Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цифровая трансформация / информатизация / информационные технологии / цифровые технологии / higher education / digital transformation / informatization / information technology / digital technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекбаев, Гамзатдин Алеуатдинович

Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, включая государственное управление, здравоохранение, образование и сельское хозяйство. В республике предпринимаются всесторонние меры для ускоренного развития цифровой экономики, переход к которой диктуется современными реалиями. В данной статье рассматриваются процессы цифровизации системы высшего образования в Республике Узбекистан, а также актуальные проблемы, требующие скорейшего решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекбаев, Гамзатдин Алеуатдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: MAIN PROBLEMS AND ADVANTAGES

The current stage of development of society is characterized by the active introduction of information and communication technologies in all sectors and areas, including public administration, healthcare, education and agriculture. The republic is taking comprehensive measures to accelerate the development of the digital economy, the transition to which is dictated by modern realities. This article examines the processes of digitalization of the higher education system in the Republic of Uzbekistan, as well as current problems that require urgent solutions.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И

ПРЕИМУЩЕСТВА

Бекбаев Гамзатдин Алеуатдинович,

PhD, доцент кафедры «Финансы и цифровая экономика» Ташкентского государственного экономического университета

АННОТАЦИЯ

Современный этап развития общества характеризуется активным внедрением информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, включая государственное управление, здравоохранение, образование и сельское хозяйство. В республике предпринимаются всесторонние меры для ускоренного развития цифровой экономики, переход к которой диктуется современными реалиями. В данной статье рассматриваются процессы цифровизации системы высшего образования в Республике Узбекистан, а также актуальные проблемы, требующие скорейшего решения.

Ключевые слова: высшее образование, цифровая трансформация, информатизация, информационные технологии, цифровые технологии

ABSTRACT

The current stage of development of society is characterized by the active introduction of information and communication technologies in all sectors and areas, including public administration, healthcare, education and agriculture. The republic is taking comprehensive measures to accelerate the development of the digital economy, the transition to which is dictated by modern realities. This article examines the processes of digitalization of the higher education system in the Republic of Uzbekistan, as well as current problems that require urgent solutions.

Key words: higher education, digital transformation, informatization, information technology, digital technology

ВВЕДЕНИЕ

В январском Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису в 2020 году была подчеркнута значимость дальнейшей цифровизации экономики Узбекистана. Президент обозначил переход к цифровой экономике как один из ключевых приоритетов на предстоящие пять лет, и подчеркнул «Цифровые технологии не только повышают качество продукции и услуг, снижают расходы, но и являются

Research BIB / Index Copernicus

эффективным инструментом в борьбе с коррупцией - самой серьезной проблемой, которая нас очень беспокоит. Широкое внедрение цифровых технологий способствует эффективности государственного и общественного управления, развитию социальной сферы, одним словом, кардинальному улучшению жизни людей» [1].

Узбекистан стремится войти в число развитых стран, для чего требуется проведение ускоренных реформ, основанных на науке, образовании и инновациях. Прежде всего, особое внимание необходимо уделить подготовке кадров нового поколения, которые станут инициаторами преобразований, обладая стратегическим мышлением, глубокими знаниями и высокой квалификацией. В этой связи в республике началась реформа всех уровней образования - от дошкольного до высшего. На сегодняшний день цифровизация образовательных систем, особенно высшего образования, считается одной из актуальных задач развития данной отрасли.

Система высшего образования в Республике Узбекистан имеет свои особенности и развивается в соответствии с национальными потребностями и международными стандартами. Система высшего образования образовалась на базе государственных, частных и филиалов зарубежных высших учебных заведений. В настоящее время действуют 115 государственных, 65 частных и 30 филиалов зарубежных высших учебных заведений. В последние годы цифровизация образовательных процессов стремительно развивается как у нас, так и во всем мире. Некоторые сторонники считают, что она может произвести революционные изменения, повысив эффективность обучения и обеспечив равные возможности для всех студентов. В то же время критики выражают опасения, что цифровизация способна привести к утрате человеческого фактора и снижению качества образования. Можно отметить следующие преимущества цифровизации образования:

1. Расширение доступа к образованию. Цифровизация образования устраняет географические и социальные преграды, предоставляя учащимся возможность обучаться независимо от их местоположения. Благодаря виртуальным классам и онлайн-курсам знания становятся доступными для всех, включая тех, кто ранее был лишён возможности получить качественное образование;

2. Индивидуализация обучения. Благодаря цифровым технологиям можно разрабатывать персонализированные учебные программы, которые

Research BIB / Index Copernicus

учитывают уникальные потребности и темп освоения материала каждым учеником;

3. Развитие новых навыков. Цифровые технологии существенно способствуют развитию таких навыков, как IT-грамотность, критическое мышление, умение сотрудничать и эффективно общаться;

4. Расширение доступа к специализированным знаниям. Студенты получают возможность общаться с преподавателями из различных регионов, делиться опытом и взаимодействовать в глобальном образовательном сообществе. Это способствует развитию межкультурного понимания, расширяет их кругозор и помогает совершенствовать межличностные навыки;

5. Развитие самообразования. Переход на онлайн-обучение означает, что студентам предстоит большую часть времени учиться самостоятельно. Это, безусловно, приносит огромную пользу для развития молодого человека, который осознанно стремится к знаниям. Умение работать самостоятельно -важный навык, который в будущем поможет достигать целей и следовать своим планам.

