Научная статья на тему 'Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды'

Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / МОБИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INFORMATION TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL MOBILITY / BACHELOR OF PEDA-GOGICS / FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY / MOBILE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна

В статье говорится об использовании информационных технологий в формировании профессиональной мобильности бакалавра педагогики. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к мобильному взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой, созданию собственной мобильной образовательной среды. В статье рассматриваются условия формирования профессиональной мобильности бакалавра педагогики с помощью информационных технологий в ТГПИ им. А. П. Чехова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the potential of information technology to create a mobile learning environment

In article it is told about use of information technologies in formation of professional mobility of the bachelor of pedagogics. The graduate who has received qualification of the bachelor of pedagogics should be prepared for design of pedagogical process, to own professional activity; to creation of interpersonal and busi-ness relations; to mobile interaction with the sociocultural and professional environment, to creation of own mo-bile educational environment. In article conditions of formation of professional mobility of the bachelor of pedagogics by means of information technologies in TGPI of a name of A. P. Chekhov are considered.

Текст научной работы на тему «Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды»

научно-методический электронный журнал

Виневская А. В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12118. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12118.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ART 12118

УДК 378.147:004.9

Виневская Анна Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П. Чехова», г. Таганрог [email protected]

Аннотация. В статье говорится об использовании информационных технологий в формировании профессиональной мобильности бакалавра педагогики. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к мобильному взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой, созданию собственной мобильной образовательной среды. В статье рассматриваются условия формирования профессиональной мобильности бакалавра педагогики с помощью информационных технологий в ТГПИ им. А. П. Чехова.

Ключевые слова: информационные технологии, профессиональная мобильность, бакалавр педагогики, формирование профессиональной мобильности, мобильная образовательная среда.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как нормативный документ, в котором регламентируются условия качества подготовки выпускника, утверждает эталон будущего педагога - профессионала, работающего в системе общего и специального образования, имеющего системное мышление, способность к осознанной рефлексии, творческую активность, высокий уровень личностного развития, профессиональную мобильность и адаптивность.

В силу этого, одной из задач модернизации российской образовательной системы является создание многоуровневой системы высшего образования «бакалавриат - магистратура». Переход высшего образования на многоуровневую систему требует пересмотра процесса организации учебной деятельности. Согласно модели «Российское образование - 2020», проекту Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, бакалавриат является фундаментом для последующего выбора как профессионального маршрута (магистратура, система дополнительного образования, работа и др.), так и личностной траектории развития, что свидетельствует о необходимости овладения бакалавром технологиями и приёмами профессионального обучения.

«Бакалавр» - это базовая платформа высшего образования. Звание «бакалавр» дается при получении высшего образования, это образовательная и научная база для многих профессий, в отличие от звания «специалист», которое является узконаправленным на данную профессию. Деятельность бакалавра педагогики направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности. А выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области

Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12118.htm

научно-методический электронный журнал

Виневская А. В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12118. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12118.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ART 12118

УДК 378.147:004.9

образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) [1].

Таким образом, можно сказать, что выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Однако переход на двухуровневую систему обучения в настоящее время методически не совсем подготовлен. Исследования в области методики обучения бакалавров проходят одновременно с процессом модернизации высшего образования, что, несомненно, вызывает определенные трудности в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных бакалавров.

Как уже было сказано, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования четко указывает на то, что будущий педагог должен владеть различными профессиональными компетенциями, которые очерчиваются как способность и готовность к различным профессиональным видам деятельности, а на смену узкоспециальной подготовке сегодня приходит более широкое профессиональное образование [2]. Вследствие этого, педагогическое образование становится сегодня социокультурным механизмом влияния на ход развития личности и качество полученных результатов, в котором одним из важнейших становится формирование профессионально мобильной личности, способной к максимальной реализации своего потенциала не только в рамках одной профессии, как вертикальная мобильность, но и в условиях смены профессиональной деятельности, как горизонтальная мобильность. Таким образом, одной из важнейших компетенций бакалавра должна быть профессиональная мобильность, которая заключается в готовности к поиску и использованию новой информации, как в социальной жизни, так и в профессиональной среде, в ощущении не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Реализация этой задачи может решаться в формировании профессиональной потребности к мобильности через проектирование инвариантных технологий, овладение, как новым, так и обновленным содержанием образования, способности быстро осваивать новые виды деятельности.

