалиста. Он представляет собой программно-техническое решение, включающее технические средства (ПК, криминалистическая техника), их программное обеспечение и средства информационного образовательного ресурса.

Технические средства в структуре АУМ:

• персональный компьютер (ПК) в стационарном или мобильном (ноутбук) варианте: системный блок, монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер;

• криминалистическая техника (микроскопы, компараторы), осветительное оборудование, сред-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ства фото- и видео фиксации объектов, инструменты и устройства для производства измерений.

Информационно-технологическая платформа АУМ включает в себя:

• программное обеспечение АУМ;

• информационные образовательные ресурсы по виду экспертно-криминалистической деятельности;

• ресурсы интегрированных в АУМ криминалистической техники и программно-технических решений.

В основу АУМ положен модульный принцип, позволяющий в случае необходимости дополнять его структуру новыми разделами и программными решениями.

Структура АУМ в общем охвате изучаемых учебных дисциплин, представлена разделами:

• общая теория судебной экспертизы;

• традиционные криминалистические экспертизы;

• участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия;

• ведение экспертно-криминалистических учетов, предусмотренных в деятельности ЭКП МВД России1.

В каждом конкретном случае включение в структуру АУМ того или иного раздела определяет перечень профильных учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре. При этом, специфику разделов АУМ по конкретным видам направлений экспертно-криминалистической деятельности определяет:

• содержание информационных ресурсов вида экспертно-криминалистической деятельности,

• характеристики интегрированных в АУМ криминалистической техники и программно-технических решений.

Для кафедры трасологии и баллистики в опытный вариант АУМ эксперта-криминалиста включены разделы по изучаемым областям научных знаний и преподаваемым учебным дисциплинам. Соответственно, в основном окне программы размещены разделы: «Баллистика», «Трасология», «Дактилоскопия», «Исследование холодного и метательного оружия», разделы видов информационных ресурсов, программных ресурсов, поисковое окно (рис. 2).

В перечень видов информационных образовательных ресурсов здесь включены:

• нормативно-правовые материалы;

• учебная литература;

• учебно-методические материалы;

• научная литература;

• мультимедийные ресурсы;

• справочные материалы;

• интернет источники;

• материалы экспертной практики.

В названных разделах, в соответствии с их назначением, размещена текстовая информация и иллюстративный материал (рис. 3-4)

Рис. 2. Основное окно АУМ (вариант для кафедры трасологии и баллистики».

Рис. 3. Раздел учебно-методических материалов.

Рис. 4. Раздел справочники.

Программные ресурсы включают в себя программы:

• работы с изображениями;

• измерений;

• расчета параметров;

• подготовки заключения эксперта.

В АУМ предусмотрен автоматизированный поиск необходимого материала по запросу (иконка справа вверху). Ведутся работы по решению задачи автоматического поиска типового изображения.

В прикладном аспекте профильные разделы АУМ системно отражают научные знания судебной баллистики, трасологии, дактилоскопии, судебного экспертного исследования холодного и метательного оружия, сведения о методиках экспертных исследований, криминалистической технике и программном обеспечении, используемых для выявления свойств и признаков исследуемых объектов.

На основании изложенного считаем, что разработка и внедрение в образовательный процесс АУМ как

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

программно-технического решения позволит повысить эффективность и качество подготовки экспертов-криминалистов, обеспечить их готовность успешно решать широкий спектр задач, возникающих в современной экспертной практике.

Литература

1. Шляхов А.Р., Воронков Ю.М. Современное состояние и основные направления развития научных исследований в области применения математических методов и ЭВМ для решения задач судебной экспертизы // Проблемы автоматизации, создания ИПС и применения математических методов в судебной экспертизе. М.: 1987. С. 5-19.

2. Толстухина Т.В. Современные тенденции развития судебной экспертизы на основе информационных технологий: Дисс... докт. юрид. наук. М., 1999. 320 с.

3. Горбачев И.В. Справочно-информационное обеспечение решения экспертной задачи установления групповой принадлежности оружия по его следам // Теоретические и методические вопросы судебной экспертизы: Сб. науч. трудов. М.: ВНИИСЭ, 1985. С. 130-137.

4. http://www.krimo.ru/catalog/25/26.aspx.

5. Латышов И.В. Автоматизированное учебное место эксперта как компонент в системе профессиональной подготовки специалистов в вузах МВД России // Всероссийская научно-практическая конференция «Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений»: Сб. науч. трудов /

Ред. кол.: А.А. Курин, Д.В. Кайргалиев, А.В. Кочубей. Волгоград: ВА МВД России, 2013. С. 159-163.

References

1. Shlyakhov A.R., Voronkov M.Y. Current status and main directions of development of scientific researches in the field of application of mathematical methods and computers for solving problems of forensic expertise // Problems of automation, creation of IPS and application of mathematical methods in forensics. Moscow. 1987. Pp. 5-19.

2. Tolstukhina T. V. Modern tendencies of development of judicial examination on the basis of information technologies: dis. ... doctor of legal Sciences. Moscow, 1999. 320 p.

3. Gorbachev I.V Informational support of the decision of the expert task establish group affiliation of weapons in his footsteps // Theoretical and methodological issues of forensic examination: Collection of scientific works. M: VNIISE, 1985. P. 130-137.

4. http://www.krimo.ru/catalog/25/26.aspx.

5. Latyshov I.V. Automated studying places a component in the system of professional training of specialists in higher education institutions of the MIA of Russia // Russian scientific-practical conference "Technical and forensic support disclosure and investigation of crimes": SB. nauch. Tr./ ed.: A.A. Kurin, D.V Kairgaliev, A.V. Kochu-bey. Volgograd: VA Ministry of internal Affairs of Russia, 2013. Pp. 159-163.

1 Кроме информации с пометкой ДСП.

УДК 340.692 ББК 67.53

О НЕОБХОДИМОСТИ РАСШИРЕНИЯ РАМОК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТОВ

НАДЕЖДА ПАВЛОВНА МАЙЛИС,

профессор кафедры оружиеведения и трасологии учебно-научного комплекса судебной экспертизы Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Е-таП: [email protected] Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в процессе подготовки судебных экспертов. Высказаны предложения по совершенствованию дидактического процесса по нескольким направлениям и, в частности, в области комплексной экспертизы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.