Библиографический список
1. Эконометрика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. М.: Проспект, 2009. 288 с.
2. Минько А.А. Статистический анализ в MS Excel.: М.: ИД «Вильямс», 2004. 448 с.
3. Доугерти К. Введение в эконометрику / пер. с англ. Е.Н. Лукаш [и др.] М.: ИНФРА-М, 1997. 402 с.
4. Магнус Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий А. А. Эконометрика. Начальный курс : учебник. М.: Дело, 2000. 400 с.
5. Макарова Н.В., Трофимец В.Я. Статистика в Excel. М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математичекская статистика. М.: Высш. шк., 2008.
7. Холлендер М. Вулф Д. Непараметрические методы статистики. М.: Финансы и статистика, 1983.
8. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Математическая статистика. М.: Высш. шк., 1984.
9. Тутубалин В.Н. Границы применимости (вероятно-статистические методы и их возможности). М.: Знание, 1977. 64 с.
10. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Введение в математическую статистику: учебник. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 600 с.
11. Боровков А.А. Математическая статистика. Новосибирск: Наука, Изд-во Института математики, 1997. 772 с.
12. Вуколов Э.Л. Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTICAи Excel: учеб. пособие. М.: ФОРУМ, 2008. 464 с.
УДК 330.322.2
ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Ю.В. Рогожин1
Филиал ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Якутске, 677000, г. Якутск, Вилюйский тр., 4 км, 3.
Дана оценка инновационной деятельности региона с учетом организационно-экономических аспектов продвижения инновационных технологий в АПК Республики Саха (Якутия), формирования региональных целевых программ развития, основанных на совершенствовании нормативно-правового законодательства, создания инновационных центров для научных разработок и действия специализированных финансовых институтов. Ил. 2. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: инновации; инновационная экономика; системы управления; инновационный проект; инновационные центры.
POSSIBILITIES OF AIC INNOVATION DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) Y.V. Rogozhin
Branch of State Educational Institution of Higher Professional Education "Baikal State University of Economics and Law" in Yakutsk,
3, Vilyiski Trakt 4 km, Yakutsk, 677000.
The article provides the evaluation of innovative activity in the region, taking into account organizational and economic aspects of innovative technology promotion in the agro industrial complex (AIC) of the Republic of Sakha (Yakutia), the formation of regional target development programs based on improving the regulatory legislation, creation of innovation centers for scientific researches and operation of specialized financial institutions. 2 figures. 4 sources.
Key words: innovations; innovation economy; management systems; innovative project; innovation centers.
Республика Саха (Якутия) обладает огромным биоресурсным потенциалом. Однако для реализации этих природных ресурсов требуется разработка продуманной региональной программы по его освоению и переработке, основанной на стратегии инновационного развития региона. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в настоящее время в республике преобладает сырьевой тип экономики, который не позволяет полностью раскрыть возможности ее научно-исследовательского, технического и производственного потенциала [1, 2].
Препятствием к переходу от сырьевой к инновационной экономике является отсутствие единой системы, связывающей все звенья институтов развития, хотя отдельные элементы инновационной структуры в
республике имеются. Поэтому для инициирования инновационной программы прежде всего необходимы будут значительные инвестиции и внесение изменений в региональное законодательство, учитывающих весь комплекс природно-климатических и социально-экономических условий РС(Я). Конечно, потребуется помощь и со стороны федерального правительства, которое должно оказать всестороннюю поддержку проводимым инвестиционно-инновационным программам. Поэтому в республике должна быть разработана концепция инновационного развития, в основе которой создание высокоэффективной системы управления инновационными процессами, ориентированной на организацию высокотехнологичных производств [3, 4]. Инструментом развития инноваций в ре-
1Рогожин Юрий Васильевич, старший преподаватель кафедры экономики, финансов и учета, тел.: 89244615010, e-mail: [email protected]
Rogozhin Yuri, Senior Lecturer of the Department of Economics, Finance and Accounting, tel.: 89244615010, e-mail: [email protected]
гионе должна быть политика организации промышленных производств. При разработке концепции инно-
фраструктурный, материальный, финансовый и правовой (рис. 1).
интеллектуальный,
Рис. 1. Ресурсы, необходимые для развития
вационного развития республики необходимо учитывать многовековые традиции и образ жизни народов, проживающих в данном регионе.
Кроме того, должны быть разработаны целевые программы развития инновационной деятельности в РС(Я) для каждой отрасли, в том числе и для АПК. Эти программы должны учитывать региональную специфику и возможности региона, но обязательно включать перспективные планы по его инновационному развитию:
1. Разработать региональные научно-исследовательские программы, в основе которых изучение природного потенциала растений и животных РС(Я).
2. Определить в качестве приоритетов разработки в области возобновимых, но исчерпаемых биоресурсов республики.
3. Уделить особое внимание разработке безотходных технологий при освоении биоресурсов.
4. Составить планы развития инфраструктур каждой отрасли, обращая внимание на ее инновационную составляющую.
