Научная статья на тему 'Управление процессом проектирования мобильной образовательной среды вуза'

Управление процессом проектирования мобильной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОБИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна

В статье раскрываются вопросы управления процессом проектирования мобильной образовательной среды на примере педагогического вуза. Дается обоснование проектирования как современной педагогической технологии, раскрываются позиции современных авторов на процесс проектирования. В статье делается попытка разработки категории «мобильная образовательная среда вуза», дается формулировка характеристик проектируемой среды, которые определяются как четкие и конкретные, измеримые и проверяемые, достижимые и валидные, реалистичные, определяемые во времени. Приводится предполагаемая структура мобильной образовательной среды вуза, этапы проектирования заданной среды. Управление проектированием мобильной образовательной среды сводится к целенаправленному влиянию на процесс формирования, как самой образовательной среды, так и на личность субъектов образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление процессом проектирования мобильной образовательной среды вуза»

УДК 378.1

Виневская Анна Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова, annkurepina@rambler.ru, г.Таганрог

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ПРОЕКТИРОВАНИя МОБИЛьНОЙ образовательной СРЕДЫ ВУЗА

Аннотация. В статье раскрываются вопросы управления процессом проектирования мобильной образовательной среды на примере педагогического вуза. Дается обоснование проектирования как современной педагогической технологии, раскрываются позиции современных авторов на процесс проектирования. В статье делается попытка разработки категории «мобильная образовательная среда вуза», дается формулировка характеристик проектируемой среды, которые определяются как четкие и конкретные, измеримые и проверяемые, достижимые и валидные, реалистичные, определяемые во времени. Приводится предполагаемая структура мобильной образовательной среды вуза, этапы проектирования заданной среды. Управление проектированием мобильной образовательной среды сводится к целенаправленному влиянию на процесс формирования, как самой образовательной среды, так и на личность субъектов образовательной деятельности.

Ключевые слова: проектирование, мобильная образовательная среда, образовательная среда вуза

Vinevskaya Anna Vyacheslavovna

Candidate ofpedagogical sciences, assistant professor of the Department ofprimary education pedagogy, Taganrog state pedagogical institute named after A.P.Chehov, annkurepina@rambler.ru, Taganrog

MANAGEMENT OF THE PROCESS OF PLANNING THE MOBILE EDUCATIONAL environment OF HIGHER EDUCATION INSTITUTE

Abstract. In article questions of management of process of design of the mobile educational environment on the example of pedagogical higher education institution are revealed. Design justification as modern pedagogical technology is given, positions of modern writers on design process reveal. In article attempt of development of the category "mobile educational environment of higher education institution" becomes, the formulation of characteristics of the projected environment which are defined as accurate and concrete, measurable and checked, achievable and valid, realistic, defined in time is given. The estimated structure of the mobile educational environment of higher education institution, design stages of the set environment is given. Management of design of the mobile educational environment is reduced to purposeful influence on formation process, as most educational environment, and on the identity of subjects of educational activity.

Keywords: design, mobile educational environment, educational environment of higher education institution.

Как известно, становление проектного подхода в образовании относится к началу ХХ в. Так, в отечественной педагогике вопросами проектирования образовательной среды в контексте воздействия воспитания на формирование личностных и социальных качеств ребенка занимались А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др. В середине ХХ в. Г. П. Щедровицким была высказана идея новой научной дисциплины «педагогическое проектирова-

ние», что обеспечило бы создание новой программы образования, новых учебных целей, предметов, методов и приемов обучения. В отечественной педагогике в этот период проводились исследования по проектированию педагогических условий, которые бы обеспечили стимулирование самостоятельности, творческой инициативы обучающихся в рамках определенного предмета, учебной дисциплины. Впоследствии авторами В. П. Беспалько, А. А. Вербицким,

В. М. Монаховым предлагалось ввести алгоритм педагогической деятельности, разрабатывались профессиограммы педагогических и административных руководящих работников.

В конце ХХ в. процесс проектирования рассматривался в связи с определенными видами педагогической деятельности. Предполагалась связь проектирования с целепо-лаганием, прогнозированием, моделированием, программированием, планированием, конструированием. Особое место занимают работы Б. С. Гершунского, Г. Е. Муравьевой, В. И. Загвязинского, В. И. Слободчикова,

A. П. Тряпицыной, в которых разработаны вопросы методологии проектирования, проблематика изучения механизма проектирования, как инновационного процесса в образовании [3].

