Научная статья на тему 'Проблемы совершенствования учебно-материальной базы образовательных организаций системы МВД России при подготовке экспертов-криминалистов'

Проблемы совершенствования учебно-материальной базы образовательных организаций системы МВД России при подготовке экспертов-криминалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эксперт-криминалист / образовательный процесс / учебно-материальная база / автоматизированное учебное место / криминалистический полигон / forensic scientist / educational process / training facility / digital expert place / forensic ground

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Владимирович Латышов

На основе передового опыта подготовки экспертов-криминалистов в образовательных организациях системы МВД России рассмотрены предложения по совершенствованию их учебно-материальной базы. Раскрыты возможности использования в учебном процессе таких инновационных образовательных площадок, как опытно-экспериментальная лаборатория криминалистических исследований, баллистический лабораторный испытательный комплекс, обоснована целесообразность организации в специализированных учебных аудиториях кафедр экспертного профиля, автоматизированных учебных мест эксперта, внесены предложения по совершенствованию криминалистических полигонов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Владимирович Латышов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of improving training facilities in the educational institutions of the Interior Ministry system of Russia while teaching forensic scientists

Basing on the best forensic science practices in educational institutions of the Interior Ministry system of Russia the author of the article deals with proposals on improving their training facilities. The possibilities of using such innovative educational sites as an experimental laboratory of forensic examinations, a ballistic laboratory test complex in the educational process are revealed; expediency of organizing digital expert places in specialized classes of expert faculties has been proved as well as proposal for improving forensic grounds have been made

Текст научной работы на тему «Проблемы совершенствования учебно-материальной базы образовательных организаций системы МВД России при подготовке экспертов-криминалистов»

^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

УДК 343.982.34 ББК 67

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ

БАЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ

ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ ЛАТЫШОВ,

начальник учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.12 — криминалистика, судебно-экспертная деятельность,

оперативно-разыскная деятельность E-mail: latyshov@gmail.com

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе передового опыта подготовки экспертов-криминалистов в образовательных организациях системы МВД России рассмотрены предложения по совершенствованию их учебно-материальной базы. Раскрыты возможности использования в учебном процессе таких инновационных образовательных площадок, как опытно-экспериментальная лаборатория криминалистических исследований, баллистический лабораторный испытательный комплекс, обоснована целесообразность организации в специализированных учебных аудиториях кафедр экспертного профиля, автоматизированных учебных мест эксперта, внесены предложения по совершенствованию криминалистических полигонов.

Ключевые слова: эксперт-криминалист, образовательный процесс, учебно-материальная база, автоматизированное учебное место, криминалистический полигон.

Annotation. Basing on the best forensic science practices in educational institutions of the Interior Ministry system of Russia the author of the article deals with proposals on improving their training facilities. The possibilities of using such innovative educational sites as an experimental laboratory of forensic examinations, a ballistic laboratory test complex in the educational process are revealed; expediency of organizing digital expert places in specialized classes of expert faculties has been proved as well as proposal for improving forensic grounds have been made.

Keywords: forensic scientist, educational process, training facility, digital expert place, forensic ground.

Эффективность деятельности вузов системы МВД России по подготовке специалистов обеспечивается продуманной стратегией организации образовательного процесса, созданием условий для получения обучаемыми необходимого объема знаний, умений и навыков, формирования нужных в их будущей профессиональной деятельности компетенций.

Общий подход к организации образовательной деятельности вузов определяют нормы федерального законодательства1, иные нормативные акты2. Их положения подлежат исполнению образовательными организациями с учетом ведомственной принадлежности вуза, направлениями подготовки специалистов. При этом в рамках образовательного процесса ведомственные вузы МВД России реализуют на практике определенные подходы к построению собственной учебно-материальной базы.

Следует сказать, что в процессе становления подготовки экспертов-криминалистов в образовательных организациях МВД СССР3 изначально сформированный взгляд на структуру и содержание

их учебно-материальной базы, по сути, не меняется уже более полувека. Проведенные мероприятия были ориентированы, преимущественно, на модернизацию образовательного процесса с учетом современных достижений науки, включая использование компьютеров, передовой криминалистической техники и оборудования.

