Научная статья на тему 'Институционализация сферы образования России'

Институционализация сферы образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекмарёв Василий Владимирович, Матершева В. В.

В статье представлены результаты сравнительного анализа имеющейся и проектируемой нормативной базы на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и проекта федерального закона «О народном образовании образовании для всех» как двух концепций образовательной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization field of education in Russia

The author puts forward controversial judgments about the extent of higher education in Russia.

Текст научной работы на тему «Институционализация сферы образования России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.014; 33:37

Чекмарев В.В., Матершева В.В. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В статье представлены результаты сравнительного анализа имеющейся и проектируемой нормативной базы на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и проекта федерального закона «О народном образовании — образовании для всех» как двух концепций образовательной политики.

Ключевые слова: сфера образования, государственная политика в сфере образования, институционализация сферы образования.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 №> 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». За время действия Закона выявились его многочисленные существенные недостатки, о которых ранее говорили авторы проекта федерального закона «О народном образовании» представители фракции КПРФ в Государственной Думе и Общественного движения «Образование - для всех».

В целях изменения государственной политики в

сфере образования представители фракции КПРФ и Общественного движения «Образование - для всех» готовят новый проект федерального закона «О народном образовании - образовании - для всех».

Предлагаем вниманию читателей краткую сравнительную характеристику действующего Закона №2 273-Ф3 и разрабатываемого в настоящее время проекта федерального закона «О народном образовании - образовании - для всех» (Таблица 1).

Таблица1

Краткая сравнительная характеристика действующего Закона № 273-Ф3 и разрабатываемого в настоящее время проекта федерального закона «О народном образовании - образовании - для всех»

Линии сравнения Федеральный закон № 273-Ф3 Законопроект ОДВ-КПРФ Примечания

1.Идеологические установки, выраженные в явной или неявной форме 1.1. Образование - услуга, преимущественно государственная 1.1. Образование (в особенности, дошкольное и школьное) -преимущественно внерыночная сфера, педагогическая деятельность - социальное служение. Образовательные правоотношения не являются гражданско-правовыми отношениями. Услугой считается исключительно деятельность за пределами реализации образовательных программ (консультационные услуги, репетиторство и т. п.) 1.1. В законопроекте ОДВ -КПРФ понятие «образовательная услуга» относится исключительно к образовательной деятельности за пределами реализации образовательных программ

1.2. Затраты на образование - часть бремени государственных расходов; конкретные финансовые обязательства государства отсутствуют. Исключение составляет финансовое обеспечение федеральных бюджетных учебных мест в высшем образовании. 1.2. Затраты на образование -это долгосрочные инвестиции в человека, чрезвычайно выгодные для государства О финансовых обязательствах государства в законопроекте см. пункты 2, 3, 4, 9, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 45, 50-58

© Чекмарев В.В. Матершева В.В., 2014

Экономика образования ♦ № 4, 2014

Продолжение Таблицы 1

1.3. Основная цель образования - формирование квалифицированного потребителя (формализация образования) 1.3. Основная цель образования -многостороннее развитие способностей личности (творческая педагогика)

1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно функциональный характер (педагогика услуг) 1.4. Отношения учителя и ученика в широком смысле должны иметь преимущественно личностный характер (педагогика сотрудничества)

1.5. Ориентация преимущественно на прагматические задачи образования, включая функциональную грамотность (образование ради успеха и личной выгоды) 1.5. Ориентация преимущественно на фундаментальное образование (образование как культурное развитие)

1.6. Фактические шаги к клерикализации школы (ст.87) 1.6. Светский характер образования

1.7. Ориентация преимущественно на элитарное образование: массовое примитивизированное образование - для большинства; высококачественное образование - для богатых и управляющих 1.7. Ориентация преимущественно на эгалитарное образование: обеспечение максимально равных образовательных возможностей, высококачественное образование - для всех

2. Доля расходов консолидированного бюджета РФ на образование Нормы отсутствуют Не менее 7% от объема ВВП в РФ В настоящее время, по данным Общественной палаты РФ, составляет около 3,5%, (по данным Росстата -в 2010 году - 4,2%); в СССР в 1970 г., по данным Мирового банка, составляла 7%. В странах, осуществляющих модернизацию, как правило, составляет 7% и более

3. Доля расходов федерального бюджета на высшее образование Нормы отсутствуют Не менее 7% от расходной части федерального бюджета В Законе РФ «Об образовании» в редакции 1996 г. должна была составлять не менее 3%, однако в условиях передачи большей части социальных расходов в бюджеты субъектов РФ, в связи с чем расходная часть федерального бюджета сократилась, показатель требует повышения. В настоящее время показатель составляет около 4 %.

Продолжение Таблицы 1

4. Принципы финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений Подушевое финансирование с оговорками в отношении малокомплектных и (или) сельских школ Нормативное финансирование, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение получает по смете, независимо от количества обучающихся, а остальные средства - по подушевому принципу Опыт развитых стран показывает, что подушевой принцип финансирования образовательных учреждений используется практически везде, но нигде - в качестве единственного. В противном случае неравенство возможностей в сфере образования резко усиливается

5. Налогообложение образовательной деятельности Нормы отсутствуют В части доходов, направляемых в образовательный процесс (включая зарплату) в данном учреждении (в том числе негосударственном), оно освобождается от всех налогов и платежей Законопроект ОДВ - КПРФ в этой части соответствует нормам российских законов «Об образовании» 1992 и 1996 гг. и практике большинства индустриально развитых стран. Напротив, налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений.

