ПСИХОЛОГИЯ
PSYCHOLOGY
УДК 159.91
doi: 10.52470/2619046X_2023_1_114
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ КАК ЕДИНОЙ БИО-ПСИХО-СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
А.В. Данилов
Аннотация. В данной статье исследуются предпосылки, возможности и перспективы формулирования теории личности как единой био-психо-социальной системы. Автор дает свою интерпретацию свойств, структуры и принципов функционирования этой гипотетической системы. Также в статье излагаются способы практического применения данной концепции в сфере психологии и медицины.
Ключевые слова: психофизиология, био-психо-социальная система, психология, медицина, самореализация, социальная реализация, нелинейные системы, общая теория систем.
POSSIBILITIES AND PROSPECTS OF THE THEORY OF PERSONALITY AS A UNIFIED BIO-PSYCHO-SOCIAL SYSTEM
A.V. Danilov
Abstract. This article explores the prerequisites, possibilities and prospects for formulating the theory of personality as a single bio-psycho-social system. The author gives his own interpretation of the properties, structure and principles of functioning of this hypothetical system. The article also outlines the ways of practical application of this concept in the field of psychology and medicine.
Keywords: psychophysiology, bio-psycho-social system, psychology, medicine, self-realization, social realization, non-linear systems, general systems theory.
Актуальность создания теории личности как единой био-психо-социальной системы, на первый взгляд, не кажется очевидной. Психология и медицина вполне комфортно существуют в достаточно изолированном виде, соприкасаясь друг с другом сферах психофизиологии и психосоматики, и успешно решая задачи, стоящие перед этими науками, не пытаются проникнуть на территорию друг друга. Однако, попытки осмыслить человека как феномен, единый с точки зрения физиологии, психо-когнитивных и социальных процессов, время от времени все-таки предпринимаются как представителями психологии, так и физиологами.
Можно вспомнить теорию функциональных систем советского физиолога П.К. Анохина, согласно которой любое целенаправленное действие происходит на основе мотивации, формируемой физиологической или социальной потребностью [1]. Или теорию устойчивых
патологических состояний Н.П. Бехтеревой, которая, не ставя целью создание интегративной концепции, тем не менее, внесла существенный вклад в возможность ее появления, продемонстрировав перестройку системных свойств организма под воздействием патологий, выражающейся в формировании «своего рода нового гомеостаза, нового устойчивого состояния» [3]. В области психологии взаимосвязь психического, социального и физиологического успешно изучал создатель направления телесно-ориентированной психотерапии В. Райх [11]. И в настоящее время работы, посвященные осмыслению этой научной задачи, публикуются некоторыми психологами [10; 14].
Однако, полноценная реализация задачи формулирования теории, описывающей личность с позиций био-психо-социального подхода, стала возможна, на наш взгляд, только с технологическим прорывом, осуществленным в конце ХХ - начале XXI в., давшим возможность провести множество исследований взаимного влияния психо-когнитивной, социальной и физиологической систем и развенчавший иллюзию детерминированности физиологии. Так, к примеру, самый просоциальный гормон окситоцин, помимо других своих замечательных свойств, способствует увеличению щедрости. Но делает более щедрым он только того, кто и так имеет к этому психологическую предрасположенность, скряга останется скрягой, даже если ему ввести литр окситоцина [19]. Таким же образом и тестостерон, вопреки распространенному мнению о нем как об источнике агрессии, регулируемом физиологическими механизмами, критически зависит от социальных факторов и контекстной реакции на них нашей психики [15; 16; 17; 18; 20]. Как отмечает американский нейроэндокринолог Р. Сапольски, «В промежуток времени от нескольких минут до первых часов эффект гормонального воздействия зависит в основном от ситуации и является стимулирующим. Гормоны не определяют, не являются причиной, не руководят, не порождают поведенческого акта. Вместо этого они делают нас более восприимчивыми к социальным стимулам в эмоционально значимых ситуациях, усиливают поведенческие тенденции и предрасположенности, соответствующие случаю» [12, с. 114].
