Научная статья на тему 'Причины стагнации и рецессии в оленеводстве республики Саха (Якутия) и меры по их предотвращению'

Причины стагнации и рецессии в оленеводстве республики Саха (Якутия) и меры по их предотвращению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЕНЕВОДСТВО / СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / REINDEER BREEDING / REINDEER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогожин Юрий Васильевич, Рогожин Василий Васильевич

Дана исчерпывающая характеристика предкризисного состояния оленеводства в период с 1980 по 1990 гг. Раскрываются причины резкого снижения поголовья оленей в 90-е годы прошлого столетия и пути решения возникшего кризиса в оленеводстве Республики Саха (Якутия). Указываются основные причины невысокой эффективности крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйств в оленеводстве РС(Я). Предлагаются механизмы восстановления эффективности оленеводства в Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины стагнации и рецессии в оленеводстве республики Саха (Якутия) и меры по их предотвращению»

С

э — о эк■ р. ~ р '

о

где Со — количество потребительных стоимостей, исчисляемых на основе рыночных цен, произведенных на территории муниципального образования за счет имеющихся экономических ресурсов;

Ро — количество экономических ресурсов, имеющихся на территории муниципального образования (денежное выражение оценки экономического потенциала муниципального образования).

Поскольку размер экономических ресурсов ограничен возможностями территории, то от действий органов местного самоуправления зависят развитие муниципального образования и эффективность выполнения задач по решению вопросов местного значения. От того, насколько эффективно орган местного самоуправления управляет экономическими ресурсами, в конечном итоге зависит качество жизни населения соответствующей территории.

Таким образом, через изменение показателей качества жизни населения в сравнении с изменением объема задействованных муниципальных ресурсов можно определить эффективность деятельности органов управления муниципального образования. Суть данной оценки отражает формула:

Э —

Рп

где Эф — эффективность деятельности местных органов управления за период;

Кж — прирост (снижение) качества жизни населения;

Рп — ресурсный потенциал муниципального образования в данный период.

Применение данных подходов и инструментов в деятельности органов местного самоуправления позволит региональным и муниципальным органам власти найти реальные рычаги прямого воздействия на социально-экономические процессы развития территорий разного уровня с целью более полного удовлетворения потребностей населения и повышения эффективности управления использованием имеющегося ресурсного потенциала.

Библиографический список

1. Пак Х.С. Новые методологические подходы к управлению ресурсами муниципального образования / Х.С. Пак. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербурской академии управления и экономики, 2009. — 224 с.

2. Оценка экономического и налогового потенциала муниципальных образований: учебное пособие / Т.Н. Черепкова, А.В. Панченко // Прогнозирование и планирование в налогообложении. — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009.

3. Пархоменко А.В. Концепция эффективного использования ресурсного потенциала муниципального образования / А.В. Пархоменко / / Стратегия и механизм реализации устойчивого социально-экономического развития региональной экономики: сб. науч. тр. — Пермский филиал Института экономики УрО РАН. — Пермь, 2003.

+ + +

УДК 636.294

Ю.В. Рогожин, В.В. Рогожин

ПРИЧИНЫ СТАГНАЦИИ И РЕЦЕССИИ В ОЛЕНЕВОДСТВЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И МЕРЫ ПО ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ

Ключевые слова: оленеводство, северный олень, Республика Саха (Якутия)

Введение

Оленеводство является ведущей отраслью животноводства в большинстве рай-

онов Крайнего Севера Российской Федерации, занимающихся традиционными промыслами среди большинства малочисленных народов Севера [1, 2]. Поэтому это направление в АПК Республики Саха (Якутия) является приоритетным.

Таблица 1

Поголовье оленей по категориям хозяйств РС (Я) на начало года, гол.

Годы Все категории хозяйств Основные категории хозяйств в оленеводстве РС(Я)

сельхозпредприятия подсобные хозяйства родовые общины крестьянские хозяйства ЛПХ населения

