Research BIB / Index Copernicus
ВОЗМОЖНОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПЕРЕДОВОГО ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЗБЕКИСТАНА
Турабова Севара Каттакуловна,
доктор философии по философии (PhD) доцент Термезского университета экономики и сервиса E-mail: turobova. sevara@mail .ru ORCID - 0000-0001-9028-6943 Тел.:+998996762269
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются возможности интеграции передового зарубежного опыта в развитие научно-исследовательской деятельности студентов Узбекистана. Рассматриваются основные подходы и стратегии стран-лидеров в сфере высшего образования и науки, таких как США, Германия, Япония, Китай, Великобритания и Нидерланды. Особое внимание уделено анализу особенностей образовательной системы Узбекистана, включая потенциал ее трансформации с учетом международных практик. В статье предложены рекомендации по адаптации зарубежных методов в национальный контекст для создания благоприятной среды, способствующей росту научной активности и инновационной компетенции студентов.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, зарубежный опыт, студенты, Узбекистан, инновации, интеграция, образование, международное сотрудничество.
The article analyzes the possibilities of integrating advanced foreign experience into the development of scientific research activities of students in Uzbekistan. The main approaches and strategies of leading countries in the field of higher education and science, such as the USA, Germany, Japan, China, Great Britain and the Netherlands, are considered. Particular attention is paid to the analysis of the features of the educational system of Uzbekistan, including the potential for its transformation taking into account international practices. The article offers recommendations for adapting foreign methods to the national context to create a favorable environment conducive to the growth of scientific activity and innovative competence of students.
ABSTRACT
Research BIB / Index Copernicus
Keywords: scientific research, foreign experience, students, Uzbekistan, innovation, integration, education, international cooperation.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие научно-исследовательской деятельности (НИД) студентов является стратегическим направлением в модернизации высшего образования Узбекистана. В условиях глобализации и усиления роли науки и технологий в экономическом развитии страны способность выпускников вузов участвовать в создании новых знаний и инноваций приобретает ключевое значение. Узбекистан, с его активным реформированием образовательной системы, направленным на интеграцию в международное научное сообщество, сталкивается с необходимостью заимствования и адаптации успешного зарубежного опыта. Это позволяет не только повысить качество научной подготовки студентов, но и создать условия для их профессиональной реализации на глобальном уровне.
Цель настоящего исследования — анализ передовых практик в области организации НИД студентов в ведущих странах мира и выявление их применимости в контексте образовательной системы Узбекистана. Основные задачи включают изучение международных подходов, анализ текущего состояния НИД в Узбекистане и разработку рекомендаций по их интеграции.
Зарубежный опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов. США: интеграция исследований в образовательный процесс Американская модель высшего образования характеризуется сильной интеграцией научной деятельности в учебный процесс. Основные элементы: менторские программы: студенты с ранних курсов работают под руководством профессоров в лабораториях и исследовательских центрах. Это позволяет им приобретать навыки научной работы и участвовать в реальных проектах.Стипендии и гранты: программы, такие как National Science Foundation Undergraduate Research Opportunities, предоставляют финансовую поддержку студентам для проведения исследований. Университетские инкубаторы: на базе университетов функционируют центры для разработки инновационных проектов и стартапов, таких как в Стэнфорде и Массачусетском технологическом институте.
Германия предлагает модель, в которой теория сочетается с практикой, а студенты активно вовлекаются в прикладные исследования: дуальные программы обучения: студенты работают в научных лабораториях компаний-партнеров и решают задачи, актуальные для промышленности. Международные
Research BIB / Index Copernicus
исследовательские группы: программы DAAD (Германская служба академических обменов) позволяют студентам участвовать в междисциплинарных и международных научных проектах. Исследовательские школы: Graduate Schools обеспечивают подготовку студентов к научной деятельности через участие в научных семинарах и коллоквиумах.
Японская система образования ориентирована на развитие технологий и интеграцию науки в национальные приоритеты: технологические кластеры: университеты создают исследовательские кампусы, оснащенные современным оборудованием, где студенты изучают новые технологии. Государственная поддержка: программы, такие как Science and Technology Basic Plan, направлены на развитие научного потенциала молодых исследователей. Междисциплинарные подходы: студенты участвуют в проектах, объединяющих разные области знаний, что способствует генерации инновационных идей.
