ПСИХОЛОГИЯ
PSYHOLOGY
Вестник Московского информационно-технологического университета -Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 76-84.
Herald of the Moscow University of Information Technologies -Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. С. 76-84.
Научная статья УДК 159.92
doi:10.52470/2619046X_2024_1_76
Инфантильность:
феномен превращения инструмента эволюции в фактор психологической деструкции
Андрей Викторович Данилов 1 2
1 Институт психологии и информальной юстиции, г. Санкт-Петербург, Россия
2 Международная академия психологических наук, Казахстанский филиал, г. Алматы, Казахстан
Аннотация. В статье исследуется многомерное понятие инфантильности, оказывающей, по мнению автора, ключевое влияние на качество жизни человека. Описывается влияние инфантильности на процессы биологической эволюции, явившейся одним из ключевых факторов трансформации приматов в человека. Проводится краткий разбор исследований инфантильности, осуществленных эволюционными биологами и психологами. Дается определение феномену инфантильности и приводится классификация конструктивных и деструктивных ее проявлений. Также выявляются устойчивые сценарии ее реализации в жизни человека и приводится алгоритм работы по трансформации негативных характеристик инфантильности, которые автор применяет в своей психологической практике. Описывается урон, который наносят многообразные проявления инфантильности как непосредственно личности человека, так и социуму в целом.
Ключевые слова: инфантильность, самореализация, деструктивное поведение, невроз, поведенческие паттерны, биологическая эволюция
Для цитирования: Данилов А.В. Инфантильность: феномен превращения инструмента эволюции в фактор психологической деструкции // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2024. № 1. С. 76-84. https://doi: 10.52470/2619046X 2024 1 76.
© Данилов А.В, 2024
Original article
Infantility: the phenomenon of transforming
an instrument of evolution
into a factor of psychological destruction
Andrey V. Danilov 1 2
1 Institute of Psychology and Informal Justice, St. Petersburg, Russia
2 International Academy of Psychological Sciences, Kazakhstan branch, Almaty, Kazakhstan [email protected]
Abstract. The article explores the multidimensional concept of infantility, which, according to the author, has a key impact on the quality of human life. The influence of infantility on the processes of biological evolution, which was one of the key factors in the transformation of primates into humans, is described. A brief analysis of studies of infantility carried out by evolutionary biologists and psychologists is provided. The definition of the phenomenon of infantilism is given and a classification of its constructive and destructive manifestations is given. It also identifies stable scenarios for its implementation in human life and provides an algorithm for transforming the negative characteristics of infantility, which the author uses in his psychological practice. The damage that various manifestations of infantilism cause both directly to the individual and to society as a whole is described.
Keywords: infantilism, self-realization, destructive behavior, neurosis, behavioral patterns, biological evolution.
For citation: Danilov A.V. Infantility: the phenomenon of transforming an instrument of evolution into a factor of psychological destruction // Herald of the Moscow University of Information Technologies - Moscow Architectural and Construction Institute. 2024. № 1. P. 76-84. https://doi:10.52470/2619046X_2024_1_76.
Тему для данной статьи дал анализ психологической практики автора, включающей как работу с легкими формами психологический дисфункции, так и сложными формами невротических и депрессивных состояний, находящихся на грани психопатологии. В процессе психотерапии нами было отмечено, что все эти деструктивные проявления психологической деятельности в своей основе имеют какой-то общий корень, который, с определенными допущениями, можно считать фундаментом, лежащим в основе большинства психологических проблем, с которыми сталкивается человек. После длительного анализа собственной практики и опроса коллег для автора стало очевидным, что таким фундаментом психологической деструкции является инфантильность.
Мысль эта далеко не нова в части описания периода зарождения психологических установок человека и многочисленных проявлений его психической деятельности, однако фокусировка именно на этой характеристике психологического портрета клиента позволила автору значительно увеличить продуктивность своей работы. В данной статье мы кратко изложим свое видение всех аспектов многогранного феномена инфантильности в надежде, что этот ракурс будет способствовать расширению практического инструментария наших коллег.