1980 384523 (100) 345601

1981 380028 (98,83) 332211 2829 37988

1982 371814 (96,69) 329110 2433 40271

1983 359162 (93,40) 319200 3299 36663

1984 357368 (92,93) 317180 3315 36873

1985 359591 (93,51) 319300 3681 36610

1986 369038 (95,97) 329067 3731 36740

1987 377868 (98,26) 335128 3686 39054

1988 373872 (97,23) 332119 3586 38162

1989 375938 (97,75) 331944 3643 40351

1990 368903 (95,93) 323990 3069 41044

1991 361556 (94,02) 317356 2908 41292

1992 350187 (91,07) 303029 2648 43730

1993 342888 (89,17) 291862 2336 1724 47440

1994 334272 (86,93) 208375 2636 74461 95 48705

1995 298705 (77,68) 165352 2229 84276 176 46672

1996 246850 (64,19) 135759 784 67835 181 42291

1997 215764 (56,1 1) 102577 828 70860 224 41397

1998 196367 (51,06) 92166 913 64025 1634 37629

1999 177141 (46,06) 84563 948 59340 738 31552

2000 165070 (42,92) 92278 1133 39871 578 31210

2002 141540 (36,80) 74381 861 38688 1703 25907

2003 134882 (35,07) 76094 742 35281 419 22346

2004 138914 (36,12) 80346 709 35935 493 21431

2005 141873 (36,89) 86744 329 35271 45 19484

2006 153731 (39,97) 94022 171 37090 55 22393

2007 168918 (43,92) 103999 415 40697 139 23668

2008 181673 (47,24) 111218 433 45488 204 24330

2009 190125 (49,44) 124261 152 42612 219 22781

2010 200861 (52,23) 135681 720 44728 43 19689

По количеству оленей Республика Саха (Якутия) занимает третье место в России, уступая только Тюменской области и Чукотскому автономному округу. Особенно высокие показатели количества оленей в Якутии были достигнуты в начале 80-х годов [3, 4]. В этот период домашние олени в Республике Саха находились в ведении предприятий Министерства сельского хозяйства, а их поголовье в республике достигало максимальной численности — 384,5 тыс. гол. (табл. 1). Это было возможным ввиду того, что в это время развитию оленеводства уделялось достаточно внимания как в республике, так и на уровне федерации. При этом высококвалифицированными специалистами разрабатывались маршруты миграции домашних оленей, оказывалась всесторонняя поддержка по внедрению новых технологий, высоко оплачивался труд оленеводов. Кроме того, из федерального бюджета выделялись средства на приобретение кормов и проведения лечебно-профилактических мероприятий. Широко проводились зоотехнические и ветеринарные ме-

роприятия, направленные на борьбу с болезнями оленей: сибирской язвой, чесоткой, бруцеллезом, некробациллезом и др. В районах Крайнего Севера были созданы опытные биологические и сельскохозяйственные станции, на которых осуществляли научно-исследовательские работы с тематиками, ориентированными на оленеводство. Выделялись субсидии на использование ГСМ, поэтому в северных регионах активно использовали вездеходы, малую авиацию (вертолеты и самолеты) для вывоза оленеводческой продукции и при отстреле волков.

В период с 1961 по 1991 гг. оленеводческие хозяйства в СССР подчинялись Федеральному государственному управлению по оленеводству, деятельность которого основывалось на принципах государственного протекционизма, т.е. активной защиты интересов малочисленных народов Крайнего Севера. В этот период при Министерстве сельского хозяйства РСФСР существовало Главное управление Севера. В его структуру входили отделы, занимающиеся планово-экономической и учет-

но-бухгалтерской работой, материальным обеспечением и капитальным строительством, обеспечением зооветеринарных мероприятий, технологией переработки продукции, подготовкой кадров [3].

На региональном уровне руководство оленеводством осуществлялось управлениями сельского хозяйства администраций регионов, а в республиках — министерствами сельского хозяйства. В регионах, имеющих районное или иное внутреннее деление, имелось дополнительное управленческое звено в виде департаментов сельского хозяйства районных администраций. Региональные и районные управления имели штат специалистов по оленеводству, ветеринарную службу, а некоторые субъекты — финансовых и юридических консультантов.

К сожалению, специализированные управленческие структуры с высококвалифицированными специалистами были ликвидированы в 1991 г. с началом разгосударствления отрасли, переводом ее на рыночные условия товаропроизводства. Одновременно с этим резко сократилась государственная поддержка отрасли, что способствовало во многих местах распаду оленеводства как отрасли в России, в том числе и в РС(Я).