Что же будет способствовать тому, чтобы будущий педагог еще в стенах вуза, получая квалификацию бакалавра, интегрировался в меняющийся мир, общество, быстро адаптировался к социальным и профессиональным трансформациям? Одним из ответов на этот непростой вопрос будет то, что в стенах вуза в процессе обучения необходимо создавать мобильную образовательную среду, условия для формирования профессиональной мобильности, возможность для использования в образовательной практике информационно-коммуникационных технологий, к которым сегодня относят технологии e-learning, компьютерного обучения, smart education.

В педагогике уже широко известен такой термин, как «мобильность», который педагоги заимствовали из социологии. «Мобильность» - понятие, которое широко используется сегодня не только в социологии, но и в науке, и технике. Изначально оно обозначало возможность быстрого реагирования на возникшие изменения, готовность к быстрой реакции и включению в какую-либо деятельность. Широко известно такое понятие, как «социальная мобильность», которая обозначает переход

пи пи

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12118.htm

научно-методический электронный журнал

Виневская А. В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12118. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12118.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ART 12118

УДК 378.147:004.9

людей из одних общественных групп в другие. Не так давно это понятие стало использоваться в педагогике. В работах ряда авторов, например, Л. А. Амировой это понятие достаточно давно и успешно используется в педагогике вообще, и в профессиональной педагогике в частности. Так, в своих работах по изучению проблемы профессионально-педагогической мобильности, развитию профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации, по развитию профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования, автор подробно и обстоятельно исследует явление мобильности в современном образовании, выявляет и научно обосновывает «сущностные характеристики (целостность, комплементарность, когерентность) и структуру (активность, готовность, адаптивность, креативность) профессиональной мобильности педагога как ценностносмыслового конструкта личности, на основе которого осуществляется диагностика уровней развития профессиональной мобильности педагога и проектирование процесса ее дальнейшего развития» [3, с.135].

Мы разделяем позицию автора в том, что профессиональная мобильность педагога - это требование времени. Профессиональная мобильность определяется средой, которая создается и формируется в зависимости от субъект-субъектного взаимодействия, целей деятельности субъектов, особенностей их личностей.

В этой связи заслуживает внимания позиция М. А. Пазюковой в том, что в высшем образовании конечная ориентация на подготовку исключительно специалиста, бакалавра или магистра сегодня недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности студента-будущего учителя, способной адаптивно реагировать на меняющиеся условия культурно-образовательной среды и отличающейся креативностью, конструктивностью, готовностью к реализации любой формы профессиональной мобильности [4].

Выстраивание и апробация возникающих моделей обучения приводит к тому, что формируется потребность во введении новых терминов и понятий, которые могут быть заимствованы из различных наук. И сегодня в образовании существует потребность во введении такой дефиниции как «мобильная образовательная среда», генетически связанной с такими понятиями, как «образовательная среда», «мобильность», «профессиональная мобильность». В данном случае важным является определение сущности и компонентов мобильной образовательной среды.

Как известно, существует несколько моделей описания образовательных сред: эколого-личностная модель В. А. Ясвина, который определяет образовательную среду как влияния и условия формирования личности по определенному образцу; коммуникативно-ориентированная модель В. В. Рубцова, которую автор определил как определенная форма сотрудничества между учащимися и педагогом и самими учащимися; антрополого-психологическая модель В. И. Слободчикова, в которой в качестве базового понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса; психо-дидактическая модель В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. А. Ясвина, концепция которой заключается в опоре на личностноориентированное образование; экопсихологический подход в построении модели образовательной среды, предложенный В. И. Пановым, основу которого составляет система психологических и педагогических условий и влияний, необходимых для развития потенций каждого [5].

