Научная статья на тему 'Возможности информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического вуза'

Возможности информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / INFORMATION TECHNOLOGIES / MOBILE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION / MOBILITY / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна, Пуйлова Марина Алексеевна, Терских Ирина Александровна

В статье говорится о необходимости использования информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического вуза. Дается анализ подходов к характеристике образовательных сред, вводится и формулируется понятие «мобильная образовательная среда»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities of Information Technologies for Creation of Mobile Educational Environment in Pedagogical Higher Educational Institution

In article it is told about the need of information technologies usage for creation of mobile educational environment of pedagogical higher education institution. The analysis of approaches to the characteristic of educational environment is given; the concept «the mobile educational environment» is introduced and formulated

Текст научной работы на тему «Возможности информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического вуза»

УДК 378.119

Виневская Анна Вячеславовна Anna Vinevskaya

Педагогические науки

Пуйлова Марина Алексеевна Marina Puilova

M

г ч #

Терских Ирина Александровна Irina Terskikh

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЗДАНИИ МОБИЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

OPPORTUNITIES OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR CREATION OF MOBILE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

В статье говорится о необходимости использования информационных технологий в создании мобильной образовательной среды педагогического вуза. Дается анализ подходов к характеристике образовательных сред, вводится и формулируется понятие «мобильная образовательная среда»

Ключевые слова: информационные технологии, мобильная образовательная среда педагогического вуза, мобильность, образовательные технологии, будущий учитель

In article it is told about the need of information technologies' usage for creation of mobile educational environment of pedagogical higher education institution. The analysis of approaches to the characteristic of educational environment is given; the concept «the mobile educational environment» is introduced and formulated

Key words: information technologies, mobile educational environment of pedagogical higher education institution, mobility, educational technologies, future teacher

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как нормативный документ, в котором регламентируются условия качества подготовки выпускника, утверждает эталон будущего педагога-профессионала, работающего в системе общего и специ-

ального образования. Делается акцент на овладение педагогом системного мышления, развитие способности к осознанной рефлексии, творческой активности, формирование высокого уровня личностного развития, профессиональной мобильности и адаптивности [8].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обозначил «...активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации..» [9, С. 9].

Таким образом, учебная и профессиональная деятельность будущего учителя направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности. Выпускник педагогического вуза должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями ( лицами, их заменяющими) [5]. Будущий учитель должен быть подготовлен к информационному проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности в этой сфере; к мобильному взаимодействию в социокультурной и профессиональной среде.

Будущий педагог должен владеть различными профессиональными компетенциями, которые очерчиваются как способность и готовность к различным про-

фессиональным видам деятельности [2]. Благодаря этому? педагогическое образование становится социокультурным механизмом влияния на ход развития личности и на качество полученных результатов, в котором важнейшим становится формирование профессионально мобильной личности, способной к максимальной реализации своего потенциала не только в рамках одной профессии, но и в условиях смены профессиональной деятельности.

Реализация этой задачи может решаться через:

— формирование профессиональной потребности к мобильности; проектирование инвариантных технологий;

— овладение как новым, так и обновленным содержанием образования;

— развитие способности быстро осваивать новые виды деятельности;

— создание мобильной образовательной среды в педагогическом вузе.

Чтобы будущий педагог интегрировался в меняющийся мир, общество, быстро адаптировался к социальным и профессиональным трансформациям, необходимо создавать мобильную образовательную среду, условия для формирования профессиональной мобильности, возможности для использования в образовательной практике информационно-коммуникационных технологий.

В педагогике широко известен такой термин, как «мобильность», который широко используется и в науке, и в технике [3]. Изначально он обозначал возможность быстрого реагирования на возникшие изменения, готовность к быстрой реакции и к включению в какую-либо деятельность. Широко известно такое понятие как «социальная мобильность», которая обозначает переход людей из одних общественных групп в другие. В работах ряда авторов, например Л.А. Амировой, это понятие используется в профессиональной педагогике. Так, в работах по изучению проблемы профессионально-педагогической мобильности, развитию профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации, по развитию

профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования автор подробно и обстоятельно исследует явление мобильности в современном образовании, выявляет и научно обосновывает «сущностные характеристики ( целостность, комплементарность, когерентность) и структуру (активность, готовность, адаптивность, креативность) профессиональной мобильности педагога как ценностно-смыслового конструкта личности, на основе которого осуществляется диагностика уровней развития профессиональной мобильности педагога и проектирование процесса ее дальнейшего развития» [ 1, с. 135]. Мы разделяем позицию автора в том, что профессиональная мобильность педагога — это требование времени. Профессиональная мобильность определяется средой, которая создается и формируется в зависимости от субъект-субъектного взаимодействия, целей деятельности субъектов, особенностей их личностей [2].