Причины спада производства в оленеводстве РС(Я). Анализ динамики поголовья оленей в РС(Я) за период с 1980 по 2009 гг. позволил выявить следующую тенденцию. Во-первых, численность оленей в течение первых 10 лет (1980-1990 гг.) снизилась всего на 4% (табл. 1). Однако в следующие 10 лет наблюдалось резкое снижение поголовья домашних оленей практически на 53%, т.е. уменьшилось с 361556 до 165070 гол., более чем в 2,3 раза. В этот же период отмечается резкое снижение численности маточного поголовья (табл. 2). Так, количество важенок с 1991 по 2001 гг. снизилось более чем в 2 раза. Самая минимальная численность важенок приходилась на 2001 г., их количество составило 63914 гол. Резкое снижение численности домашних оленей было обусловлено несанкционированным забоем оленеводами, которые в этот период лишились поддержки государства и забивали оленей для реализации мясной продукции в торговой сети для собственных нужд. В этот период на рынок поступала оленина в очень больших объемах, которая продавалась по низким, демпинговым ценам. При этом мясо реализовывали как внутри республики, так и за ее пределами. Эти

действия привели к резкому снижению поголовья оленей в РС(Я).

В связи с катастрофическим понижением поголовья домашних оленей в 2002 г. было принято распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) «О мерах по реализации Президентской программы социально-экономического развития села на 2002-2006 годы», согласно которому планировалось проведение ряда организационно-технических мероприятий, предусматривающих приостановление спада численности поголовья домашних оленей. Для этого намечалось провести учет домашних оленей, аудит основных и оборотных средств, а также товароматери-альных ценностей.

Кроме того, на время действия Президентской Программы предусматривалось установить мораторий на забой домашних оленей. При этом разрешалось производить забой, в основном, для питания оленеводов, а также выбракованных оленей по итогам осенней корализации после откорма. Последние были предназначены для продажи в розничной сети.

В рамках реализации Программы Президента РС(Я) было предусмотрено создание племенных оленеводческих хозяйств по зонам ведения отрасли и укрепления их материально-технической базы, а также были намечены работы по оптимизации размера и половозрастной структуры племенных стад. Кроме того, в целях повышения уровня селекционно-племенной работы в оленеводстве в структуру улусных УСХ была введена штатная единица зоотехника-селекционера и выделены средства на приобретение и завоз особо ценных самцов-производителей (третьяков) и важенок (нетелей) из других субъектов Российской Федерации. Для сохранения и рационального использования пастбищ предложено землеустроительным экспедициям разработать маршруты миграции домашних оленей с учетом олене-емкости пастбищ, времени года и паст-бищеоборота.

Программой предусматривалось строительство производственных объектов и жилищно-бытовых комплексов, которые должны были способствовать улучшению социально-бытовых условий оленеводов. Планировалось построить и оснастить 50 жилищно-бытовых комплексов и 25 мобильных заготовительно-снабжен-ческих баз-факторий в 20 улусах республики. С целью закрепления кадров в оленеводстве Программой было предусмотрено внедрение системы материального стимулирования в виде пособий для моло-

дых специалистов, впервые выезжающих по договору в оленеводческие хозяйства. Кроме того, планировалось дополнительное выделение средств на приобретение спецодежды, транспортных средств и табельного снаряжения.

Действие Программы Президента РС(Я) уже сейчас положительно отражается на оленеводческой отрасли республики. В настоящее время наметилась динамика медленного восстановления численности оленей в РС(Я), достигнув в 2010 г. 200,9 тыс. гол.

Вопросы по развитию оленеводства вошли в состав общей Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2010 года». Основными исполнителями программы были определены: Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ (осенью 2001 г. это министерство было упразднено), другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти

Поголовье важенок по категориям

субъектов РФ и местного самоуправления, объединения коренных малочисленных народов, Союз оленеводов России и другие организации. Основные цели программы:

• поддержка оленеводства и других традиционных отраслей, промыслов и ремесел коренных народов Севера;

• развитие переработки продукции этих отраслей; создание факторий и развитие торговли и товарообмена с общинами коренного населения;

• развитие местной энергетической базы;

• развитие рыночной и социальной инфраструктуры, системы здравоохранения и сферы услуг.

Развитие национальных культур и совершенствование системы образования на Крайнем Севере нашли отражение как в Федеральной целевой Программе, так и в Президентской Программе РС(Я). Для решения поставленных задач предусматривались значительные финансовые ресурсы из бюджета республики.

Таблица 2 гяйств РС (Я) на начало года, гол.