5. Укреплять и совершенствовать материально-техническую базу высших учебных заведений, что позволит подготовить высококвалифицированные кадры для инновационных производств.
6. Способствовать созданию при вузах и НИИ предприятий малого бизнеса, занимающихся инновационной деятельностью.
7. Создавать и укреплять венчурные фонды, предназначенные для финансирования инноваций.
8. Финансировать фундаментальные исследования в области нанотехнологий и бионанотехнологий.
Переход региона от сырьевой экономики к инновационной требует создания новой системы управления, в основе которой финансирование научных исследований и производств должно быть ориентировано на разработку и внедрение инновационных проектов. В основе инновационных проектов предполагается разработка технологий, направленных на производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью и повышенной конкурентоспособностью как на внутреннем, так и на внешних рынках. Для производства инновационной продукции региону необходимы иметь следующие ресурсы: ин-
инновационной деятельности в регионе
В целом инновационная деятельность определяется научно-технической новизной, производственной применимостью и коммерческой реализуемостью, которые проявляются в эффективности инновационного процесса. При этом инновационный процесс рассматривается как процесс преобразования научных идей в инновацию, которая является воплощением научной идеи в практическую разработку с использованием инновационной технологии. Для выполнения специфических функций управления реализацией инновационных проектов могут применяться различные организационные формы управления.
Для инициирования инновационных процессов в республике необходимо создать фонд содействия развитию венчурных инвестиций и малых предприятий в научно-технической среде. Кроме того, для дальнейшего развития высокотехнологичных производств в регионах требуется создание эффективной управленческой структуры, деятельность которой должна быть подчинена выполнению совершенно новой прикладной задачи - развитию инноваций. При этом инновации можно рассматривать как ускоритель интеллектуальной деятельности человека, создающий среду для реализации идей, результатом которой является открытие и разработка новых технологий, ориентированных на получение высокотехнологичного продукта, имеющего высокую добавленную стоимость и пользующегося спросом на потребительском рынке [1]. Поэтому идея служит отправной точкой роста для последующего перерастания ее в инновацию, но при условии наличия благоприятной среды для ее воплощения в конечный высокотехнологичный продукт, пользующийся спросом на потребительском рынке и способный составить конкуренцию с другими аналогичными товарами (рис. 2).
Таким образом, инновации направлены на преобразование идей в конкретную инновационную продукцию. Освоение инноваций возможно только при наличии интегрированных производственных структур, направленных на реализацию инновационного процесса. При этом инновационный процесс обусловливает появление новой инновационной технологии. Однако реализация инноваций требует создание специализированных систем управления инновационными процессами, в основу которых закладывается
Рис. 2. Основные стадии производственного процесса
функционирование специфичных финансовых институтов (венчурные и паевые фонды). Кроме того, для инновационного развития в регионе потребуется разработка новой концепции и совершенствование нормативно-правовой базы. Поэтому должны быть внесены изменения в нормативно-правовую базу регионального законодательства, позволяющие обеспечить создание инновационных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов при высших учебных заведениях и научных центрах с целью финансирования субъектов малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. В целом инновация является результатом организационно-структурных перестроек как системы управления, так и системы производства.
Становясь на инновационный путь развития, необходимо помнить, что проведение научно-исследовательских работ потребует дополнительных капиталовложений, которые окупятся только при наличии высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. При этом стопроцентной гарантии результативности инновационной работы не может быть. Поэтому инновационное развитие является видом деятельности, направленной на воплощение идей в реальную продукцию, в основе которой заложены инновационные технологии.
Инновации служат условием развития высокотехнологичных производств и предназначены для ускорения разработки новых технологий и внедрения их в производство. Поэтому в целом инновации являются средой для творческой деятельности изобретателей и ученых. Однако высокие риски и отсутствие гарантий в конечном результате могут сдерживать инвестиции. Из-за этого регион должен создать механизм возмещения убытков, компенсируя потери со стороны инвесторов. При этом регион должен взять на себя значительную часть расходов по развитию инфраструктуры, повышению образовательного потенциала кадров, а также постоянно совершенствовать законодательную базу, обеспечивая приоритет для инвестиций и повышая прозрачность финансовых структур региона. Кроме того, необходимо разработать критерии оценки инновационной активности предприятий региона с целью стимулирования их инновационной деятельности. При этом необходимо регулярно анализировать состояние правовых вопросов, направленных на поддержку инновационной активности всех структур си-
стемы регионального управления.
Особую роль в структуре организационно-экономического механизма управления инновационными процессами развития региона отводится республиканским органам управления, которые определяют вектор развития инновационно-инвестиционной и социально-экономической политики региона.
Таким образом, инновации можно рассматривать как сферу деятельности объекта, которая включает элементы творческой деятельности, креативности мышления, производство новой высокотехнологичной продукции и возможности спроса на эту продукцию. При этом инновации являются результатом научно-исследовательской деятельности, направленной на совершенствование технологий и производственной деятельности, способствуя развитию экономических, правовых и социальных отношений в различных отраслях народного хозяйства, в том числе и в АПК, при участии всей системы регионального управления.