6. Образовательное кредитование Предусматривается в самом общем виде для студентов ссузов и вузов (включая основной и сопутствующий образовательные кредиты); условия, размеры и порядок государственной поддержки образовательного кредитования устанавливается исключительно Правительством РФ. Предусматривает возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов; ставка по кредитам устанавливается на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ. Срок погашения кредита - не менее 20 лет; кредит погашается при наличии у выпускника зарплаты не менее пяти прожиточных минимумов в субъекте РФ, где проживает выпускник. В случае отъезда гражданина на постоянное место жительства за рубеж кредит возвращается полностью до отъезда Нормы законопроекта с учётом отечественных особенностей соответствует практике государств с либеральной моделью экономики и низкой долей бюджетных студентов (Великобритания, США)

7. Структура государственных образовательных стандартов Включает требования к структуре основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ Включает требования к содержанию основной образовательной программы, к уровню подготовки выпускников, к условиям реализации образовательных программ, предельный объем нагрузки обучающихся В действующем законе содержание образования стандартом не регулируется, что уничтожает сам смысл стандарта и приводит к падению качества образования. При этом государственная аккредитация и

Продолжение Таблицы 1

государственный контроль качества образования предполагает проверку соответствия образования предъявляемым к нему требованиям. Поскольку такие требования стандарт не содержит, нормативную основу госаккредитации и контроля качества будут составлять так называемые примерные образовательные программы. Это означает на практике существенное урезание академических свобод образовательных организаций. Законопроект ОДВ - КПРФ возвращает содержание образования в стандарт в качестве его центрального элемента.

8. Перечень обязательных учебных предметов в школе Нормы отсутствуют. Перечень предметов устанавливается школьным стандартом. Но при этом ст. 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями. Предлагается перечень обязательных для изучения в школе предметов: - русский язык, родной язык; - литература, родная литература; - иностранный язык (иностранные языки); - математика (включая алгебру и геометрию); - информатика; - история (включая историю России и всемирную историю); - обществознание (включая основы государства и права, а на ступени среднего общего образования - краткую историю философии, основы экономики и социологии); - география; - основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования; - физика (включая астрономию); - химия; - биология; - искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру); - технология; - физическая культура; - основы безопасности жизнедеятельности Проблема приобрела особую актуальность после того, как в первой версии образовательного стандарта для старшей школы, подготовленной группой А.Н. Кондакова, обязательными были объявлены лишь четыре предмета: «Россия в мире» физкультура, ОБЖ, индивидуальный проект учащегося. Законопроект ОДВ - КПРФ делает невозможными подобные эксперименты

9. Оплата внеурочной работы По усмотрению образовательной организации. Финансируются из соответствующих бюджетов не менее 10 часов внеурочной работы в неделю Предложение ОДВ направлено на обеспечение многостороннего развития личности ребенка

Продолжение Таблицы 1

10.Занятие индивидуальной педагогической деятельностью с учащимися организации, в которой работает педагог Запрещается только если это приводит к конфликту интересов. Допускается только за пределами содержания образовательных программ, реализуемых данной образовательной организацией ФЗ № 83 (об автономных, бюджетных и казённых учреждениях) заставляет школы и педагогов на уроках давать материал не полностью, фактически принуждая родителей платить за факультативы и дополнительные занятия

11. Ответственность за обеспечение установленных федеральными стандартами финансовых и материально- технических условий реализации основных образовательных программ Отвечают сами образовательные организации, в т.ч. государственные и муниципальные За обеспечение предусмотренных стандартами финансовых и материально-технических условий в государственных и муниципальных образовательных общеобразовательных учреждениях несут ответственность региональные правительства; в государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждениях - их учредители В настоящее время в стране соответствуют «стандартным условиям» лишь несколько процентов школ. Официальный законопроект без значительного увеличения финансирования школы, приведет к резкому росту поборов с родителей в целях создания «стандартных» условий

12. Государственная информационно-образовательная политика Нормы отсутствуют Российская Федерация, субъекты РФ создают электронные СМИ, специально предназначенные для реализации образовательных программ и повышения образовательного уровня населения. Негосударственные электронные СМИ, реализующие образовательные программы для населения, вправе пользоваться поддержкой государства, в том числе грантами и налоговыми льготами Одна из главных причин падения образовательного уровня населения РФ, признанного Президентом страны и зафиксированного сравнительными международными исследованиями, - явный недостаток образовательных программ на федеральных теле-радио каналах, их примитивно развлекательная ориентация. Воссоздание специальных образовательных каналов и стимулирование производства образовательных программ на иных каналах представляется абсолютно необходимым условием повышения престижа образования и уровня культуры в обществе