Годы Все категории хозяйств Основные категории хозяйств в оленеводстве РС(Я)

сельхозпредприятия подсобные хозяйства родовые общины крестьянские хозяйства ЛПХ населения

1980 182146 (100)

1981 181657 (99073) 165336 1330 14991

1982 181043 (9939) 163898 1341 15804

1983 176039 (96,64) 158844 1952 15243

1984 174577 (95,84) 156945 1834 15798

1985 170408 (93,55) 158316 1867 15194

1986 181299 (99,53) 164491 1694 15131

1987 184384 (101,22) 166944 1694 15746

1988 183835 (100,9) 166205 1669 15961

1989 182908 (100,4) 164604 1715 16589

1990 180421 (99,05) 161447 1445 17528

1991 176563 (96,93) 158222 1449 17569

1992 175465 (96,33) 154853 1260 19026

1993 164041 (90,06) 145528 1068 831 20388

1994 164041 (90,06) 102837 1431 37994 50 21729

1995 151192 (83,00) 83680 1257 45025 72 21155

1996 127771 (70,14) 70968 508 36931 67 18704

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1997 110522 (60,67) 54180 476 37744 96 18026

1998 99580 (54,67) 48430 509 33527 895 16219

1999 89556 (49,16) 43675 517 30518 395 14451

2000 76977 (42,26) 47428 557 20180

2001 63914 (35,08) 36187 355 16496 323 10553

2002 70691 (38,81) 38967 520 18574 997 11633

2003 64940 (35,65) 37239 397 16764 217 10323

2004 65716 (36,07) 38346 376 16502 253 10239

2005 65838 (36,14) 40100 240 16925 20 8553

2006 70921 (38,93) 42605 82 17347 17 10870

2007 77281 (42,42) 47288 165 18359 64 11405

2008 83321 (45,74) 50792 194 20389 76 11870

2009 88348 (48,50) 57223 64 19626 90 11335

2010 92786 (50,94) 62228 307 21032 30 9189

Анализ кризисной ситуации в оленеводстве РС(Я) необходимо проводить с учетом индивидуальных особенностей экономической деятельности в хозяйствах РС(Я). Так, в 1994 г. собственниками домашних оленей в РС(Я) стали предприятия МСХ, подсобные хозяйства, родовые общины, крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства, среди которых поголовье оленей распределялось, соответственно, 62,33; 0,78; 22,27; 0,02 и 14,57% (табл. 1). При этом поголовье важенок в предприятиях МСХ составило 62,68%, в подсобных хозяйствах — 0,87, родовых общинах — 23,16, в крестьянских хозяйствах — 0,03, в личных подсобных хозяйствах — 13,24%.

Из данных, представленных в таблицах 1, 2, следует, что в 1994 г. более 99% оленей находились в собственности трех категорий хозяйств: предприятия МСХ, родовые общины и личные подсобные хозяйства. Причем, несмотря на резкое снижение численности оленей отмечено, что в период с 1994 по 2001 гг. и в 2007 г. процентный состав оленей в этих хозяйствах оставался практически без изменения и составлял, соответственно, 61,57; 24,1 и 14,01%, тогда как поголовье оленей в подсобных и крестьянских хозяйствах в любое время было менее 1%.

Основными причинами невысокой эффективности крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйств в оленеводстве РС(Я) являются слабая материально-техническая база, отсутствие денежных средств на строительство различных производственных объектов, приобретение техники и оборотных средств.

Возможности развития высокотехнологичных производств в оленеводстве. На себестоимость оленеводческой продукции в основном оказывают влияние транспортные издержки. В связи с этим требуется совершенствование транспортной системы республики, в особенности развитие водного и железнодорожного транспортов.

Для разработки и внедрения инновационных технологий необходимо создание многопрофильных интегрированных производственных комплексов, основу которых должны составить агрохолдинги.

Разработку новых технологий требуется проводить в научно-исследовательских центрах, созданных при высших учебных заведениях, в частности, в агровузах республики.

Глубокая переработка оленеводческой продукции позволит получать продукцию с высокой добавленной стоимостью и превратить оленеводство в высокорентабельную отрасль РС(Я). Получаемая при-

быль будет способствовать росту заработной платы работников этой отрасли и улучшению как их материального, так и социального положения. При этом можно будет понизить уровень субсидирования оленеводства или направить субсидии на развитие перерабатывающих производств.

Кроме того, для РС(Я) требуется совершенствование инструментов оценки и прогнозирования развития инновационных технологий с новых концептуальных позиций, систематизируемых организационно-экономическую политику в регионе. Необходимо выбрать стратегию освоения инвестиционных ресурсов, уделяя приоритетное внимание развитию перерабатывающих производств, с учетом рационального использования природного ресурса республики. При этом важно разработать алгоритм взаимоувязанного решения следующих задач: выработать концепцию освоения биоресурсов, совершенствовать региональную законодательную базу, создать модель вариантов инвестиционно-инновационной политики региона, определить приоритеты развития механизмов инновационной деятельности и стимулы к развитию предпринимательской инициативы. Необходимо провести детальное исследование организационно-экономических предпосылок инвестиционной деятельности в республике и увязать ее с проблемами региона.

