Научная статья на тему 'Возможности и ценности трудовой деятельности в понимании современных студентов'

Возможности и ценности трудовой деятельности в понимании современных студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовые ценности / профессиональнаядеятельность / студенческая молодежь. / laborvalues / professionalactivity / studentyouth

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куликова Татьяна Ивановна

Статья посвящена рассмотрению проблемы трудовых ценностей и установок студенческой молодежи. Приводятся результаты исследования, проведенного среди студентов 1 и 4 курсов, по изучению степени понимания возможностей и ценностей своей будущей трудовой деятельности, представлена трехкомпонентнаяструктура ценностей трудовой деятельности, выделены наиболее значимые трудовые ценности для разных возрастных групп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND VALUES OF LABOR ACTIVITY IN UNDERSTANDING OF MODERN STUDENTS

The article is devoted to the consideration of the problem of labor values and attitudes of students. The results of a study conducted among 1st and 4th year students on the study of the degree of understanding of the possibilities and values of their future work are presented, a three-component structure of the values of work is presented, the most significant work values for different age groups are highlighted.

Текст научной работы на тему «Возможности и ценности трудовой деятельности в понимании современных студентов»

Таблица 1

Технократическая модель Гуманистическая модель

Оранжевая стадия развития (по Ф. Лалу) Бирюзовая стадия (по Ф. Лалу)

Типологический, компетентностный Аксиологический, феноменологический

Доконвенциональный и конвенциональный уровни морального развития (по Л. Колбергу) Постконвенциональный уровень морального развития (по Л. Колбергу)

Эгоистическая доминанта (по А.А. Ухтомскому) Альтруистическая доминанта (по А.А. Ухтомскому)

Деструктивная мотивация (деньги, слава, власть) Конструктивная мотивация (творчество, служение)

Контроль Доверие

«Застревание» на «оранжевой» стадии тормозит развитие общества. Но перейти на следующий уровень в приказном порядке невозможно - для этого необходимо изменение сознания значительной части общества. Смена парадигмы, отказ от устаревших, неэффективных подходов, качественное сопровождение выбора профессии и планирования профессиональной карьеры на всех этапах обучения в школе, основанное на развитии морального сознания, воспитании конструктивных мотивов труда и жизненных ценностей -это возможность взрастить поколение людей нравственных, самостоятельно мыслящих, способных к саморазвитию и настроенных на самореализацию в интересах общества.

Литература

1. Пирогов Н.И. Вопросы жизни, "Морской сборник", 1856, № 9, с. 559-597.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для высших и средних педагогических уч. заведений / под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2001.

3. Лалу Ф. Открывая организации будущего /; пер. с англ. В. Кулябиной ; [науч. ред. Е. Голуб]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 432 с.

УДК 159.9

ВОЗМОЖНОСТИ И ЦЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Куликова Татьяна Ивановна- кандидат психологических наук, доцент, Тульский государственныйпедагогический университет им. Л.Н. Толстого; Тула, пр-т Ленина, 125,

[email protected]

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы трудовых ценностей и установок студенческой молодежи. Приводятся результаты исследования, проведенного среди студентов 1 и 4 курсов, по изучению степени понимания возможностей и ценностей своей будущей трудовой деятельности, представлена трехкомпонентнаяструктура ценностей трудовой деятельности, выделены наиболее значимые трудовые ценности для разных возрастных групп.

Ключевые слова: трудовые ценности, профессиональнаядеятельность, студенческая молодежь.

OPPORTUNITIES AND VALUES OF LABOR ACTIVITY IN UNDERSTANDING OF

MODERN STUDENTS

Kulikova Tatyana Ivanovna - Ph.D in Psychology, assistant professor, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula, Lenin av., 125,e-mail tativkul@gmail .com

Abstract. The article is devoted to the consideration of the problem of labor values and attitudes of students. The results of a study conducted among 1st and 4th year students on the study of the degree of understanding of the possibilities and values of their future work are presented, a three-component structure of the values of work is presented, the most significant work values for different age groups are highlighted.

Keywords: laborvalues, professionalactivity, studentyouth.

Переориентация системы ценностей современного общества существенно повлияла на изменение отношения к трудовой деятельности молодого поколения. В связи с этим возросла актуальность проблем, связанных с изучением трудовых ценностей студенческой молодежи. Трудовая деятельность является одним из основных видов деятельности человека, результатом которой является не только производство товаров, оказание услуг, создание культурных ценностей, но и удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. В труде человек находит возможность самовыражения, развития интеллектуальных и творческих способностей.

