6 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. - С. 137.
7 См.:Мартьянова Т. Нет стимулов // Ведомости. -2010. - № 84. Май. - С. 13.
8 Brown J., Dimmock S. G., Kang J.-K., Weisbenner S. Op. cit. - P. 8.
9 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. - С. 141-142.
10 Brown J., Dimmock S. G., Kang J.-K., Weisbenner S. Op. cit. - P. 16.
1 1 Исследовательские университеты США: механизм интеграции науки и образования. - С. 144.
12 См.: ЕмельяненковА. На гранты надейся, с бюджетом дружи // Российская газета: официальный сайт. 2004. Декабрь. № 3654. - URL: http://www.rg.ru/2004/12/15/ a48417.html (дата обращения: 26.10.2010).
Borzov S. V.
MODERN FORMS OF FINANCING OF HIGHER EDUCATION (FOR EXAMPLE, U.S.)
The article deals with charity funds as the source offinancing of higher education. Investment policy of university charity funds and spending of gained income are under analysis in this article.
Keywords: higher education, charity fund, financing, trust, investments, income.
УДК 373.2
Фалюшина Л. И. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируется роль государства в дошкольном образовании.
Ключевые слова.■ дошкольное образование, социальные функции государства.
Интенсификация - это процесс, особый способ развития, опирающийся на НТП, целью и результатом которого является повышение эффективности производства и увеличение на этой основе выпуска продукции. Экстенсивный способ развития производства - увеличение выпуска продукции без повышения степени отдачи применяемых в производстве трудовых и материальных ресурсов (т.е. без повышения результативности), а за счет их абсолютного увеличения.
Тришкина Н. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Ч. 2. Учебный курс
Проблема обеспечения общедоступности детских образовательных учреждений (ДОУ) имеет огромное значение, так как несёт в себе возможность эффективной социальной защиты детей, населения страны. Это важный инструмент социальной защиты малоимущих. В России исторически сложилось, что в случае финансовых трудностей в семье, ребён-ка-дошкольника устраивали в детский сад, где плата была почти символической. Всем было совершенно очевидно, что большую часть из суммы содержания ребёнка в ДОУ оплачивало государство, и что эти средства через фонд общественного социального потребления доходили до каждой малообеспеченной семьи, что и гарантировала 43 статья конституции Российской Федерации, обеспечивая «бесплатность образования, в том числе и дошкольного».
В последние годы, после десятилетия бездумного разрушения системы дошкольного образования наступил период её восстановления. Задача обеспечения общедоступности ДОУ официально принята
государством. Но для её успешного решения нужны значительные дополнительные средства, в которых государство испытывает дефицит. В этих условиях, совершенно очевидна необходимость интенсификации развития системы. То есть, необходимость более рационального использования ресурсов.
Представим для примера 2 проблемы, которые мы будем пытаться решить методом интенсификации развития системы дошкольного образования.
1. Меры интенсификации при решении проблемы обеспечения общедоступности системы дошкольного образования
Современное состояние государственной системы дошкольного образования мы можем характеризовать как критическое, что определяется ситуацией грубого нарушения конституционных прав значительной части населения страны, связанной с невозможностью реализовать свое право на общедоступность дошкольного образования (даже
по официальным данным, более миллиона детей, ожидают своей очередь в ДОУ)1.
Проблема обеспечения общедоступности ДОУ требует достаточно больших денежных средств, а значит, возникает новая системно важная проблема, проблема повышения рациональности использования ресурсов системы, поиск путей интенсификации её развития.
К примеру, рассмотрим, насколько рационально используются средства, направляемые сейчас на частичную компенсацию родительской платы в ДОУ, рассмотрим возможности более рационального использования этих средств в целях обеспечения общедоступности ДОУ.
Рассматривая уровень адекватности мер государства в этом вопросе , к сожалению, вынуждены констатировать, что министерство принимает меры с явным опозданием. И только сейчас, принимает меры к снижению родительской платы, которые надо было предпринимать 15 лет назад. Именно тогда, для сохранения системы дошкольного образования от её разрушения, важно было обеспечить детские сады России необходимым количеством детей. И меры снижения родительской платы помогли бы предотвратить массовое закрытие детских садов. Сегодняшние тенденции развития рынка образовательных услуг, определяют новые акценты. Во первых, число малоимущих существенно сократилось, а значит и количество семей, явно нуждающихся в таких государственных дотаций снизилось (а значит и компенсировать затраты на услуги системы надо выборочно). Во-вторых, для малоимущих семей меры частичной компенсации явно недостаточны.
