В. А. Красильникова
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ ЕДИНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ ОБЛАСТИ
В статье изложены возможности использования современных информационных технологий в создании единой системы управления социальной инфрастуктурой области. Поиск механизма взаимодействия и согласованной работы всех заинтересованных структур области в развитии образовательного и культурного уровня населения области является основной идеей предлагаемой публикации.
Жизнь человека в современном мире происходит в непрерывном накоплении и обновлении информации общеобразовательной, профессиональной, имеющей отношение к формированию личности культурного человека, удовлетворению духовных запросов человека, несмотря на все сложности экономического характера. В настоящее время все страны мира стремятся объединить информационные ресурсы в единую мировую сеть, открыть доступ к накопленным знаниям, методикам обучения, больше узнать о жизни живущих на земле людей. Идет нарастающая лавина реорганизации системы образования на основе использования современных информационных технологий и систем управления.
Использование возможностей современных информационных технологий и средств связи с выходом в глобальную сеть Интернет позволяет создать условия для развития и распространения нового способа общения между людьми, укрепления культурных связей, повышения эффективности управления инфраструктурой района (страны). Все сказанное сводится к необходимости выравнивания условий жизни отдаленных районов с условиями жизни в центральных городах для себя, своих детей и внуков (в первую очередь на информационно-коммуникативном уровне).
Для выполнения такой огромной и значимой работы необходимо объединение кадрового потенциала, творческих идей высшей школы, представителей всех органов управления социальной сферой района, всех специалистов области, в первую очередь педагогов школ, материально-финансовая и моральная поддержка инициатив органами местного самоуправления, административными органами управления района и области.
Использование современных информационных технологий для совершенствования системы управления образованием предлагаем рассмотреть по следующим направлениям:
1. Система «малой автоматизации» для отработки технологии документооборота в системе образования;
2. Многоуровневая автоматизированная информационная система управления образованием области;
3. Автоматизированная информационная система управления социальной инфраструктурой района на основе создания информационных центров района, используя принципы социального партнерства различных заинтересованных в развитии района сторон;
4. Информационная система управления подготовкой и переподготовкой педагогических кадров и других специалистов, использующая технологии дистанционного образования.
Рассмотрим на концептуальном уровне выделенные направления.
I. Разработка системы «малой автоматизации» для отработки технологии документооборота в системе образования
Учитывая огромный документооборот и достаточно значительные сроки, необходимые для выполнения проекта, уже в настоящее время возможна «малая автоматизация» документооборота по составлению различных отчетов, учебных планов, составлению типовых приказов и т.п.
«Малая автоматизация» предполагает централизованную подготовку шаблонов электронных документов и распространение их в электронном виде по e-mail, на дискетах по тем подразделениям и организациям, которые находятся в подчинении Главного управления образования например, куда должны «стекаться» отчетные материалы в электронном виде. Главное в этом достаточно простом подходе к упрощению системы сбора отчетов и подготовки итогового отчета - использование электронных шаблонов документов, разработанных одним центральным управляющим звеном. Информационному отделу необходимо очень тщательно продумать структуры необ-
ходимых документов и представить в электронном виде все формы отчетности для вышестоящих организаций, Министерства образования например, для чего необходимо:
• разработать шаблоны основного пакета документов;
• подготовить электронные шаблоны документов;
• выделить место на сервере для размещения документов и их шаблонов;
• сформировать пакет материалов на дискете, размножить по отделам (для тех подразделений, которые не имеют выхода в компьютерную сеть);
• обучить сотрудников отделов правильному заполнению шаблонов и использованию документов общего доступа;
• передачу документов вести только в виде разработанного формата;
• выделить технически оснащенную группу для ведения сбора и дальнейшей обработки информации.
Рассмотренный вид подготовки документов достаточно прост и не требует значительных затрат на его реализацию, но имеет существенные ограничения для повышения эффективности системы управления.
II. Многоуровневая автоматизированная информационная система управления образованием области
Автоматизированной информационной системой управления (АИС) называется система управления, ориентированная на широкое и комплексное применение технических средств и экономико-математических методов для решения информационных задач управления.