Можно упомянуть сотни исследований, неопровержимо доказывающих влияние социальных и психических факторов на гормональную систему человека, активизацию тех или иных отделов его мозга и даже коррекцию некоторых свойств его генотипа, однако данная работа преследует другую цель, и всем заинтересованным этим вопросом исследователям мы рекомендуем обратиться к книге упомянутого выше профессора Стэнфорда Р. Саполь-ски, который сформулировал феномен связи физиологической, психической и социальной систем таким образом: «Во-первых, мы не можем приступать к изучению таких предметов, как агрессия, соперничество, взаимопомощь и эмпатия, не привлекая биологию. Я говорю это с оглядкой на определенную когорту социологов, которые считают биологию неуместной и даже идеологически подозрительной, когда дело касается социального поведения людей. Но точно так же важно - и это во-вторых, - что стоит нам начать опираться только на биологическое знание, как корабль наш окажется без руля и без ветрил. Об этом тоже нельзя забывать. Это сказано в пику молекулярным фундаменталистам, убежденным, что у социологии нет будущего против "настоящей" науки. И в-третьих... бессмысленно выделять в поведении аспекты "биологические" в противовес, скажем, "психологическим" или "культурным". Они теснейшим образом переплетены и взаимосвязаны» [12].
Итак, какие же задачи может решить формулирование теории личности, как единой био-психо-социальной системы? Нам представляется, что такая теория способна разрешить часть противоречий между строго доказательной медициной, зачастую испытывающей затруднения в интерпретации физиологических проблем, корень которых лежит в сфере психического и социального, и психологией, значительная часть концепций которой представляет собой умозрительные теории. Психология, имея физиологический фундамент в рамках единой
теории, может обрести необходимую ей доказательную базу, исключающую множественность интерпретаций и верифицирующую терапевтический процесс. С практической точки зрения, получая обратную связь от физиологической, психо-когнитивной и социальной систем человека одновременно и сводя их к единому знаменателю, специалист может существенно сократить время лечения пациента и свести к минимуму число ошибок в процессе терапии. Кроме того, учитывая междисциплинарный характер современной науки, экспериментальные исследования в рамках данной теории могут внести существенный вклад в изучение нелинейных и диссипативных систем, хаотических и турбулентных процессов, эффекта синхронизации и т.д.
Давайте же попробуем определить в общих чертах критерии и структуру такой теории.
Вначале нам необходимо дать определение предмету нашего изучения, который, после многочисленного перебора различных вариантов, мы решили назвать Психофизиологической Матрицей. Строго говоря, эта конструкция должна называться био-психо-когнитивно-социальной матрицей, однако, такое название представляется чересчур громоздким, поэтому мы решили выделить те ее компоненты, которые, на наш взгляд, несут основную нагрузку в процессе самореализации личности. Далее мы позволим себе процитировать наше определение этого феномена из монографии, посвященной исследованию данного вопроса:
«Итак, Психофизиологическая Матрица представляет собой набор синхронизированных между собой физиологических, психологическо-ментальных и социальных программ, определяющих состояние здоровья и психики, качество жизни человека, уровень и границы его личной и социальной реализации. Большая часть этих паттернов не подчиняется контролю сознания и способна оказывать влияние на многие аспекты жизни человека помимо его воли. Матрица действует как целостная сбалансированная система, имеющая цель своего развития и инструментарий реализации задач. В случае преобладания в составе матрицы деструктивных психофизиологических паттернов она способна действовать в ущерб сознательным установкам и целям личности, входя с ними в противоречие и открытую конфронтацию, которая проявляется в явном и скрытом виде. Природа элементов матрицы и методы реализации ее задач представляют собой симбиоз нелинейных, хаотических и жестко детерминированных процессов и могут быть описаны в терминологии теорий нелинейных и диссипативных систем, синергетики, теории хаоса, системного анализа и т.д.