Представим аргументы, доказывающие это положение путём анализа современных официальных документов.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 7 июня 2008 года за N° 442. «О внесении изменений в распределение на 2008 год субсидий между субъектами Российской Федерации на выплату компенсаций части родительской платы за содержание ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования»2. определяется государственное финансирование средств на эти нужды в размере 8 720 000 000 рублей. Эта сумма государственных средств будет выделена для всех без исключения детей страны, посещающих ДОУ Сразу возникает вопрос, почему такие огромные средства выделяются только для тех детей, которые уже посещают ДОУ, почему дети, лишённые возможности посещать ДОУ лишены и прав получения и этих компенсаций. Несправедливость такого решения рассмотрим это на примере.
Иллюстрация факта ущемления прав налогоплательщиков в связи с принятием положения о частичной компенсации родительской платы за ДОУ.
Допустим3:
- что родительская плата, в нашем примере равна во всех ДОУ 800рублей;
- что реальная стоимость затрат, в расчёте на одного ребёнка в обычном ДОУ (без оказания элитных услуг составляет) составляет 3 000 рублей в месяц;
- что реальная стоимость затрат, в расчёте на одного ребёнка в элитном ДОУ (с оказанием элитных услуг составляет) составляет 6 000 рублей в месяц.
- что во всех случаях, (приводимых нами в качестве примера) государство, частично погашает 50% затрат.
В этом случае, сумма реальных субсидий на содержание ребёнка от государства будет равна (см. табл. 1 )
Таблица 1.
Изменение размера государственной помощи семьям, в зависимости от степени доступности ДОУ
Реальные и потенциальные получатели субсидий от государства Расчёт размера «косвенных субсидий», сумма, которую финансируется из бюджета на содержание ДОУ, в расчёте на одного ребёнка, (согласно исходных данных нашего примера) Сумма «прямых субсидий» согласно анализируемого документа) Общая сумма субсидий
Родители, дети которых, посещают элитный ДОУ 6000 руб. (стоимость затрат, в расчёте на одного ребёнка в элитном ДОУ) — 800 руб. (сумма родительской платы) = 5200 руб. 400 руб. 5600 руб.
Родители, дети которых посещают обычный ДОУ 3000 руб. (стоимость затрат, в расчёте на одного ребёнка в обычном ДОУ, без оказания элитных услуг с низким и средним уровнем комфортности) - 800 руб. (сумма родительской платы) = 2200 руб. 400 руб. 2600 руб.
Родители, дети которых не сумели попасть в ДОУ, из-за наличия в них очереди 0 0 0
Из таблицы, совершенно очевидно следует, что группа родителей, дети которых посещают элитный ДОУ, получают от государства, в виде государственного финансирования (в нашем примере) 5 200 рублей ежемесячно, мы же, еще компенсируем им 400 рублей, Причём, компенсация эта доступна исключительно детям, посещающим ДОУ Если учесть, что в элитный ДОУ попасть ни так просто, то мы можем предположить, что попадут туда исключительно дети вполне состоятельных людей, а значит, мы реально субсидируем богатых людей!
Родители, которые добились места в ДОУ поскромнее, получат в общей сумме - 2 600 рублей.
А вот родители, дети которых, будут «стоять в очереди до самой школы», вообще не получат от государства денег, хотя, можем предположить, что значительная часть их них исправно работает, платит налоги, финансируя, таким образом, социальную сферу, в том числе и систему дошкольного образования. То есть самые незащищенные у нас вновь оказываются без поддержки государства.
Вот реальные механизмы ещё большего обнищания значительной части населения и, одновременно пример явной дисфункции государственных органов управления. Кроме того, это положения является источником постоянного увеличения социальной напряжённости, особенно тога, когда люди полностью осознают данное положение.
Ещё раз обращаем внимание на то, что эти средства, почти 9 миллиардов рублей (сумма субсидий на 2008 год для всех субъектов федерации), фактически раздаются тем, кто уже и так имеет значительные субсидии от государства. При этом, ни одной копейки из этих огромных средств не направлены на действительное развитие сети дошкольных образовательных учреждений, но то, чтобы очередь несправедливо обделённых, сокращалась.
А что можно на эти средства было сделать для развития сети ДОУ?
В связи с тем, что в «арсенале» министерства образования нет реальных данных о динамике расходов в ДОУ страны. Мониторинг процессов, происходящих в них пока не проводится, мы вновь вынуждены иллюстрировать ситуацию на примерах, смоделированных нами, исходя из реальной стоимости идентичных для всех регионов мер, но основываясь на стоимости этих мер в Ульяновской области.