Описание инфантильности следует начать даже не с З. Фрейда, сформулировавшего теорию о зарождении психологических установок человека в раннем детстве, которая
(многократно расширенная и модифицированная психологами следующих поколений) стала базисом психологии. Как следует из открытий эволюционной биологии, инфантильность, определяемая в этой науке другими терминами, например, «неотения» или «ювенилизация», явилась основным инструментом эволюции, превратившем приматов в человека в том виде, в котором мы можем себя наблюдать.
Если описать эти процессы предельно кратко, то в определенный момент эволюционного развития приматов стал актуален отбор особей по принципу пониженной агрессивности, что давало ощутимые преимущества в социализации. В частности, «Способность переносить на других социальных партнеров стиль поведения, выработанный для общения с детьми, могла сыграть важную роль в эволюции человека. Не исключено, что ювенилизация облика и поведения взрослых гоминид поддерживалась отбором, потому что к таким особям, слегка похожим на детей, их брачные партнеры испытывали более нежные чувства. Это могло повысить их репродуктивный успех, если жены реже изменяли таким мужьям (которые, скорее всего, были при этом еще и менее агрессивными и более надежными), а мужья реже уходили от жен-девочек, весь вид которых говорил о том, как они нуждаются в защите и поддержке» [6, с. 127].
Эта тенденция запустила каскад трансформаций, который привел к изменению не только психической и социальной структуры приматов, но и оказал серьезное влияние на биологические параметры их организма, вплоть до изменения фенотипических черт: «... уменьшение клыков у самцов ранних гоминид можно рассматривать как "феминизацию". Действительно, редукция одного из характерных "мужских" обезьяньих признаков сделала самцов гоминид больше похожими на самок. Возможно, это было связано с уменьшением выработки мужских половых гормонов или со снижением чувствительности некоторых тканей к этим гормонам.
Кроме феминизации в эволюции наших предков была еще одна важная тенденция. По форме черепа, структуре волосяного покрова, размеру челюстей и зубов человек больше похож на детенышей обезьян, чем на взрослых. Многие из нас надолго сохраняют любознательность и игривость - черты, свойственные большинству млекопитающих только в детстве, тогда как взрослые звери обычно угрюмы и нелюбопытны. Поэтому некоторые антропологи считают, что важную роль в эволюции человека сыграла неотения, или ювенилизация, - задержка развития некоторых признаков, ведущая к сохранению детских черт у взрослых животных» [6, с. 122-123].
Очень серьезным аргументом в поддержку данной теории стал широко известный эксперимент по одомашниванию лис, проведенный Д.К. Беляевым и Л.Н. Трут. Лиса - ближайший родственник волка, успешно прирученного человеком и превратившегося в его самого надежного четвероногого друга - собаку. Однако лисы в естественной среде обитания демонстрируют повышенную агрессивность и крайние проявления индивидуализма, на контакт с человеком не идут. Новосибирские биологи провели эксперимент, длившийся несколько десятков лет и заключавшийся в отборе наименее агрессивных особей с последующим скрещивании их между собой.
«В итоге одомашненные лисы стали напоминать собак не только по характеру, но и по внешнему виду. У взрослых лисиц стали сохраняться "щенячьи" признаки, такие как укороченная морда и отвислые уши» [4, с. 3]. Эксперимент показал, что, как и в случае предполагаемой ювенилизации первобытного человека, у одомашненных лис сохраняются внешние детские черты, меняются характеристики поведения в сторону опять-таки большей инфантильности, перестраивается цикл овуляции и гормональный фон. В частности, понижается уровень стрессовых гормонов [17] и повышается уровень серотонина [9].
В результате данного эксперимента Беляевым был сделан следующий вывод: «По сути, мы, люди, всего лишь одомашненные приматы, причем мы одомашнили самих себя. И этот процесс самоодомашнивания дополнительно ускорялся за счет полового отбора - люди предпочитали выбирать в качестве партнеров наименее агрессивных особей» [4, с. 79]. Схожие мысли высказывались и другими биологами, как до Беляева [16], так и после него [19].
