ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
В. Р. ЗАХАРЬИН, кандидат экономических наук
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), прежнее название — детские дошкольные учреждения, могут являться обособленными хозяйствующими субъектами либо выступать в качестве структурных подразделений коммерческих организаций или бюджетных учреждений. В последнем случае учет операций, связанных с формированием расходов на содержание ДОУ, а также источников их возмещения должен организовываться по правилам, установленным документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учетадля бюджетныхучреждений.
Правовое обеспечение
Общие принципы создания и функционирования ДОУ на уровне федерального законодательства установлены Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 (далее — Типовое положение). На уровне субъектов РФ принимаются законодательные и нормативные акты, регулирующие размер родительской платы, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования, и т. п.
Статья 18 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 содержиттолько общую норму, которой установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, п. 4ст. 18 специально оговорено, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные
законом права сторон. То есть при заключении договоров между родителями и ДОУ должны соблюдаться только общие правила, установленные гражданским законодательством.
Типовое положение определяет ДОУ как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет.
Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 7 Типовых положений ДОУ в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
• детский сад;
• детский сад для детей раннего возраста;
• детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;
• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
• детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
• детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
• детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
• детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;
• центр развития ребенка — детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).
Определение вида ДОУ имеет существенное значение прежде всего для установления структуры, состава и размера расходов на содержание учреждения. Так, в частности, для различных видов ДОУ могут существовать различные типовые штатные расписания, что, соответственно, влечет за собой значительное расхождение в размерах средств, направляемых на оплату труда персонала учреждения (как в абсолютном, так и в относительном выражении — в общей сумме расходов на содержание ДОУ).
В соответствии с п. 18 Типового положения право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Пункт 23 Типового положения устанавливает, что режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом учреждения и договором между дошкольным учреждением и учредителем. Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения.
Определенный интерес с точки зрения счетного работника представляет и изложенный в п. 32 Типового положения подход к определению количества групп в дошкольном учреждении. Это количество определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости:
1)в группах:
• от2 мес. до 1 года —10 детей;
• от1 года до 3 лет —15 детей;
• отЗ лет до 7 лет — 20 детей;
2) в разновозрастных группах:
• при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 мес. до 3 лет) — 8 детей;
• при наличии в группе детей любых трех возрастов (от Здо7 лет) — 10 детей;
• при наличии в группе детей любых двух возрастов (от Здо7 лет) — 20 детей.
Автор статьи обращает внимание, что для групп компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности установлены более низкие величины предельной наполняемости.
В соответствии с п. 53 Типового положения при финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.
В процитированных требованиях обращает на себя внимание то, что в расчет принимается предельная наполняемость групп, а также то, что неполная наполняемость не может служить основанием для закрытия детского дошкольного учреждения (в сельской местности). Ранее нормативы наполняемости были выше на 25—50 %. При этом отраслевыми инструкциями рекомендовалось иметь списочную численность на 20—25 % выше нормативной. То есть, если в детском саду, рассчитанном на 140 детей, числилось 160 человек, то это не давало оснований для увеличения штатных нормативов содержания медицинских и педагогических работников. Теперь установлено, что за основу принимается штатная или расчетная численность детей в группах, а списочная численность штатную превышать не должна, так как последняя является предельной. Разумеется, что это не лишает руководителя организации или ДОУ права принимать решение об объединении групп и предоставлении части персонала отпуска без сохранения заработной платы в случаях, установленных законодательством (например, в летний период).
