Научная статья на тему 'Возможности интеграции вузов Приморского края в международный рынок образовательных услуг в контексте развития международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе'

Возможности интеграции вузов Приморского края в международный рынок образовательных услуг в контексте развития международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / HIGHER EDUCATION / INTERNATIONALIZATION / ASIAN PACIFIC REGION / PRIMORSKIJ KRAJ / REGIONAL HEIS / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перфильева Ольга Владимировна

Рассматриваются вопросы управления международной деятельностью региональных университетов в условиях близости региона их локализации к узлам международного и глобального сотрудничества в сфере высшего образования. На примере Приморского края анализируются основания для институциональных стратегий управления международной деятельностью, в том числе факторы и потребности развития края и ключевые тенденции международного рынка образовательных услуг в странах – членах Азиатско-Тихоокеанского региона для продвижения в регионе образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the international cooperation institutional management developments when universities’ geographical location is closed to the worlds’ new educational hubs. To promote educational services provided by the regionally engaged universities at the international (global, world) market of higher education institutional mission and main features of regional development should be carefully considered. Based on the comparative analysis of factors, needs and developments potential of the Primorskij kraj and demand for educational services in countries of the Asian Pacific Region the paper stresses the ability of Primorije regional universities to address existing demand on educational services in most popular fields of study in order to expand their influence on regional market of higher education.

Текст научной работы на тему «Возможности интеграции вузов Приморского края в международный рынок образовательных услуг в контексте развития международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

УДК 330.341.2

О.В. Перфильева,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Возможности интеграции вузов Приморского края в международный рынок образовательных услуг в контексте развития международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Кампусы Дальневосточного федерального университета на острове Русский

ОБ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ ЗА РУБЕЖОМ

Рекрутинг (от англ. recruiting -подбор персонала) иностранных студентов и сотрудников находится в компетенции стратегического управления вузами и определяет необходимость выработки специ-

альных институциональных маркетинговых стратегий. Последние могут определять специфику работы вуза в рамках национальной системы высшего образования, а также комплексно или отдельно обозначать конкурентные преимущества вуза в международном масштабе и соответствующие ме-

ханизмы его продвижения в международном и глобальном пространстве высшего образования.

На сегодняшний день в работе российских вузов не сложилось практики институциональных стратегий интернационализации ввиду отсутствия таковой на общенациональном уровне. Однако

© Перфильева О.В., 2013

Ё

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ПЕРФИЛЬЕВА

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента Института права и управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Сфера научных интересов: экономика, управление предприятием , социология, социальные отношения и процессы. Автор более 50 публикаций

Рассматриваются вопросы управления международной деятельностью региональных университетов в условиях близости региона их локализации к узлам международного и глобального сотрудничества в сфере высшего образования. На примере Приморского края анализируются основания для институциональных стратегий управления международной деятельностью, в том числе факторы и потребности развития края и ключевые тенденции международного рынка образовательных услуг в странах - членах Азиатско-Тихоокеанского региона для продвижения в регионе образовательных услуг.

Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, Азиатско-Тихоокеанский регион, Приморский край, региональные вузы, региональное развитие.

The article presents the analysis of the international cooperation institutional management developments when universities' geographical location is closed to the worlds' new educational hubs. To promote educational services provided by the regionally engaged universities at the international (global, world) market of higher education institutional mission and main features of regional development should be carefully considered. Based on the comparative analysis of factors, needs and developments potential of the Primorskij kraj and demand for educational services in countries of the Asian Pacific Region the paper stresses the ability of Primorije regional universities to address existing demand on educational services in most popular fields of study in order to expand their influence on regional market of higher education.

Key words: higher education, internationalization, Asian Pacific Region, Primorskij kraj, regional HEIs, regional development.

имеется опыт разработки стратегий продвижения образовательных услуг как в национальном, так и международном пространстве высшего образования. Российские вузы активно используют маркетинговый инструментарий для совершенствования стратегического институционального управления, в том числе и в смысле своего продвижения за рубеж. На выбор институциональных стратегий продвижения университетов за рубежом влияют внешние объективные условия, а также адаптивность системы управления университетом к современным вызовам.

В настоящей статье анализируются механизмы продвижения образовательных услуг на международном рынке на примере вузов Приморского края - одного из перспективных российских регионов, чье геостратегическое положение обеспечивает, по сравнению с другими регионами стра-

ны, преимущества для развития международного сотрудничества с приграничными странами, в том числе и в сфере высшего образования.