Еще одним немаловажным биологическим фактором инфантильности человека можно считать то, что основным инструментом адаптации и преобразования окружающей среды является работа его мозга. Мы существенно проигрываем большинству животных в физических возможностях нашего организма - скорости, силе и т.д., и главным эволюционным преимуществом нашего вида является способность к интеллектуальной деятельности, преодолевающей все физические ограничения. Однако ребенок не способен родиться с уже сформировавшимся мозгом, адекватным всем потребностям человека, это потребовало бы несуразно огромной зоны таза у женщин, и поэтому детский период, в течение которого формируется наш мозг, гораздо дольше, чем у большинства животных [7]. Разумеется, имея очень длительный период физиологического «созревания» мозга, нервной, гормональной систем и т.д., сопровождающийся формированием комплекса личностных и социальных паттернов поведения, человек получает не только положительные стратегии поведения, но и то, что принято называть объемным понятием «психологические комплексы».
Этот процесс достаточно подробно описан в трудах классиков психологии, однако нам хотелось бы рассмотреть концепции двух психологов, непосредственно относящиеся к теме этой статьи. З. Фрейд [12-14] предполагал прохождение личности в детский период через пять стадий формирования индивидуальных психологических особенностей: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. Застревание в какой-либо из этих стадий развития деформировало структуру личности, создавая устойчивые деструктивные психологические установки, приводящие к многочисленным невротическим и депрессивным состояниям. Эта концепция, как и чрезмерные акценты Фрейда на сексуальной составляющей жизни человека, характерные для всех его работ, многократно подвергались справедливой и обоснованной критике. Однако здесь нам хотелось бы отметить основную идею его подхода, кажущуюся нам абсолютно верной. Негативные психологические установки человека формируются в детском и подростковом возрасте, создавая устойчивые сценарии поведения, которые реализуются в период взрослой жизни при срабатывании соответствующего триггера. Эти процессы протекают в глубинах бессознательного и поддаются контролю только при выявлении конкретного сценария и переводе его в сферу сознательного.
Как отмечалось выше, эта установка стала одной из аксиом психологии и получила развитие во многих направлениях науки. Но наиболее интересную интерпретацию данная мысль получила, на наш взгляд, в работах Э. Берна - создателя направления трансакционного анализа [1; 2]. По представлениям Берна, поведенческие сценарии человека регулируются тремя эго-состояниями, которые он назвал Родителем, Взрослым и Ребенком, подчеркивая: «Родитель, Взрослый и Ребенок - это не то же самое, что Сверх-Я, Я, Это или концептуальные построения Юнга, а феноменологические реальности. Таким же образом времяпрепровождение, игры, сценарии - не абстракции, а рабочие социальные реальности» [1, с. 15].
Эти эго-состояния в работах Берна и его последователей имеют несколько вариаций, в частности Ребенок может быть Раненным Ребенком, или Счастливым (Здоровым) Ребенком, Взрослый - Контролирующим и т.д. Автор данной статьи не использует в своей работе практические методы трансакционного анализа, но типология эго-состояний представляется ему чрезвычайно удачной для определения поведенческих моделей клиентов, поскольку имеет очень яркие образные характеристики.
Подробное описание терапевтических процессов, которое содержится в книгах Э. Берна, демонстрирует нам постоянную борьбу детского и взрослого эго-состояний, причем Ребенок оказывается очень мощной субличностью, способной нанести серьезный ущерб сознательным психологически установкам человека. Подобная картина наблюдается и в работах З. Фрейда, демонстрируя колоссальную энергию детских подсознательных травм. По нашему мнению, все эти многочисленные проявления детских переживаний, формирующих неосознаваемые поведенческие паттерны, являются проявлением глобального феномена инфантильности, описанию которого посвящена эта статья.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, мы можем, с некоторыми допущениями, констатировать, что инфантильность явилась для человека значимым фактором эволюции, изменившим его фенотипические признаки, нейрогормональные реакции и т.д., и спровоцировала взрывное развитие интеллектуальных способностей, языка, искусства, формирование устойчивых социальных связей, что, со временем, привело к доминированию человека на планете. Но, в то же время, значительная протяженность периода детства явилась причиной переноса стратегий инфантильности во взрослую жизнь, а это создало колоссальные проблемы самореализации и социальным взаимодействиям человека.
