Научная статья на тему 'Возможности интернет - ресурсов в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов'

Возможности интернет - ресурсов в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET / INTERNET RESOURCES / PROFESSIONAL COMPETENCE / FUTURE SPECIALIST / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузуева Э. Р., Магомедалиева М. Р.

В статье выявлены возможности интернет ресурсов в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Сделан вывод о том, что интернет создаёт условия для получения любой необходимой в образовательном процессе информации, как для педагога, так и для обучаемых. Он позволяет углубляться в содержание материала, а также способствует формированию практических умений и навыков учащихся, в освоении материала. Использование образовательной информации на серверах сети Интернет создаёт основу для организации педагогом самостоятельной деятельности по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузуева Э. Р., Магомедалиева М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF INTERNET RESOURCES IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS

The article reveals the possibilities of Internet resources in the formation of professional competences of future specialists. It is concluded that the Internet creates conditions for obtaining any necessary information in the educational process, both for the teacher and for the students. It allows you to delve into the content of the material, as well as contributes to the formation of practical skills of students in the development of the material. The use of educational information on the servers of the Internet creates the basis for the organization of independent activities of the teacher to analyze and summarize the material with the widespread use of individual and group forms of the educational process. Teachers use Internet resources more effectively manage cognitive activity of students quickly and easily track training results, take reasonable and appropriate measures to raise the level and the quality of students’ knowledge.

Текст научной работы на тему «Возможности интернет - ресурсов в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов»

нормативного акта; умение извлекать и обобщать знания из нескольких нормативных актов; умение использовать выдержки из текста акта при ответе для иллюстрации теоретических положений; умение использовать своей позицией; умение определять вид юридической нормы; умение использовать текст нормативного акта для аргументации своей позиции; умение определять вид юридической нормы; умение использовать нормативно-правовые акты при решении юридических ситуаций (задач) [3, с. 115].

Библиографический список

Таким образом, работа студентов с нормативно-правовыми актами способствует получению глубоких и прочных знаний по предмету; позволяет создать наиболее полное представление о праве, приблизить те или иные положения к практике. Полученные в ходе изучения нормативно- правовых актов знания, умения студентов создают основу для дальнейшего обучения в области права и способствуют становлению правосознания личности.

1. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. Москва, 2003: 113 - 115.

2. Идерова И.В. Значимость правового образования в процессе формирования правовой культуры школьников. Право и образование. 2008; 8: 58 - 59.

3. Ильин И.А. О сущности правосознания. Москва, 2003.

References

1. Pevcova E.A. Teoriya i metodika obucheniya pravu. Moskva, 2003: 113 - 115.

2. Iderova I.V. Znachimost' pravovogo obrazovaniya v processe formirovaniya pravovoj kul'tury shkol'nikov. Pravo iobrazovanie. 2008; 8: 58 - 59.

3. Il'in I.A. O suschnostipravosoznaniya. Moskva, 2003.

Статья поступила в редакцию 08.02.19

УДК 378

Guzueva E.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

Magomedalieva M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Information Technologies, Economics and Design, Dagestan State

Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE POSSIBILITIES OF INTERNET RESOURCES IN FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS. The article reveals the possibilities of Internet resources in the formation of professional competences of future specialists. It is concluded that the Internet creates conditions for obtaining any necessary information in the educational process, both for the teacher and for the students. It allows you to delve into the content of the material, as well as contributes to the formation of practical skills of students in the development of the material. The use of educational information on the servers of the Internet creates the basis for the organization of independent activities of the teacher to analyze and summarize the material with the widespread use of individual and group forms of the educational process. Teachers use Internet resources more effectively manage cognitive activity of students quickly and easily track training results, take reasonable and appropriate measures to raise the level and the quality of students' knowledge.

Key words: Internet, Internet resources, professional competence, future specialist.

Э.Р. Гузуееа, канд. пед. наук, доц. каф. бизнес-информатика, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

Е-mail: [email protected]

М.Р. Магомедалиееа, к канд. пед. наук, доц. каф. информационных технологий, экономики и дизайна, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье выявлены возможности интернет - ресурсов в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов. Сделан вывод о том, что интернет создаёт условия для получения любой необходимой в образовательном процессе информации, как для педагога, так и для обучаемых. Он позволяет углубляться в содержание материала, а также способствует формированию практических умений и навыков учащихся, в освоении материала. Использование образовательной информации на серверах сети Интернет создаёт основу для организации педагогом самостоятельной деятельности по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм учебного процесса.