В настоящее время проектирование в образовательном процессе рассматривается как особый самостоятельный вид деятельности, объектом которого является не только педагогический процесс, но и педагогические системы разного уровня. Так,

B. И. Слободчиков выделяет три уровня педагогического проектирования: социально-педагогическое проектирование, объектом которого являются образовательные институты, развивающие образовательные среды; психолого-педагогическое проектирование, объектом которого являются развивающие образовательные процессы; педагогическое проектирование, объектом которого являются образовательные технологии, способы и средства педагогической деятельности, и, как результат, построение педагогической системы образовательного учреждения [6].

Заслуживает внимания подход научной школы Г. Е. Муравьевой, которая рассматривает понятие «проектирование» как социокультурный феномен, выделяя при этом следующие его аспекты:

«- деятельность по преобразованию естественных природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям;

- процесс создания представления об объекте еще не существующем;

- выбор способа действия, подготовительные действия;

- компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять различные виды

необходимой деятельности;

- отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию» [3, с. 12].

Мы разделяем позицию ученого Г. Е. Муравьевой в том, что проектирование само по себе имеет «идеальный характер», т.к. проектные действия производятся, прежде всего, с гипотетическими моделями, другими словами, как отмечает Г. Е. Муравьева, проектирование - это «мысленное изменение среды».

Необходимо отметить еще одну точку зрения на процесс проектирования. Е. С. Заир-Бек указывает на то, что «педагогическое проектирование - это специальным образом организованное осмысление педагогических проектов и систем, когда на основе имеющегося состояния и прогноза желаемых результатов создается новый облик системы и одновременно процесс реализации в действительности задуманного» [5, с. 23]. В качестве такой системы может быть предложена как образовательная среда вуза, так и исследуемая нами категория «мобильная образовательная среда вуза» [1]. Разработка категории «мобильная образовательная среда вуза» связана с тем, что в современной педагогической науке наблюдается ряд противоречий:

- между потребностью подготовки выпускника, обладающего качествами профессиональной и социальной мобильности и необходимостью проектирования такой образовательной среды, в которой качество мобильности в различном его понимании получало бы должное и соответствующее формирование и развитие;

- между быстрой сменой информационных потоков и необходимостью мобильного реагирования на изменение информационного потока и применения полученной информации в профессиональной и социальной деятельности;

- между потребностью общества в мобильном специалисте, обладающем высокой степенью адаптивности и переключаемости, владеющим определенным набором компетенций и «неповоротливостью» образовательной системы, связанной, прежде всего, с человеческим фактором;

- между динамично развивающимся обществом и тем, что инфраструктура совре-

менного вуза изменяется медленно [2].

Необходимость устранения вышеуказанных противоречий за счет разработки теоретических и методологических основ проектирования мобильной образовательной среды вуза обусловило актуальность теоретического исследования по изучению возможностей управления процессом проектирования мобильной образовательной среды вуза.

В работах Г. Е. Муравьевой [3; 4] определена логическая структура проектирования, которая включает следующие основные этапы: постановку задачи - сбор информации -анализ данных - выбор стратегии - выбор тактики - формулирование идей - сравнение вариантов - синтез - оценка - оптимальное решение - конкретизация. Следуя логике размышления автора, проектирование представляет собой педагогическую деятельность, направленную не только на освоение содержания образования, но и на формирование компетенций, как заданный результат проектной деятельности. Для нас важна структура проектирования, которая будет основываться на том, что заданная цель и конкретный результат должны быть идентичны. А главными элементами в проектировании будут цель, соизмеримая с результатом, технология моделирования деятельностью обучающихся по освоению содержания образования и формированию компетенций, планирование по управлению этим процессом, измерение результатов и их экспертиза.

Таким образом, заданная нами цель, которая должна быть соизмерима с получаемым результатом проектирования мобильной образовательной среды вуза, должна обладать определенными характеристиками:

- четкостью и конкретностью, т.е. необходима четкая формулировка критериев и параметров модели, которую проектируют в заданной среде;

- измеримостью и проверяемостью, т.е. должны существовать критерии и единицы измерения свойств модели среды, которые могут быть как количественными, так и качественными;

- достижимостью и валидностью, т.е. результаты должны быть проверяемы и переносимы в другие среды, их можно получить при создании заданных средовых критериев;

- реалистичностью, т.е. заданные качества модели должны учитывать объективные условия и средовые факторы;

- временной определенностью, т.е. результаты проектирования достижимы в определенном реальном промежутке времени.