Перечень источников формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения универсален (приемлем и для небюджетных организаций) и весьма широк, но не все эти источники могут быть использованы бюджетными учреждениями. В частности, такими источниками могут быть:
• собственные средства учредителя (учредителей). Для бюджетных учреждений этот источник используется, как правило, на этапе создания ДОУ. Учредителями ДОУ могут быть муниципальные органы, органы государственной власти (федеральные и субъектов РФ). Следовательно, в данном случае имеются в виду средства бюджета соответствующего
уровня, использованные при строительстве или приобретении зданий ДОУ, сооружений и т.п. При этом законченные строительством здания, сооружения, объекты основных средств, являющиеся оборудованием и т.п., могут отражаться в учете учредителя — а не в учете ДОУ или бюджетного учреждения, на балансе которого ДОУ находится;
• средства для финансирования текущих расходов представляют собой иной источник — бюджетные и внебюджетные средства. Как правило, за счет бюджетных средств возмещается только часть расходов ДОУ;
• имущество, закрепленное за дошкольным образовательным учреждением собственником (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения). Названное имущество может являться источником финансовых ресурсов ДОУ в случае, если оно используется в деятельности, не являющейся основной. Для ДОУ бюджетных учреждений подобное использование вряд ли возможно. Так, например, сдача помещений в аренду предполагает такую ситуацию, при которой эти помещения не используются. Но для ДОУ (построенных по типовому проекту) изъятие каких-либо площадей для целей получения дополнительных доходов, как правило, негативно влияет на образовательный процесс и, следовательно, не может быть одобрено учредителем ДОУ или контролирующими органами;
• средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. Использование целевых поступлений в деятельности бюджетных учреждений нельзя назвать широко распространенным. Как правило, необходимые расходы (в части, не покрываемой поступлениями от родительской платы) финансируются по смете доходов и расходов за счет бюджетных средств. Об особенностях начисления и использования средств родителей подробно сказано ниже;
• кредиты банков и других кредиторов. Этот вид источников для бюджетных учреждений (и, следовательно, для ДОУ, являющихся их подразделениями) неприменим — привлечение заемных средств бюджетными учреждениями прямо запрещено бюджетным законодательством;
• другие источники в соответствии с законодательством РФ. Такими источниками, в
частности, могут быть суммы от реализации неиспользуемого имущества, от оприходования материальных запасов, выявленных как излишествующие в результате инвентаризации, либо полученных от разборки объектов основных средств и иного имущества. Пункт 52 Типового положения определяет, что финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством РФ, то есть в том числе и на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов, определяемых из расчета на одного воспитанника в зависимости от вида и категории дошкольного образовательного учреждения. При этом расходы на оплату труда нормируются автоматически при рассмотрении и утверждении штатного расписания.
Расходы на питание могут быть ограничены, но так как меню-раскладки разрабатываются с обязательным участием медицинского работника, то здесь на первый план выступают не финансовые ограничения, а калорийность, состав витаминов и тому подобные обязательные критерии. Количество малоценного оборудования и инвентаря, атакже специальной одежды и специальной обуви для младшего обслуживающего персонала обусловлено потребностями соответствующих процессов, и в отношении этого имущества имеются нормативы в натуральных показателях.
Расходы на приобретение игрушек и методического материала (в том числе литературы и наглядных пособий) фактически не нормируются, а ограничиваются общим размером при разработке и утверждении сметдоходов и расходов.
Таким образом, особенности отражения в учете отдельных операций, осуществляемых в ДДУ, будут обусловлены в первую очередь источником поступления денежных средств и имущества.
Особенности бюджетного учета затрат дошкольных образовательных учреждений
Объекты основных средств в ДОУ учитываются также, как и в самих бюджетных учреждениях. При этом, как отмечалось выше, объекты недвижимости и иные дорогостоящие объекты основных средств ДОУ могут не передаваться и отражаться по основному учету самого учреждения. Таким образом, необходимость в организации и ведении учета основных средств в ДОУ может возникнуть в отношении некоторых видов специального оборудования, музыкальных инструментов, игрушек, дидактического материала (кроме того, который учитывается в составе материальных запасов).
Исчерпывающий состав и структура расходов, которые могут осуществляться ДОУ, законодательными и нормативными документами не определены. В качестве базового, по мнению автора, можно использовать перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 849 (далее — Перечень).
