Научная статья на тему 'Информационные технологии в педагогическом вузе как средство создания мобильной образовательной среды'

Информационные технологии в педагогическом вузе как средство создания мобильной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / МОБИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виневская Анна Вячеславовна

В статье рассматривается потенциал информационных технологий в создании в вузе мобильной образовательной среды в процессе подготовки будущего учителя. Исследуется понятие «мобильная образовательная среда».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в педагогическом вузе как средство создания мобильной образовательной среды»

УДК 378

Виневская Анна Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова, annkurepina@rambler.ru, г. Таганрог

информационные технологии в педагогическом вузе КАК СРЕДСТВО создания МОБИЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматривается потенциал информационных технологий в создании в вузе мобильной образовательной среды в процессе подготовки будущего учителя. Исследуется понятие «мобильная образовательная среда».

Ключевые слова: информационные технологии, подготовка будущего учителя, мобильная образовательная среда.

Vinevskaya Anna Vaycheslavovna

Candidat of Pedagogycal Sciences, Associate Professor of elementary education pedagogics, at the Taganrog state of Departament ofpedagogical institute of a named after A. P. Chehov, annkurepina@ram-bler.ru, Taganrog

INFORMATION TECHNOLOGIES IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS A TOOL FOR THE MOBILE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract. In article the potential of information technologies in higher education institution of the mobile educational environment in the course of preparation of future teacher is described the new concept “the mobile educational environment” of offered.

Keywords: information technologies, preparation of future teacher, mobile educational environment.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как нормативный документ, в котором регламентируются условия качества подготовки выпускника, утверждает эталон будущего педагога - профессионала, работающего в системе общего и специального образования, имеющего системное мышление, способность к осознанной рефлексии, творческую активность, высокий уровень личностного развития, профессиональную мобильность и адаптивность.

В силу этого, одной из задач модернизации российской образовательной системы является создание многоуровневой системы высшего образования «бакалавриат - магистратура». Переход высшего образования на многоуровневую систему требует пересмотра процесса организации учебной деятельности. Согласно модели «Российское образование-2020», проекту Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, бакалавриат является

фундаментом для последующего выбора как профессионального маршрута (магистратура, система дополнительного образования, работа и др.), так и личностной траектории развития, что свидетельствует о необходимости овладения бакалавром технологиями и приёмами профессионального обучения. Звание «бакалавр» - это образовательная и научная база для многих профессий. А деятельность бакалавра педагогики направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности. А выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с пробле-

мой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) [5].

Таким образом, можно сказать, что выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Однако переход на двухуровневую систему обучения в настоящее время методически не совсем подготовлен. Исследования в области методики обучения бакалавров проходят одновременно с процессом модернизации высшего образования, что, несомненно, вызывает определенные трудности в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных бакалавров.

Как уже было сказано, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования четко указывает на то, что будущий педагог должен владеть различными профессиональными компетенциями, которые очерчиваются как способность и готовность к различным профессиональным видам деятельности, а на смену узкоспециальной подготовке сегодня приходит более широкое профессиональное образование [2]. Вследствие этого, педагогическое образование становится сегодня социокультурным механизмом влияния на ход развития личности и качество полученных результатов, в котором одним из важнейших становится формирование профессионально мобильной личности, способной к максимальной реализации своего потенциала не только в рамках одной профессии, как вертикальная мобильность, но и в условиях смены профессиональной деятельности, как горизонтальная мобильность. Таким образом, одной из важнейших компетенций бакалавра должна быть про-

фессиональная мобильность, которая заключается в готовности к поиску и использованию новой информации, как в социальной жизни, так и в профессиональной среде, в ощущении не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Реализация этой задачи может решаться в формировании профессиональной потребности к мобильности через проектирование инвариантных технологий, овладение, как новым, так и обновленным содержанием образования, способности быстро осваивать новые виды деятельности.

Что же будет способствовать тому, чтобы будущий педагог еще в стенах вуза, получая квалификацию бакалавра, интегрировался в меняющийся мир, общество, быстро адаптировался к социальным и профессиональным трансформациям? Одним из ответов на этот непростой вопрос будет то, что в стенах вуза в процессе обучения необходимо создавать мобильную образовательную среду - условия для формирования профессиональной мобильности, возможность для использования в образовательной практике информационно-коммуникационных технологий.

В педагогике уже широко известен такой термин, как «мобильность», который педагоги заимствовали из социологии. Мобильность - понятие, которое широко используется сегодня не только в социологии, но и в науке, и технике. Изначально оно обозначало возможность быстрого реагирования на возникшие изменения, готовность к быстрой реакции и включению в какую-либо деятельность. В работах ряда авторов, например, Л. А. Амировой, это понятие достаточно давно и успешно используется в педагогике вообще, и в профессиональной педагогике в частности. Так, в своих работах по изучению проблемы профессионально-педагогической мобильности, развитию профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации, по развитию профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования, автор подробно и обстоятельно исследует явление мобильности в современном образовании, выявляет и научно обосновывает «сущностные характеристики (целостность, комплементарность, когерентность) и структуру (активность, готовность, адаптивность, креативность)

профессиональной мобильности педагога как ценностно-смыслового конструкта личности, на основе которого осуществляется диагностика уровней развития профессиональной мобильности педагога и проектирование процесса ее дальнейшего развития» [1, с. 135].