13. Информационные телекоммуникационные и (или) электронные образовательные технологии Образовательные организации вправе использовать дистанционные образовательные технологии и (или) электронное обучение при реализации программ различных уровней и направленности при всех формах обучения и их сочетании, за исключением случаев, установленных законом Помимо норм правительственного законопроекта, включены следующие положения: - учащиеся, осваивающие образовательные программы посредством электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий, за счет средств бюджетов РФ, должны быть обеспечены компьютерной и иной электронной техникой, программным обеспечением, доступом к В высокоразвитых странах использование современных образовательных технологий, включая электронное обучение, рассматривается как основное направление повышения конкурентоспособности образования и образовательного уровня населения в целом.. В настоящее время развитие ИКТ в образовании искусственно сдерживается существующим

Продолжение Таблицы 1

телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам за счет средств этих бюджетов; - при лицензировании и аккредитации должно учитываться использование электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий законодательством, причем законопроект Минобрнауки усиливает эту тенденцию

14. Уровень зарплаты школьных учителей и воспитателей детских садов Норма носит в основном отсылочный характер. Уровень заработной платы педагогов определяется Президентом, Правительством и органами государственной власти субъектов РФ. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации Средние ставки педагогических работников образовательных учреждений устанавливаются выше средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже средней заработной платы в промышленных отраслях России В первых версиях законопроекта конкретных норм не было. В последней версии, перед внесением в Государственную Думу правительственный законопроект устанавливал, что средняя зарплата педагога должна быть не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики в субъекте РФ. Но перед внесением в Государственную Думу правительственный законопроект видимо подвергся цензуре в Минфине, после чего конкретные нормы об уровне зарплаты педагогов из законопроекта исчезли.

15. Доплата за классное руководство Нормы отсутствуют Устанавливается доплата 3000 рублей в месяц Согласно так называемому национальному проекту «Образование» в 2006 г. была установлена в размере 1000 рублей и с тех пор не индексировалась

16. Зарплата мастеров производственного обучения в системе начального профессионального образования Нормы отсутствуют Устанавливается выше полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России Законопроект ОДВ - КПРФ соответствует требованиям Ассоциации директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Существующая диспропорция в оплате труда производственников и мастеров производственного обучения не позволяет учреждениям образования подбирать и сохранять высококвалифицированных специалистов для подготовки высококвалифицированных рабочих

17. Зарплата преподавателей ссузов Нормы отсутствуют Средние ставки педагогических работников устанавливаются не ниже 150% от средней зарплаты в промышленных отраслях субъекта РФ, но не ниже полуторного размера средней заработной платы в промышленных отраслях России Более высокая оплата труда по сравнению со средней по системе образования связана с необходимостью более высокой квалификации труда работников

Продолжение Таблицы 1

18. Зарплата профессорско-преподавательского состава вузов

Нормы отсутствуют

Средние ставки педагогических работников устанавливаются на уровне не ниже двух средних заработных плат в промышленных отраслях РФ. Минимальная ставка педагогических работников вузов не может быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда_

Норма в основном соответствует законам РФ «Об образовании» в редакциях 1992 и 1996 гг. и связана с особенно высокими требованиями к квалификации труда

19. Надбавки за ученую степень

Фактически отменяются установленные законом надбавки

Устанавливается для: докторов наук - 15000 рублей; кандидатов наук -8000 рублей вне зависимости от типа образовательной организации, в которой они работают_

20. Надбавки за ученое звание работников вузов

Фактически отменяются установленные законом надбавки

Устанавливается для: профессоров - 60 процентов ставки (оклада); доцентов -40 процентов ставки (оклада)

21. Пенсионное обеспечение и иные социальные гарантии для педагогических работников

Нормы практически отсутствуют

Устанавливаются на уровне, предусмотренном действующим законодательством для государственных служащих

Норма соответствует требованиям нескольких десятков законодательных собраний регионов, направленным в Госдуму в начале 2000-х гг.

22. Право педагогов на досрочную пенсию

Нормы отсутствуют, содержится лишь отсылка к пенсионному законодательству.

Законопроект предусматривает право на досрочную пенсию для всех педагогов, работающих с детьми, независимо от должности, типа и вида организации для детей

23. Педагоги дополнительного образования детей

Организации дополнительного образования детей упоминаются только применительно к детским школам искусств

Законопроект устанавливает тип образовательной организации - организация дополнительного образования детей

Официальный законопроект лишает значительную часть педагогов дополнительного образования права на досрочную пенсию, поскольку такое право имеют лишь педагогические работники образовательных организаций для детей_

24. Финансовые гарантии реализации права педагогов на повышение квалификации

Нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования определяются субъектами РФ с учетом обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников

Затраты на повышение квалификации педагогических работников включаются в норматив финансового обеспечения госгарантий в сфере образования

25. Право на дошкольное образование

Дошкольное образование общедоступно и бесплатно

Дошкольное образование общедоступно и бесплатно

Соответствует конституционной норме

26. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных дошкольных образовательных организациях

Нормы отсутствуют.