Задачей высшего профессионального образования является подготовка специалиста, обладающего определенным уровнем компетенций, а также воспитание у студентов позитивного отношения к профессиональной деятельности и труду в целом.Сущность отношения к труду современной молодежи во многом определяется возможностями реализации себя как профессионала, знающего и умеющего, стремящегося к саморазвитию[1, 3].

Возможности могут быть обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Так, если в качестве внешних факторов может выступать среда, как комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружающими, то внутренние факторы связаны непосредственно с личностными качествами - потребностями, способностями, направленностью и системой ценностей.

Многие исследователи проблем профессионального образования (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина и др.) отмечают, что в процессе подготовки специалистов любого профиля основное внимание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы личности. Ценностные ориентации помогают человеку отделить важные и значимые для него события и явления от несущественных. Они являются своеобразными регуляторами в определении человеком жизненных и профессиональных приоритетов, создавая осмысленную и структурированную картину мира [2].

Опираясь на работы Г.Е. Залесского, Б.Ф. Ломова, В.А. Ядова, Е.А. Климова, И.Ф. Исаева, определим в структуре ценностей трудовой деятельности три интегративных компонента: когнитивный, эмоциональный и деятельностный [4]. Когнитивный компонент включает в себя знания о ценностях своей профессии, осознание своей роли в профессиональной деятельности, понимание своих профессиональных возможностей и пр. Эмоциональный компонент определяет отношение личности к своей профессии, к себе как профессионалу, оценку профессионального Я и удовлетворенность своим трудом. Деятельностный компонент подразумевает наличие профессиональных умений и навыков, готовность проявлять свои способности, превращать мотивы, интересы и знания в реальные действия и способность анализировать и оценивать собственную деятельность.

С целью определения степени понимания возможностей и ценностей своей будущей трудовой деятельности мы провели анкетирование студентов 1 и 4 курсов в возрасте от 18 до 23 лет (n=112), обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».Это молодые люди, которые только начинают свою профессиональную

подготовку (1 и 2 курсы), а также имеющие некоторый опыт трудового поведения, полученный за время обучения в процессе прохождения практики (3 и 4 курсы). Анкета с ранжированием«Возможности и ценности профессиональной деятельности»содержала два блока. Первый блок включал утверждения с оценкой ранга по потенциальным возможностям в трудовой деятельности, второй блок - утверждения, требующие ранжирования по ценностям трудовой деятельности. Респондентам было предложено оценить по шкале от 1 до 10 баллов возможности их трудовой деятельности и определить, насколько значимыми для них являются ключевые профессиональные ценности. И возможности, и ценности были распределены по трем компонентам - когнитивному, эмоциональному и деятельностному.

Анализируя результаты анкетирования, следует отметить факт изменения в оценках ранга как возможностей, так и ценностей студентов 1 и 4 курсов. Первокурсники склонны несколько идеализировать представление о возможностях своего труда в будущем. Из числа студентов 1 курса превалирующее большинство (87%) присвоили 9 и 10 ранг таким возможностям, как: работать непосредственно по полученной в вузе специальности, хорошо зарабатывать, добиваться высокого положения в обществе, служебного и карьерного роста. Более «рассеянная» картина наблюдается в ранжировании возможностей у студентов 4 курса - от 3 до 9 ранга. Полученные результаты вполне объяснимы. Студенты 4 курса в рамках учебного плана уже получили непосредственный профессиональный опыт по профилю обучения. У многих студентов есть опыт трудовой деятельности (подработка), совмещаемый с учебой. Те же самые возможности они оценивают иначе, например, работать непосредственно по полученной в вузе специальности по 13,5% респондентов поровну распределились по 5 и 6 рангам; хорошо зарабатывать-по 8,1% студентов распределились по 5, 6, 8 и 10 рангам; добиваться высокого положения в обществе - 5 и 6 ранги по 16,2% и 10,8% соответственно; служебного и карьерного роста - 5 и 8 ранги по 16,2% и 13,5% соответственно. Следует отметить, что снижение значимости такой возможности, как работа непосредственно по полученной в вузе специальности может говорить о готовности студентов работать с увлечением и самоотдачей, но не обязательно по выбранной специальности. Особенно хочется остановиться на оценке студентами такой возможности, как постоянное самосовершенствование. У первокурсников (18,9%) эта возможность получила 9 ранг, по 10,8% респондентов присвоили ей 8 и 10 ранги соответственно. Студенты 4 курса возможности самосовершенствоваться присвоили 9 и 10 ранги (27% и 18,9% соответственно).

