Научная статья на тему 'Состояние и основные подходы к развитию начального и среднего профессионального образования (на примере Новосибирской области'

Состояние и основные подходы к развитию начального и среднего профессионального образования (на примере Новосибирской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА НПО И СПО / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравьёв Андрей Анатольевич, Петрова Марина Анатольевна

В статье речь идет о создании единого профессионально-образовательного пространства Новосибирской области, обеспечивающего на каждом этапе развития системы СПО и НПО приоритеты, где их выполнение организуется в рамках функционирования и реализации тех или иных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и основные подходы к развитию начального и среднего профессионального образования (на примере Новосибирской области»

12.Управление инновациями: В 3-х кн. Кн. 3. Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учеб. пособие [Текст] / А. А. Харин, И. Л. Коленский, Н. Н. Пущенко и др.; Под ред. Ю. В. Шленова. - М.: Высш. Шк., 2003. - 240 с.

УДК 371

А. А. Муравьёв, М. А. Петрова

СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ подходы К РАЗВИТИЮ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рыночные преобразования и продолжающееся оживление во многих отраслях экономики рождают повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу. Профессионализм и квалификация - решающие факторы, определяющие возможность удачного трудоустройства и получения достойной зарплаты. Особенно актуально это для такого мегаполиса, как Новосибирск. Никто не сомневается, что Новосибирск опережает другие регионы по социально-экономическому развитию. Удержаться па таком высоком уровне немыслимо без грамотных кадров, Если хорошо подготовленных специалистов нет, то ни о какой технологической модернизации, ноу-хау не может быть и речи.

В настоящее время на территории Новосибирской области функционируют 68 учреждений начального профессионального образования, 63 учреждения среднего профессионального образования, имеющих соответствующую нормативную правовую базу на ведение образовательной деятельности.

В учреждениях начального профессионального образования обучается 19200 учащихся, в учреждениях среднего профессионального образования 67000 студентов.

В Новосибирске разработана целевая программа развития учреждений начального и среднего профессионального образования. Эти две сферы образования, учебные заведения которых сосуществуют под общим руководством, должны насыщать рынок труда конкурентоспособными рабочими и специалистами. Сегодня люди, которые чувствуют себя в ответе за развитие системы образования в обществе, как правило, оказываются перед выбором: либо стать проводниками культуры полезности и через образование формовать и штамповать личности по какому-либо шаблону, либо заняться вопросом построения такой организации, которая помогла

бы каждому человеку найти себя. От того, какой путь они изберут, завися т место и миссия образования в обществе: в первом случае образование будет плестись в хвосте общества, во втором - обеспечивать его развитие. Существующая ситуация показывает, что реформу профобразования имеет смысл проводить по второму сценарию.

Учреждения начального профессионального образования выполняют три важнейшие функции - социальной адаптации учащихся через получение начального профессионального образования высокого уровня, экономическую - воспроизводство квалифицированных кадров рабочих и специалистов для всех отраслей экономики мегаполиса и воспитательную.

В целях повышения эффективной деятельности и оптимизации сети федеральных, областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, реализации отраслевого принципа подготовки рабочих кадров, соответствия организации образовательного процесса, рационального использования государственного имущества Новосибирской области, проходит оптимизация сети учреждений начального профессионального образования по пути создания на их базе ресурсных центров и автономизации образовательных учреждений.

Нынешний этап развития системы профессионального образования связан с необходимостью реформирования в условиях оптимального ресурсного обеспечения. Возраст учебных комплексов превысил 40-летний рубеж. Средний показатель износа основных фондов достиг 85-90%. Станочный парк и техническое оборудование, используемое в учебном процессе, устарели физически и морально ! Поэтому необходимы дополнительные вложения в укрепление материально-технической базы, оснащение учреждений начального и среднего профессионального образования современными техническими средствами обучения, методическими пособиями, информационно-коммуникационными технологиями. Учреждения проводят определенную работу по привлечению дополнительных средств, но пока это недостаточно активная работа.

Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужны серьезные дополнительные бюджетные вливания в развитие материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования. В рамках бюджета Департамента образования это возможно только через смену приоритетов областной целевой программы «Развитие образования Новосибирской области» в пользу профессионального образования. Однако это серьезно ослабит позиции других уровней образования, реализуемых в учреждениях образования Новосибирской области. Поэтому хотелось бы изучить возможность принятия на уровне области отдельной программы укрепления и обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений начального и среднего профессионального образова-

ния, являющейся основой подготовки высококвалифицированного рабочего и специалиста.