Матрица, как единая система, состоит из следующих подсистем:
1. Физиология.
2. Психика и ментальность.
3. Социальные взаимодействия» [7, с. 9].
Давайте расшифруем это определение. Одним из краеугольных камней психологии является утверждение о формировании базовых ценностных установок человека в детстве, когда ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, находя компромисс между своими целями и желаниями, и требованиями социальной среды. Этот процесс в его восприятии тесно связан с физическим выживанием, что провоцирует чрезмерную остроту эмоциональных переживаний. Далее, психологические установки, сформированные таким образом, опускаются в глубины бессознательного, структурируясь в устойчивые психологические паттерны поведения, откуда влияют на качество жизни уже взрослого человека. Однако, из поля зрения психологов, по крайней мере практических направлений этой науки, выпадает тот факт, что эти эмоционально-когнитивные конструкции формируют и уникальные физиологические реакции, поддерживающие реакции психические.
Давайте рассмотрим гипотетический пример такой психофизиологической структуры. Представим себе человека, вынужденного в детстве быть максимально послушным для того,
чтобы получать жизненные блага от своих родителей. Во взрослой жизни такой человек будет иметь высокий уровень тревожности, на физиологическом уровне проявляющейся чрезмерной активностью миндалины мозга и высоким уровнем глюкокортикоидов в крови. То есть его нейроэндокринная система будет формировать «новый устойчивый гомеостаз», пользуясь выражением Н.П. Бехтеревой, выражающийся в выстраивании мощной синапти-ческой цепи вокруг определенных отделов мозга, по которой сигнал проходит с огромной скоростью, и гормональной реакцией, которая будет преобладать в любой момент его жизни. Конечно, для описания таких процессов больше подойдет концепция аллостаза П. Стерлинга [21], но в данном случае не имеет смысла вводить новые термины, которые потребуют расшифровки.
Таким образом формируется психофизиологический блок матрицы этого человека, который не имеет смысле рассматривать в изолированном виде, только с позиции психики и физиологии. Добавляя к этим компонентам матрицы социальный элемент, мы можем предположить, что наш герой будет состоять в абьюзивных отношениях и иметь весьма скромные перспективы в карьере из-за отсутствия инициативы, несмотря на выдающуюся пунктуальность и исполнительность.
Теперь давайте рассмотрим чисто медицинский аспект этой проблемы. Описанная нами психофизиологическая конструкция предполагает широкий спектр заболеваний, зависящий от индивидуальных особенностей организма. Это могут быть проблемы с ЖКТ, опорно-двигательным аппаратом, органами дыхания или репродуктивной системой. И можем ли мы безвозвратно ликвидировать, скажем, вегетососудистую дистонию, являющуюся наиболее частым спутником повышенной тревожности, если будем работать только с физиологической дисфункцией, спровоцированной психологической установкой? Думается, что нет. В лучшем случае мы сможем поддерживать в стабильном состоянии ту зону физиологии, которая находится в сфере внимания соответствующего специалиста, а в это время деструктивная установка будет идти вширь и вглубь, дестабилизируя работу других органов.
Таким образом, исходя из данной концепции, рассматривая личность как единую био-психо-социальную систему и комплексно реагируя на проявление ее деструктивных установок, мы сможем гораздо эффективнее решать и психологические и физиологические проблемы, возникающие в процессе жизнедеятельности каждого из нас.
Схема реализации принципа психофизиологической матрицы в общих чертах такова. Из социума поступает сигнал, запускающий привычную психофизиологическую реакцию соответствующего блока матрицы, реагирующего на нее в автоматическом режиме, который базируется на детских установках. В нашем случае тревожного человека таким триггером может быть недовольство начальника или супруга. На уровне физиологии активизируется, допустим, миндалина мозга, эндокринная система реагирует выплеском адреналина или кор-тизола, на уровне психики возникает чувство подавленности и вины, и эта волна привычной реакции провоцирует психофизиологический ответ, имеющий широкий спектр реализации - от панической атаки до инфаркта. Понять, какой из компонентов системы является определяющим и ведущим не представляется возможным, и в данном случае мы можем говорить о био-психо-социальном факторе, действующем как единый компонент системы. Дилетант может считать, что триггером явился сигнал из социума, поэтому он является здесь главным, но профессионал понимает, что этот сигнал может вызвать резонанс только того блока системы, который имеет предрасположенность к восприятию этого сигнала.