Определение инфантильности и описание стратегий ее проявления
Изучив эволюционное развитие рассматриваемого нами феномена, мы можем дать определение предмету нашего исследования, реализующемуся непосредственно в сфере психики. Инфантильность - это проявление детских поведенческих реакций и стратегий личной и социальной реализации в жизнедеятельности взрослого человека. Формирование паттернов инфантильного поведения происходит в детском и подростковом возрасте, и, после срабатывания соответствующего триггера, инфантильный сценарий реализуется в поведении взрослого человека. Данный процесс не контролируется сознанием, гипотетически сопровождается изменением вегетативных и нейрогормональных реакций и проявлением различной степени интенсивности измененного состояния сознания (транса). Как и большинство явлений в нашем мире, инфантильность диалектична и имеет положительную и отрицательную форму своей реализации.
Конструктивная инфантильность сопровождает любой творческий процесс. Образ ребенка, пытливо исследующего окружающий мир и не признающего никаких ограничений творческого процесса можно увидеть в сотнях великих ученых, писателей, музыкантов или актеров. Лучше всего проявления этой формы инфантильности наблюдаются в простых бытовых ситуациях. Гениальный А. Тосканини, очарованный детской игрушкой - магнитами, которую он выпрашивает у сына менеджера своего оркестра и, потеряв которую, приходит в неописуемое отчаяние [5]. Великий М. Чехов, панически страшащийся того, что автомобиль, минимально заправленный бензином и водой, «распаяется» [8]. Обладатель грандиозного интеллекта - создатель кибернетики Н. Винер, потерявший бумагу с адресом новой квартиры, куда накануне переехала его семья и едва не оставшийся по этой причине на улице, потому что помнить о бытовых мелочах он был не в состоянии [11]. Можно вспомнить огромное количество подобных проявлений инфантильности, которая, будучи реализованной в творческой форме, приводила к созданию шедевров в различных сферах деятельности человека.
Деструктивная инфантильность направлена на подсознательное разрушение личности самого человека и его социальных контактов, ибо огромный спектр проявлений этого вида инфантильности можно охарактеризовать одной фразой: «Я не достоин!». Ребенок, не получивший в детстве достаточного количества любви и душевного тепла в значимых для него
жизненных ситуациях, формулирует для себя этот дефицит в виде аксиомы - «Мне не дали то, что мне нужно, значит я плохой», которая во взрослой жизни трансформируется в установки «Я не достоин любви, карьеры, денег» и т.д. По сути, деструктивная инфантильность является реакцией на изменяющиеся условия внешней среды, которые, как кажется ребенку, несут угрозу значимым аспектам его существования, и во взрослой жизни проявляются в форме автоматической реакции на события, напоминающие детский сценарий.
Необходимо отметить, что детство - это тот период жизни, когда от родителей зависит не только состояние психики, но и физическое выживание ребенка, и определенные, внешне безобидные ситуации, могут включить ощущение угрозы физическому существованию, что запускает глубинные биологические процессы, которые во взрослой жизни трансформируются в опасные формы неврозов и психопатологий. Многие виды шизофрении и паранойи сопровождаются обостренными проявлениями инфантильного поведения [10]. Ни в коем случае не следует считать, что инфантильность гарантированно приведет к тяжелым формам психических отклонений, для проявления психопатологии необходима генетическая предрасположенность и еще некоторое количество факторов, которые должны сработать одновременно, но острые проявления инфантильности иногда могут напоминать поведение психически нездоровых людей.