Ключевым моментом для реализации инновационных технологий в условиях Якутии является решение кадрового вопроса, суть которого заключается в подготовке современных высококвалифицированных специалистов, ориентированных на разработку и внедрение в производство инновационных технологий. Для этого необходимо планировать подготовку специалистов по выбранным приоритетным направлениям. В республике уже сейчас разрабатываются такие программы и определены два основных направления в развитии животноводства: коневодство и оленеводство. Последнее наиболее перспективно и имеет множество инновационных составляющих. Так, кроме мясной продукции в оленеводстве можно перерабатывать панты, окостеневшие рога, эндокринные железы, кровь и другое сырье.
Сдерживающим фактором развития инноваций в оленеводстве служит разрозненность основных производственных секторов. Это обусловлено тем, что выращивание оленей осуществляется путем свободного выпаса и поэтому маршруты миграции животных обычно удалены от мест проживания оленеводов, которым приходится вести кочевой образ жизни. Поэтому необходимо уже сейчас решать в республике множество вопросов по развитию социальной инфраструктуры.
На себестоимость оленеводческой продукции в основном оказывают влияние транспортные издержки. В этой связи требуется совершенствование транспортной системы республики, в особенности развитие водного и железнодорожного транспортов.
Для разработки и внедрения инновационных технологий требуется создание многопрофильных интегрированных производственных комплексов, основу которых должны составить агрохолдинги. Деятельность всей структуры управления инновационными процессами в агрохолдингах находится под контролем управляющей компании.
Агрохолдинг в оленеводстве должен включать родовые общины, подсобные и фермерские хозяйства, предприятия переработки продукции оленеводства и НПК. Деятельность всех субъектов холдинга должна основываться на взаимовыгодном сотрудничестве. Последнее является условием успешной деятельности агрохолдинга, ориентированной на производство продукции, востребованной на рынке, имеющей единую планово-экономическую и маркетинговую стратегию. Использование ресурса высококвалифицированных кадров позволит оптимизировать хозяйственно-финансовую деятельность всех субъектов агрохол-динга, ориентируя их деятельность на получение высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Разработку новых технологий необходимо проводить в научно-исследовательских центрах, созданных при высших учебных заведениях, в частности в агро-вузах республики, а также в научно-исследовательских институтах (ЯНИИСХ, Институт биологических проблем криолитозоны, Институт прикладной экологии Севера и др.).
Глубокая переработка оленеводческой продукции позволит получать продукцию с высокой добавленной стоимостью и превратить оленеводство в высоко рентабельную отрасль РС(Я). Получаемая прибыль будет способствовать росту заработной платы работников этой отрасли и улучшению как их материального, так и социального положения. При этом можно будет понизить уровень субсидирования оленеводства или направить субсидии на развитие перерабатывающих производств.
Кроме того, для РС(Я) требуется совершенство-
вания инструментов оценки и прогнозирования развития инновационных технологий с новых концептуальных позиций, систематизирующих организационно-экономическую политику в регионе. Необходимо выбрать стратегию освоения инвестиционных ресурсов, уделяя приоритетное внимание развитию перерабатывающих производств, с учетом рационального использования природного ресурса республики. При этом необходимо разработать алгоритм взаимоувязанного решения следующих задач: выработать концепцию освоения биоресурсов, совершенствовать региональную законодательную базу, создать модель вариантов инвестиционно-инновационной политики региона, определить приоритеты развития механизмов инновационной деятельности и стимулы к развитию предпринимательской инициативы. Необходимо провести детальное исследование организационно-экономических предпосылок инвестиционной деятельности в республике и увязать ее с проблемами региона.
Определяя в качестве приоритета инновационную деятельность в Республике Саха (Якутия), необходимо, прежде всего:
- выявить проблемы в организации системы управления и деятельности предприятий АПК в регионе;
- разработать региональные программы с учетом территориальной дифференциации улусов республики, с возможностью реализации различных подходов к управлению инвестициями в различных территориальных образованиях РС(Я);
- разработать концепцию организационно-экономических аспектов оценки инновационного потенциала оленеводства;
- обосновать доминантный статус инновационной деятельности в республике на основе формирования приоритетов в АПК;
- разработать сценарий анализа инновационного потенциала региона на основе учета интересов различных субъектов агрохолдинга, которые сейчас создаются в республике;
- предложить инструментарий создания привлекательного инвестиционно-инновационного климата на территории РС(Я).
Библиографический список
1. Рогожин Ю.В., Рогожин В.В. Организационные и экономические основы развития оленеводства в Республике Саха (Якутия) // Вестник ИГТУ. 2010. № 2. С. 97-102.
2. Рогожин Ю.В. Создание системы управления инновационными процессами в регионе // Вестник АГАУ. 2011. № 8. С. 119-124.
3. Резниченко С.М., Баталов Р.А. Инновации - фактор повышения эффективности агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 8. С. 34-35.
4. Жариков В.В., Жариков И.А., Однолько В.Г., Евсейчев А.И. Управление инновационными процессами. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2009. 180 с.