Динамичной модели социально-экономического развития региона должна соответствовать система образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост востребованных специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде.

Сегодня даже скептики не сомневаются в том, что переход на знаниевую экономику, кластерную организацию ряда отраслей требует соответствующих изменений в системе подготовки и повышения квалификации кадров. Стратегия развития начального и среднего профессионального образования должна быть ориентирована на текущие и перспективные потребности рынка труда, а также на развитие наукоемких производств. Учреждения, осуществляющие подготовку профессионалов, востребованных на локальных рынках, должны выстроить систему стратегического социального партнерства с малыми предприятиями, государственными и муниципальными организациями.

Подготовка рабочих кадров должна проводиться на основе заключения трехсторонних договоров с работодателями (училище-учащийся-работодатель).

Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что за последнее десятилетие нарушились традиционные связи учебных заведений с работодателями, ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы.

Но имеются и положительные изменения, например, учебные заведения профессионального образования, такие как: Новосибирский авиационный технический колледж, Химико-технологический колледж, ПУ № 1 приняли участие и выиграли конкурсы в национальном проекте «Образование» и на сегодняшний день внедряют инновационные образовательные программы. Профессиональные училища №№ 50, 62, промышленный колледж, техникум печати, техникум легкой промышленности и сервиса продолжают работу по участию в конкурсе на право получения гранта.

Руководители перечисленных ОУ убедили своих социальных партнёров в том, что сотрудничество с их учреждениями ВЫГОДНО и им по силам совместная реализация серьезных финансовых проектов. С другой стороны, нарастает дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, связанный с соотношением уровней профессионального образования. На предприятиях ощущается нехватка квалифицированных рабочих с начальным профессиональным образованием.

В этих условиях прогнозирование потребностей рынка труда рассматривается как важный компонент механизма управления кадровым потен-

циалом региональной составляющей эффективной модели взаимодействия региональной системы профессионального образования и рынка труда.

Анализ настоящей ситуации в системе среднего и начального профессионального образования Новосибирской области позволяет сделать следующий вывод:

разрыв между требованиями, которые предъявляются со стороны потребителей профессионального образования (государство, работодатели, граждане, местные сообщества) к выпускнику этой системы, и существующим качеством подготовки рабочих и специалистов.

Причины этого в следующем;

- устаревание стандартов начального профессионального образования;

- ослабление существовавших учебно-производственных и социальных связей между образовательными учреждениями и предприятиями;

- отсутствие механизмов учета потребностей предприятий, организаций населения в востребованных и перспективных профессиях;

- устаревание материально-технической базы учреждений;

- неэффективная организация системы управления на разных уровнях: межведомственном, отраслевом, уровне учреждений и на уровне взаимодействия разных экономических субъектов (предприятий, фирм, населения и образовательных учреждений).

Сегодня идет интенсивная работа в таких приоритетных направлениях модернизации сети учреждений профессионального образования, как реализация колледжами интегрированных программ НПО и СПО.

Динамично меняющиеся потребности рынка труда делают наиболее перспективной модель многоуровневого учреждения, реализующего программы как начального, так и среднего профессионального образования, и предоставляющего возможность продолжить образование по выбранной специальности или пройти переподготовку. Это позволяет при значительном уменьшении числа учебных заведений, концентрации образовательных ресурсов сохранять численность обучающихся.

В течение 2008-2009 учебного года планируется создание ОУ системы НПО — школа - непрерывного профессионального образования (строительство, общественное питание, сфера обслуживания и пр.) в г. Новосибирске, что позволит создать пространство образовательных услуг при интеграции различных образовательных учреждений (преемственность).

В университетском комплексе реализуются гибкие образовательные приоритеты по подготовке кадров на двух и трех уровнях, созданы условия для дифференциации обучения и интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, подготовки инженеров, владеющих в полном объёме квалификациями рабочего и техника.

Нужно задуматься и над ассоциативной интеграцией общеобразовательных и профессиональных учреждений на основе введения профильного обучения в школах.