Для описания проявлений деструктивной инфантильности лучше всего воспользоваться широко известной в биологии классификацией поведенческих стратегий животных в стрессовой ситуации, которая была успешно адаптирована к поведению человека. Первые две реакции были описаны У Кэнноном, сформулировавшим эти стратегии двумя словами Бей и Беги [ 15]. Третья стратегия характерна для некоторых видов земноводных и насекомых и звучит как Замри.
Для изложения нашего представления о форматах проявления этих трех видов деструктивной инфантильности, позволим себе процитировать отрывок из нашей монографии, посвященной описанию личности как единой био-психо-социальной системы: «Сценарий Бей реализуется из позиции агрессивной инфантильности и предполагает искреннюю уверенность в том, что мир создан для выполнения всех желаний человека. Интересы других людей и ответственность за свои поступки в мировоззрении такого инфантила отсутствуют. Внешние проявления подобной инфантильности: голос повышенной громкости с истеричным характером звучания, резкие, рубленные движения с большой амплитудой, безапелляционность суждений, склонность к соперничеству и т.д.
Сценарий Беги включается в виде отказа от любых самостоятельных действий, предполагающих как позитивные, так и негативные последствия, причем позитивный результат избегается даже чаще. Тактика подобных инфантилов направлена на манипулирование окружающими с целью принуждения их к совершению действий, отвечающих целям инфантила, разумеется, с перекладыванием ответственности за результат. Эти люди все пытаются сделать чужими руками, даже тогда, когда это не приносит им прямой очевидной выгоды. Внешние проявления: просительные интонации голоса, тревожный и несчастный взгляд, суетливость движений, многословность в изложении своих просьб, которые разительным образом меняются на уверенность при внушении окружающим чувства вины за отказ.
Второй, более мягкий вариант - голос, звучащий в среднем регистре на комфортном для окружающих уровне звучности, плавные движения, подчеркнутое дружелюбие и обаяние. Во всех этих атрибутах инфантильности присутствует фальшь, которая может распознаваться или не распознаваться объектами манипуляции. И во всех вариантах финалом такого сценария проявления инфантильности будут агрессивные обвинения при отказе в помощи в реализации целей инфантила.
Сценарий Замри заключается в отсутствии любых действий в ситуации, предполагающей даже минимальную ответственность. Инфантил, живущий в этом сценарии, предпочитает, чтобы ситуация сама разрешилась тем или иным образом, принимая любой результат как должное и не пытаясь на него повлиять. Внешние проявления: тихий глухой голос, скованность и замедленность движений, стремление быть максимально незаметным и состояние ступора при проявлении малейшего внимания со стороны окружающих» [3, с. 169-170].
Первые два варианта деструктивной инфантильности являются наиболее распространенными, и в финальной стадии реализации своего сценария предполагают активные действия. Для определения наиболее характерных черт их проявления нами была составлена «шкала инфантильности», которая, на первом этапе работы с клиентом используется психологом, а затем, на более поздних этапах, применяется клиентом для самостоятельного отслеживания включения деструктивных сценариев. Эта шкала инфантильности включает в себя такие, наиболее характерные проявления инфантильности как:
«1. Безапелляционность суждений.
2. Узкий круг интересов, отсутствие желания получать новые знания и навыки.
3. Нежелание признавать возможность разных вариантов интерпретации событий, настаивание на своем варианте как на единственно верном.
4. Агрессивное отношение к людям, не разделяющим ценности инфантила.
5. Использование в речи категоричных и обобщающих понятий (должен, необходимо, обязан, абсолютно все, каждый и т.д.).
6. Многословие в изложении собственных взглядов, пристальное внимание к незначительным подробностям.
7. Подчеркивание в контексте любых событий только тех аспектов, которые подтверждают его точку зрения.
8. Возложение вины за собственные неудачи на других людей и приписывание достижений исключительно себе.