Главной целью организационной структуры АИС является эффективное использование информации.
Структура, препятствующая свободному течению информации, не обеспечивает гибкости, эффективности развития и использования ее в управлении вузом (любым учреждением).
Информация - один из главных компонентов труда административного и инженерного корпуса. Информация - это ценность, актив любого учреждения, информация должна быть проанализирована на предмет приоритета и прав доступа к использованию. Информация может иметь коммерческую
ценность, определять политику учреждения.
Неоправданная задержка информации или желание ее засекретить в личных целях, поставить под жесткий централизованный контроль - все это лихорадит работу учреждения или системы управления в целом. Доступ должен быть обеспечен к любой информации при соответствующем контроле приоритетов.
В настоящее время наибольшее развитие получили АИС различными производственно-технологическими процессами или автоматизация в области бухгалтерского учета различного направления, т.е. те сферы жизнедеятельности человека, которые могли дать значительную экономическую эффективность за счет снижения стоимости выпускаемой продукции, ускорения оборачиваемости средств, повышения качества выпускаемой продукции, сокращения времени обработки бухгалтерской информации и т.д.
Ввиду часто изменяемых шаблонов документов, динамичности структур управления меньше уделялось и уделяется внимания автоматизации:
1. Управления делопроизводством (движение документов, подготовка и распространение шаблонов документов, методических указаний, рабочих и учебных планов, форм самообследования работы кафедр и деканатов, других учебных подразделений, стандартных форм отчетов по различным направлениям);
2. Ведения документов в отделах управления кадрами;
3. Анализа выполнения приказов и поручений;
4. Управления подготовки принятия решений в различных подразделениях учебного заведения;
5. Социально-экономической сферы и т.п.
А нужна ли автоматизация этой стороны жизнедеятельно сти человека? Если да, какие можно ожидать результаты от внедрения, предположим, уже разработанной АИС конкретно? И дает ли это какой-то эффект?
Наиболее общими причинами внедрения новых технологий управления жизнедеятельностью организации, учреждения, вуза, предприятия могут быть следующие:
1. Сокращение различных бюрократических барьеров между подразделениями;
2. Устранение необоснованного дублирования работ, выполняемых в различных подразделениях учреждения;
3. Уменьшение влияния заинтересованности отдельных личностей (руководителей подраз-
делений) на ход выполнения каких-либо работ (решений) в пользу своего подразделения, причем достаточно часто от такого вмешательства страдает результат общего дела;
4. Устранение субъективистских, волюнтаристских решений со стороны отдельных руководителей подразделений и снижение отрицательного влияния такого стиля руководства на общий ход управления;
5. Наконец, сокращение времени принятия решений или простое прохождение обычных дел без необоснованных задержек (оформление командировок, отпусков и т.п.);
6. Повышение квалификации персонала подразделений;
7. Перераспределение кадров и профессиональная переориентация избыточной части персонала управления.
Попытаемся представить - готовы ли большинство вузов, управлений образования различного уровня и других организаций к такому пересмотру своей устоявшейся жизнедеятельности, где, несомненно, действует закон нормального распределения: 1/3 персонала практически не работает, 1/3 персонала (и, скорее всего, даже меньше) работает за двоих-троих и 1/3 - нормальная составляющая - работает ровно, в одном темпе, не напрягаясь.
В связи с тем, что АИС оказывает влияние на все службы и подразделения, в интересах конкретного учреждения или органов управления совершенно необходимо, чтобы руководители всех подразделений были хорошо ознакомлены с основными возможностями, аспектами внедрения и эксплуатации АИС.