Время показало эффективность избранного подхода к подготовке экспертов-криминалистов. Об этом, в числе прочего, говорят и проводимые опросы руководителей экспертно-криминалистических подразделений МВД России о качестве работы выпускников вузов на практике.

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N° 273-Ф3 (ред. от 29 июля 2017 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2016 г. № 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)» // СПС «Консультант Плюс».

3 Прежде всего, имеется в виду опыт подготовки экспертов-криминалистов в Высшей следственной школе МВД СССР.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Следует сказать, что отличительной чертой учебно-материальной базы кафедр экспертного профиля вузов системы МВД России являются специализированные учебные аудитории, организуемые по видам изучаемых учебных дисциплины (трасологические, баллистические, исследования документов и пр.). Их комплектация криминалистической техникой и оборудованием, компьютерами, натурными коллекциями объектов экспертного исследования — проверенный временем тренд учебно-материальной базы, обеспечивающий положительный результат подготовки экспертов-криминалистов. Вместе с тем, нельзя оставить без внимания и ряд проблемных аспектов организации учебно-материальной базы вузов.

Акцентируем внимание, прежде всего, на том обстоятельстве, что образовательный процесс по подготовке экспертов-криминалистов, в силу необходимости обеспечения его криминалистической техникой и иным технологически сложным оборудованием, требует более значительных финансовых средств, чем, например, подготовка следователя. Поэтому в условиях оптимизации расходов на финансирование силовых ведомств определение потребностей вузов МВД России в криминалистической технике и оборудовании должно быть обоснованным, а ее использование — эффективным, что делает актуальным поиск оптимальной модели организации учебно-материальной базы вузов.

Нам представляется, что в сложившихся обстоятельствах больший акцент в этом вопросе следует делать на создании выделенных технологических образовательных площадок, укомплектованных современными образцами криминалистической техники и

Рис. 1. Опытно-экспериментальная лаборатория криминалистических исследований

использующих передовые программные ресурсы в области производства судебных экспертиз, ведения экспертно-криминалистических учетов. При этом, степень универсализации площадок может определяться особенностями образовательного процесса вуза, формой подготовки специалистов.

Так, в частности, в Волгоградской академии МВД России создана опытно-экспериментальная лаборатория криминалистических исследований (рис. 1).

На универсальной технологической базе лаборатории проходит проведение отдельных видов учебных занятий по дисциплинам экспертного профиля, подготовка научных исследований профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей академии, заседания научных кружков кафедр учебно-научного комплекса экспертно-криминали-стической деятельности.

Наличие опытно-экспериментальной лаборатории криминалистических исследований создает также возможность проведения бинарных учебных занятий, что подчеркивает единство методологии криминалистических приемов познания в условиях широкой дифференциации научных знаний. В академии наработан определенный опыт проведения подобных занятий.

На решение более узкого спектра учебных и научных задач направлена деятельность баллистического лабораторного испытательного комплекса академии, в рамках которого ведется учебная и научная работа, связанная с криминалистическим исследованием оружия, патронов и следов их действия (рис. 2—4).

Отметим, что возможности совершенствования учебно-материальной базы вузов в немалой степени связаны с проблемой функциональности специализированных учебных аудиторий кафедр экспертного профиля. Укомплектовать аудиторию необходимой криминалистической техников и оборудованием — еще полдела. Важно организовать образовательный процесс таким образом, чтобы ресурсы этой техники и оборудования были задействованы в полном объеме при выполнении курсантами и слушателями контрольных заданий и учебных экспертиз.

Опыт организации образовательного процесса в вузах системы МВД России позволяет выделить несколько

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

инновационных направлении по повышению функциональности учебных аудитории и образовательных площадок.

Прежде всего, функциональной эффективности специализированных учебных аудиторий, используемых для подготовки экспертов-криминалистов, будет способствовать организация на их базе автоматизированных рабочих мест эксперта (далее — АРМ).