В этой связи заслуживает внимания позиция М.А. Пазюковой в том, что в высшем образовании конечная ориентация на подготовку исключительно специалиста, бакалавра или магистра недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности студента — будущего учителя, способной адаптивно реагировать на меняющиеся условия культурно-образовательной среды и отличающейся креативностью, конструктивностью, готовностью к реализации любой формы профессиональной мобильности [4].

Выстраивание и апробация возникающих моделей обучения приводит к тому, что формируется потребность во введении новых терминов и понятий, которые могут быть заимствованы из различных наук. В образовании существует потребность во введении такой дефиниции как «мобильная образовательная среда», генетически связанной с такими понятиями, как «образовательная среда», «мобильность», «профессиональная мобильность». В данном случае важным является определение сущности и компонентов мобильной образовательной среды.

Как известно, существует несколько моделей описания образовательных сред: эколого-личностная (В.А. Ясвин), автор которой определяет образовательную среду как влияние и условия формирования личности по определенному образцу; коммуникативно-ориентированная (В.В. Рубцов), автор которой установил форму сотрудничества между учащимися и педагогом и самими учащимися; антрополого-психоло-гическая (В. И. Слободчиков), в которой в качестве базового понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса; психо-дидакти-ческая (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин), концепция которой заключается в опоре на личностно-ориентированное образование; экопсихологический подход в построении модели образовательной среды, предложенный В.И. Пановым, основу которого составляет система психологических и педагогических условий и влияний, необходимых для развития потенций каждого [6].

В соответствии со средовым подходом мы определяем, что мобильная образовательная среда — это система, в которую необходимо включить объекты, субъекты, систему взаимодействий ( интеракций) и связей, информацию (ее источники, содержание, ресурсы, условия поиска и применения). Таким образом, мобильная образовательная среда — это сложно устроенная система, которая должна быть объектом исследования и моделирования современного педагога. Мы считаем, что использование современных информационных технологий в образовании привело к тому, что осмысление процесса формирования образовательной среды вышло на новый уровень развития. Структура современных образовательных сред усложнилась. Это произошло, прежде всего, за счет введения новых структурных компонентов.

Необходимым компонентом мобильной образовательной среды являются информация, ее сбор, содержание, источники, ресурсы, применение, целесообразно используемые информационные компьютерные технологии.

Далее расскажем о возможностях информационных технологий как средстве создания мобильной образовательной среды в ТГПИ им. А.П. Чехова. ИКТ обеспечивают возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности:

— планирование образовательного процесса на уровне вуза, факультетов, кафедр, каждого преподавателя и студента;

— размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ студентов, преподавателей, результатов НИРС. За время обучения по педагогической дисциплине у студента и преподавателя накапливается достаточно большой объем электронных документов, текстов, слайд-шоу, презентаций, которые необходимо сохранять в электронном формате и впоследствии использовать в процессе подготовки учебных пособий;

— фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения профессиональных образовательных программ;

— взаимодействие между участниками образовательного процесса в вузе, в том числе и дистанционное, посредством сети Интернет через создание Веб-школы, что является достаточно новой формой применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Эта форма обучения и взаимообучения требует не только материальных затрат, но и изыскания интеллектуальных ресурсов. Веб-школа изначально создана для взаимообучения, как разновидность самостоятельной работы студентов, затем она приобрела широкую популярность. Механизм работы веб-школы достаточно прост. Преподавателем из числа студентов формируется рабочая группа, которая набирается по числу тем, предложенных для самостоятельного изучения. По каждой теме студент проводит вебинар, к которому заранее готовит доклад и презентацию. Время и график проведения вебинаров согласуются с преподавателем и выпадают на вечерние часы. В вебинаре участвует одна группа, хотя при желании могут подключиться и другие слушатели. Студенты ТГПИ им. А.П. Чехова

подготовили следующие веб-школы: «Социальная модель понимания инвалидности», «Инклюзивное образование как реализация права на образование», «Ваш ребенок обучается в инклюзивной школе»;

— контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью на уровне кафедры, факультета, института;

— взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями и организациями, например, подшефными школами или внешкольными учреждениями.

Проблемой современного образования является включение в образовательный контент новых знаний, которые прирастают с неимоверной скоростью, но такая система работы предъявляет абсолютно новые требования к профессиональным и личностным качествам как преподавателя вуза, так и будущего учителя [5; 7]. Именно поэтому для быстрого приращения знаний, изменения их компетентност-ного статуса, формирования мобильности не только как качества личности, но и как профессионального качества выпускника — будущего учителя необходимо, чтобы профессиональное обучение и становление происходило в таких образовательных средах, где перечисленные качества могли бы быть не только сформированными, но и востребованными. Постановка вопроса о проектировании мобильной образовательной среды, ее исследовании, изучении ее компонентов станет способствовать тому, что современный учитель будет носителем актуальных для современного образования и общества профессиональных качеств.

Именно поэтому использование современных информационных технологий имеет далеко идущие перспективы в образовательном процессе вуза, в формировании профессиональной мобильности будущего учителя и создании мобильной образовательной среды.