При разработке АИС необходимо выделить ряд важных моментов:
1. Должна быть заинтересованность в реорганизации управления вузом/организацией со стороны высшего руководства;
2. Необходимо провести предварительно анализ работы всех подразделений вуза/организации, изучить движение информационных потоков между всеми подразделениями организации;
3. Определить основные задачи подразделений и выявить необходимые функции последних, определить задачи статистической обработки информации; выходные формы всех основных документов;
4. Разработать в соответствии с проведенным анализом и полученными результатами оптимизацию движения информационных потоков,
их подчиненность (вертикаль) и соподчинен-ность (горизонталь). Именно этот этап работы над проектом даст массу информации для улучшения структуры управления учреждением;
5. Представить результаты анализа работ учреждения 1-му ответственному лицу с предложениями реструктуризации системы управления последним;
6. После получения принципиального согласия со стороны первого ответственного лица на необходимую реструктуризацию учреждения начинается этап разработки проекта АИС.
Одной из самых серьезных ошибок, как показывает анализ литературы и ранее выполненных разрозненных работ по автоматизации делопроизводства отдельными подразделениями нашего университета, является решение автоматизировать процессы управления в рамках традиционно существующей организационной структуры управления/вуза/ другой организации, которая сложилась до появления компьютеров, как правило, содержащие много иерархий, отдельных несвязанных задач и специфических процедур связи. Именно поэтому разработка ЕДИНОГО проекта АИС и его реализация должна быть одобрена и постоянно курируема одним из первых руководителей организации.
Критерием правильности выбора новой структуры управления организацией является соответствие результатов работы системы заданным целям.
Организационная структура вуза/управления/организации должна дать четкое определение роли подразделений, их взаимосвязи и иерархии. Новая структура системы управления должна обеспечить отсутствие или устранение барьеров между различными подразделениями.
Анализ структур управления организации показывает, что удаление барьеров ведет к расширению конкретных рабочих заданий, причем процесс взаимодействий идет как по горизонтали, так и по вертикали, и перераспределению конкретных видов работ по различным подразделениям и уровням.
В рамках изменений структуры организации могут появиться новые направления работ и новые профессии персонала, а также не исключены изменения границ (и не только функциональных) между различными подразделениями учреждений.
При разработке АИС любого учреждения или системы управления ошибочно начинать отдельные разработки без анализа всего комп-
лекса документооборота. Такой подход к разработке АИС может привести к усложнению в управлении, еще большей путанице, увеличению трудности выполнения разработок и снижению общей производительности работ (принцип «островной автоматизации» - разработка пакетов программ, несвязанных единой логикой).
Разработка хорошо продуманной целостной структуры АИС организации повышает производительность труда и повышает оперативность обмена информацией, а значит и оперативность принятия решений.
При разработке и внедрении АИС организации необходимо обратить внимание еще на ряд аспектов, сопровождающих разработку и - главное - внедрение проекта:
1. Психологический аспект сопротивления внедрению АИС и, в первую очередь, со стороны руководителей среднего звена;
2. Необходимость обучения работе в новой среде управления и современному делопроизводству всего управленческого персонала. Организация обучения и сама суть обучения должна соответствовать категориям пользователей;
3. Необходимость создания и поддержки группы разработки и сопровождения выполненных разработок АИС, полностью оснащенной всей необходимой и соответствующей уровню решаемых задач техникой;
4. Различные формы организационной, моральной и материальной поддержки сотрудников, работающих над проектом.
Мы предлагаем рассмотреть подход, использующий принцип создания информационно-образовательных центров в районах с выходом на Главное управление образования области.
В чем суть предлагаемого подхода к построению автоматизированной информационной системы образования области? Разработка, используя подход к проектированию системы управления сверху-вниз, трехуровневой автоматизированной информационной системы управления всеми процессами образования области.
Для разработки такой системы необходимо создать информационный центр в Главном управлении образования области. Проектирование системы должно отражать все необходимые этапы подготовки и проектирования единой информационной системы. Проектирование и всю остальную работу выполняют квалифицированные программисты, а не отдельные учителя (даже самые талан-
тливые и грамотные) и тем более не ученики, а штатные сотрудники центра, разрабатывающие и сопровождающие работу системы. Разумеется, эта работа серьезная, здесь много проблем и сложностей. Решать такую задачу отдельными школами и коллективами можно, разумеется, на каком-то уровне, но достичь той цели, ради которой создается автоматизированная система управления, удастся только при согласованности действий всех участников процесса. Причины несогласованности возникают не только субъективного характера: желание отдельных коллективов использовать лучшие, по мнению конкретных разработчиков, инструментальные программные средства; выбор операционной системы, выбор многопользовательской системы управления базой данных, выбор структуры полей различных таблиц базы данных и тому подобное - не буду вдаваться в подробности разработки системы - это совсем другая статья. Для нас было главное в этой статье показать возможные подходы к совершенствованию системы управления образовательными учреждениями области на основе современных информационных технологий.