На период реализации выше приведённого документа, по данным городского управления образования в Ульяновской области средняя стоимость затрат, на восстановление сети ДОУ, на период действия анализируемого документа составляет:
- для возрождения ранее закрытой одной группы в ДОУ составляет в среднем около 1 миллиона рублей;
- для возрождения ранее закрытого ДОУ на 12 групп составляла 20 миллионов рублей;
- стоимость строительства ДОУ на 12 групп -50 миллионов рублей.
В этих условиях то мы можем представить возможности применения выделенных государством средств на развития сети ДОУ Представим это в нескольких вариантах.
Предположим также, что средства каждому региону предлагаются при условии софинансирова-ния на один рубль инвестиций - один рубль средств на местах, то есть для развития сети мы имеем 8 720 000 тыс. руб. Х 2 = 17 440 000 тыс. руб.
Обращаем внимание на то, что стратегия, направленная на возрождение ранее закрытых ДОУ за счет средств, сейчас направляемых на компенсацию, позволит решить проблему ликвидации миллионной очереди за 3-5 лет, без выделения дополнительных средств, только повышая рациональность используемых уже сегодня средств.
Таблица 2.
Возможные варианты более рационального использования субсидирования средств
Представление разных вариантов Сумма исходного финансиро- вания Стоимость открытия одной единицы (группа, ДОУ) Количество единиц восстанавли- ваемых Количество вновь созданных мест в ДОУ Процент сокращения миллионной очереди на ДОУ за один год
Вариант открытии новых ДОУ 17 440 000 тыс. руб. 50000 тыс. руб. на строительство ДОУ на 250 мест 348,8 новых ДОУ на 250 детей 87200 8,7 %
Вариант восстановления групп в функционирующих ДОУ 17 440 000 тыс. руб. 1000 тыс. руб. на открытие 1 группы для 20 детей 17440 новых групп 340000 34 %
Вариант возрождения ДОУ 17440000 тыс. руб. 200000тыс.руб. на восстановление 1 ДОУ на 250 мест 872 возрождённых ДОУ на 250 мест 218000 21,1%
Кроме того, обращаем внимание читателя на то, что сама организация системы компенсации части родительской платы косвенно стимулирует экстенсивные способы развития системы. В частности, суммы инвестируемых средств в регионы, напрямую определяются размером родительской платы в детских садах этого региона. А это значит, чем выше родительская плата, тем больше средств инвестируется. Обращаем внимание на то, что рациональнее было бы стимулировать интенсификацию развития, поощрять регионы, в которых средства на нужды образования расходуются более рационально.
При реализации предлагаемых нами мер, мы, с одной стороны, получаем средства на расширение сети ДОУ, тем самым, решая проблему общедоступности ДОУ, но и, что немаловажно, не снижаем, а усиливаем систему социальной защиты населения. Методом, предоставления им возможности посещать полностью бесплатные детские сады. Рассмотрим подробнее и эти пути.
2. Меры интенсификации при решении проблемы повышения эффективности социальной защиты населения страны
В настоящее время, экономический кризис значительно ослабил социальную защиту населения. Многие родители потеряли работу. Расслоение населения существенная проблема для нашего государства, она «разъедает» наше общество, стимулирует социальную напряжённость. В этих условиях вопросы усиления этого направления имеют огромное значение. Следует отметить, что людям, потерявшим работу нужны более радикальные меры социальной защиты. Для них, принимаемые на сегодня меры, например частичная компенсация родительской платы в ДОУ уже является недостаточными.
Им необходима услуга социального ДОУ, то есть бесплатного.
Предлагаемые механизмы решения проблемы социального ДОУ4:
- проанализировать реальные затраты в расчёте на одного ребёнка в каждом ДОУ станы, по средствам организации глобального государственного мониторинга расходования средств в системе;
- на основе анализа определить норматив финансирования (отсекая все нерациональные расходы);
- определить новые правила взимания родительской платы в ДОУ: родительская плата должна равняться реальным затратам на ребёнка минус норматив.
- в этом случае бесплатными, социальными ДОУ становятся все ДОУ с низкими затратами.
Рассмотрим это на примере данных по Засви-яжскому району г. Ульяновска5. В частности, за счёт введения нормированного финансирования и изменения порядка взимания родительской платы (родительская плата равна реальным затратам на ребёнка минус норматив), по нашим подсчётам мы можем создать около 700 бесплатных мест. Более того, в случае дополнительного получения инвестиций на эти цели из службы социальной защиты населения, или в случае целенаправленной управленческой деятельности по удешевлению затрат других ДОУ и на основе маркетинговых исследований, количество детей, посещающих социальные ДОУ может быть увеличено в соответствии с реальными надобностями региона.