Ключевые ценности студентов расположились по компонентам ценностной структуры следующим образом. Когнитивный компонент нашел максимальное выражение у 54% студентов 1 курса и у 72,9% - студентов 4 курса. Наибольшую значимость получили такие ценности: использовать знания и опыт в работе-21,6% у студентов 1 курса и 24,3% у студентов 4 курса; получение новых знаний и постоянное самосовершенствование - 10,8% у студентов 1 курса и 29,7% у студентов 4 курса.

Эмоциональный компонент максимально выражен у студентов 1 курса (97,2%), несколько ниже (78,3%) - у студентов 4 курса. Данные показатели могут свидетельствовать об отражении ситуационного отношения к определенным профессиональным функциям. Следует заметить, что эмоции и чувства, невидимо для нашего сознания, сильно вмешиваются в процессы восприятия и поведения. Они искажают восприятие в зависимости от той эмоции, которую мы испытываем в данный момент. Наибольшее выражение в эмоциональном компоненте выявлены у таких ценностей: интересная и содержательная работа (45,9% - студенты 1 курса и 51,3% - студенты 4 курса); успех на работе и уважение (29,7 % - студенты 1 курса и 32,4% - студенты 4 курса); общая удовлетворенность жизнью -по 16,2% респондентов на каждом курсе. Работа воспринимается студентами как средство для достижения успеха в жизни, признания и уважения окружающих, определенного положения в обществе. Именно поэтому с помощью будущего труда сегодняшние студенты хотели бы получить высокий заработок и профессионально самореализоваться.

Деятельностный компонент по результатам анкетирования выражен у студентов обоих курсов ниже, чем когнитивный и эмоциональный -43,2% у студентов 1 курса и 51,3% у студентов 4 курса. Приоритетной ценностью деятельностного компонента студенты определили важность проявлять свои способности и видеть результаты своей работы - 21,6% у студентов 1 курса и 24,3% у студентов 4 курса. Такие ценности, как: возможность учить, работать творчески и возможность эксперимента оказались малозначимыми и нашли свое выражение у 21,6% студентов 1 курса и у 27% студентов 4 курса. Такие показатели могут говорить о доминировании индивидуалистических установок современной молодежи в сфере труда(труд как самореализация, достижение индивидуальных успехов и реализация личностных амбиций).

В рамках проведенного исследования было установлено, что работа для сегодняшних студентов - это сфера реализации профессиональных и личностных интересов, приложения своих знаний и умений, позволяющая при этом хорошо зарабатывать и жить полноценной жизнью.

Литература

1. Кошарный В.П., Корж Н.В.Трудовые ценности и установки студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №1(21). - С. 126-134.

2. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1998. - 199 с.

3. Пакина Т.А. Трудовые ценности современной студенческой молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.-2014. -№2(34). -С. 162-168.

4. Самойлик Н.А. Структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориентаций личности // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Том 4. -№2. -[Электронный ресурс]. -URL: http://mir-nauki.com/PDF/16PDMN216.pdf (дата обращения 03.03.20).

УДК 159.9

УСЛОВИЯ РАННЕГО ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И РАСКРЫТИЯ НЕОРДИНАРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ

АВТОСПОРТА

Белова Елена Сергеевна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования»; Москва, ул. Моховая д.9 стр.4, [email protected].

Аннотация

Статья посвящена проблеме условий формирования смысложизненных ориентаций и раскрытия дарований в детском возрасте. Рассматриваются вопросы влияния микросреды на развитие детей, которые впоследствии достигли высоких результатов в области автоспорта. Приводятся факты биографий выдающихся автогонщиков - чемпионов «Формулы 1», описываются особенности и условия их развития в детские годы.

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, микросреда развития, детство, способность, талант, выдающиеся автогонщики, родители, семья.

CONDITIONS FOR EARLY FORMATION OF LIFE-SENSE ORIENTATIONS AND DISCLOSURE OF NON-ORDINARY ABILITIES IN MOTORSPORT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.