III. Информационная система управления социальной инфраструктурой района на основе создания культурно-информационных центров района
Создать автоматизированную информационную систему управления образовательным пространством области можно по-разному. Главная задача при разработке системы - согласованные действия различных обеспечивающих нормальную жизнеспособность социальных структур районов.
Выполнение работы по совершенствованию управления социальной инфраструктурой района желательно вести совместно с администрацией и всеми социальными службами района. Разработка проекта такого центра была проведена и проанализирована на совместном семинаре руководителей администрации муниципального образования г. Кувандык и Кувандыкского района под руководством представителей Центра стратегического планирования при Президенте РФ, на котором присутствовали представители вузов г. Оренбурга и большинство руководителей всех структур района.
Задачи культурно-информационного центра:
1. Организация служб центра «КУВАНДЫК», ведение информационного общения для инф-
СТРУКТУРА ТРЕХ-УРОВНЕВОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ОБЛАСТИ
раструктур района и различных сообществ с привлечением лиц с ограниченными физическими возможностями.
2. Разработка общей структуры и дизайна сайта культурно-информационного центра и отдельных Web-страниц для соответствующих инфраструктур, сообществ, личных страниц.
3. Взаимодействие центра с учреждениями культуры, образования, другими социальными структурами.
4. Подготовка и размещение на сайте информации о событиях культурной жизни района, установление новых культурных связей района, составление карты культурного наследия жизни района. Подготовка методических и инструктивных материалов для различных инфраструктур.
5. Подбор и размещение информации в соответствии с запросами представителей инфраструктур района на сервере Центра.
6. Ведение рубрик информационного сайта «Ку-вандык».
7. Разработка плана подготовки, переподготовки и непрерывного повышения квалификации представителей различных социальных структур и культурно-образовательных учреждений Кувандыкского района по использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.
8. Организация компьютерных классов свободного доступа для населения с выходом в кор-
поративную сеть района и глобальную сеть Интернет Организация обучения лиц с ограниченными физическими возможностями для работы на компьютере и современными средствами связи.
9. Работа с культурно-просветительными учреждениями по повышению посещения районной библиотеки г. Кувандык через компьютерные классы свободного доступа.
10. Поиск и размещение информационно-методических материалов для обучения и повышения квалификации специалистов;
11. Обеспечение нормального функционирования техники и связи.
12. Подбор необходимого программного обеспечения для ряда задач и работа с ним.
13. Техническое обслуживание компьютерных классов свободного доступа и в школах удаленных сел.
Функции культурно-информационного центра района:
1. Создание базы данных с целью оперативного информационного обеспечения социальных инфраструктур района, что позволит повысить активность и согласованность действий различных служб;
2. Организация системы информационно-методической поддержки, подготовки и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, представителей общественных
организаций, культурных и социальных учреждений, района по использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности;
3. Предоставление условий для повышения культурного уровня населения и получения образования жителями района без отрыва от производства и места жительства, особенно для лиц с ограниченными физическими возможностями, на основе активного использования современных средств связи и технологии дистанционного обучения;
4. Предоставление возможности гражданам района в установлении связей по интересам с другими лицами и сообществами с использованием компьютерных классов свободного доступа, имеющих выход в корпоративную сеть района и глобальную сеть Internet.