Для того чтобы ответить на вопрос, какие механизмы продвижения образовательных услуг релевантны (существенны) для вузов Приморского края, необходимо рассмотреть специфику региона, задачам развития которого в целом призваны содействовать региональные институты высшего образования; потенциал и инфраструктурные возможности региона для применения механизмов продвижения образовательных услуг региональными университетами на международном рынке и особенности развития рынка международного образования рассматриваемого региона и конкурентной среды в целом (анализ проведен в рамках программы стратегического развития Владивостокского государственного

университета экономики и сервиса в 2013 году). Результаты носят прикладной характер и могут быть использованы при разработке стратегии продвижения университета на международном рынке образовательных услуг или в целях формирования комплексной институциональной стратегии интернационализации.

ФАКТОРЫ И ПОТРЕБНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Приморский край - один из наиболее перспективных с точки зрения потенциала и интенсивности различных аспектов социально-экономического развития регионов Дальнего Востока [10; 16, с. 97-110]. Региональный валовый продукт в последнее время стабильно растет. В первом квартале 2012 года был зафиксирован рост 5,5% в сравнении с аналогичным периодом 2011 года [12]. В 2013 году Приморский край продолжил уверенно лидировать по основным показателям экономического развития среди других регионов Дальневосточного федерального округа [6]. При этом по объему валового регионального продукта Приморский край уступает в своем федеральном округе только Республике Саха (Якутия) и Иркутской области соседнего Байкальского региона [14].

Инвестиционная привлекательность региональной экономики является одним из факторов развития региона. Объем инвестиций в основной капитал Приморского края в 2011 году составил 278 378 млн руб. По этому показателю регион опережает другие субъекты Дальневосточного федерального округа [6]. Саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году и Дальневосточный инвестиционный конгресс в 2013 году способствовали повышению инвестиционной привлекательности Приморского края. В целях содействия ре-

гиональному развитию созданы и специальные институты развития. Благодаря предпринятым инициативам годовой прирост иностранных инвестиций в регион в 2013 году составил 26%. При этом показатель инвестиционной привлекательности в период с 2011 по 2012 год увеличился в пять раз [1] и, очевидно, будет расти в связи с усиливающимся интересом иностранных инвесторов, в первую очередь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) [3] .

Следующим значимым фактором развития Приморского края является укрепление регионального научно-образовательного кластера, с помощью которого планируются модернизация и инновационное развитие отдельных секторов региональной экономики, в том числе обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, сферы энергетики, здравоохранения и высшего образования.

Приморский край считается крупнейшим центром развития высшего образования на Дальнем Востоке. Сейчас в регионе действуют 10 вузов классического, технологического, сельскохозяйственного, медицинского, морского и военного профиля. В 2010 году во Владивостоке на базе нескольких региональных университетов был учрежден Дальневосточный федеральный университет, который является одним из 15 ведущих вузов страны, призванных обеспечивать конкурентоспособность российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [9]. Потенциал региональной системы высшего образования в целом постоянно увеличивается. Так, например, в 2011 году Владивостокский государственный университет экономики и сервиса закрепил свой статус ключевого регионального вуза, выполняющего важную роль по отношению к потребностям регионального развития [17].

Для развития сферы высшего образованиякраяпоказательнарегионально обусловленная специфика спроса на образовательные услуги. В Приморском крае осуществляется подготовка по 300 специальностям (направлениям) высшего профессионального образования, что демонстрирует устойчивое развитие предоставления образовательных услуг [4]. В 2012 году предпочтения выпускников школ при выборе будущей специальности для обучения характеризовались как стабильные: в число наиболее востребованных специальностей вошли экономика и управление, гуманитарные науки, морская техника, сфера обслуживания. По сравнению с предыдущим периодом был зафиксирован повышенный интерес выпускников к инженерным специальностям, таким как электротехника, строительство, нефтегазовое дело, информационные технологии. При этом востребованными региональным рынком труда остаются и специалисты с педагогическим, медицинским и инженерно-техническим образованием. Нехватка кадров этих специальностей отмечается на уровне отдельных муниципалитетов Приморского края, регулярно формирующих заявки на целевую подготовку специалистов[5].