Прежде чем переходить к комментариям отдельных позиций Перечня, автор статьи считает необходимым напомнить, что Инструкция по бюджетному учету допускает различные схемы учета осуществленных расходов. Так, расходы, полностью финансируемые за счет бюджетных средств, могут непосредственно списываться с кредита соответствующих счетов аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 020000000 «Финансовые активы», соответствующих счетов аналитического учета счета 030000000 «Обязательства» в дебет счета соответствующих счетов аналитического учета счета 040101200 «Расходы учреждения». По завершении отчетного года расходы, собранные на счете 040101200, списываются на счет 040103000.
Другая схема применяется в отношении расходов, формирующих себестоимость готовой продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации. В этом случае произведенные расходы списываются в дебет счета 010604000, откуда (по завершении процесса формирования себестоимости) — вдебетсчета040101130.
Так как расходы по содержанию детей в государственных и муниципальных ДОУ (реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования) должны частично возмещаться за счет поступлений родительской платы, то наиболее правильным представляется использование второй схемы, то есть ведение учета в ДОУ порядком, установленным для учета операций, осуществляемых в рамках деятельности, приносящей доход. Те расходы, которые подлежат возмещению за счет бюджетных средств и не учитываются при определении размера родительской платы, по мнению автора статьи, должны учитываться обособленно (на соответствующих счетах счета 040102000 с последующим списанием насчет040101130).
ДОУ, реализующие другие программы, а также ДОУ, не являющиеся государственными или муниципальными, могут устанавливать размер роди-
тельской платы на уровне фактических расходов, увеличенном на размер прибыли.
В соответствии с Перечнем при определении размера родительской платы могут учитываться следующие виды расходов (сохранена нумерация, использованная в постановлении Правительства РФ от 30.12.2006 № 849).
1. Оплата труда и начисления на оплату труда. При определении размера заработной платы работников ДОУ следует учитывать положения ст. 54 Федерального закона от 10.07.1992№ 3266-1, в соответствии с которой заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору. То есть начисление сумм по оплате труда может производиться по двум и более основаниям.
В соответствии с п. 46 Типовых рекомендаций ДОУ устанавливает:
• заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;
• структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
• штатное расписание и должностные обязанности работников.
Учет данной группы расходов, как правило, вопросов не вызывает. Начисленные суммы оплаты труда отражаются по дебету счета 010604340 и кредиту счета 030203730 (по суммам оплаты труда) и кредиту счета 030302730 (по суммам кредиторской задолженности по единому социальному налогу (с 2010 года — страховым взносам).
2. Приобретение услуг. Здесь также схема бухгалтерских проводок достаточно прозрачна. При получении соответствующих видов услуг в бюджетном учете могут оформляться следующие записи:
Д-тсч. 010604340 К-тсч. 030204730 — на сумму стоимости услуг связи.
В составе услуг связи в ДОУ могут учитываться расходы на оплату:
• услуг почтовой связи (в частности, пересылка почтовых отправлений, включая расходы
на упаковку почтового отправления, оплата маркированных почтовых уведомлений, при пересылке отправлений с уведомлением, приобретение почтовых марок и маркированных конвертов ит. д.); • услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров (абонентская и повременная плата за использование линий связи, плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачи данных по каналам связи, плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи, плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в т.ч. с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации, плата за приобретение вт-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи, плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи). Д-тсч. 010604340 К-тсч. 030205730 — на сумму стоимости транспортных услуг.
В составе транспортных услуг дошкольные учреждения, как правило, учитывают провозную плату по договорам перевозки, в частности, расходы по оплате услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания, в рамках которого к обязанностям исполнителя относятся, в том числе: техническое обслуживание предоставляемых автомобилей, ремонтные работы (включая диагностику и профилактические работы), осуществление заправки автомобилей, обеспечение необходимыми качественными горюче-смазочными материалами и оригинальными запасными частями (при необходимости), осуществление персонального подбора водительского состава, осуществление обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств (ОСАГО), поддержание транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии. Кроме того, по этой же статье расходов могут отражаться затраты на обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение указанных расходов, в случае, если должностные лица не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ.