Объективная необходимость реализации проекта просматривается в положительной тенденции возрождения экономики страны, поэтому необходимо решение проблем упорядочения и повышения эффективности информационного обеспечения различных структур района как фактора способствующего оперативному взаимодействию различных структур управления всеми сторонами жизни
района. Результаты проекта могут быть внедрены и получат дальнейшее свое развитие в силу заинтересованности административных и других структур уже на первом этапе его существования. В дальнейшем будет наблюдаться развитие устойчивой деятельности общественных организаций региональных сообществ, проект будет способствовать формированию благоприятной среды для деятельности различных коммерческих организаций, позитивного отношения и поддержки их деятельности со стороны общественности, государства и бизнеса. Выполнение и дальнейшее развитие проекта позволит развивать социальные инициативы, повысить активность населения в решении общих проблем.
Реализация рассматриваемого проекта создания культурно-информационного центра района может иметь объективные и субъективные механизмы поддержки.
Создание культурно-информационного центра на последующих этапах своего развития позволит задействовать и экономический механизм самофинансирования и саморазвития через предоставление различных информационных и образовательных услуг, размещения рекламы на сайте района (первый разрабатываемый информационный центр и сайт «КУВАНДЫК»), что может привлечь
ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА РАЙОНА
Система общего, начального и среднего профессионального образования
Система подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов района
Служба информационной поддержки профессиональной работы пограничной службы района
Культурно-просветительные заведения района, общение с другими сообществами и формирование внешнего имиджа района
Культурно-информационный центр «Кувандык»
Информационная служба административно-хозяйственной системы управления района
Система социальной защиты населения и реабилитации инвалидов, здравоохранения
Система развития спорта, развития здорового образа жизни и туризма района
спонсоров для развития района, организовать различные услуги по установлению связей, поиску, например, партнеров по бизнесу.
Использование возможностей современных информационных технологий и средств связи с выходом в глобальную сеть Интернет позволяет создать условия для повышения культурно-образовательного уровня населения, укрепления культурных связей, развития и распространения нового способа общения между людьми, повышения эффективности управления инфраструктурой района (страны). Создание таких условий важно особенно для приграничных районов, поскольку состояние демографической ситуации в приграничных районах определяет спокойствие жизни всей страны.
Как ранее мы отмечали - все сводится к необходимости выравнивания условий жизни отдаленных приграничных районов с условиями жизни в центральных городах для себя, своих детей и внуков (в первую очередь на информационно-коммуникативном уровне). Выделенная проблема и необходимость ее решения характерна не только для Кувандыкского района, но для любого пограничного района ПФО и страны или удаленного сельского района, последнее только подчеркивает значимость предложенного проекта.
Значение информационного центра для района:
1. Созданный культурно-информационный центр «КУВАНДЫК» в г. Кувандык Оренбургской области как фактор повышения социальной активности жизни населения района, как фактор сближения, в определенной степени, условий информационно-культурной жизни населения приграничных поселений района с городами;
2. Повышение культурно-образовательного, профессионального и информационно-коммуникативного уровня жизни населения поселка (района);
3. Модернизация работы культурно-просветительской и образовательной систем Кувандык-ского района на основе активного использования современных информационных технологий и технологии дистанционного обучения;
4. Стабилизация, в определенной степени, демографической ситуации в приграничных районах и создание условий улучшения культурно-образовательного, социально-психологического и коммуникативного уровня жизни населения.
для области:
1. Разработанный и апробированный механизм взаимодействия администраций управления районами, органов управления образования с учебными заведениями района, другими социальными структурами и сообществами на условиях социального партнерства;
2. Создание модели единой культурно-информационной среды района на основе активного использования современных информационных и педагогических технологий, современных средств связи и возможности ее внедрения в другие районы области;
3. Система подготовки, переподготовки и непрерывного повышения квалификации и аттестации педагогических кадров и других специалистов области на основе использования современных информационных технологий и технологии дистанционного обучения;
4. Модернизация системы образования области на основе разработанной и апробированной модели единого культурно-образовательного пространства, активно использующей современные информационные технологии и технологии дистанционного обучения;
5. Объединение творческих сил области для решения проблем в системе образования и улучшения демографической ситуации в приграничных районах для обмена опытом выполненных наработок с целью модернизации и совершенствования системы образования области.