Не может превышать 20-ти процентов затрат на присмотр и уход в соответствующей организации, а для родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей 10-ти процентов

Продолжение Таблицы 1

27. Размер компенсаций родительской платы за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях Компенсация устанавливается: на первого ребенка - не менее 20%; на второго ребенка -50%; на третьего ребенка -70% родительской платы Компенсация устанавливается: на первого ребенка - 40%; на второго ребенка - 70%; на третьего и последующих детей - 100% Федеральный бюджет участвует в софинансирова-нии по принципу 50:50 родительской платы Более высокий уровень компенсаций в законопроекте ОДВ - КПРФ направлен на стимулирование демографического роста и поддержку многодетных семей

28. Компенсация затрат родителей на образование детей в негосударственных дошкольных учреждениях К расходным обязательства субъекта РФ отнесено финансирование получения дошкольного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов Затраты родителей должны компенсироваться в соответствии с нормативами финансирования, установленными для государственных и муниципальных дошкольных учреждений в субъекте РФ Нормы практически совпадают, механизм, предложенный ОДВ - КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственных дошкольных организаций независимой от несвоевременного финансирования. Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ - КПРФ

29. Число детей в группе детского сада Нормы отсутствуют Не более 20 Положение направлено, в частности, против переполнения детских садов. В настоящее время Роспотребнадзор разрешил принимать в них детей из расчёта площади 2 кв.м. на одного ребёнка

30. Право на общее (школьное) образование Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно Общее (школьное) образование обязательно и бесплатно Оба законопроекта расширяют права, предусмотренные Конституцией, где обязательным и бесплатным признается только основное общее образование

31. Возможность конкурсного отбора в дошкольные образовательные учреждения и школы Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углублённым изучением отдельных предметов, профильным обучением, школ искусств и спортивных школ) запрещается Конкурсный отбор в дошкольные образовательные учреждения, а также в школы (за исключением старших классов с углубленным изучением отдельных предметов, школ искусств и спортивных школ) запрещается Хотя, согласно действующей Конституции и Закону РФ «Об образовании», дошкольное и общее образование в России общедоступно и бесплатно, прямой запрет проводить конкурс в соответствующие учреждения в действующем законодательстве отсутствует, а потому конкурсный отбор и разного рода тестирования приобрели широкое распространение. Законопроектом ОДВ - КПРФ предложено полностью исключить такую возможность, превращающую образование из «социального лифта» в средство ранней социальной сегрегации.

Продолжение Таблицы 1

Третья версия официального законопроекта целиком заимствует это предложение, хотя прежде Правительство и думское большинство провалили аналогичный законопроект депутата Смолина

32. Бюджетное финансирование негосударственной школы К расходным обязательства субъекта РФ отнесено финансирование получения школьного образования в аккредитованных частных образовательных организациях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Затраты родителей на обучение детей в негосударственной школе должны компенсироваться по нормативам финансирования, установленным для государственных школ Нормы практически совпадают. Механизм, предложенный ОДВ - КПРФ, более правильный, т.к. делает работу негосударственной школы независимой от несвоевременного финансирования. Поскольку эта норма отсутствовала в предыдущих версиях законопроекта, можно считать, что она заимствована из законопроекта ОДВ - КПРФ

33. Число детей в классе Норма отсутствует Не более 20 Сокращение числа детей в классе приведёт к повышению качества школьного образования и позволит отказаться от массовых сокращений 200 тыс. школьных учителей, объявленных Минобрнауки неизбежными

34. Финансирование сельской школы Школы, отнесённые органами государственной власти субъектов РФ к малокомплектным или сельским, должны финансироваться с учетом затрат, не зависящих от количества учеников Финансирование малокомплектной сельской школы осуществляется вне зависимости от количества учащихся В первых версиях официального проекта норма отсутствовала и по смыслу заимствована из проекта ОДВ - КПРФ. Однако региональная власть вправе выбирать, какие именно школы относить к малокомплектным или сельским. Это создает возможность для произвола

35. Нефинансовые гарантии сохранения сельской школы Реорганизация и ликвидация сельских школ возможна с согласия органа местного самоуправления данного поселения Без согласия сельского схода запрещается не только ликвидация, но и реорганизация сельской школы По данным Минобрнауки, количество школ в России составляло: 1995-1996 - 68971; 2000-2001 - 67063; 2005-2006 - 61497; 2009-2010 - 51583; 2010-2011 - 48662. Таким образом, во второй половине 1990-х гг. оно сократилось на 1 908 школ, а в XXI веке - на 18 401. Это не только нарушает право ребёнка на образование на селе, но и представляет собой угрозу национальной безопасности, создавая огромные пустующие территории при перенаселённых пограничных государствах.