Д-тсч. 010604340 К-тсч. 030206730 — на сумму стоимости коммунальных услуг.
В составе расходов на коммунальные услуги учитывается оплата услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и
электроэнергии, в том числе оплата по тарифам за коммунальные услуги, оплата услуг канализации, ассенизации, водоотведения, включая оплату по повышенному тарифу в случае, если концентрация загрязняющих веществ в сточных водах превышает предельно-допустимые значения соответствующих показателей, или в связи с превышением установленного объема сброса сточных вод в систему канализации (сверхнормативный сброс).
Кроме того, по этой же статье могут отражаться другие расходы по оплате коммунальных услуг такие, как:
• расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, заключенных с кочегарами и сезонными истопниками;
• оплата транспортировки газа, воды, электричества по водо-, газораспределительным и электрическим сетям;
• приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам;
• расходы по оплате договоров на вывоз жидких бытовых отходов при отсутствии централизованной системы канализации.
Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030207730 — на сумму арендной платы за пользование имуществом.
Автор статьи подчеркивает, что в ДОУ бюджетных учреждений подобная операция вряд ли может иметь право на существование. Исключением могут являться случаи, когда ДОУ арендуются помещения для оказания услуг по дополнительным образовательным программам.
Д-т сч. 010604340 К-т сч. 030205930 — на сумму стоимости прочих услуг.
Перечень прочих услуг, отражаемых в бюджетном учете весьма обширен. Для ДОУ, по мнению автора, более характерны следующие группы расходов по оплате прочих услуг:
• услуг в области информационных технологий: приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение; приобретение и обновление спра-вочно-информационных баз данных ит. п.;
• типографских услуг, в частности, изготовление бланочной продукции;
• медицинских и санитарно-эпидемиологических услуг: диспансеризация, медицинский осмотр и
освидетельствование работников, состоящих в штате ДОУ, проведение медицинских анализов, проведение бактериологических исследований воздуха в помещениях учреждения, а также проведение бактериологических исследований перевязочного материала и инструментов на стерильность; платные услуги, оказываемые центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по проведению производственного контроля и баканализам;
• иных работ и услуг: услуг по охране зданий и помещений, подписка на периодические и справочные издания, приобретение бланочной продукции, приобретение неименных путевок для сотрудников учреждения на санаторно-курортное лечение, услуги по распиловке, колке и укладке дров, оплата услуг по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах и т. п., плата за обучение на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и т. д.
Обращаем внимание на то, что приведенные бухгалтерские записи должны оформляться независимо от того, кто является поставщиком услуг — сторонняя организация или структурные подразделения бюджетного учреждения, на балансе которого находится ДОУ. Это обусловлено тем, что расходы по содержанию подразделений, оказывающих коммунальные услуги, и расходы по содержанию ДОУ учитываются по разным кодам Бюджетной классификации РФ.
3. Прочие расходы. На первый взгляд может показаться, что включение данной статьи расходов в Перечень сам перечень фактически делает открытым. Однако из требований документов, регулирующих бюджетный учет, следует, что в данном случае имеются в виду расходы, которые могут отражаться по статье 290 группы «Расходы» Экономической классификации расходов бюджетов РФ.
Состав прочих расходов, установленный Бюджетной классификацией РФ, достаточно обширен. Но для ДОУ могут быть характерными лишь некоторые их виды, например:
• уплата налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней, в том числе: налога на имущество, земельного и транспортного налога, государственных пошлин и сборов в установленных законодательством случаях; штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций;
• возмещение убытков и вреда;
• приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи: поздравительные открытки и вкладыши к ним, сувенирная продукция, приветственные адреса почетных грамот, благодарственные письма ит. п., цветы;
• представительскиерасходы;
• иные расходы, в том числе: отчисления денежных средств профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу, возмещение судебных издержек по гражданским искам в установленных законодательством случаях и т. п.