Другим фактором регионального развития является формирование в крае инновационной инфраструктуры. На уровне управления инновациями идет системная работа по инновационному обеспечению крупных инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона. На территории края формируются новые промышленные, инновационные и рекреационные кластеры, в том числе нефтегазовый, автомобильный, рыбоперерабатывающий, туристский; ведется работа по созданию инновационного агропромышленного комплекса. Обновление затрагивает и ключевые сферы жизнедеятельности

региона: экономику, социальную сферу, здравоохранение, образование и культуру. Важное место в инновационном преображении края занимают ведущие региональные университеты, способные обеспечивать новую экономику региона новыми кадрами, разрабатывать и внедрять инновации в регионе.

Принятаяконцепциясоциально-экономического развития Приморского края направлена на переориентацию региона с внут-рифедерального на международный рынок в связи с высоким внешнеэкономическим потенциалом региона, выполняемыми им транзитными функциями, а также перспективами экономического и социального сотрудничества Российской Федерации с государствами Юго-Восточной Азии, в котором российский Дальний Восток может выступать удобной площадкой для диалога и привлечения новых производств и дополнительных инвестиций [15].

Одновременно с возможностями для дальнейшего прорыва отмеченные выше факторы формируют структуру основных потребностей развития Приморского края. К ключевым потребностям в первую очередь относится потребность в развитии человеческого капитала в регионе, а именно потребность в специалистах, способных не только реализовы-вать новейшие планы инновационного развития Приморья, но и удовлетворять текущие потребности социально-экономического развития региона. Сегодня краю требуются специалисты как в новейших отраслях производства, так и в традиционных сферах социально-экономического обеспечения нормальной жизнедеятельности. Учитывая отток населения Приморского края, в первую очередь молодых специалистов, данную потребность можно считать ключевой, поскольку, по оценкам экспертов, сегодняшние меры по модернизации экономи-

ки региона окажут положительное воздействие на численность населения края лишь в перспективе 2020 года [13].

В связи с переходом региональной экономики на рельсы инновационного развития, опирающегося на крупные инвестиционные проекты, Приморский край испытывает потребность также и в усилении экспортного потенциала региональной экономики. Создаваемые условия для инновационного развития в регионе и реализация инвестиционных проектов всех масштабов требуют укрепления (а также открытия новых) рынков сбыта новой продукции как внутри страны, так и за рубежом. На сегодняшний день экономика региона в большей степени является импор-тоориентированной, хотя усилия последних двух лет работы привели и к укреплению экспортных потоков. Большую долю в структуре экспорта Приморского края занимают минерально-сырьевая продукция (прежде всего топливо), а затем продовольственные товары, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Доля экспорта транспортных средств и оборудования на сегодняшний день является незначительной, но, очевидно, потенциальной для роста ввиду развития транспортного класте-

ра в Приморье [1]. При этом в региональной структуре экспорта отсутствуют услуги. В то время как для региона, ориентированного на прорывное инновационное развитие, доля экспорта, например образовательных услуг, должна если не составлять основу, то, по крайней мере, присутствовать в структуре региональной экономики в целом.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПОЛЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

По данным региональной статистики, ключевыми партнерами по внешнеторговым операциям Приморского края являются соседние страны - Китай, Япония, Южная Корея. Именно с ними наилучшим образом развито транспортно-логистическое сообщение. Саммит по международному обмену и сотрудничеству региональных администраций стран Северо-Восточной Азии во Владивостоке является дополнительным тому подтверждением [2].

Основой взаимодействия Приморского края со странами АТР является многостороннее и двустороннее сотрудничество Рос-

?ot? - ••

1 »к »

Лидеры саммита АТЭС во Владивостоке

сии с соответствующими интеграционными региональными объединениями и странами.

В рамках многосторонних отношений Россия является членом форума АТЭС. В фокусе внимания находится широкий спектр вопросов - от экономического до гуманитарного сотрудничества в соответствии с приоритетами взаимодействия России с интеграционным объединением [7]. Сфера образования - одно из ключевых направлений международного сотрудничества форума стран АТЭС. Оно разрабатывается международной Рабочей группой по развитию человеческих ресурсов [23] с использованием ресурсов специальной экспертной сети по образованию (Education Network -EDNET).

В 2012 году, в преддверии саммита стран АТЭС во Владивостоке, в южнокорейском Кёнджу состоялась пятая встреча министров образования стран - членов этой организации под названием «Вызовы будущего и возможности образования: на пути к глобальному инновационному образованию на основе сотрудничества». По итогам встречи было принято совместное заявление министров образования [18], призывающее к развитию инноваций и укреплению сотрудничества в сфере образования между странами - членами АТЭС. Ожидается, что к 2016 году будет разработана и утверждена стратегия сотрудничества в сфере образования.