Теперь давайте определим основные характеристики этой гипотетической системы. Главным свойством любой системы является потребность в сохранения текущего баланса взаимодействия ее частей. Этот принцип можно сформулировать лозунгом: «Привычно -значит безопасно». Такой баланс включает в себя как конструктивные, так и деструктивные
психофизиологические узлы системы, и это ощущение устойчивости, базирующееся, в том числе, на паттернах, наносящих человеку однозначный вред, система будет защищать всеми силами. И любая попытка коррекции деструктивных установок, даже целиком рационализированных и поддержанных сознанием, будет встречать ожесточенное сопротивление матрицы. Этот эффект прекрасно описала Н.П. Бехтерева в процитированной выше работе, однако она применила его только к патологиям мозга, в то время, как нами, во время нашей психологической практики, он был отмечен в качестве универсальной закономерности, характерной для любого человека.
Итак, важнейшей характеристикой нашей системы будет сохранение баланса взаимодействия всех ее частей. Второй, не менее важный принцип заключается в том, что основным механизмом структурирования любой системы является процесс самоорганизации, в данном случае формулируемый как стремление к наиболее оптимальному распределению функций всех ее элементов для максимально эффективной реализации задач, стоящих перед системой. Это означает, что мы должны, в процессе терапии, предоставить системе возможность самой выбирать приемлемую для нее стратегию и скорость трансформации негативных установок, исключив варианты, которые предполагают любое насилие.
На первый взгляд это звучит парадоксально, однако это только на первый взгляд. Дело в том, что, когда терапевт, руководствуясь благими намерениями, решает применить ту или иную методику и вносит в систему чрезмерно сильное возмущение, петля отрицательной обратной связи способна не только свести все его усилия к нулю, но и ухудшить состояние пациента. Более разумной стратегией будет определение базовых установок системы во время тестирования ее свойств перед началом работы, и внесение совсем небольшого возмущения в систему с постоянным отслеживанием ее обратной реакции.
Здесь на первый план выходит стратегия, определяемая нами как выстраивание оптимального темпо-ритма психофизиологической трансформации. Темпом в данном случае будет скорость трансформационных процессов, которые воздействуют на систему. А ритмом - скорость тех или иных психофизиологических реакций человека, возникающих в процессе трансформации.
Запуская процесс трансформации, нам необходимо точно выверить ее темп, следя за тем, чтобы слишком быстрая ее скорость не спровоцировала включение отрицательной обратной связи, величину которой мы не сможем контролировать. Ну а слишком медленный темп априори не способен произвести в системе значимые качественные изменения, поскольку для них у него не хватит потенциала.
Понять, насколько эффективен темп трансформации, мы сможем, отследив изменение внутреннего ритма, который определяется состоянием человека. Нервозность, ощущение беспокойства на уровне психики, сопровождающиеся вегетативным дисбалансом, выбросом адреналина в кровь и т.д., на уровне физиологии и, допустим, негативной реакцией ближайшего окружения, могут являться следствием ускорения ритма. Прокрастинация, реакция замирания, поддержанные соответствующими изменениями физиологической и социальной систем, демонстрируют замедление ритма.
Таким образом, сводя эти параметры в единую систему темпо-ритма и корректируя их в зависимости от характеристик обратной связи, мы сможем в определенной мере контролировать течение трансформации той или иной негативной психофизиологической установки.