В соответствии со средовым подходом мы определяем, что мобильная образовательная среда - это система, в которую необходимо включить объекты, субъекты, систему взаимодействий (интеракций) и связей, информацию (ее источники, содер-

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12118.htm

научно-методический электронный журнал

Виневская А. В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12118. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12118.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ART 12118

УДК 378.147:004.9

жание, ресурсы, условия поиска и применения). Таким образом, на сегодняшний день мобильная образовательная среда - это сложно устроенная система, которая должна быть объектом исследования и моделирования современного педагога. Таким образом, мы считаем, что использование современных информационных технологий в образовании привело к тому, что осмысление процесса формирования образовательной среды вышло на новый уровень своего развития. Структура современных образовательных сред усложнилась. Это произошло, прежде всего, за счет введения новых структурных компонентов. Одним из них является мобильность и связные с ней родственные понятия: профессиональная, личностная, академическая, интеллектуальная мобильность, профессионально мобильный тип личности, мобильное обучение, методы, ресурсы, форматы мобильного обучения.

Необходимым компонентом мобильной образовательной среды являются информация, ее сбор, содержание, источники, ресурсы, применение, где целесообразно использовать информационные компьютерные технологии.

В современной литературе достаточное количество статей о необходимости применения информационных технологий в обучении на разных уровнях. Ведь персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках будущего профессионала является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые при традиционном подходе уходили бы годы. Технологии информационного компьютерного обучения актуальны и в процессе подготовки будущего педагога, т. к. позволяют активно использовать новые знания в практической деятельности для достижения наилучшего результата. Создаются возможности использования наряду с техническими средствами специализированные программные средства: электронные учебники, программы-тренажёры, тестовые оболочки, информационные справочники (энциклопедии), демонстрационные (видео и слайд-фильмы), учебно-игровые средства, мультимедийные программные средства, которые можно использовать для фронтального, группового, индивидуального обучения, а также для самостоятельной работы дома.

Далее расскажем о практике использования информационных технологий в образовательном процессе через организацию медиа-проекта по созданию электронных учебных пособий для подготовки будущего педагога и реализацию проекта по организации Веб-школы по внедрению инклюзивной формы образования.

Как известно, текстовый учебник в бумажном варианте у современного студента уже не вызывает интереса, чего нельзя сказать о его электронном аналоге. Возможно, не стоит долго останавливаться на преимуществах электронного учебника в этой статье, поэтому акцентируем внимание читателя на технологии подготовки электронного учебника или учебного пособия силами самих студентов, которые мы применяем в ТГПИ им. А. П. Чехова.

За время обучения по педагогической дисциплине у студента и преподавателя накапливается достаточно большой объем электронных документов, текстов, слайд-шоу, презентаций, которые можно использовать в процессе подготовки учебного пособия. Наши учебники и учебные пособия студенты ТГПИ им. А. П. Чехова готовят на базе программы MS Office Publisher. Изначально определяется актуальность создания электронной книги, подбирается учебный материал в виде текстовых файлов, создается полная текстовая версия содержания учебника, формируется словарная база, производится соотнесение понятий и ссылок на них в применяемых словарях, формируется база учебных презентаций, которые также включаются в содержание учебника. Впоследствии снимаются микрофильмы, необходимые для наглядной иллюстрации

гм yj nj

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12118.htm

научно-методический электронный журнал

Виневская А. В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12118. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12118.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

ART 12118

УДК 378.147:004.9

освещаемой проблемы, формируется тестовая база и база информационных источников. Электронное учебное пособие удобно в использовании как преподавателем, так и самими студентами, т. к. способствует целостному восприятию всего изучаемого курса, «оживлению» учебного материала через видео- и анимационные средства, повышению мотивации обучения, т. к. результат деятельности - это законченный социально значимый продукт. Студенты ТГПИ им. А. П. Чехова подготовили учебные пособия «Специальная педагогика для учителя-логопеда», «Технологии педагогической работы учителя-логопеда», «Коррекционные сказки».