для округа:
1. Созданная и отработанная система повышения социальной активности населения района, улучшения социально-психологической и демографической ситуации в приграничных/ удаленных районах через выравнивание информационно-образовательного и культурного уровня жизни приграничных/удаленных районов и города;
2. Распространение результатов комплексного подхода к решению, в определенной степени, проблем повышения социальной активности населения, улучшения демографической ситуации в районе, применения культурно-информационной среды приграничного/удаленного района, разработанной для Оренбургской области, в другие области и округа страны;
3. Объединение творческих сил высших учебных заведений области, различных сообществ и административных структур для улучшения демографической ситуации в приграничных/
СТРУКТУРА РАЙОННОГО ЦЕНТРА «КУВАНДЫК» И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
координационный совет по управлению работой культурно-информационного центра «куванды1к»
(представители администрации и социальной инфраструктуры района)
культурно-информационный центр «куванды1к»
Организационно-методическая служба
Служба культурно-информационных связей
Служба программно-технического обслуживания
I
I
Удаленные пользователи
Компьютерные классы свободного доступа
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА (КИЦ) «КУВАНДЫК» С СОЦИАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ РАЙОНА
удаленных районах, для обмена опытом выполненных наработок и совершенствования культурно-образовательной среды региона.
ГУ. Информационная система развития дистанционного образования в области
Одним из важных компонентов повышения уровня образования области, страны и других стран мира является хорошо организованная система управления и программно-методического обеспечения дистанционного образования (ДО). Возможно, должна быть единая система управления дистанционным образованием для всей страны, но, учитывая, что технологии ДО в нашей стране только развиваются, по нашему мнению, и не должно быть единой устоявшейся технологии дистанционного образования в стране. Кроме того, каждая область имеет свой (и достаточно значимый по особенностям и объемам) региональный компонент системы образования. Предлагаем рассмотреть концептуальный подход к созданию и развитию системы дистанционного образования области.
Дистанционное образования (ДО), развитие которого идет по всему миру, дает возможность непрерывного повышения уровня образования любому человеку, где бы он ни находился.
Для внедрения технологии дистанционного образования в Оренбургской области необходимо провести достаточно серьезную подготовительную организационную работу и, в первую очередь, решить ряд проблем:
1. Создать областной центр дистанционного образования, поскольку новая технология необходима всем образовательным учреждениям, системе переподготовки населения (в том числе и незанятого), органам социальной защиты населения, работодателям для повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников;
2. Наработать программно-методическое обеспечение технологии ДО по интересующим специальностям (используя опыт и результаты работы центра дистанционного образования университета);
3. Создать систему дисплейных классов (методических кабинетов ДО) общего доступа в районах области. Работа удаленных дисплейных классов свободного доступа должна обеспечиваться организационно и методически областным центром дистанционного образования.
Создание методических кабинетов в ряде наиболее крупных районов области позволило бы по-
высить уровень компьютерной грамотности населения, предоставить возможность школьникам вести подготовку в вузы по разработанным электронным учебникам, осуществлять непрерывную переподготовку кадров без выезда к месту обучения, предоставить возможность всем желающим повысить свой уровень образования и культуры. Все сказанное может оказать благоприятное воздействие на состояние социально-психологического климата и создание единой информационно-образовательной среды области.
Учитывая важность совершенствования системы управления учреждениями образования Оренбургской области, а также важность и сложность организации и становления системы дистанционного образования для области, необходима консолидация всех государственных институтов, имеющих прямое или опосредованное отношение к образовательному процессу, администрации области и всех заинтересованных сторон в развитии экономики, а значит и образования области, необходимо создание: единого научно-методического совета образования области, областного центра дистанционного образования, областной Ассоциации, поддерживающей систему образования области (рабочее название «ОРЬ»).
Задачи Ассоциации:
1. Создание единого информационно-образовательного пространства Оренбургской области;
2. Совершенствование и частичная реорганизация системы образования области на основе единой концепции внедрения современных информационных технологий с целью совершенствования системы управления учебными заведениями;
3. Расширение культурно-образовательных связей и более тесное сотрудничество области как с регионами России, так и с другими странами в области развития и поддержки экономики и образования области;
4. Создание областного попечительского совета и фонда грантов «ОРЬ» для поддержки разработок перспективного направления в области науки и образования.