Позже, 9-10 июля 2012 года, на прошедшей во Владивостоке Международной конференции «Формируя пространство образования Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» были конкретизированы приоритеты развития и укрепления сотрудничества стран - членов этой организации в области образования, в том числе в таких направлениях, как:

- усиление студенческой мобильности;

- усиление мобильности исследователей, ученых и специалистов;

- усиление мобильности университетов и других институтов высшего образования;

- развитие взаимодействия и сотрудничества институтов высшего образования;

- развитие статистики по экспорту (торговли) образовательными услугами.

Рекомендации международной конференции были переданы и одобрены лидерами стран -членов АТЭС на саммите 8-9 сентября 2012 года, прошедшем во Владивостоке, и конкретизированы в итоговом коммюнике саммита приложением «Развитие трансграничного сотрудничества в области образования» [11].

В 2013 году лидеры стран АТЭС в рамках Балийской декларации, принятой по итогам очередного саммита в Индонезии, подтвердили свое намерение утвердить следующие задачи;

- увеличить к 2020 году обмен студентами между университетами экономик своих стран до 1 млн человек в год;

- поддержать дальнейшие шаги по повышению мобильности студентов, исследователей и поставщиков образовательных услуг, а также по развитию сети существующих двусторонних соглашений в сфере образования [20].

Ключевой приоритет сотрудничества в области образования в рамках стран АТЭС составляет преодоление проблем качества трансграничного образования, которое получает сегодня широкое распространение в отмеченных экономиках.

Сотрудничество России со странами АТЭС находится в стадии развития: двусторонние соглашения заключены не со всеми странами, входящими в эту организацию; большинство из них относится к научно-техническому сотрудничеству;

в заключенных документах, как правило, не указаны приоритетные направления сотрудничества. Двусторонними соглашениями предусмотрены обмен информацией, проведение совместных исследований и мероприятий, содействие инновациям и обмен специалистами. Физические обмены учеными и исследователями предусматриваются двусторонними соглашениями с Китаем, Перу и США, обмены студентами - с Вьетнамом, Китаем, Республикой Кореей, Тайландом и Японией [11, с. 42].

Помимо сотрудничества со странами АТЭС Приморский край также поддерживает связи со странами Юго-Восточной Азии, в том числе в рамках диалогового партнерства Россия - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). К странам - членам АСЕАН относятся: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины. «Соглашение о сотрудничестве в области экономики и развития (2006)» регулирует сотрудничество России и диалогового партнерства и определяет его направления в области образования: обмен специалистами и развитие трудовых ресурсов. К приоритетным областям сотрудничества относятся: биотехнология и медицина, энергетика, металлургия и новые материалы, электроника, естественные науки, нанотехнологии, математика, гуманитарные и социальные науки. Между Россией и странами АСЕАН заключено семь двусторонних соглашений, включающих обмен информацией в области образования, культуры, науки и техники (в том числе обмен преподавателями, студентами, аспирантами и исследователями, учебно-методическими материалами), а также о проведении совместных научных исследований [11, с. 39].

РЫНОК МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В СТРАНАХ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Опыт соседствующих с Россией на Дальнем Востоке стран показывает, что часто новые растущие экономики опираются на инвестиции и отдачу от инвестиций в научно-исследовательские разработки и высшее образование. Наиболее яркими можно считать примеры таких стран, как Китай, Сингапур, Южная Корея, Малайзия, так называемых азиатских тигров, не прогадавших от государственной поддержки сектора высшего образования в последнее десятилетие.

В целом, несмотря на падение показателей в некоторых странах, страны АТЭС и АСЕАН демонстрируют положительную динамику показателей исходящей академической мобильности иностранных студентов, оказывая серьезное влияние на международный рынок образовательных услуг. Наиболее восстребованными специальностями со стороны иностранных студентов из стран с положительной динамикой исходящей академической мобильности являются бизнес и управление, а также инженерные специальности.

Для ключевых внешнеторговых партнеров Приморского края характерна тенденция сокращения потоков исходящей мобильности. Прежде всего речь идет о Японии и Южной Корее, поскольку Китай сохранил положительную динамику этого показателя за последние два года. И тем не менее эти страны остаются главными поставщиками иностранных студентов на глобальный образовательный рынок [26].