Продолжение Таблицы 1

Гарантии правительственного законопроекта более слабые: на депутатов давить легче, чем на сельский сход

36. Родительская плата за пребывание учащихся в группах продленного дня Может устанавливаться учредителем. Пребывание учащихся в группах продленного дня бесплатно и относится к финансовым обязательствам субъекта РФ

37. Территориальная доступность сельской школы Нормы отсутствуют Не допускается закрытие или реорганизация сельской школы, если это приведет к тому, что расстояние от места жительства учащегося до школы составит более двух километров

38. Коммунальные льготы для сельских педагогов Размер,условия, порядок возмещения расходов на коммунальные льготы учителей устанавливают субъектами РФ. Прямые гарантии сохранения льгот отсутствуют. В большинстве регионов льготы будут сокращаться Предусматривает сохранение в полном объеме коммунальных льгот, установленных законом «Об образовании» 1992 г., включая бесплатную аренду и (или) обслуживании жилья с бесплатным отоплением и электроэнергией для сельских педагогов Законопроект Минобрнауки понижает доходы и статус сельского педагога, и без того крайне низкие. В большинстве регионов льготы будут сокращаться. Третья версия официального проекта сделала шаг назад даже по сравнению с предыдущими версиями

39. Обеспечение школьников учебной литературой Осуществляется за счет региональных бюджетов в соответствии с установленными нормативами Осуществляется за счет региональных бюджетов при поддержке федерального бюджета На практике нормативы финансового обеспечения, указанные в правительственном проекте, не позволяют закупать учебники для всех детей; во многих регионах выделенных средств хватает только для начальных классов или даже только для первого класса

40. Отбор учебной литературы и выпускающих ее издательств Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники, а также издательства, выпускающие учебные пособия Минобрнауки вправе отбирать для школ учебники и учебные пособия, но не издающие их организации Отбор издательств, которым разрешено издавать учебную литературу, лишён всякого смысла и представляет собой явный шаг к монополизации рынка учебных изданий. Вследствие этого он создаёт условия для коррупции

41. Итоговая аттестация в школе Основная форма - ЕГЭ с использованием тестоподобных заданий с выбором ответа Экзамены в традиционной форме с участием внешних экзаменаторов; желающие выпускники вправе сдать ЕГЭ; тестирование может применяться для текущего контроля знаний По мнению большинства независимых экспертов, ЕГЭ в тестоподобной форме препятствует развитию творческих способностей, заменяя настоящее образование «дрессировкой». Согласно опросам социологов, большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов1.

1 По данным всероссийского социологического опроса Фонда Общественного Мнения (июль 2008 г.), 54% опрошенных считают, что у выпускников должно быть право выбора: сдавать экзамены в форме ЕГЭ или по прежней системе. Среди людей с высшим образованием эту точку зрения поддержали 70% .

Продолжение Таблицы 1

42. Начальное профессиональное образование (НПО) Как особый уровень образования отсутствует и заменяется либо профессиональным обучением (т.е. выработкой элементарных навыков профессиональной деятельности), либо подготовкой высококвалифицированны х рабочих в рамках среднего профессионального образования Сохраняется начальное профессиональное образование как особый образовательный уровень и учреждения НПО, которые этот уровень реализуют. Начальное профессиональное образование общедоступно и бесплатно Следствия законопроекта Минобрнауки очевидны: большинство современных учащихся системы НПО не смогут получить среднего профессионального образования и вынуждены будут довольствоваться элементарными профессиональными навыками без повышения общеобразовательного уровня. Поэтому данное предложение вызвало бурю протестов. В настоящее время на руках у автора находятся письма протеста, подписанные десятками академиков, Ассоциациями учреждений, организациями-работодателями, включая Газпром и угольные шахты, а также лично изобретателем автомата М. Калашниковым

43. Право на среднее профессиональное образование (СПО) СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс СПО общедоступно и бесплатно, за исключением случаев, когда требуется наличие у поступающих особых творческих способностей, физических и психологических качеств. Если на отдельные особо престижные специальности число поданных заявлений превышает число бюджетных мест, то проводится конкурс. Конституция предусматривает общедоступность и бесплатность СПО

44. Право на высшее образование Высшее образование бесплатно на конкурсной основе, если оно получается впервые Высшее образование бесплатно на конкурсной основе, в том числе и второе высшее образование Законопроект КПРФ-ОДВ более соответствует Конституции РФ, которая не ограничивает право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе, получением этого образования впервые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Льготы при поступлении в высшие учебные заведения Большинство существовавших ранее льгот ликвидированы, в т.ч. для детей-сирот, и замены возможностью учиться бесплатно на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10 процентов, льготы сохраняются только для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов военной травмы Помимо льгот, установленных законом 273-ФЗ, предусматриваются льготы, для инвалидов 3 группы по слуху, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан до 20 лет, имеющих только одного родителя-инвалида. Минобрнауки предоставляется право устанавливать квоты для абитуриентов-льготников в МГУ и СПбГУ, а также в другие вузы по отдельным специальностям Сохранение льгот при поступлении в вузы, в особенности для сирот и инвалидов, необходимо в целях уменьшения неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы. Это своеобразная привилегия во имя равенства. При этом следует иметь в виду, что, например, инвалиды составляют не более 1% студентов и не более 1,5% абитуриентов в России. В первых версиях официального законопроекта

Продолжение Таблицы 1

или заболевания, полученного в период прохождения военной службы льготы для абитуриентов отсутствовали вообще. В третьей версии они заимствованы из проекта ОДВ - КПРФ