Literatura_

1. Amirova L.A. Razvitie professionalnoj mobilnosti pedagoga v prostranstve ego lichnostnoj samorealizatsii. Ufa: Vostochnyj universitet, 2006. 460 s.

2. Vinevskaya A.V. K probleme professionalnoj mobilnosti pedagoga // Innovatsii v obrazovanii. M., 2012. № 8. S. 49-59.

3. Kaplina S.E. Stanovlenie problemy formirovaniya professionalnoj mobilnosti v istorii razvitiya obshhestva / / Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. Novosibirsk, 2008. № 3. S. 235-246.

4. Pazjukova M.A. Razvitie socialno-professionalnoj mobilnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha: dis. kand. ped. nauk. Irkutsk, 2003. 180 s.

5. Pujlova M.A. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushhih uchitelej k ispolzovaniju psihologicheskoj informatsii v professionalnoj deyatelnosti: avtoref. dis. ... kand. nauk. Elec, 2005. 24 s.

6. Savenkov A.V. Obrazovatelnaya sreda // Pervoe sentyabrya. 2008. № 8. [Jelektronnyj resurs]. URL: https: //psy. 1september.ru/view_article. php?ID=200802001. - [Data obrashheniya: 21.09.2012]

7. Terskih I.A. Kommunikatsija i massmedia // Almanac of Social Communication. Opole. Ostrava. Uniwersytet Opolsi, 2011. № 3. S. 34-44.

8. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart [Jelektronnyj resurs]. URL: ftp://www. edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm. - [Data obrashhenija: 20.09.2012]

9. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart nachalnogo obshhego obrazovaniya // Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. M.: Prosveshhenie, 2010. 31 s.

10. Vinevskaya A., Puilova M., Terskikh I., The use of the IT potential in order to create a mobile learning environment in a teacher's training university. Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 1st International Academic Conference. October 27-28, 2012, St. Louis, USA. St. Louis: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. P. 324-340.

Коротко об авторах_

Виневская А.В., канд. пед. наук, доцент каф. «Педагогика начального обучения», ТГПИ им. А.П. Чехова

Раб. тел: 8 (8634) 60-13-02

Научные интересы: инклюзивное образование, профессиональная мобильность педагога, мобильная образовательная среда

_ Literature

1. Amirov L.A. The development of teacher's professional mobility in the space of personal self-actualization. Ufa: Oriental University, 2006. 460 p.

2. Vinevskaya A.V. To the problem of teacher's occupational mobility // Innovations in education. M., 2012. № 8. P. 49-59.

3. Kaplina S.E. The formation of professional mobility problem in the history of society development // Siberian pedagogical magazine. Novosibirsk, 2008. № 3. P. 235-246.

4. Pazyukova M.A. The development of social and professional mobility of students of a pedagogical college: dissertation of Candidate of Pedagogics Irkutsk, 2003.180 p.

5. Puilova M.A. Pedagogical conditions of future teachers' preparation to the use of psychological information in professional activity: author's abstract of dissertation...Candidate of Sciences. Elets, 2005. 24 p.

6. Savenkov A.V. Educational environment // the First of September. 2008. № 8. [Electronic resource]. URL: https://psy.1september.ru/view_ article.php?ID=200802001. - [Accessed 21.09.2012]

7. Terskikh I.A. Communication and media // Almanac of Social Communication. Opole. Ostrava. Uniwersytet Opolsi, 2011. № 3. P. 34-44.

8. Federal state educational standard [Electronic resource]. URL: ftp://www.edu.ru/db/portal/spe/ archiv_new.htm. — [Accessed 20.09.2012]

9. Federal state educational standard of general primary education, the Ministry of education and science of the Russian Federation. M.: Education, 2010. 31.

10. Vinevskaya A., Puilova M., Terskikh I., The use of the IT potential in order to create a mobile learning environment in a teacher's training university. Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 1st International Academic Conference. October 27-28, 2012, St. Louis, USA. St. Louis: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. P. 324-340.

_ Briefly about the authors

A. Vinevskaya, Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, Pedagogics of basic education department, TSPU named after A.P. Chekhov

Scientific interests: inclusive education, professional teacher mobility, mobile educational environment

Пуйлова М.А., канд. пед. наук, доцент, доцент каф. «Педагогика начального обучения», ТГПИ им. А.П. Чехова Тел: 8 (8634) 32-45-73

Научные интересы: использование психологической информации в профессиональной деятель -ности учителя

М. Puilova, Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, Pedagogics of basic education department, TSPU named after A.P. Chekhov

Scientific interests: use of psychological information in professional activity of teachers

Терских И.А., канд. пед. наук, доцент, доцент каф. «Педагогика начального обучения», ТГПИ им. А.П. Чехова

Тел: 8 (8634) 39-32-92

Научные интересы: педагогика, история образования, современные педагогические технологии

I. Terskikh, Candidate of Pedagogic Sciences, associate professor, Pedagogics of basic education department, TSPU named after A.P. Chekhov

Scientific interests: pedagogy, history of education, modern pedagogical technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.