Ключевой фактор развития области - социальная защищенность её жителей. Поэтому система профессионального образования должна создать условия для овладения учащимися наряду с профессиональными компетентностями - социальными, обеспечивающими активное включение человека в экономическую, политическую жизнь области, в числе которых выявление и учет потребностей педагогических работников системы НПО и СПО в повышении квалификации в соответствии с перспективами развития производства; увеличение объёмов (выделение целевых мест в учреждениях профессионального образования Новосибирской области) подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей, в том числе по системе непрерывного профессионального образования; формирование и обучение группы резерва руководителей УНПО и СПО.

Соотношение подготовки рабочих кадров для ведущих отраслей экономики в системе НПО Новосибирской области:

- Общественное питание, производство пищевой продукции, торговля и сфера обслуживания - 22,9%;

- Металлообработка - 5,7%;

- Строительство - 12,4%;

- Промышленность - 21,2%;

- Профессии общие для всех отраслей экономики - 4,6%;

- Сельское хозяйство - 15,1%;

- Должности служащих - 8,2%;

- Транспорт - 13,7%.

Такое соотношение свидетельствует о наличии дисбаланса в отношениях областного рынка труда и учреждений профессионального образования. Произошло размывание профилизации учреждений, во многом нарушилась связь учреждений и предприятий, организаций на подготовку под реальный заказ. Соотношение подготовки специалистов для ведущих отраслей экономики области в системе СПО составляет:

- Образование - 12%;

- Здравоохранение - 9%;

- Экономика и управление - 21%;

- Сельское хозяйство - 3%;

- Транспортные средства - 8%;

- Строительство и архитектура - 6%.

- Искусство - 3%

- Промышленность — 28%

- Социальные и гуманитарные науки - 10%

К сожалению, предприятия пока не рискуют прогнозировать свои ближайшие перспективы и тем более долгосрочные экономические перспективы. И это значит, что в треугольнике социальных партнерств «образовательное учреждение — работодатель - служба занятости» пока отсутствует самое главное звено «работодатель». Между тем, именно от этого звена системы зависит, насколько эффективно будет преобразована региональная система подготовки кадров в учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями рынка (новые стандарты, учебные планы и рабочие программы).

Стратегической целью любого учебного заведения должно быть повышение качества обучения. В нынешних условиях работодатели предъявляют новые требования к качеству профессионального образования молодых рабочих, главное для которых - умение адаптироваться в производственном коллективе и профессиональная мобильность в часто меняющихся условиях труда. Система профессионального образования сегодня реально нуждается в активном включении работодателей и других социальных партнеров не только в управление и финансирование образовательных учреждений, но также в определение необходимых выпускникам объема знаний, навыков, умений и их оценки.

Общая демографическая ситуация в области имеет место быть.

Год Количество выпускников общеобразовательных школ

на базе 9-й классов 11-й классов

2005 33719 24641

2006 27867 23979

2007 25992 22231

2008 22604 20587

2009 21606 Нет прогноза

2010 24646 Нет прогноза

Но увеличение числа выпускников девятых классов в 2010 году свидетельствует, что демографический спад будет преодолен и носит временный характер.

Однако анализ потенциала системы начального и среднего профессионального образования Новосибирской области, а также широких возможностей социального партнерства образовательных учреждений с работодателями позволяет нам прогнозировать расширение подготовки кадров под реальный заказ и преодоление с минимальными потерями демографического спада. Основой этого явится внедрение новых типов образовательных учреждений (например, автономное ОУ и пр.) и инновационных организационных форм (дистанционного и модульного обучения).

В системе начального профессионального образования Новосибирской области занято 610 преподавателей; 741 мастеров производственного обучения.

Укомплектованность штатов учреждений начального профессионального образования преподавателями составляет 73,3%, мастерами производственного обучения - 64,3%.

В связи с отсутствием системы продвижения в деловой и профессиональной карьере, низким уровнем заработной платы произошел отток высококвалифицированных мастеров производственного обучения.

В тоже время, значительная часть учреждений области утратила связи с производственными структурами, сократив количество обучаемых, оставив без изменения содержание образовательных программ. Изменение институционального статуса ряда учреждений, в некоторых случаях, также не привело к улучшению качественных показателей.

Образовательные стандарты по профессиям и специальностям профессионального образования и процедура их утверждения постоянно запаздывают по отношению к требованиям, предъявляемым работодателями,

В соответствии со стратегическими ориентирами профессионального образования, определенными на основе инвестиционных проектов, в течение следующих лет на территории Новосибирской области необходимо развернуть деятельность по следующим приоритетным направлениям:

1. Ориентация на рынок труда с учётом интересов потребителей профессионального образования (государство, работодатели, граждане, местные сообщества).