Для всех трех ключевых партнеров Приморья характерна потребность в знаниях в области организации и ведения бизнеса. Это направление подготовки также является самым востребованным среди южнокорейских и японских студентов. В 2010/11-2011/12 учебных годах его выбрало 16,8%

и 19,2% соответственно из общей численности студентов этих стран, проходящих обучение за рубежом. Однако если для стран АТЭС и АСЕАН в целом характерен выбор в сторону инженерных и естественно-научных направлений подготовки, то преференциальными для основных партнеров Приморья являются также социальные науки (11,5% общей численности южнокорейских студентов и 13,5% общей численности японских студентов, проходящих обучение за рубежом), а также изобразительное и прикладное искусство (11,1 и 7,2% соответственно). При этом 12,1% японских студентов в рассматриваемый период уехали за рубеж по программам интенсивной подготовки по английскому языку, в то время как студенты Южной Кореи оттачивают навыки иностранных языков посредством развития интернационализации дома с помощью рекрутинга соответствующих специалистов. На сокращение общих потоков исходящей мобильности студентов из Южной Кореи также оказывают влияние внутристрановые процессы социально-экономического развития. Демографические проблемы, в частности сокращение численности молодого населения и падение ожидаемой численности выпускников школ, существенно влияют на общий спрос на услуги высшего образования и обостряют конкуренцию за абитуриентов внутри национальной системы высшего образования. С другой стороны, особенности текущего развития национальной экономики и растущее социальное неравенство на фоне неравномерного распределения доходов населения размывают средний класс южнокорейского общества, для которого оплата обучения детей за рубежом становится непосильной ношей. В этой связи развитие интернационализации дома для Южной Кореи в большей степени является стратегией, на

основе которой будет возможно сохранить достигнутые результаты [27].

В Японии вслед за заметным спадом в показателях исходящей академической мобильности в последний период наблюдается новая волна интереса населения к обучению за рубежом. Исследование, проведенное компанией «Recruit Marketing Partners» в 2013 году среди японских студентов, показывает, что число тех, кто не хочет пройти обучение за границей, сократилось почти на 2% по сравнению с 2011 годом, тогда как число тех, кто хотел бы уехать на учебу за рубеж, увеличилось на 6% . Смена тенденции объясняется кризисом национального рынка труда, в связи с чем будущие выпускники национальных университетов рассматривают возможности международного образования в качестве дополнительных конкурентных преимуществ при поиске более выгодного рабочего места. В связи с ростом спроса на обучение за рубежом правительство Японии уделяет особое внимание интернационализации национального высшего образования, его дальнейшему развитию и модернизации в целом. В рамках национальной стратегии глобализации высшего образования страна определила для себя ряд стратегических приоритетов, в числе которых укрепление позиций национальных университетов Японии в глобальных рейтингах и увеличение численности иностранных студентов, приезжающих на обучение в национальные университеты. В качестве целевого показателя определено, что к 2020 году Япония сможет принять до 300 000. иностранных студентов. Основанием для такого уверенного роста, по мнению национальных аналитиков, может выступать рост численности иностранных студентов со 124 000 в 2008 году до 137 750 в 2012 году [24].

Усиленный интерес к интернационализации высшего образования в Японии со стороны национального правительства, очевидно, приведет к положительным изменениям в потоках исходящей и входящей академической мобильности японских студентов. Однако, учитывая, что Россия не является популярным направлением для обучения за рубежом, в том числе и для японских студентов, а также то, что доля японских студентов среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития в целом не является высокой [25], не стоит ожидать массового наплыва иностранных студентов в российские университеты, даже если их географическое расположение тому и способствует.

В целом тенденции, наблюдаемые на международном рынке образовательных услуг в странах АТР, характеризуют общую обеспокоенность стран - членов этой организации последствиями глобализации как для общества в целом, так и для развития отдельных отраслей, включая высшее образование. Усиление миграционных потоков, движение человеческого капитала как такового обеспечивают для стран этого региона широкие возможности для экономической и социокультурной интеграции, которая, в свою очередь, требует подготовленных человеческих ресурсов. Страны, признавая ключевую роль образования в обеспечении устойчивости национального и регионального развития, заинтересованы в наращивании компетенций в областях, востребованных обществом и экономикой XXI века, прежде всего в области информационно-коммуникационных технологий, математики и естественных наук. Владение иностранными языками, осведомленность и навыки межкультурного взаимодействия признаются в качестве базовых для полноценного участия в глобализированном обществе, основанном на знаниях.

ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ПРОСТРАНСТВЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Сегодня определение механизмов продвижения образовательных услуг за рубежом входит в число основных вопросов развития российских вузов. Говоря о региональных вузах, интегрированных в социально-экономическое развитие регионов, выработка стратегий продвижения их услуг на международном рынке должна учитывать, с одной стороны, ключевые институциональные особенности, которые часто заключаются в выраженной ориентации на удовлетворение потребностей развития региона, своей локализации и работе с региональным рынком труда и населением, а с другой - преимущества географического расположения региона.

Близость Приморского края к странам составляет одно из конкурентных преимуществ региона по отношению к другим субъектам Федерации. Выгодные преимущества транслируются на уровень региональных вузов, для многих из которых современные требования развития высшего образования, в том числе усиление международных связей и рост показателей интернационализации, являются актуальными. Следовательно, наблюдаемые тенденции в области международного образования и интернационализации как с точки зрения спроса, так и с точки зрения предложения в странах АТР могут стать для региональных вузов Приморского края основой формирования институциональных стратегий, программ или планов по продвижению университетов за рубеж (конечно, если такая задача имеется).

Для университетов Приморского края основным географическим приоритетом при формировании планов интернационали-

зации и международного сотрудничества являются страны соседнего региона, в первую очередь представленные ключевыми партнерами как экономическими, так и культурными (Китай, Южная Корея, Япония). Университеты края налаживают международные связи исходя из имеющихся приоритетов своего развития. Так, например, Дальневосточный федеральный университет работает по договорам о сотрудничестве с более чем ста партнерами из 15 стран мира (как Азиатско-Тихоокеанского региона, так и Европы). Более сорока договоров о сотрудничестве заключено Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса с Китаем, Республикой Кореей, Японией, США, Новой Зеландией, Австрией и Болгарией.

Выбор партнеров обусловлен профилем образовательной и научно-исследовательской деятельности университетов. Большинство международных соглашений затрагивают сферу образования, прежде всего образовательные обмены. В то же время укрепляются и международные связи университетов в области научных исследований и разработок.

Таблица демонстрирует сопоставление факторов и потребностей развития Приморского края с возможностями региональной системы высшего образования в удовлетворении потребностей в международном образовании стран АТР. Анализ показывает, что у региональных университетов достаточно потенциала, чтобы удовлетворять спрос на услуги высшего и/или дополнительного профессионального образования, наблюдаемый в соседних с Приморским краем странах. С одной стороны, региональные университеты Приморского края в целом предлагают программы подготовки, потенциально востребованные со стороны иностранных студентов из стран АТР (опыт в соответствующих предметных областях

российских вузов, без сомнения, является их выгодным преимуществом); у них имеется необходимая материально-техническая база для содержания и обеспечения безопасности пребывания иностранных студентов в вузах региона (так, кампусы Дальневосточного федерального университета или Владивостокского государственного университета экономики и сервиса располагают системой студенческих общежитий, готовых принять иностранных студентов); само международное сотрудничество поддерживается в них в числе ключевых приоритетов развития региональных университетов. С другой стороны, проекты международного сотрудничества как в области образования, так и научных исследований сопряжены, во-первых, с проблемой дефицита человеческих ресурсов, способных обеспечить имеющиеся потребности и запросы на качественные услуги высшего, постдипломного или дополнительного образования со стороны иностранных студентов, а во-вторых, с недостаточным уровнем языковых компетенций и объективными трудностями обеспечения пребывания иностранных граждан на территории нашей страны. Это оказывает существенное влияние на конкурентоспособность российского предложения на динамично развивающемся рынке АТР.

Механизмы продвижения образовательных услуг вузов Приморского края на международном рынке соответствуют текущему состоянию развития кадрового потенциала и инфраструктуры, которая складывается в регионе в целом. На сегодняшний день региональными вузами налажены и поддерживаются такие механизмы, как академические обмены студентами и преподавателями, языковые курсы, летние школы, совместные образовательные программы и программы двойных дипломов, рекрутинг преподавателей и исследователей.