Мы разделяем позицию автора в том, что профессиональная мобильность педагога -это требование времени. Профессиональная мобильность определяется средой, которая создается и формируется в зависимости от субъект-субъектного взаимодействия, целей деятельности субъектов, особенностей их личностей.

В этой связи заслуживает внимания позиция М. А. Пазюковой в том, что в высшем образовании конечная ориентация на подготовку исключительно специалиста, бакалавра или магистра сегодня недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности студента - будущего учителя, способной адаптивно реагировать на меняющиеся условия культурно-образовательной среды и отличающейся креативностью, конструктивностью, готовностью к реализации любой формы профессиональной мобильности [2].

Выстраивание и апробация возникающих моделей обучения приводит к тому, что формируется потребность во введении новых терминов и понятий, которые могут быть заимствованы из различных наук. И сегодня в образовании существует потребность во введении такой дефиниции как «мобильная образовательная среда» (термин наш -Виневская А. В.), генетически связанной с такими понятиями, как «образовательная среда», «мобильность», «профессиональная мобильность». В данном случае важным является определение сущности и компонентов мобильной образовательной среды.

Как известно, существует несколько моделей описания образовательных сред: эко-лого-личностная модель В. А. Ясвина, который определяет образовательную среду как влияния и условия формирования личности по определенному образцу; коммуникативно-ориентированная модель В. В. Рубцова, которую автор определил как определенная форма сотрудничества между учащимися и педагогом и самими учащимися; антро-полого-психологическая модель В. И. Сло-бодчикова, в которой в качестве базового

понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса; пси-хо-дидактическая модель В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. А. Ясвина, концепция которой заключается в опоре на личностно-ориентированное образование; экопси-хологический подход в построении модели образовательной среды, предложенный В. И. Пановым, основу которого составляет система психологических и педагогических условий и влияний, необходимых для развития потенций каждого [3].

В соответствии со средовым подходом мы определяем, что мобильная образовательная среда - это система, в которую необходимо включить объекты, субъекты, систему взаимодействий (интеракций) и связей, информацию (ее источники, содержание, ресурсы, условия поиска и применения). Таким образом, на сегодняшний день мобильная образовательная среда - это сложно устроенная система, которая должна быть объектом исследования и моделирования современного педагога. Таким образом, мы считаем, что использование современных информационных технологий в образовании привело к тому, что осмысление процесса формирования образовательной среды вышло на новый уровень своего развития. Структура современных образовательных сред усложнилась. Это произошло, прежде всего, за счет введения новых структурных компонентов. Одним из них является мобильность и связные с ней родственные понятия: профессиональная, личностная, академическая, интеллектуальная мобильность, профессионально мобильный тип личности, мобильное обучение, методы, ресурсы, форматы мобильного обучения.

Необходимым компонентом мобильной образовательной среды являются информация, ее сбор, содержание, источники, ресурсы, применение, где целесообразно использовать информационные компьютерные технологии.

В современной литературе достаточное количество статей о необходимости применения информационных технологий в обучении на разных уровнях. Ведь персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением в руках будущего профессионала является мощным развивающим сред-

ством, способным быстро реализовывать задачи, на которые при традиционном подходе уходили бы годы. Технологии информационного компьютерного обучения актуальны и в процессе подготовки будущего педагога, т. к. позволяют активно использовать новые знания в практической деятельности для достижения наилучшего результата. Создаются возможности использования наряду с техническими средствами специализированные программные средства: электронные учебники; программы-тренажеры; тестовые оболочки; информационные справочники (энциклопедии); демонстрационные (видео и слайд - фильмы); учебно-игровые средства; мультимедийные программные средства, которые можно использовать для фронтального, группового, индивидуального обучения, а также для самостоятельной работы дома.

По мнению профессора В. П. Тихомирова ситуацию в образовании во всем мире сегодня можно назвать «цифровым разрывом». Это означает, что одни страны находятся далеко впереди в информатизации и интернетизации, а другие отстают. К отстающим странам относится и Россия. Поэтому на ближайшие десятилетия нужно ставить задачи получения нового дополнительного эффекта от информационных технологий. Мы являемся свидетелями постепенной электронизации всех сфер. И в первую очередь речь идет об эффективной организации и результативности самого образовательно-

го процесса [4]. И проблемой здесь является включение в образовательный контент новых знаний, которые прирастают с неимоверной скоростью, но такая система работы предъявляет абсолютно новые требования к компетенции как преподавателя вуза, так и будущего бакалавра.

Именно поэтому информационные технологии имеют далеко идущие перспективы в образовательном процессе вуза, в формировании профессиональной мобильности будущего бакалавра и создании мобильной образовательной среды.

Библиографический список

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации - Уфа: Восточный университет, 2006. - 460 с.

2. Пазюкова М. А. Развитие социально-профессиональной мобильности студентов педагогического колледжа - Иркутск, 2003. - 180с.

3. Савенков А. В. Образовательная среда. // 2008, - №8. - [Электронный ресурс] URL: https://psy.1september.ru/view_article.php? ГО=200802001. - [Дата обращения: 21.07.2012]

4. Тихомиров В. П. Среда ИНТЕРНЕТ-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета. - М.: Издательство МЭСИ, 2000. - 332с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL:

edu.ru/db/portal/spe/archiv_new. htm. -[Дата обращения: 20.07.2012]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.