Рассмотрим эти положения на конкретных данных по Засвияжскому району (см. табл. 3).
В случае, изменения подходов к взиманию родительской платы, перехода к положению, когда родительская плата равна реальным затратам минус
Таблица 3.
Примерная стоимость родительской платы за услуги ДОУ
^ £ Среднемесячная общая стоимость содержания из расчёта на одного ребёнка (в тыс. рублей) Стоимость родительской платы в случае внедрения нового порядка взимания родительской платы (реальные затраты минус норматив), исходя из норматива 3400 рублей на ребёнка.
62 3,8 400 рублей
64 3,4 бесплатный
107 4,0 600 рублей
135 4,0 600 рублей
171 3,5 100 рублей
172 3,7 300 рублей
178 4,0 600 рублей
179 3,6 200 рублей
225 3,4 бесплатный
233 3,4 бесплатный
норматив, мы получаем 3 детских сада бесплатных, которые обслуживают 444 детей и 7 ДОУ значительно более дешёвых, при родительской плате:
- 600 рублей в месяц - 3 ДОУ на 400 мест;
- 400 рублей в месяц - 1 ДОУ на 146 мест;
- 300 рублей в месяц - 1 ДОУ на 150 мест;
- 200 рублей в месяц - 1 ДОУ на 151 место;
- 100 рублей в месяц - 1 ДОУ на 149 мест.
Кроме того, мы получаем дополнительный
приток инвестиций от родителей детей, посещающих «элитные» ДОУ. Так как мы прекращаем финансировать затраты на обеспечение ранее поучаемых преференций для этих ДОУ, недоступных для массовых дошкольных учреждений. Переадресация этих средств на развитие государственной системы дошкольного образования так же даст возможности дополнительного строительства ДОУ.
Таким образом, мы имеем реальные возможности решения крайне важных социальных проблем государства: проблемы обеспечения общедоступности системы дошкольного образования и проблемы создания социальных детских садов для малоимущих слоёв населения. При этом, мы используем метод интенсификации развития системы дошкольного образования, так как для решения этих проблем, нами не привлекаются дополнительные государственные инвестиции, проблемы решаются за счёт более рационального использования ресурсов, уже сейчас используемых в системе.
Общий вывод
Для повышения эффективности государственного управления системой дошкольного образования важно, чтобы все значимые процессы в системе, были подконтрольны государству. При этом, мы подчёркиваем, что данное положение ни как не противоречит идеи расширения полномочий муниципалитетов в деле управления образованием. Именно в условиях расширения полномочий, необходимо расширять и контроль: решение принимает муниципалитет, государство, в интересах населения страны, оперативно и адекватно корректирует, в случае неэффективности.
Родительская плата должна быть равна реальным затратам на ребёнка в ДОУ минус норматив.
Причём, необходимо пояснить, что норматив финансирования каждого ДОУ должен рассчитываться на основе данных мониторинга расходования средств методом отсекания всех нерациональных расходов (расходов, связанных с повышением статуса ДОУ).
Таким образом, главным инструментом интенсификации развития системы дошкольного образования в России, должно стать создания системы постоянного, оперативного и адекватного отслеживания процессов, происходящих в системе, выявление, на этой основе всех значимых для системы дисфункций, своевременное и оперативное их преодоление.
Примечания
1 Рекомендации участников круглого стола «Совершенствование законодательства в области обеспечения прав детей на доступное и качественное дошкольное образование» (приняты за основу решением Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от 14 октября 2008 г. № 3.6-12/22). - С. 2.
2 Мы анализируем ситуацию, основываясь на документ от 2008 года и считаем, что в данном случае, для углублённого анализа для нас не представляет интерес динамика расходования этих средств, для нас важна сама методология этих процессов
3 В данном случае, не имея на руках конкретных данных о динамике затрат в каждом регионе, в каждом ДОУ ( которых не имеет и министерство образования, мы вынуждены пояснять это на примере, исходя из принятых нами исходных данных, в случае применения разработанной нами компьютерной программы дистанционного управления системой дошкольного образования, мы сможем в режиме онлайн отслеживать всю эту информацию по каждому ДОУ Данные представлены также по 2008 году
4 Все предлагаемые меры реализуются по средством использования разработанной нами компьютерной программы, которая автоматизируя процессы анализа позволяет найти самый рациональный путь решения проблем ДОУ
5 Подробнее см. .■ Фалюшина Л. И. Проект развития системы дошкольного образования // Новый университет. - 2011. - № 5. - С. 14-23.
Falyushina L. I. SPUR THE DEVELOPMENT OF THE STATE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION
The article analyzes the role of government in preschool education.
Keywords: early childhood education, social functions of the state.