Китай: национальные проекты и масштабное финансирование. Китайская модель основана на сильной государственной поддержке научной деятельности студентов: грантовые программы: проекты, такие как «Double First-Class Initiative», финансируют исследовательские инициативы студентов. Технологическая интеграция: активное использование искусственного интеллекта, анализа больших данных и других цифровых технологий в обучении и исследованиях. Исследовательские платформы: создание национальных и региональных научных центров для студентов.
Великобритания: акцент на критическое мышление. Образовательная система Великобритании делает упор на развитие критического и аналитического мышления через научные исследования: Исследовательские семинары: студенты обучаются методам проведения исследований, анализируют научные данные и представляют свои результаты. Партнерства с бизнесом: интеграция студентов в реальные проекты, реализуемые совместно с индустрией. Международное сотрудничество: участие студентов в исследовательских группах международного уровня.
Нидерланды: междисциплинарность и инновации. Образование в Нидерландах ориентировано на развитие самостоятельности и исследовательских навыков: Design Thinking: методика, активно применяемая в образовательных и научных программах. Программы Honours Programme: предоставление студентам возможностей углубленного изучения научных дисциплин. Исследовательские проекты в сообществе: акцент на решение локальных и глобальных проблем через участие в реальных исследованиях.
Research BIB / Index Copernicus
Текущее состояние и вызовы НИД студентов в Узбекистане Система высшего образования Узбекистана переживает активный этап реформ, включая меры по усилению научной компоненты. Однако на пути к созданию эффективной системы НИД студентов имеются следующие вызовы: Ограниченная инфраструктура: недостаток современных лабораторий и научного оборудования. Недостаточная мотивация студентов: низкий уровень вовлеченности в научную деятельность из-за отсутствия стимулов и поддержки. Ограниченный доступ к международным ресурсам: слабая интеграция в глобальное научное сообщество. Кадровый дефицит: недостаточная подготовка преподавателей и научных руководителей.
Рекомендации по внедрению зарубежного опыта. Создание научных центров на базе университетов: Оборудование лабораторий современными технологиями. Организация междисциплинарных исследовательских групп. Программы грантов и стипендий: Введение финансовой поддержки для студентов, занимающихся НИД. Привлечение бизнеса и международных организаций для финансирования исследований. Международное сотрудничество: развитие программ обмена студентами и совместных исследований. Участие в международных научных проектах и конференциях. Интеграция технологий: внедрение цифровых инструментов и платформ для управления научной деятельностью. Использование онлайн-курсов и вебинаров для обучения методам исследования. Стимулирование исследовательского интереса: Организация конкурсов, хакатонов и научных конференций. Создание научных клубов и сообществ.
Заключение: имплементация передового зарубежного опыта в развитие научно-исследовательской деятельности студентов Узбекистана открывает большие возможности для повышения качества образования и подготовки специалистов. Адаптация успешных международных практик с учетом национальной специфики создаст условия для роста научного потенциала страны и интеграции в глобальное научное сообщество.
ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES):
1. Allayorova S. Talabalarni ilmiy tadqiqotga yo'naltirishning innovatsion mexanizmlari. Pedagogika fanlari doktori (DSc) dissertatsiyasi avtoreferati. Termiz -2023y.
2. Turabova, S. (2023). Talabalarning eristik kompetentligini rivojlantirishda ilg 'or xorij tajribalarni implementatsiya qilish imkoniyatlari. TISU ilmiy tadqiqotlari xabarnomasi, 1(2), 89-93.
Research BIB / Index Copernicus
3. Турабова, С. К. (2023). Влияние современных технологий и социалных сетей на формирование молодёжи. International scientific journal of Biruni, 2(3),
4. Турабова, С. К. (2023). Влияние современных технологий и социальных сетей на формирование молодёжи. International scientific journal of Biruni, 2(3),
5. TYPAEOBA, C. Innovative thinking-criteria for sustainable development of society.
6. Turabova, S. (2023). O 'rta asrlar sharq falsafasi tarixida ilmiy bahs muammosi va uning zamonaviy tafakkur rivojiga ta'siri. Namangan davlat universiteti Ilmiy axborotnomasi, (8), 294-298.
7. BHKHnegHA https ://ru. wikipedia. org/wiki/
132-137.
132-137.