2. Развитие образовательного процесса в системе начального и среднего профессионального образования.

3. Развитие ресурсной базы системы начального и среднего профессионального образования.

4. Совершенствование управления системой начального и среднего профессионального образования.

Для большей ориентации на рынок труда, интересы потребителей услуг профессионального образования необходимы следующие действия, направленные на учет интересов потребителей услуг профессионального образования:

- создать механизм взаимодействия с отраслевыми подразделениями области, инвесторами и работодателями по осуществлению прогноза потребностей рынка труда;

- разработать и утвердить региональные нормативные акты формирования регионального заказа на рабочих и специалистов соответствующего конъюнктуре областного рынка труда;

- организовать целевые наборы для подготовки рабочих и специалистов разных уровней по заказам на хоздоговорной основе с заключением граж-

данами соответствующих контрактов с образовательными учреждениями и работодателями.

Для реализации задачи развития основного профессионального образования в сочетании с дополнительным профессиональным образованием, необходимо провести ряд мероприятий, направленных на эффективное функционирование системы непрерывного профессионального образования:

-разработать адекватную целям непрерывность содержания, организационные формы и методы профессионального образования (построить модульные образовательные программы, реализуемые на базе существующей инфраструктуры среднего и начального профессионального образования);

-развивать систему подготовки, повышения квалификации и переподготовки взрослого населения (организации областных семинаров, конференций, способствующих увеличению эффективности деятельности структур повышения квалификации);

- разработать механизм информирования органами государственной власти и местного самоуправления, центрами занятости населения, предприятиями, общественными объединениями имеющихся институтов повышения квалификации и переподготовки об изменениях на рынке труда, перспективных потребностях области, ориентирах социальной политики.

Должно быть разработано новое поколение образовательных программ, учитывающих реальные потребности рынка труда, профессиональных стандартов, которые формируются различными отраслями экономики области.

В нашей области исследованием и внедрением модульных программ занимается кафедра «Методологии и методики профессионального образования» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников профессионального образования.

Для развития основных экономических кластеров области необходимо создание отраслевых Ресурсных центров на базе учреждений (ресурсный центр строительства и деревообработки, лёгкой промышленности; общественного питания, торговли, производства пищевой продукции и сферы обслуживания). Без развития региональной системы методического обеспечения невозможно дальнейшее развитие учебно-воспитательного процесса, основанное на таких логичных, последовательных и отвечающих современным тенденциям действиях, как координация эффективного функционирования областных методических структур, систематическое повышение квалификации и расширение функций методических работников образовательных учреждений (в том числе ресурсных центров профессионального образования); обеспечение учебно-воспитательного процесса новыми техническими средствами обучения, методическими пособиями, учебниками, информационно-коммуникационными технологиями.

Для создания системы непрерывного профессионального образования нужно обеспечить преемственность программ различных уровней: общего и профессионального образования. Предпосылкой внедрения модели самоопределения обучающихся и создания других финансовых схем, способствующих интеграции, будет создание организационных и правовых условий преемственности, взаимоучета, стандартизации требований образовательных программ общего, среднего и начального профессионального образования, в числе которых апробация и внедрение модели реализации профессионального самоопределения учащихся и предпрофесснональной подготовки на старшей ступени общего образования и создание эффективных организационно-финансовых схем, способствующих интеграции образовательных программ общего среднего образования (предпрофилыгое обучение),

Основным механизмом реализации данного направления является сквозная стандартизация профессионально-образовательных программ. Другой механизм состоит в создании специальных учебных комплексов: школа -НПО, школа - СПО, НПО - СПО, НПО - СПО - ВПО, реализующих программы общего, начального, среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки взрослых.

Для осуществления системных изменений необходимо развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и распространения её результатов. Подобная инфраструктура должна быть ориентирована на создание современной нормативно-правовой и материально-технической базы, обновление программ развития учреждений, проектные инновационные команды, аналитику, независимую оценку качества образования.

Для успешного решения задач модернизации системы среднего и начального профессионального образования должна быть сформирована система новых показателей, отражающих потенциал и тенденции пространственного развития образования области.

По сути, речь идет о создании единого профессионально-образовательного пространства области, обеспечивающего индивидуальную успешность каждого жителя, становление и воспроизводство территориальных сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.