46. Льготы при поступлении в магистратуру Нормы отсутствуют Льготы предоставляются инвалидам I и II групп, инвалидам с детства, инвалидам военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, инвалидам III группы по слуху Нормы законопроекта ОДВ -КПРФ направлены на обеспечение инвалидам возможности получения полноценного высшего образования

47. Соотношение бюджетного и внебюджетного высшего образования За счет средств федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 800 граждан из каждых 10 тыс. в возрасте от 17 до 30 лет За счет средств Федерального бюджета гарантируется финансирование высшего образования не менее 260 студентов на 10 тыс. населения В 1980 г. в расчёте на 10 тыс. населения в СССР было 220 бюджетных студентов. В настоящее время, по данным, озвученным на коллегии Минобрнауки в январе 2011 г., этот показатель составляет 172 студента на 10 тыс. населения. Очевидно, что для перехода к «обществу знаний» этот норматив должен быть резко повышен. Расчет численности студентов на 10 тыс. населения является всемирно признанным, тогда как расчет доли студентов от населения 17-30 лет представляет собой некоторую отечественную «инновацию». При этом, по предварительным расчётам, предложенный Минобрнауки норматив соответствует 182 студентам на 10 тыс. населения, т.е. на 78 студентов (30%) меньше, чем в проекте ОДВ - КПРФ

48. Бюджетное финансирование негосударственных профессиональных учебных заведений Аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий Аккредитованные негосударственные профессиональные образовательные учреждения финансируются на основе государственных заданий

49. Основные виды высших учебных заведений Нормы отсутствуют. Устанавливаются лишь категории университетов, находящихся в ведении РФ. Особый статус имеют Московский и Санкт-Петербургский университеты Институт, академия, университет. Категории университетов: - федеральный; - исследовательский. МГУ и СПбГУ имеют особый статус. Федеральным законом особый статус может быть придан также другим вузам, имеющим особую общероссийскую значимость. Последствия принятия правительственного законопроекта в этой части трудно прогнозируемы. Например, если при лицензировании и аккредитации вузов будут применены критерии, в настоящее время установленные для университетов, большинство действующих академий и

Продолжение Таблицы 1

институтов либо будут закрыты, либо принудительно «реструктуризированы» путём их искусственного присоединения к крупным университетам

50. Отношение к Болонскому процессу и двухуровневой системе высшего образования Принудительный перевод большинства вузов на программы бакалавриата. Сокращение для большинства студентов сроков обучения на один год, а количества занятий по профильным предметам - на 40% . Реально это будет зависеть от перечня направлений подготовки, устанавливаемых Минобрнауки по каждому уровню высшего образования. Добровольность участия в Болонском процессе; право выбора между программами бакалавриата и «специалитета» сохраняется за вузами, а траектории обучения - за студентами: после бакалавриата можно перейти на «специалитет» или в магистратуру, после «специалитета» - в магистратуру без дополнительного конкурса Законопроект Минобрнауки для большинства студентов ограничивает доступ к высшему образованию второй ступени, что приведёт к понижению качества высшего образования

51. Выборы ректоров государственных и муниципальных вузов Требуется предварительная аттестация кандидатов на должность ректора. Ректоры МГУ и СпбГУ и федеральных университетов назначаются Президентом без избрания коллективом вуза. Ректор любого государственного и муниципального высшего учебного заведения избирается общим собранием коллектива, без всякой предварительной аттестации. В случае неутверждения его учредителем проводятся новые выборы. Если тот же кандидат набрал не менее 2/3 участников общего собрания (конференции) вуза, он назначается учредителем в обязательном порядке. Законопроект ОДВ-КПРФ восстанавливает демократические процедуры управления вузом

52. Социальная стипендия учащихся в государственных (муниципальных) профессиональных учебных заведениях Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется. (До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии (см. позицию 51). Соответствует прожиточному минимуму трудоспособного населения Законопроект ОДВ - КПРФ имеет целью уменьшение неравенства образовательных возможностей, которое в России превысило допустимые пределы, а также повышение качества образования, поскольку студенты с низкими доходами при современном уровне стипендии не имеют возможности нормально учиться.

53. Расчётная академическая стипендия студентов вузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется. (До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал минимальный размер академической стипендии на уровне половины минимального размера оплаты труда.) Устанавливается на уровне 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения В конце первого полугодия 2011 г. «минималка» в России составляла 4600 руб., а прожиточный минимум работающего человека -около 7000 руб. Соответственно, стипендия должна составить 2300 руб. / 7000 руб. = около 33% от прожиточного минимума или примерно в 2,5 раза меньше того, что предложено законопроектом ОДВ - КПРФ.

Продолжение Таблицы 1

Этот проект предлагает восстановить уровень стипендий советского периода.

54. Академическая стипендия студентов ссузов в государственных (муниципальных) учебных заведениях Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется. До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал минимальный размер академической стипендии на уровне одной трети минимального размера оплаты труда. Устанавливается на уровне 60% от прожиточного минимума трудоспособного населения Одна треть минимальной заработной платы в настоящее время составляет около 1500 руб. или около 21% от прожиточного минимума работающего человека, т.е. примерно втрое ниже, чем предлагается проектом ОДВ - КПРФ. Стипендия в проекте ОДВ -КПРФ соответствует уровню советского периода. В настоящее время составляет около 7% от прожиточного минимума трудоспособного населения.