Таблица

Соотношение факторов и потребностей развития Приморского края с возможностями региональной системы высшего образования в удовлетворении потребностей в международном образовании стран АТР

Факторы развития региона Приморского края Выгодное географическое положение (близость к странам). Развитая транспортная инфраструктура (наличие авто-, ж/д и авиасообщений с приграничными странами). Укрепление регионального научно-образовательного кластера (наличие крупных научно-образовательных центров, ориентированных на сотрудничество с приграничными странами АТР). Экономическая и культурная интеграция на основе сформированных каналов взаимодействия с приграничными странами АТР. Инвестиционная привлекательность региона для приграничных стран АТР за счет постепенного перехода региональной экономики от ресурсной к инновационной. Формирование инновационной инфраструктуры (институтов инновационного и инвестиционного развития, инновационной бизнес-среды и др.) с целью повышения уровня инвестиционной привлекательности региона для приграничных стран АТР

Потребности развития региона Приморского края Развитие человеческого капитала, в первую очередь потребность в квалифицированных кадрах не только для инновационной, но и ресурсо-ориентированной экономики региона. Усиление экспортного потенциала региональной экономики, в том числе за счет увеличения доли услуг в региональной структуре экспорта

Тенденции развития международного образования в странах АТР Сокращение потоков исходящей мобильности, прежде всего в странах - ключевых торговых партнерах Приморского края (Китае, Японии, Южной Корее). Повышенный спрос на знания в области организации и ведения бизнеса, компетенции в области информационно-коммуникационных технологий, математики и естественных наук, навыки владения иностранными языками, культурно-правовой осведомленности и межкультурного взаимодействия среди иностранных студентов, обучающихся за рубежом. Преобладание в структуре спроса со стороны иностранных студентов из стран АТР программ профессиональной подготовки инженерных и естественнонаучных направлений, а также в области социальных наук. Высокий спрос на программы интенсивной языковой подготовки (прежде всего по английскому языку). Поддержка интернационализации высшего образования в странах АТР посредством международного сотрудничества и через развитие интернационализации дома

Институциональные возможности региональных вузов Приморского края Развитая база международных договоров и соглашений о сотрудничестве в области образования и научных исследований со странами АТР. Опыт интернационализации высшего образования (образовательные обмены, академическая мобильность студентов и преподавателей, совместные образовательные программы) и международного сотрудничества со странами АТР. Обширный опыт образовательной и научно-исследовательской деятельности в областях знаний, востребованных со стороны иностранных студентов из стран АТР. Необходимая материально-техническая база для обеспечения международной деятельности, в том числе наличие общежитий, возможности для сопровождения и обеспечения безопасности иностранных студентов в стране пребывания. Поддержка международного сотрудничества со стороны университетов, региональной администрации, федерального центра

Как и по всей стране, в вузах региона не наблюдается увеличения числа трансграничных образовательных программ или развития практики трансграничного присутствия вузов за рубежом через открытие специальных трансграничных кампусов. Не получает должного развития практика интернационализации дома, за исключением роста числа вну-триуниверситетских мероприятий с международной и мульти-культурной составляющей (опыт двух упоминаемых выше университетов может рассматриваться в этом контексте как лучшая практика для других университетов). Примечательным является повышенный интерес региональных

университетов к глобальным и региональным академическим рейтингам, что также свидетельствует в пользу актуальности проблемы интернационализации для региональной системы высшего образования. Поддержка уже используемых практик продвижения своих услуг вузом на международном рынке в дальнейшем должна сопровождаться развитием новых трансграничных механизмов.

В связи с невысокой популярностью у иностранных студентов российского образования и перенасыщением рынка международного образования предложениями для потребителей из стран АТР российским региональным вузам необходим взвешенный под-

ход к определению своей ниши, целевой аудитории и продвижению своих услуг на международном рынке.

Литература

1. Внешнеэкономическая деятельность // Инвестиционный портал Приморского края. Режим доступа: http:// invest.primorsky.ru/index.php/en/ glavnaya/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost.

2. Губернаторы пяти регионов встретятся на саммите в Приморье // Региональный журнал для деловых кругов Дальнего Востока «ДВ Капитал». Режим доступа: http:// dvkapital.ru/regionnow/primorskij-kraj_10.10.2013_5588_gubernatory-

р]а1>гедюгюу-у81хе1:]а18]а-па-8атт^е-v-primorje.html.

3. Дальневосточный инвестиционный конгресс. VI Тихоокеанский экономический конгресс. Режим доступа: http://www.pacific-congress.ru/ru/.

4. Доклад Департамента науки и образования Приморского края «Состояние и развитие системы образования Приморского края в 2011 году».

5. Доклад Департамента науки и образования Приморского края «Состояние и развитие системы образования Приморского края в 2012 году».