С учетом таких возможностей цифровизации образовательных процессов, в настоящее время активно идет процесс цифровизации образовательных, административных, научных и финансовых процессов вузов. За последние 5 лет в систему высшего образования республики были внедрены следующие информационные системы и платформы [2]:

1. HEMIS (Higher education management information systems -информационная система управления высшим образованием) - это система управления информацией в сфере высшего образования, которая используется для оцифровки, автоматизации и оптимизации управления образовательными учреждениями. Основная цель HEMIS - создание единой базы данных для сбора, обработки и анализа информации о студентах, преподавателях, научных планах, финансовых операциях и других аспектах учебного процесса [3];

2. MyEDU - Единый портал образовательных услуг. Основная цель платформы предоставление интерактивных услуг в системе высшего, среднего специального и профессионального образования [4];

3. Unilibrary - электронная библиотечная платформа, которая обеспечивает доступ к обширной коллекции учебно-методических работ и научных материалов (статьи, монографии и диссертации). Платформа позволяет студентам, преподавателям и исследователям возможность быстро получить доступ к необходимым ресурсам в электронном формате [5];

Research BIB / Index Copernicus

4. Kontrakt - информационная система учета услуг, оказываемых студентам на договорной основе [6].

Несмотря на наличие основ для цифровизации, ни один вуз не завершил полный переход всех образовательных процессов в цифровой формат, что связано с рядом проблем, отрицательно влияющих на этот процесс:

- в некоторых вузах отсутствуют необходимые технические средства: современные компьютеры, мультимедийные устройства, доступ к высокоскоростному интернету;

- низкий уровень проникновения цифровых технологий в регионах, что создает дисбаланс между вузами в столицах и отдаленных областях;

- недостаточность цифровой грамотности преподавателей и студентов;

- низкая доступность цифровых инструментов для студентов их социально уязвимых слоев населения;

- большая часть существующих цифровых ресурсов не адаптирована под современные образовательные потребности;

- недостаток интерактивного контента, платформ с возможностью индивидуализации обучения;

- не все преподавателей (студентов) обладают достаточным уровнем цифровой компетенции;

- ограниченные ресурсы для разработки и внедрения цифровых технологий;

- высокая стоимость лицензий на качественное программное обеспечение;

- отсутствии единой стратегии или координации между образовательными учреждениями;

- медленная интеграция цифровых технологий из-за бюрократических барьеров;

- недостаточная подготовленность киберзащиты в условиях массовой цифровизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом исследования являются предложения, направленные на решение проблем и ускорение процесса цифровизации систем высшего образования.

- обеспечение вузов высокоскоростным интернетом и современным оборудованием ИТ;

- разработка локальных сетей для интеграции образовательных платформ;

- обучение студентов и сотрудников вузов базовым цифровым навыкам;

Research BIB / Index Copernicus

- адаптация существующих материалов с учетом потребностей студентов;

- разработка государственных или частных интегрированных платформ для дистанционного обучения;

- разработка и внедрение современных стандартов защиты данных;

- создание обучающих программ по кибербезопасности для участников образовательного процесса;

- внедрение облачных решений для хранения и обмена учебными материалами;

- обеспечение доступа к научным публикациям, учебникам и другим ресурсам через электронные библиотеки;

- регулярные курсы повышения квалификации для сотрудников вузов, направленные на обучение работе с цифровыми инструментами;

- привлечение профессиональных разработчиков для создания платформ и контента.

ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. https://nrm.uz/contentf?doc=612860 poslanie prezidenta respubliki uzbekistan shavkata mirzieeva oliy majlisu (24 yanvarya 2020 goda)&products=1 vse zak

onodatelstvo uzbekistana - Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису 24.01.2020 г.

2. https://edu.uz - официальный сайт Министерства Высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан

3. https://hemis.uz - платформа HEMIS

4. https://my.edu.uz - платформа MyEDU

5. https: //unilibrary.uz - платформа Unilibrary

6. https: //kontrakt. edu. uz/ - платформа Kontrakt

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.