Также необходимо помнить об эффекте эмерджентности (от английского emergent -возникать, неожиданно появляться) - проявлении новых свойств системы, возникающих в процессе психофизиологической трансформации. Система будет меняться, перестраиваться в ходе терапевтической коррекции, и специалисту нужно отслеживать эти новые характеристики системы для того, чтобы своевременно менять стратегию трансформации.
Механизма обратной связи, согласно общей теории систем, всего два - это петля положительной и отрицательной обратной связи. Положительная обратная связь поддерживает сигнал, пришедший из внешней среды и запускающий трансформационные процессы, отрицательная гасит такой сигнал, давая нам ценную информацию о структуре системы, корректировке стратегии ее трансформации или изменении темпо-ритма этой трансформации.
Если описать процессы, происходящие в психофизиологической матрице, в терминологии теорий, описывающих нелинейные процессы, то мы имеем систему, состоящую из аттракторов, каждый из которых включает в себя физиологические, психо-когнитивные и социальные компоненты, объединенные той или иной ценностной установкой. При внесении возмущения в эту систему она сама выбирает аттрактор, наименее эффективно, с ее точки зрения, функционирующий, так как, согласно одному из законов теории систем, качество функционирования всей системы не может быть выше, чем качество функционирования ее самого слабого звена. Далее запускается процесс самоорганизации, во время которого система трансформирует деструктивные аттракторы, преследуя цель добиться наиболее оптимального функционирования. Этот процесс заключается в прохождении цепочек точек бифуркации - выбора одного варианта развития из множества потенциально возможных, когда любое малое возмущение способно оказать решающее влияние на такой выбор. Любая трансформация неизбежно сопровождается хаотическими процессами, из которых рождается новая структура. И приобретение системой новых качеств зачастую задействует эффект синхронизма. Синхронизм - чрезвычайно интересное явление, описанное как физиками и биологами, так и социологами [12]. Заключается оно в том, что, при достижении определенного порога, характеризуемого критически малыми величинами, система резко меняет свои ключевые свойства.
Терапевт никогда не сможет ни предугадать, ни, тем более, осознанно повлиять на этот момент структурирования системы в ее новом качестве. Однако, ему всегда необходимо помнить о том, что эффект синхронизма может работать как в положительном, так и в отрицательном ключе, и всемерно содействовать конструктивным тенденциям системы, постоянно держа в фокусе внимания нелинейный парадоксальный процесс ее психофизиологической трансформации.
Изучив в предельно общих чертах теоретические аспекты исследуемого нами вопроса, давайте перейдем к исследованию практических методов трансформации негативных паттернов нашей гипотетической системы. В принципе, большинство методик, существующих на данный момент в психологии, в той или иной мере, способны решить задачу подобной трансформации. Однако, необходимо отметить, что добиться серьезных терапевтических результатов, используя только одну методику, на наш взгляд, не представляется возможным. В данном разделе мы обозначим взгляд на эту проблему, опираясь, прежде всего, на собственный опыт практикующего психолога, насколько лет использующего в своей работе такой био-психо-социальный подход.
Прежде всего, давайте определимся с физиологическими параметрами, необходимыми нам для анализа основных характеристик матрицы наших клиентов. Проведение пилотных исследований и консультации с коллегами-медиками показали, что достаточно полную картину состояния физиологической системы организма человека дает измерение показателей вегетативного баланса (активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы), основных показателей гормонального фона и активности тех или иных отделов мозга. В данном случае речь идет о многофакторном лабораторном тестировании, которое может потребоваться в очень редких случаях. В стандартной ситуации будет вполне достаточно замера вегетативного баланса, который можно сделать с помощью множества недорогих и простых в использовании приборов, и замера уровня глюкокортикоидов, что также
не является сложной и дорогостоящей процедурой для любой медицинской лаборатории.
К сожалению, в ограниченных рамках данной статьи невозможно описать объемную процедуру многофакторного физио-психо-социального тестирования, разработанного нами для работы в рамках описываемой концепции, ее изложению посвящены несколько глав нашей монографии, процитированной выше, поэтому давайте перейдем к практическим приемам, используемым нами в работе.