Заключение

Республика Саха (Якутия) обладает огромным биоресурсным потенциалом. Сдерживающим фактором в развитии инноваций в оленеводстве РС(Я) служит разрозненность основных производственных секторов. Это обусловлено тем, что выращивание оленей осуществляется путем свободного выпаса, и поэтому маршруты миграции животных обычно удалены от мест проживания оленеводов. В связи с этим они ведут кочевой образ жизни. Поэтому необходимо уже сейчас решать в республике множество вопросов по развитию социальной инфраструктуры, кроме того, выявить приоритет проблем и принципов территориальной дифференциации улусов республики с возможностью реализации различных подходов к управлению инвестициями в различных территориальных образованиях РС(Я). Разработать концепцию организационно-экономических аспектов оценки инновационного потенциала оленеводства. Обосновать доминантный статус инновационной деятельности в республике на основе формирования приоритетов в АПК. Разработать сценарий анализа инно-

вационного потенциала региона на основе учета интересов хозяйств с различными формами собственности. Предложить инструментарий создания привлекательного инвестиционно-инновационного климата на территории РС(Я). При этом дальнейшее развитие оленеводческой отрасли в РС(Я) возможно только в том случае, если ее продукция будет востребована на рынке.

Библиографический список

1. Курилюк А.Д. Оленеводство Якутии / А.Д. Курилюк. — Якутск: Сахаполи-граф, 1969. — 328 с.

+

2. Подкорытов Ф.М. Оленеводство Ямала / Ф.М. Подкорытов. — Л.: ГЛАЭ, 1995. — 274 с.

3. Сыроватский Д.И. Организация и экономика оленеводческого производства / Д.И. Сыроватский. — Якутск: Сахаполи-графиздат, 2000. — 408 с.

4. Домашнее оленеводство Республики Саха (Якутия) / Г.Н. Осипова, И.М. Бала-нов, И.П. Павлов, П.П. Николаев, М.В. Борисова, И.И. Семенов. — Якутск:

Изд-во МСХ РС(Я), 2010. — 56 с. + +

УДК 338.431:619 Е.В. Ванина,

М.В. Носкова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОНЕВОДСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Ключевые слова: факторы развития; численность конепоголовья; формы собственности; направления конеис-пользования; топография размещения лошадей; организационно-правовые формы в коневодстве региона; отраслевое использование (племенное, рабоче-пользовательное, табунно-мясное, спортивное коневодство); конепроизводящие и конепотребляющие районы.

Введение

На протяжении веков роль и значение коневодства менялись в точном соответствии с изменениями социально-экономических условий в обществе.

В нашей стране на протяжении последних 40 лет коневодство функционировало без государственных плановых и экономических нормативов. В 1993 г. с распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации в стране произошло значительное снижение объемов сельскохозяйственного производства, и многие хозяйства оказались в кризисном состоянии. Снизилось и поголовье лошадей, число которых к 2002 г. составило около 65% к уровню 1993 г. Наряду с этим в стране стали происходить и значительные изменения форм собственности. Если к 1993 г. более 90% всех лошадей принадлежали крупным хозяйствам или были в общественной собственности, то к 2002 г.

уже около 70% этих животных перешли в частные руки, а к 2010 г. этот показатель составил 98% [1].

Объекты и методы

Развитие коневодства в крае определяется взаимодействием двух групп факторов — стимулирующих и ограничительных. В первую группу входят оригинальные биологические характеристики лошади, обеспечивающие ее социально-экономическую значимость. В их числе универсальность использования, высокая интенсивность роста и нагула, низкие затраты труда и кормов на единицу прироста живой массы, способность круглогодично использовать пастбища на больших территориях несельскохозяйственного назначения, высокая биологическая ценность конины и кобыльего молока [2].

В числе ограничительных факторов можно выделить: экономическое состояние общества и интеграция в мировое сообщество (для племенного и спортивного коневодства), интенсификация сельского хозяйства (для рабочее — пользовательного коневодства), аграрная политика государства в части реформирования отношений собственности (для рабоче-пользовательного и продуктивного коневодства), природно-экономические условия и этнические традиции, развитие перерабатывающей промышленности (для продуктивного коневодства),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.