4. Увеличение стоимости основных средств. Очевидно, что на увеличение расходов, учитываемых при определении размера родительской платы, полная стоимость основных средств может относиться далеко не во всех случаях. Правомерным можно считать только списание на увеличение стоимости услуг ДОУ только суммы стоимости объектов основных средств, не превышающих 1 тыс. руб. за единицу. Во всех остальных случаях стоимость основных средств должна переноситься на стоимости услуг ДОУ посредством начисления амортизации.
То есть в данном случае может быть оформлена одна из двух бухгалтерских записей:
Д-тсч. 010604340 К-тсч. 010106410 (010107410, 010109410) — на сумму стоимости объектов основных средств, цена которых не превышаетЗтыс. руб.;
Д-т сч. 010604340 К-т сч. 01040X410 (по соответствующим субсчетам) — на сумму начисленной амортизации по прочим объектам основных средств.
Автор статьи напоминает, что по объектам основных средств стоимостью от 3 000 до 20 000 руб. амортизация начисляется в размере 100 % в момент их передачи в эксплуатацию. То есть в данном случае счет 010604340 корреспондирует со счетом 010400000 (а не 010100000), а соответствующий объект продолжает числиться в учете по нулевой остаточной стоимости.
5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. По данной статье может отражаться списание практически любых видов материальных запасов — материалов, используемых для содержания здания и помещений ДОУ, продукты питания, мягкий инвентарь (включая постельное белье), игрушки, методические и учебные материалы, медикаменты, канцелярские товары и т. п.
В этом случае суммы стоимости материальных запасов списываются в дебет счета 010604340 с кредита соответствующих счетов счета 010300000.
Особенностью учета продуктов питания является то, что их стоимость может списываться на увеличение себестоимости услуг ДОУ непосредственно, то есть без предварительного формирования себестоимости готовых блюд, изготовленных в столовой детского учреждения.
Как уже отмечалось, при осуществлении деятельности ДОУ могут возникать и иные расходы, стоимость которых не учитывается при определении родительской платы. Перечень таких расходов, разумеется, не существует. Так как деятельность ДОУ осуществляется на основании сметы доходов и расходов, то в составе затрат, не учитываемых при определении родительской платы, следует руководствоваться сметой и приложениями к ней.
Особенности учета родительской платы
Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 и Типовое положение вопросы определения размера родительской платы практически не детализируют. В общем случае предполагается, что суммы родительской платы должны полностью покрывать расходы ДОУ на содержание детей.
Однако с 2007 г. действуют нормы ст. 52.1., 52.2. Федерального закона от 10.07.1992№ 3266-1, которыми размер родительской платы в отдельных случаях ограничен. Ограничения касаются только государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и состоят в следующем. Размер родительской платы за содержание ребенка не может превышать:
• в общем случае — 20 % затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении,
• с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10 % указанных затрат. Источник возмещения разницы между фактическим размером себестоимости услуг ДОУ по содержанию детей и размером родительской платы Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 не определен. Исходя из норм бюджетного законодательства, можно заключить, что это может быть осуществлено посредством предоставления бюджетным учреждениям субсидий за счет средств соответствующих бюджетов (федерального, регионального или местного).
За содержание детей с отклонениями в развитии, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие
основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается.
В соответствии со ст. 52.2. Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 (вступившей в силу также с 01.01.2007) предусмотрена выплата родителям или их законным представителям компенсации части родительской платы:
• на первого ребенка — в размере 20 %;
• навторогоребенка — вразмере50 %;
• на третьего ребенка и последующих детей — в размере 70 %.
Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов РФ. Российская Федерация обеспечивает софинансирование указанных расходов путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий.
Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Суммы компенсаций выплачиваются непосредственно родителям и, следовательно, в учете ДОУ не отражаются.