Поскольку автор данной статьи является представителем направления, которое ближе всего к телесно-ориентированному подходу в психологии, основная работа проводится с использованием специально разработанных голосовых, дыхательных и телесно-ориентированных практик. Разумеется, во время консультирования нами используются и другие методы психологии, в частности, психоанализ, трансактный анализ и др., но работа с телом составляет основу нашей практики. Именно таким образом реализуется принцип внесения малого возмущения в био-психо-социальную систему нашего клиента, которое запускает трансформационные процессы в щадящем режиме. Дело в том, что, используя гениальное прозрение В. Райха, сформулировавшего постулат о проекции психологических блоков на мышечную систему человека, мы имеем возможность получить доступ к информации об истинном состоянии нашей психофизиологии. Ни тело, ни голос неподготовленного человека не способны лгать, и специалист, имеющий соответствующие навыки, может без труда декодировать ценнейшую информацию о состоянии психофизиологической системы своего клиента в любой момент терапевтического процесса.
Звучание голоса, дыхание и язык тела человека являются одновременно и маркерами состояния матрицы, и инструментами трансформации ее негативных психофизиологических установок. Каким образом это происходит и какие физиологические механизмы задействованы в этих процессах, подробно изложено в наших монографиях [4; 6].
Когда клиент движется, звучит или дышит определенным образом, реализуя только технические задачи правильного выполнения упражнения, ключевые установки его матрицы не подвергаются интенсивному воздействию, оказывающему влияние на структуру ведущих узлов, и, следовательно, петля отрицательной обратной связи не может быть чрезмерной, блокирующей процесс трансформации. В то же время, это воздействие, безусловно, есть, так как такие параметры как звучание голоса в непривычном для человека регистре и с непривычной громкостью, глубина вдоха и выдоха, движения, использующие другой пластический рисунок или темп, нежели тот, который применяется им в обыденной жизни и т.д., заставляют матрицу функционировать в несвойственном ей режиме, одновременно обнажая ее психофизиологические блоки, и запуская процесс трансформации этих блоков. Таким образом инициируется процесс самоорганизации, самоструктурирования системы на иных, более оптимальных для нее основах, и терапевту, как уже отмечалось, необходимо вовремя декодировать обратную связь, поступающую от системы, регулировать темпо-ритм психофизиологической трансформации и регулярно вводить в процесс терапии новые инструменты, реагируя на возникающие во время терапии новые свойства системы.
Отдельно нужно отметить реакцию физиологической системы, так как она дает нам наиболее объективную информацию. Нами были проведены несколько пилотных исследований реакции физиологии на упражнения, используемые во время работы. Эти исследования показали, что голосовые, дыхательные и телесно-ориентированные практики, применяемые нами, оказывают существенное гармонизирующее влияние на такие параметры организма человека как состояние его крови, вегетативный и гормональный баланс и т.д. [5; 8; 9]. Вместе с тем они дали интересную информацию о нелинейной, во многом парадоксальной связи физиологической и психической сфер, показывающей, что комплексное изучение этого вопроса является оптимальной стратегией для решения терапевтических задач.
К моменту написания данной статьи многие теоретические и практические аспекты концепции личности как единой био-психо-социальной системы разработаны нами в достаточной мере для того, чтобы понимать, что подобная постановка вопроса в принципе возможна и имеет определенные перспективы. Полноценное изложение нашего взгляда на данный вопрос содержится в упомянутой выше монографии «Психофизиологическая матрица человека. Что управляет нашей жизнью?». В этой книге мы подробно описали, как все теоретические аспекты структуры матрицы с позиции различных научных направлений и процедуры тестирования ее текущего состояния, так и технологии, применяемые нами для коррекции негативных психофизиологических установок этой системы, охватывающие все значимые сферы жизни человека.