Учитывая технологизированность процесса обучения и исследуя проектирование как технологию, соизмеримую с заранее заданным и определяемым результатом цели процесса проектирования, желательно обозначить как SMART-цели, т.е. цели с уже заданными заранее и достижимыми характеристиками.

В планировании процесса проектирования мобильной образовательной среды мы исходим из положения о том, что среда, как результат и процесс проектирования должна обладать заданными факторами, которые и будут определять вектор развития будущего специалиста и выступать как профессионально и личностно-развивающий феномен.

Измерение результатов проектирования и их экспертиза подразумевают соотнесение заданной в измеряемых критериях модели мобильной образовательной среды с получаемыми диагностическими результатами на каждом этапе проектирования; сформулированными требованиями к организации сре-дового пространства вуза; выявление проектируемых компонентов среды, являющихся значимыми для обеспечения формирования компетентного специалиста и специфичными для педагогического вуза.

К характеристикам проектируемой мобильной образовательной среды мы отнесли: открытость среды, т.е. широкую информационную доступность знаний; адаптивность, т.е. использование потенциала среды по ресурсному обеспечению образовательных и социальных запросов субъектов взаимодействия, к которым мы отнесли как обучающихся, так и обучающих; интегрирован-ность, т.е. возможность среды вовлекать в свою структуру различные комплексы, как образовательные, научные, производственные, так и социокультурные; многоком-понентность, т.е. включение в структуру образовательной среды множества ее составляющих; иерархичность, т.е. распределенность компонентов среды в соответствии с иерархией; взаимосвязанность факторов среды, т.е. организацию внутри средового

пространства системы сложных взаимодействий, взаимоотношений, взаимосвязей.

Этапами проектирования мобильной образовательной среды вуза будут следующие:

- выявление подходов к проектированию различных областей деятельности педагогического вуза;

- обоснование рациональности структуры мобильной образовательной среды, основные компоненты которой должны соответствовать образовательной, социально-культурной, научно-методической организационно-управленческой деятельности педагогического вуза, а также деятельности, связанной с проведением педагогической практики студентов и работой с различными организациями и образовательными учреждениями, а также учителями - выпускниками вуза;

- разработку системы теоретико-педагогических, методических и технологических требований и рекомендаций по созданию, оценке качества и использованию мобильной образовательной среды педагогического вуза;

- определение факторов интеграции различных областей деятельности педагогического вуза, построение на основе таких факторов многокомпонентной модели мобильной образовательной среды, отражающей иерархию структуры среды, виды внутренних и внешних ресурсов и требования к ним, рекомендации по формированию и использованию среды при обучении педагогов, условия подготовки преподавателей и сотрудников педагогического вуза к работе в мобильной образовательной среде;

- разработку технологии оценки качества, с целью определить эффективность проектирования мобильной образовательной среды с использованием показателей экспертизы и результатов апробации;

- разработку методологии подготовки педагогов в вузах на основе проектирования мобильной образовательной среды;

- выработку подходов к включению образовательных сред учреждений образования в мобильную образовательную среду вуза.

Исходя из положения о том, что управление - это процесс организации деятельности, а в педагогике это деятельность

обучающихся, - процесс управления проектированием мобильной образовательной среды вуза заключается в деятельности педагога по организации деятельности субъектов образовательной среды между собой, а также субъектов и объектов, субъектов и организаций. Эффективность управления проектированием заключается в достижении заданных, определяемых, измеримых, повторяемых результатов, которые заложены в модели мобильной образовательной среды. Итоговым результатом проектирования будет педагог, готовый к мобильности во всех сферах своей профессиональной и социальной жизнедеятельности.

Управление проектированием мобильной образовательной среды будет заключаться в целенаправленном влиянии на процесс формирования, как самой образовательной среды, так и на личность, как будущего, так и готового к профессиональной деятельности в современном мире выпускника.

Библиографический список

1. Виневская А. В. Информационные технологии в педагогическом вузе как средство создания мобильной образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №8. -С. 208-212.

2. Виневская А. В. Профессиональная мобильность бакалавра профессинального образования // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 6. - С. 70-74.

3. Муравьёва Г. Е., Моругина В. В. Проектирование образовательного процесса в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода: монография. - Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012. -170 с.

4. Муравьева Г. Е. Проектирование в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Проектирование в педагогической деятельности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году Учителя и 70-летию кафедры общей педагогики «ШГПУ». В 2-х т. - Т. 1. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011. - С. 35-41.

5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов - практиков. - СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.

6. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. - 315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.