Ключевые слова: интернет, интернет - ресурсы, профессиональные компетенции, будущий специалист.

Процессы глобализации обострили проблемы всемирного информационного пространства и средства электронной коммуникации, включая процессы образования и приобретаемые специалистами компетенции. Стремительное научно-техническое развитие, увеличение концентрации насыщенности событий в мире за небольшой промежуток времени, не говоря уже о количестве оцифрованного библиотечного знания, накопленного за всю историю человечества, привело к тому, что приобретаемая информация уже не может гарантировать её полное осмысление и достоверность. Ввиду всеобщей доступности информации, учитель перестал быть единственным ее источником, однако он остаётся главным ориентиром для своих учеников в чрезмерно переполненной автоматизированной системе.

Генеральная задача, стоящая перед высшей школой, научить студента учиться, обеспечить развитие потенциала и профессиональных компетенций будущих специалистов для самостоятельной, креативной, творческой деятельности. В качестве основной цели модернизации профессионального образования стоит целеполагание научить специалиста самостоятельно работать и пользоваться с инновационно-развивающимся, информационно-цифровым пространством профессиональной деятельности.

Интернет предоставляет много возможностей для повышения качества преподавания и создания стимулов к обучению. Несомненно, дидактический потенциал Интернет - ресурсов велик. Их интеграция в учебный процесс на сегодняшний день не вызывает никакого сомнения и обсуждаются вопросы каким образом это лучше сделать. Использование возможностей сети Интернет в подготовке будущих специалистов существенно расширило бы спектр реальных

коммуникативных ситуаций, повысило бы мотивацию к учению, позволило бы применять полученные знания, умения и навыки для решения реальных коммуникативных задач.

Организация учебной деятельности обучаемых с использованием ресурсов Интернет позволяет развивать определенные умения, на которых базируются профессиональные компетенции, в их числе: отбора нужной информации из различных источников; анализа полученной информации; сравнения фактов, явлений; систематизации и обобщения полученных данных в соответствии с определенной познавательной задачей; формулирования выводов, доказательств; выявления проблемы в различных областях знания; выдвижения гипотез при решении проблем; мысленно экспериментировать.

Использование Интернет - ресурсов в образовательном учреждении может быть организовано по следующим направлениям: поиск и применение информации, размещенной на образовательных порталах и научных сайтах сети Интернет с целью подготовки учебно-методических материалов, самообразования; организация сайта образовательного учреждения и его размещение в сети Интернет; размещение сайта с содержанием дисциплин в сети Интернет; создание личных Web-сайтов преподавателей и студентов.

В процессе формирования профессиональных компетенций могут быть задействованы самые разнообразные информационные Интернет - ресурсы. В настоящий момент сеть Интернет содержит довольно много каталогов и порталов, сосредоточивающих ресурсы, использовать которые было бы целесообразно в системе профессионального образования для учебного заведения.

Можно выделить ресурсы: справочного и энциклопедического характера, средства измерения, контроля и оценки результатов учебной деятельности.

Интернет значительно превышает объемы любых печатных изданий, даёт возможность широкого выбора информации, размещенной на серверах, в базах данных ведущих библиотек, научных центров, музеев; на сайтах ведущих компаний; различных аналитических обзорах, журналах и др. Это даёт возможность не только углубиться в содержание материала, но и способствует формированию практических умений и навыков студентов, на которых базируются профессиональные компетенции.

Интернет - ресурсы дают доступ студентам к информационным ресурсам сети, обеспечивая основным и дополнительным информационным материалом, который необходим в учебном процессе, самостоятельном обучении и организации досуга.

Использование педагогами Интернет - ресурсов даёт возможность более результативно управлять познавательной деятельностью студентов, быстро и легко отслеживать результаты обучения, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня и качества знаний студентов, целенаправленно улучшать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера.

Преподаватели, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретают дополнительную возможность использования фрагментов образовательных ресурсов, опубликованных в сети, делая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.

Образовательные Интернет-ресурсы могут использоваться в учебном процессе следующим образом: для подготовки к занятиям; для скачивания из сети компьютерных обучающих или моделирующих программ для после-

Библиографический список

дующего их использования на занятиях; для проведения занятий с использованием ресурсов сети в режиме реального времени; для организации обучения и контроля с помощью дистанционных уроков и тестов; для организации самостоятельной работы или выполнения домашних заданий; для проектной деятельности, во внеклассной работе; для организации участия студентов в дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах; для самообразования педагога, повышения профессионального уровня, участвуя в телеконференциях, виртуальных педсоветах, общаясь с коллегами в сети, изучая сайты методических объединений.