Однако необходимо признать, что полноценной теорией данная концепция может стать только после проведения масштабных клинических медицинских исследований, способных подтвердить, опровергнуть или скорректировать некоторые положения нашей концепции. В данный момент план подобных исследований готов и автор ищет возможности для организации этого мероприятия.
Исцеление физиологических и психологических дисфункций, являющееся целью практических направлений медицины и психологии, возможно как без формулирования теорий, объединяющих эти науки, так и без создания методик, базирующихся на таких теориях. Однако, идя по пути интеграционного взаимодействия и рассматривая объемное и многомерное понятие личности человека как единой био-психо-социальной системы, мы сможем реализовать задачу, которая, как нам представляется, является предельной целью этих наук. Во-первых, добиться такого состояния наших пациентов, в котором их физиологическая, психо-когнитивная и социальная сфера будут работать как единый механизм, компоненты которого служат ресурсом друг для друга, решая вопрос предельной самореализации человека во всех аспектах его жизнедеятельности, и, во-вторых, дать человеку инструменты осознанного контроля и самостоятельной коррекции тех психофизиологических установок, которые препятствуют выполнению этой задачи.
Библиографический список
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
2. Барабанов Р.Е. Психофизиология раннего речевого и психического развития: методическое пособие для специалистов и родителей. СПб., 2022.
3. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Litres, 2020.
4. Данилов А.В. Голос человека как инструмент психологической коррекции личности и улучшения социальных коммуникаций. М., 2016.
5. Данилов А.В. Исследование влияния голосовых, дыхательных и телесно ориентированных психологических практик на физиологические системы человека // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2020.
6. Данилов А.В. Психология голосовой трансформации и коррекции личности. М., 2018.
7. Данилов А.В. Психофизиологическая матрица человека. Что управляет нашей жизнью? М., 2021.
8. Данилов А.В., Клюева А.А. Краткий обзор результатов гемосканирования участников психологического тренинга «Путь к себе. Развитие личности через голос» // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2017. № 1.
9. Данилов А.В., Клюева А.А. Результаты исследования изменения внутренних сред организма в процессе корректировки психоэмоционального состояния человека // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики». 2017. № 3.
10. Карпов А.М., Герасимова В.В., Фазлеева Л.Р. Феномен счастья в контексте био-психо-социо-духовного подхода. Казань, 2021.
11. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб., 1997.
12. Сапольски Р. Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки. М., 2017.
13. Строгац С. Ритм Вселенной. Как из хаоса возникает порядок в природе и повседневной жизни. М., 2017.
14. ФаерманМ.И. Био-психо-социо-духовно-средовая модель личности // Методология современной психологии. 2018.№ 8.
15. Bos Р. Et al. Testosterone decreases trust in socially naive humans // PNAS. 2010. № 107.
16. Hermans Е. еtal. Exogenous testosterone enhances responsiveness to social threat in the neural circuitry of social aggression in humans // BP. 2008. № 63.
17. Honk J. van et al. A Single administration of testosterone induces cardiac accelerative responses to angry faces in healthy young women // Behav Nsci 2001. № 115. (7)
18. Mehta Р., Beer J. Neural mechanisms of the testosterone-aggression relation: the role of orbitofrontal cortex // J. Cog Nsci. 2010. № 22.
19. MikolajczakM. et al. Oxytocin not only increases trust when money is at stake, but also when confidential information is in the balance // Biological -sychiatry. 2010. № 85.
20. Ronay R., Galinsky А. Lex talionis: testosterone and the law of retaliation // JESP. 2011. № 47.
21. Sterling P. Principles of allostasis: optimal design, predictive regulation, pathophysiology, and rational therapeutics // Schulkin J. Allostasis, homeostasis, and the costs of physiological adaptation. Cambridge; New York, 2004.
А.В. Данилов
доктор психологических наук, профессор, действительный член МАПН, ПАНИ, МАИ
психолог Казахстанского филиала
Международная академия психологических наук (Алматы, Казахстан)
Е-male: danilov. [email protected]