Членами ассоциации могут стать:
- областные и городские органы управления образованием, комитет по науке и региональной политике в области образования;
- высшие учебные заведения Оренбургской и других областей страны;
- высшие учебные заведения города, области, страны;
- техникумы, гимназии, колледжи, школы области и города, а также любых других регионов страны;
- центры повышения квалификации и переподготовки специалистов области;
- общественные и государственные организации поддержки и социальной реабилитации инвалидов войн и инвалидов среди молодежи;
- центры подготовки и переподготовки незанятого населения области;
- центры дополнительного образования области, города;
- библиотеки и музеи города и области, общественные и культурные центры области;
- предприятия области, города;
- комитеты по делам молодежи;
- любые юридические лица;
- любые физические лица.
Управление Ассоциацией «ОРЬ»
• попечительский совет из состава ответственных руководящих лиц, входящих в Ассоциацию подструктур;
• единый научно-методический Совет образования области, состоящий из ученых и ведущих педагогов области.
Для реализации проекта «ОРЬ» необходимы, в первую очередь, организационные меры по координации работ в области информатизации образования в школах и вузах области и определенная материально-техническая поддержка со стороны административных и промышленных кругов области.
Предложения по созданию системы дистанционного образования в области:
- создать областной центр дистанционного образования области (ОЦДО) на базе ЦДО ОГУ;
СТРУКТУРА АССОЦИАЦИИ «ОРЬ»
Областной научно-методический совет по современным информационным технологиям
Администрация области
Администрация города
Высшие военные училища области и система переподготовки военнослужащих и членов их семей
Общества, попечительские Советы инвалидов войн и инвалидов с детства
Ассоциация «ОРЬ»
Управление образования области и города
Вузы, техникумы, колледжи, училища, лицеи, школы области
Библиотеки, музеи города и области, другие культурные
Областной центр переподготовки незанятого населения области
Межрегиональные Центры переподготовки кадров и повыш е-ния квалификации
Центры дополнительного образования
Областной центр дистанционного образования
- разработать необходимое методическое обеспечение учебного процесса для разных направлений подготовки и категорий пользователей;
- разработать модели системы дистанционного образования (ДО), используя для их реализации районные культурно-информационные центры;
- разработать типовые нормативно-правовые и программно-методические комплексы оснащения методических кабинетов (МК) по информатизации образования;
- разработать предложения по техническому оснащению методических кабинетов инфор-
матизации, оценить ориентировочно затраты на оснащение МКИ;
- создать в районах области методические кабинеты дистанционного образования (дисплейные классы общего доступа) в школах либо библиотеках, через которые по разработанным моделям предполагается вести подготовку, повышение квалификации и переподготовку населения по технологии ДО;
- создать областной научно-методический Совет по внедрению информационных технологий и современных технологий образования, возложив на него общее научно-методическое
МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
руководство информатизацией образования области.
В заключение отметим еще раз то, что все проблемы решаемы при согласованных действиях и поддержке инициатив со стороны руководства управлений/вузов/других учебных заведений.
03.05.2001 г.
Список использованной литературы:
1. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы». М.: Министерство образования РФ, 2001.
2. Приказ № 2976 от 17.10.2000 «О компьютеризации сельских школ и создании единой информационной среды».
3. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИСИ, 1993.
4. Программа развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы. С-П.: Правительство Ленинградской области, Комитет общего и профессионального образования.
5. Культурно-информационный центр как фактор развития социальной инфраструктуры приграничных районов на основе активного использования современных информационных технологий Оренбург, ОГУ, 2001 (в печати).
6. Проблемы и перспективы развития дистанционного обучения в Оренбургском государственном университете. Сб. тез. У1 Международной конференции по технологии дистанционного образования. М.:, 1998.
7. Система «ДОСТУП» - программная среда дистанционного обучения, № 2001610666, РОСПАТЕНТ, 2001г, http://cde.osu.ru