Формы работы с Интернет-ресурсами могут быть различны: при изучении новой темы; самостоятельная работа с Интернет-ресурсами при подготовке докладов, сообщений (использование поисковых систем); участие в городских, региональных, международных проектах; переписка по электронной почте; создание собственного сайта; общение с коллегами по обмену опытом.

Педагоги, использующие Интернет-ресурсы, должны понимать, что формирование профессиональных компетенций должно быть предварительно соотнесено с основными компонентами реализуемой методической системы обучения. Применяемые ресурсы должны вписываться в эту систему, соответствовать ее компонентам и не противоречить ей.

Таким образом, Интернет создаёт условия для получения любой необходимой в образовательном процессе информации, как для педагога, так и для обучаемых. Он позволяет углубляться в содержание материала, а также способствует формированию практических умений и навыков учащихся, в освоении материала. Использование образовательной информации на серверах сети Интернет создает основу для организации педагогом самостоятельной деятельности по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм учебного процесса.

1. Алиева РР, Пейзувова УА. Интернет-ресурсы в профессиональной деятельности педагога. Интерактивные технологии в профессиональном образовании: материалы межвузовской студенческой и региональной научно-практических конференций. Под редакцией М.Х. Хайбулаева. Махачкала, 2016: 34 - 39.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева РР Применение компьютерных игр в образовании. Современные педагогические технологии профессионального образования. Москва-Берлин: ООО «Директмедиа Паблишинг», 2018: 361 - 366.

References

1. Alieva R.R., Pejzuvova U.A. Internet-resursy v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Interaktivnye tehnologii v professional'nom obrazovanii: materialy mezhvuzovskoj studencheskoj i regional'noj nauchno-prakticheskih konferencij. Pod redakciej M.H. Hajbulaeva. Mahachkala, 2016: 34 - 39.

2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Primenenie komp'yuternyh igr v obrazovanii. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya. Moskva-Berlin: OOO "Direktmedia Pablishing", 2018: 361 - 366.

Статья поступила в редакцию 04.02.19

УДК 378

Zangieva M.Zh, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: [email protected]

THE EDUCATIONAL ACTIVITIES AND ITS ROLE IN THE PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS DURING PRACTICE. The article deals with the concept of "pedagogical activity". On the example of the experience of teaching practice of students of 2-4 courses of the North Ossetian State Pedagogical Institute, its structure is described. During the passage of all stages of pedagogical practice there is an "immersion" of the student in professional and pedagogical activity by acquaintance of the trainee with the normative documents in the field of education; development of educational and methodical documentation (lesson plans, methodical development) and self-conducting classes as a teacher. The article concludes that the developed tasks performed by students in the course of practice allow to prepare students for the upcoming practice, make informed conclusions on the results, that is, contribute to the formation of professional competence and readiness for teaching.

Key words: pedagogical activities, structure of pedagogical activity, practice, types of pedagogical practice.

М.Ж. Зангиева, канд. пед. наук, доц., Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ,

Е-mail: [email protected]

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ И ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье рассматривается понятие «педагогическая деятельность». На примере опыта проведения педагогической практики студентов 2-4 курсов Севе-ро-Осетинского государственного педагогического института описана её структура. В течение прохождения всех этапов педагогической практики происходит «погружение» студента в профессионально-педагогическую деятельность путем знакомства практиканта с нормативными документами в области образования; разработкой учебно-методической документации (планов-конспектов занятий, методических разработок) и самостоятельного проведения занятий в качестве преподавателя. В статье делается вывод о том, что разработанные задания, выполняемые студентами в ходе практики, позволяют подготовить студентов к предстоящей практике, сделать обоснованные выводы по полученным результатам, то есть способствуют формированию профессиональной компетентности и готовности к педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, структура педагогической деятельности, практика, виды практики.

Педагогическая деятельность на сегодняшний день с точки зрения различных источников по педагогике трактуется как вид профессиональной деятельности, реализуемый специально подготовленными работниками [1], который направлен не только на передачу духовно-практического опыта, но и на процессы обучения, воспитания и развития личности [2].

Мы можем наблюдать, что к выпускнику, получившему высшее педагогическое образование, предъявляются высокие требования, выраженные в виде перечня компетенций. Так, учебный процесс в образовательной организации должен быть построен таким образом, чтобы выпускник мог иметь возможность развития и формирования компетенций, представленных в федеральных госу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.