Защита проекта по созданию электронного учебного пособия проходит в форме его презентации. После презентации происходит обсуждение как «черно-белое» оппонирование, в котором принимают участие все слушатели.

В ТГПИ им. А. П. Чехова используется проект создания Веб-школы, что является достаточно новой формой применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Эта форма обучения и взаимообучения требует не только материальных затрат, но и изыскания интеллектуальных ресурсов. Веб-школа изначально была создана для взаимообучения, как разновидность самостоятельной работы студентов, а затем она приобрела на факультете педагогики и методики начального образования у студентов, получающихся квалификацию «бакалавр педагогики» широкую популярность. Механизм работы веб-школы достаточно прост. Преподавателем из числа студентов образуется рабочая группа, которая набирается по числу тем, предложенных для самостоятельного изучения. По каждой теме студент проводит вебинар, к которому заранее готовит доклад и презентацию. Вебинар организуется на платформе программного модуля iMind. Время и график проведения вебинаров согласуются с преподавателем и выпадают на вечерние часы. В вебинаре участвует одна группа, хотя при желании могут подключиться и другие слушатели. Студенты ТГПИ им. А. П. Чехова подготовили следующие веб-школы: «Социальная модель понимания инвалидности, «Инклюзивное образование как реализация права на образование», «Ваш ребенок обучается в инклюзивной школе».

По мнению профессора В. П. Тихомирова, дистанционное образование и электронное обучение положили начало новому общемировому явлению - smart education.

Со слов профессора В. П. Тихомирова, ситуацию в образовании во всем мире сегодня можно назвать «цифровым разрывом». Это означает, что одни страны находятся далеко впереди в информатизации и интернетизации, а другие отстают. К отстающим странам относится и Россия. Поэтому на ближайшие десятилетия нужно ставить задачи получения нового дополнительного эффекта от информационных технологий. С его слов, мы являемся свидетелями постепенной электронизации всех сфер. И в первую очередь речь идет об эффективной организации и результативности самого образовательного процесса [6]. На образовательную арену должно выйти smart education. И проблемой здесь является включение в образовательный контент новых знаний, которые прирастают с неимоверной скоростью, но такая система работы предъявляет абсолютно новые требования к компетенции, как преподавателя вуза, так и будущего бакалавра.

Именно поэтому информационные технологии имеют далеко идущие перспективы в образовательном процессе вуза, в формировании профессиональной мобильности будущего бакалавра и создании мобильной образовательной среды.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12118.htm

КОНТ тнггт

научно-методический электронный журнал ART 12118 УДК 378.147:004.9

Виневская А. В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12118. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12118.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Федеральный государственный образовательный стандарт. - URL: ftp://www.edu.ru/db/portal/spe/ archiv_new.htm.

2. Пазюкова М. А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: автореф. дис. канд. пед. наук. - Иркутск: Иркут. гос. пед. ун-т, 2003. - 21 с.

3. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа: Восточный университет, 2006. - 460 с.

4. Пазюкова М. А. Указ. соч.

5. Савенков А. Образовательная среда // Школьный психолог. - 2008. - № 19. - С. 4-5.

6. Тихомиров В. П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда ИНТЕРНЕТ-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета. - М.: Издательство МЭСИ, 2000. - 332 с.

Vinevskaya Anna,

PhD, vice professor of the Taganrog State Pedagogical Institute named by A. P. Chekhov, Taganrog [email protected]

Using the potential of information technology to create a mobile learning environment Summary. In article it is told about use of information technologies in formation of professional mobility of the bachelor of pedagogics. The graduate who has received qualification of the bachelor of pedagogics should be prepared for design of pedagogical process, to own professional activity; to creation of interpersonal and business relations; to mobile interaction with the sociocultural and professional environment, to creation of own mobile educational environment. In article conditions of formation of professional issn 2304-120X mobility of the bachelor of pedagogics by means of information technologies in TGPI of a name of A. P. Chekhov are considered.

Keywords: information technologies, professional mobility, bachelor of pedagogics, formation of professional mobility, mobile educational environment. 9

977230412012809

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12118.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.