56. Стипендии аспирантов, адъюнктов, ординаторов и стажеров Фактически норма отсутствует. Размер стипендии законом не определяется. (До цензуры Минфина правительственный законопроект устанавливал размер стипендии на уровне минимального размера оплаты труда.) Устанавливаются на уровне трёх социальных стипендий студентов вузов, т.е. не менее трёхкратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения

57. Стипендия докторантов Норма отсутствует Устанавливается на уровне шести размеров прожиточного минимума трудоспособного населения

58. Финансирование питания школьников в государственных (муниципальных) учебных заведениях Конкретные нормы отсутствуют. Определяется решениями органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Организация питания софинансируется из федерального и региональных бюджетов по принципу 50:50, при этом финансирование из федерального бюджета составляет не менее 1% от прожиточного минимума по РФ в целом в день в расчёте на одного учащегося По данным Минобрнауки, в настоящее время около 30% «школьных» болезней связаны с некачественным или недостаточным питанием. Около 90 тыс. юношей ежегодно не призываются в армию из-за дефицита массы тела

59. Финансирование питания в государственных (муниципальных) начальных и средних профессиональных учебных заведениях нормы отсутствуют за исключением финансирования питания обучающихся, находящихся на полном государственном обеспечении. Питание финансируется учредителем из расчёта 2% от прожиточного минимума в соответствующем регионе Норма проекта ОДВ - КПРФ направлена на сохранение здоровья, социальную поддержку и помогает обеспечить армию здоровыми призывниками

60. Финансирование питания в государственных (муниципальных) высших учебных заведениях Нормы отсутствуют Питание финансируется учредителем из расчёта 3% от прожиточного минимума в соответствующем регионе Норма проекта ОДВ - КПРФ направлена на сохранение здоровья студентов и их социальную поддержку

Продолжение Таблицы 1

62. Дополнительное образование взрослых Конкретные гарантии отсутствуют. В статье 3 среди основных принципов государственной политики в сфере образования упомянут принцип «обеспечения права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека» Гарантируется право граждан на дополнительное образование в течение всей жизни, в т.ч. для студентов и инвалидов - на бесплатной основе

63. Право на дополнительное профессиональное образование Право на дополнительное профессиональное образование имеют только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование Право на дополнительное профессиональное образование имеют лица, имеющие среднее общее образование или профессиональное образование любого уровня В первых версиях правительственный законопроект лишал большую часть выпускников ПТУ и школ права на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. В версии правительственного законопроекта, внесенного в Государственную Думу, такое право предоставляется, но не в форме дополнительного профессионального образования, а в форме профессионального обучения.

64. Статус учреждений дополнительного образования Конкретные нормы отсутствуют Устанавливается равное положение учреждений дополнительного образования по сравнению со школами и профессиональными учебными заведениями в отношении бюджетного финансирования, налогов, аренды и других условий В настоящее время учреждения и педагоги дополнительного образования даже в рамках самой образовательной системы имеют наиболее низкий статус, уровень оплаты труда и социальные гарантии. Законопроект ОДВ - КПРФ направлен на выравнивание их статуса с другими образовательными учреждениями и педагогами

65. Статус педагогов дополнительного образования Конкретные нормы отсутствуют Устанавливается равное положение работников дополнительного образования с другими педагогами в отношении уровня оплаты труда и социальных гарантий

66. Государственная поддержка образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Гарантируется создание специальных образовательных условий, обеспечение бесплатно или на льготных условиях питанием, учебниками и иной учебной литературой, услугами сурдопереводчиков Гарантируется создание специальных образовательных условий, включая повышенные нормативы финансирования, финансовое, реабилитационное и кадровое обеспечение, бесплатные учебники и услуги сурдопереводчиков В действующем Законе отсутствуют повышенные нормативы финансирования и другие финансовые и социальные гарантии.

Продолжение Таблицы 1

67. Социальная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях интернатного типа В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения В специальных интернатах дети с ограниченными возможностями здоровья находятся на условиях полного государственного обеспечения Зафиксирована важная социальная гарантия с учетом практики расширения платных образовательных услуг в некоторых регионах, а также ФЗ № 83 от 08.05.2010, предполагающего дальнейшую коммерциализацию образования

68. Обеспечение питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья, не находящихся на полном государственном обеспечении Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием Обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием

69. Развитие интегрированного (инклюзивного) образования Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования Предусматривает параллельное существование коррекционных образовательных учреждений и интегрированного образования. Право выбора образовательного учреждения предоставляется родителям или совершеннолетнему гражданину В обоих случаях норма соответствует интересам прав человека, международной практике и закрепляющим ее документам, но в действующем Законе отсутствует специальное право выбора между инклюзией и коррекционными учреждениями, установлено только право выбора образовательной организации вообще.