6. Информационный портал PrimaMedia.ru. Режим доступа: http://primamedia.ru/news/econo-т^ /18.03.2013/263985/primorskiy-kray-yavlyaetsya-liderom-ekonomic-heskogo-rosta-sredi-sub-ektov-dvfo.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 года // Министерство иностранных дел Российской Федерации. Режим доступа:http:// www.mid.ru/bdomp/ns-http://www.mid. ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea6209 7f9c325787a0034c255/c32577ca001743 4944257^6005^171

8. Лейн Дж.Е. Интернационализация высшего образования: краткий обзор правительственных целей и стратегий // Императивы интернационализации / отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013.

9. Распоряжение Правительства России от 26 августа 2013 г. № 1500-р «Об утверждении распределения субсидий, предоставляемых в 2013 г. из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: Ь^У/миноб-рнауки.рф/документы/3633.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели 2012 года // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/ b12_14pZMain.htm.

11. Результаты систематизации и оценки механизмов сотрудничества России с зарубежными странами в целях развития академической мобильности: нормативно-правовая база, инструменты, практики. НФПК, 2013. Режим доступа: http://intpr.ntf.ru/ DswMedia/rezul-tatyi_sistematizacii.pdf.

12. РИА Новости. Дальневосточный округ. Режим доступа: http://dv.ria. ru/economy/20120502/82122551.html.

13. Приморский край: миграционные волны // Ежедневная электронная газета «Файл-РФ». 2013.18 апр. [Электронный ресурс] URL: http://file-rf.ru/analitics/66.

14. Социально-экономическое развитие Приморского края // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Режим доступа: http://bestpravo.ru/federalnoje/hj-dokumenty/z7p/page-4.htm.

15. Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года. Утверждена Законом Приморского края от 20 октября 2008 года № 324-K3 // Официальный сайт Администрации Приморского края. Режим доступа: http://primorsky. ru/authorities/executive- agencies/ departments/economics/development/ strategy/pk- 25.php?sphrase_id=15810.

16. Университет и регион. Выбор институциональной стратегии развития СВФУ им. М.К. Аммосова с учетом потребностей развития Дальнего Востока / науч. ред. М.В. Ларионова, Е.И. Михайлова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013.

17. Яскевич Е. Мы должны выстраивать взаимоотношения с целевыми потребителями // Остров. ру. Режим доступа: http://ostrov. dvfu.ru/-/elena-askevic-my-dolzny-vystraivat-vzaimootnosenia-s-celevymi-potrebitelami.

18. APEC 2012 5th Education Ministerial Meeting Joint Statement «Envisioning Together for the Future and Hope». Режим доступа: http://www.apec.org/ Meeting-Papers/Ministerial-Statements/ Education/2012_education.aspx.

19. APEC 2012 Leaders' Vladivostok Declaration "Integrate to Grow, Innovate to Prosper". Appendix D «Promoting Cross-Border Education Cooperation». 8-9 September 2012. Режим доступа: http:// www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2012/2012_aelm.aspx.

20. APEC 2013 Leaders' Bali Declaration «Resilient Asia-Pacific, Engine of Global Growth». 8 October 2013. Режим доступа: http://www. apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2013/2013_aelm.aspx.

21. Education at a Glance 2013. Paris: OECD, 2013.

22. Hazelkom E. Rankings and the Reshaping of Higher Education. The Battle for the World-class Excellence. New York: Palgrave Macmillan, 2011.

23. Human Resources Development Working Group (HRDWG). Режим доступа: http://www.apec.org/Home/ Groups/SOM-Steering-Committee-on-Economic-and-Technical-Cooperation/ Working-Groups/Human-Resources-Development.

24. Interest in study abroad picking up again in Japan // ICEF Monitor. Режим доступа: http://monitor.icef. com/2013/09/interest-in-study-abroad-picking-up-again-in-japan/.

25. Japan Country Note // OECD Education at a Glance 2013. Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/ eag2012.htm#country.

26. Open Doors // Institute of International Education. 2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.iie. org/Research-and-Publications/Open-Doors (date of access: 02.11.2013).

27. South Korean students mobility takes a dip // ICEF Monitor. 23 August 2013. Режим доступа: http://monitor. icef.com/2013/08/south-korean-student-mobility-takes-a-dip/.

28. Top 25 Places of Origin of International Students, 2010/11-2011/12// Open Doors Data. Режим доступа: http:// www.iie.org/Research-and-Publications/ Open-Doors/Data/International-Students/ Leading-Places- of-Origin/2010-12.

29. VanVughtF.A., WesterheijdenD.F. Multidimensional Ranking: a new transparency tool for higher education and research // Higher Education Management and Policy. 2010. Vol. 22/3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.