9. Отсутствие способности пересматривать свои убеждения в процессе получения нового опыта.
10. Уверенность в собственной компетентности по широкому кругу вопросов - от политики и экономики до искусства и спорта.
11. Категорическое неприятие «симметричного ответа» от объекта манипулирования. Инфан-тил считает, что его методы воздействия на окружающих продиктованы благом, которое представляется ему безусловной и непререкаемой истиной. И он бурно протестует против попыток применить к нему те же методы, которые он применяет к людям» [3, с. 171-172].
Практическая работа с трансформацией проявлений деструктивной инфантильности строится по следующему алгоритму:
1. Определение конкретных проявлений инфантильности у клиента, событий, которые поспособствовали их формированию и наиболее распространенных сценариев их реализации во взрослой жизни.
2. Выявление урона для состояния здоровья, личной и социальной реализации которые данные паттерны уже нанесли, и потенциальных угроз, которые могут возникнуть в будущем.
3. Выработка индивидуальной стратегии трансформации инфантильных установок в форме конкретных практик, которые клиент может выполнять самостоятельно.
4. Реализация программы подконтролем психолога.
Наша практика показывает, что подобная работа с глобальным феноменом инфантильности решает широкий спектр задач, стоящих перед психологом, причем в достаточно коротком временном диапазоне.
Опасность инфантильности не стоит недооценивать. Ребенок, кричащий на весь магазин и бьющийся конечностями об пол оттого, что родители отказываются купить ему игрушку, вызывает у окружающих дискомфорт и чувство неловкости. Но этот же ребенок, уже имеющий изощренный мозг взрослого образованного человека, способный логически обосновать и завернуть в привлекательную обертку свои детские комплексы, может нанести невосполнимый ущерб себе и окружающим. Мать, ставящая свою дочь в родительскую позицию по отношению к себе и заставляющая выплачивать свои бесконечные кредиты, чем доводит ребенка до полного физического и морального истощения. Муж, требующий, чтобы жена подавала ему еду исключительно одной температуры и устраивающий дикие скандалы при любом отклонении от этих условий. Бабушка, видящая смысл жизни только в служении своим внукам и находящаяся, благодаря этой установке, на грани смерти. Эти, и десятки других случаев из нашей практики, при разборе истоков таких поведенческих паттернов, демонстрируют разные грани деструктивной инфантильности.
Инфантильность страшна тем, что любой, абсолютно нормальный человек, при срабатывании соответствующего сценария, может совершить действия, разрушающие его личность и жизнь его близких. Определенная доля инфантильности присуща всем нам, и знание ее основополагающих характеристик и форм проявления помогает избежать множества негативных последствий бесконтрольной реализации этого психологического феномена.
Особую опасность, на наш взгляд, представляют проявления инфантильности у людей, облеченных властью. При анализе действий множества политиков мирового уровня складывается впечатление, что в этой сфере проходит какой-то негласный отрицательный отбор, и наибольшее преимущество получают те индивидуумы, которые демонстрируют запредельный уровень инфантильности. А это несет угрозу уже всему мировому сообществу.
Такое же беспокойство вызывает инфантилизация общества в целом, которая, вполне возможно, имеет вид продуманной, идеологически выверенной и тщательно сконструированной программы. Наше время демонстрирует колоссальную дифференциацию и поляризацию общества по множеству признаков: идеологических, национальных, социальных, половых и т.д. И отстаивание собственных убеждений большинством ячеек предельно атомизирован-ного социума имеет все признаки детского поведения, определенного нами в «шкале инфантильности», изложенной выше. Исходя из нашего практического опыта, можно утверждать, что человек, перейдя определенную грань инфантильности, имеет весьма призрачные перспективы возвращения к нормальной жизни. И было бы весьма нежелательным вариантом проверка этой гипотезы в отношении социума в целом, тем более сделанной не в лабораторных, а в реальных «полевых» условиях.