Автор статьи обращает внимание, что Федеральным законом от 17.07.2009 № 148-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» п. 1 ст. 52.2. изложен в новой редакции, основным отличием которой от ранее действовавшей является то, что теперь право на получение компенсации (в тех же размерах, исчисляемых от среднего размера родительской платы за содержание ребенка в таких государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ) распространено на родителей детей, посещающих иные (негосударственные или муниципальные ДОУ).
Средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяется органами государственной власти субъекта РФ.
Схема бюджетного учета операций по предоставлению услуг ДОУ инструкцией по бюджетному учету не определена. Выше автор статьи отмечал, что наиболее правомерным представляется использование счета учета доходов от оказания платных услуг. Например:
Д-т сч. 040101130 К-т сч. 010604440 — на сумму стоимости услуг ДОУ по содержанию детей.
Д-т сч. 020503560 К-т сч. 040101130 — на сумму родительской платы, подлежащей внесению родителями детей.
В том случае, когда ограничения, установлен-ныест. 52.1., 52.2. Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 не действуют (например, в случаях, когда ДОУ реализуют дополнительную программу дошкольного образования) проводка делается на всю сумму стоимости услуг, распределенную между плательщиками родительской платы.
Если указанные ограничения действуют, можно предложить следующую схему: две предыдущих проводки оформляются на суммы стоимости услуг ДОУ в части, соответствующей размеру установленной родительской платы (20 или 10 % от суммы фактических затрат). Оставшаяся сумма списывается в дебет счета 040103000 с кредита счета 010604440.
Весьма распространенной практикой является питание сотрудников в детском саду. Это диктуется не столько стремлением самих сотрудников к экономии, сколько особенностями воспитательного процесса и режима работы воспитателей, нянечек и другого обслуживающего персонала — обычно смена длится 12—14часов, на протяжении которых отсутствие хотя бы одного сотрудника на период, необходимый для приема пищи, нежелательно. Таким образом, суммы, поступающие от сотрудников в оплату стоимости питания, являются еще одним источником возмещения расходов.
В бюджетном учете эти операции могут отражаться следующими записями:
Д-т сч. 040101130 К-т сч. 010604440 — на сумму стоимости продуктов, израсходованных для питания сотрудников.
Д-тсч. 030201830 К-тсч. 040101130 — на сумму начисленной задолженности сотрудников в оплату за питание.
Разумеется, при этом существенно возрастает роль аналитического учета. Учет расчетов за питание ведется в оборотной ведомости ф. 285, в которой указываются фамилии и инициалы работников.
Еще одним источником доходов ДОУ может быть реализация неиспользуемых учреждением активов на сторону, например, продажа населению пищевых отходов (для откорма домашних животных). В этом случае, по мнению автора, использование счета 040101130 необязательно — достаточно оприходовать имущество, подлежащее продаже по соответствующему счету учета материальных запасов в корреспонденции со счетом 040101180. Одновременно делается запись по списанию материальных запасов и оприходованию полученных денежных средств (непосредственно или через счета учета расчетов с прочими дебиторами).
Список литературы
1. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1.
2. О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании»: Федеральный закон от 17.07.2009 № 148-ФЗ.
3. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях: постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 849.
4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении: постановление Правительства РФ от 12.09. 2008 № 666.
25 марта 2010 г. Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводят конференцию
«Актуальные потребности госсектора в ИКТ»
• Какие ИТ-инициативы являются для госструктур ключевыми в настоящий момент?
• Отмечаются ли какие-либо изменения в подходах госсектора к ИТ-проектам?
• Как изменился спрос на ИТ-решения и услуги со стороны госзаказчиков?
• Как обеспечить повышение эффективности расходования ИТ-бюджетов в госсекторе?
Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в рамках данной конференции. Дополнительная информация по телефонам: +7 (495) 363-11-57, доб. 50-35,50-78, 50-77 e-mail: [email protected] www.events.cnews.ru