70. Статус музыкальных и художественных школ Организации, реализующие предпрофессиональные и общеразвивающие дополнительные образовательные программы Организации начального профессионального образования, которые могут реализовывать также дополнительные общеразвивающие образовательные программы В случае реализации положения законопроекта ОДВ - КПРФ выпускники музыкальных и художественных школ получат дипломы о начальном профессиональном образовании, дающие право на занятие определёнными видами профессиональной деятельности

71. Статус концертмейстеров Нормы отсутствуют Являются педагогическими работниками образовательных организаций для детей со всеми правами и социальными гарантиями последних, включая право на досрочную пенсию

72. Права иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность Могут реализовывать только программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения Могут реализовывать любые образовательные программы при наличии лицензии Действующий Закон необоснованно ограничивает права других организаций иметь подразделения, реализующие образовательные программы общего, профессионального или высшего образования

Продолжение Таблицы 1

73. Право на индивидуальную педагогическую деятельность Может осуществляться только при реализации общеобразовательных программ и программ профессионального обучения Может осуществляться при реализации любых программ, которые могут осваиваться в форме самообразования и семейного образования Действующий Закон ограничивает возможность получения профессионального и высшего образования в форме самообразования, поскольку эта форма часто предполагает индивидуальную педагогическую деятельность в области высшего образования. Авторы действующего Закона, видимо, не понимали, что индивидуальная педагогическая деятельность возможна только в сочетании с семейным образованием и самообразованием. Итоговая аттестация в данном случае возможна только в форме экстерната

74. Срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности Бессрочно Бессрочно В обоих случаях бессрочный характер выдачи лицензии компенсируется усилением контроля за образовательными учреждениями

75. Срок действия свидетельства об аккредитации 6 лет по профессиональным образовательным программам; 12 лет - по остальным образовательным программам 8 лет по профессиональным образовательным программам; 15 лет - по общеобразовательным программам В отношении добросовестно работающих образовательных учреждений законопроект ОДВ - КПРФ сокращает число обязательных и бюрократических процедур

76. Процедура аккредитации Для профессиональных образовательных программ проводится по укрупнённым группам По каждой программе проводится отдельно Введение укрупненных групп означает, что отказ в аккредитации по одной программе из группы будет означать отказ в аккредитации в отношении всех программ, входящих в группу. При лишении аккредитации по одной программе из группы образовательная организация лишится аккредитации по всем программам этой группы

77. Обязательность прохождения процедуры государственной аккредитации Любая основная образовательная программ считается аккредитованной только после успешного прохождения аккредитационной процедуры Высшие учебные заведения, которым предоставлено право работать по собственным образовательным стандартам (МГУ, СпбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты, а также иные вузы по перечню, утверждаемому Президентом РФ), считаются аккредитованными по всем Предоставление права работать по собственным стандартам означает признание государством высокого качества образования в данных вузах, своеобразную презумпцию качества образования.

Продолжение Таблицы 1

реализуемым ими профессиональным образовательным программам без прохождения процедуры аккредитации

78. Недопустимость излишней бюрократической нагрузки на педагогов Нормы отсутствуют. Устанавливается закрытый перечень отчетных документов, которые органы власти вправе требовать от образовательных организаций В настоящее время учителя и руководители образовательных организаций, в особенности школ, перегружены излишней бумажной работой. Такая система управления образованием мешает учителям работать с учащимися. Массовые отчеты занимают львиную долю времени педагога

Заключение

Вышеотмеченное позволяет сделать вывод, что институционализация сферы образования России является проблемным полем для экономической теории образования. Прямо противоположные точки зрения специалистов образования и администраторов от образования исключают, а в лучшем случае делают малопродуктивным, создание нормальных условия функционирования и развития системы образования России. Состоявшееся 8 декабря

2014 г. заседание Совета по науке и образованию при Президенте РФ стало ещё одним свидетельством в пользу необходимости последовательного изменения институциональной базы сферы образования. Полагаю значимым включение в процесс институ-ционализации большего числа участников образовательного процесса и выработки принципиально новых подходов к институционализации сферы образования России.

Chekmarev V.

INSTITUTIONALIZATION FIELD OF EDUCATION RUSSIA

In this articl presents the results of a comparative analysis of the existing and projected regulatory framework on the basis of the Federal Law of29.12.2012 № 273-FZ "On Education in the Russian Federation" and the draft federal law "On Public Education - Education for All" as the two concepts of educational policy.

Keywords: education, public policy in education, the institutionalization of education.

УДК 37.014; 33:37

Чекмарев В.В.

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В статье сформулирована позиция, согласно которой пути развития промышленности России следует исследовать в контексте проблемы повышения эффективности использования человеческого капитала.

Ключевые слова: человеческий капитал, развитие методологии экономической теории образования, развитие промышленности.

Введение

Традиционно в экономической литературе проблемы развития промышленности исследуются (в рамках проводимой промышленной политики) с позиций оценки использования основных фондов

(физического капитала). Но появление новых форм капитала, и прежде всего идентификация такой его формы как человеческий капитал, делает необходимым пересмотр традиционных теоретических подходов к исследованию трендов развития промыш-

110

© Чекмарев В.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.