Инфантильность как глобальный критерий психологической деструкции может стать универсальным инструментом в работе практикующего психолога. Пройдя грандиозный путь превращения из инструмента биологической эволюции человека в одного из самых опасных врагов его полноценной самореализации, она, будучи проявленной, взятой под осознанный контроль и переведенной в конструктивное русло, способна стать мощным источником энергии для любых свершений, к которым стремится человек. Выработка стратегии взрослого поведения, построенная на уникальных особенностях психофизиологии и способов социальной коммуникации человека способна решить эту задачу, кардинально изменив качество его жизни. Технические детали такой трансформации инфантильности, применяемые нами в работе, слишком объемны для даже краткого изложения в рамках данной статьи, и в полном виде содержатся в нашей монографии [3]. Однако мы убеждены в том, что любое направление психологии имеет достаточное количество инструментов, для того, чтобы справиться с этой задачей в рамках своей научной парадигмы. Необходимо лишь держать феномен инфантильности в фокусе своего внимания и своевременно реагировать на многообразные формы его проявления.
Список источников
1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб., 1992.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2013.
3. ДаниловА.В. Психофизиологическая матрица человека. Что управляет нашей жизнью? Ridero, 2021.
4. ДугаткинЛ. Как приручить лису (и превратить в собаку): Сибирский эволюционный эксперимент. М., 2019.
5. Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1976. Вып. 6: Артуро Тосканини.
6. Марков А.В. Эволюция человека: в 2 кн. М., 2011. Кн. 1: Обезьяны, кости и гены.
7. Марков А.В. Эволюция человека: в 2 кн. М., 2011. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа.
8. Петелин В.В. Восхождение или Жизнь Шаляпина (1894-1902): биографический роман. М., 2000.
9. Попова Н., Войтенко Н., Трут Л. Изменения в содержании серотонина и 5-оксииндолуксусной кислоты в головном мозге при селекции серебристо-черных лисиц по поведению // Доклады Академии наук СССР. 1975. Т. 223.
10. Самохвалов В.П. и др. Психиатрическая клиника: учебное пособие для студентов и врачей-интернов. Симферополь, 2003.
11. Строгац С. Ритм Вселенной. Как из хаоса возникает порядок. М., 2017.
12. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2014
13. Фрейд З. Психоаналитические этюды. М., 2006.
14. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. Толкование сновидений. Пять лекций о психоанализе. М., 2019.
15. Cannon W.B. Bodily changes in pain, hunger, fear and rage: An account of recent researches into the function of emotional excitement. 1915.
16. Bagehot W. Physics and Politics or Thoughts on the Application of the Principles of «Natural Selection» and «Inheritance» to Political Society. London, 1905.
17. PlyusninaI., OskinaI., TrutL. An Analysis ofFear and Aggression during Early Development ofBehavior in Silver Foxes (Vulpes vulpes) // Applied Animal Behaviour Science. 1991. № 32. P. 253-268.
18. PopovaN. etal. Genetics and Phenogenetics of Hormonal Characteristics in Animals. 7. Relationships between Brain Serotonin and Hypothalamo-pituitaryadrenal Axis in Emotional Stress in Domesticated and Non-domesticated Silver Foxes // Genetika. 1980. № 16. Р. 1865-1870.
19. Wilson P. The Domestication of the Human Species. New Haven, 1991.
Информация об авторе
А.В. Данилов - доктор психологических наук, профессор, действительный член МАПН, ПАНИ,
МАИ, АМТН; Институт психологии и информальной юстиции, г. Санкт-Петербург, Россия;
Международная Академия Психологических Наук, Казахстанский филиал, г. Алматы, Казахстан
Information about the author
A.V. Danilov - Doctor of Science (Psychology), Professor, full member of MAPN, PANI, MAI, AMTN;
Institute of Psychology and Informal Justice, St. Petersburg, Russia; International Academy
of Psychological Sciences, Kazakhstan branch, Almaty, Kazakhstan
Статья поступила в редакцию 12.01.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 21.02.2024.
The article was submitted 12.01.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 21.02.2024.