С точки зрения практической направленности учебного процесса важно и то, что экспертно-криминалистиче-ские подразделения МВД России широко используют данную форму организации рабочего пространства эксперта. Однако, для учебного процесса нужен не только технологический ресурс криминалистической техники и программные продукты, обеспечивающие решение экспертных задач и ведение экспертно-кри-миналистических учетов. Необходимы и дидактические элементы, интеграция которых в АРМ дает основание рассматривать его уже как автоматизированное учебное место эксперта-криминалиста (далее — АУМ).

В рамках решения научных задач и обеспечения образовательного процесса по подготовке экспертов-криминалистов нами предложен данный инновационный продукт [1, с. 53—56]. Его внедрение в образовательный процесс Волгоградской академии МВД России дает положительные результаты.

Отметим, что структурой АУМ охвачены не только информационные образовательные ресурсы, необходимые для изучения профильных учебных дисциплин, производства судебных экспертиз и исследований, но также программные средства производства измерений [2, с. 50—56] и расчетов (рис. 5).

Повышение функциональности учебно-материальной базы можно связать также с организацией специализированных учебных помещений для отработки обучаемыми практических заданий по

Рис. 2. Натурная коллекция стрелкового оружия баллистического лабораторного испытательного комплекса

Рис. 3. Испытательный модуль баллистического лабораторного испытательного комплекса

Рис. 4. Учебный модуль баллистического лабораторного испытательного комплекса

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 5. Диалоговое окно автоматизированного учебного места эксперта-криминалиста по расчету параметров

выявлению на объектах исследования следов рук, изучению замков, оценке поражающих свойств оружия.

Отметим, что в вузах системы МВД России сложились несколько подходов к решению этой проблемы.

Так, в Волгоградской академии МВД России для этих целей используются специальные учебные помещения4. В Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя учебные аудитории кафедр экспертного профиля имеют выделенные технологические зоны, в которых имеется криминалистическая техника, оборудование и необходимый инструментарий для выявления следов, анализа свойств объектов экспертного исследования и др.

Все это позволяет интенсифицировать образовательный процесс по подготовке экспертов-криминалистов, делая его технологически и дидактически насыщенным и, соответственно, более эффективным. Не следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что обучаемые в этом случае получают опыт организации рабочего пространства, который могут использовать в своей будущей практической деятельности в экспертно-криминалистических подразделениях МВД России.

Важную роль играет также проблема организации криминалистических полигонов. При этом, высказывая точку зрения автора по данному вопросу, подчеркнем, что определенная часть ранее созданных криминалистических полигонов по факту является ситуационно статичной и особых перспектив в моделировании материальной обстановки нескольких видов мест происшествий не имеет.

Современные криминалистические полигоны должны обеспечивать решение этой проблемы посред-

ством использования модульного принципа организации, выкатных элементов интерьера, световой имитации общих планов места происшествия, сменных узлов на дверных коробках для моделирования следов орудий взлома и пр.

Иным путем решения проблемы эффективности криминалистических полигонов является создание полигонных комплексов, объединяющих в себе систему различных полигонов. Опыт организации подобных полигонных комплексов имеется в ряде российских5 и зарубежных вузов6. Однако, все это требует большего объема финансирования.

В целом же отметим, что реализация озвученных предложений, основанных на материалах передового опыта вузов системы МВД России, позволит повысить эффективность образовательного процесса по подготовке экспертов-криминалистов.

Литература

1. Латышов И.В. Возможности использования автоматизированных учебных мест при подготовке экспертов-криминалистов // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 5.

2. Латышов И.В., Бардаченко А.Н. Возможности использования программы «Микро-анализ View» при экспертном исследовании следов нарезного огнестрельного оружия на выстреленных пулях // Судебная экспертиза. 2013. № 3 (35).

References

1. LatyshovI.V. The possibility of using automated training places in preparation of experts-criminalists // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. 2016. No. 5.

2. LatyshovI.V., Bardachenko A.N. The possibility of using «Micro-analysis View» under the expert research of traces of rifled firearms in bullets // Forensic Examination. 2013. No. 3 (35).

4 Например, класс отработки практических учебных заданий кафедры трасологии и баллистики учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности.

5 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя.

6 Университет уголовной полиции МОБ КНР г. Шеньян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.