УДК: 159.9.07
Калачикова Е.А. студент факультет психологии научный руководитель: Власова Ю.А., к.психол.н.
доцент
кафедра общей и педагогической психологии Томский государственный университет
Россия, г. Томск ИНФАНТИЛЬНОСТЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕЗРЕЛОСТИ
ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация:
В данной статье рассматривается феномен инфантильности, обозначенный как проявление незрелости личности, предпринимается попытка выделения ключевых личностных характеристик, по которым можно судить о личностной зрелости или незрелости. В работе также описывается исследование, проведенное в Томском государственном университете среди студентов, с помощью методик, диагностирующих данные характеристики
Ключевые слова: инфантильность, личностная зрелость, характеристики инфантильности личности
Kalachikova E.A. student of the Faculty of Psychology Tomsk State University Russia, Tomsk Vlasova Ju.A.
scientific adviser, candidate of psychological sciences Associate Professor of the Department of General and Pedagogical
Psychology Tomsk State University Russia, Tomsk
INFANTILISM AS A SIGN OF THE IMMATURITY OF PERSONALITY IN ADOLESCENCE
Annotation:
This article deals with the phenomenon of infantilism, designated as a manifestation of immaturity of the person, an attempt is made to identify the key personal characteristics by which one can judge about personal maturity or immaturity. The paper also describes a study conducted at Tomsk state University among students using techniques that diagnose these characteristics
Key words: infantilism, personal maturity, characteristics of infantile personality
1. Постановка проблемы
Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, среде. Итогом развития является личность, обладающая такими качествами как личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность - умение жить в социуме, среди людей, решая свои задачи и оказываясь полезным для окружающих.
Несоответствие образцов поведения хронологическому возрасту индивида называется инфантильностью. В психологической теории понятию инфантильности соответствует термин «инфантилизм», который рассматривается как проявление социальной незрелости, детскости взрослого человека: инфант - это взрослый человек с незрелой личностью, который не способен к адекватным реакциям во взрослом мире.
Инфантильность выделяется как одна из проблем современного общества и заключается в том, что в настоящее время наблюдается рост количества социально незрелых молодых людей, которые не могут принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических и экономических вопросов.
2. Цели исследования
Над проблемой психологической незрелости и личностной инфантильности уже на протяжении века работают как психологи, так и медики, за это время накоплено огромное количество взглядов и мнений.
Так, например, инфантильность рассматривалась как фиксация на определенной стадии развития (З. Фрейд), как причина внутриличностных конфликтов (К. Юнг, К. Хорни), как основа возникновения психопатий (Э. Кречмер) и как следствие неправильного воспитания ребенка (А. Адлер) [2, с. 55]. Также было высказано мнение (Э. Эриксон, Э. Берн), что инфантильные черты и вовсе обнаруживаются у каждого взрослого человека. Типичным признаком инфантильности признавали механизм регрессии, то есть возвращения на более ранний этап развития [2, с. 57].
Рассматривая представления гуманистических психологов (А.Маслоу, К.Роджерс, Г. Олпорт), о том, какие черты должны быть присущи зрелой личности [4, с. 288], можно сделать предположение, что у незрелой, инфантильной личности будут такие характеристики как: зависимость от других людей, отсутствие автономии, искаженное самовосприятие и восприятие окружающего мира, ориентация на прошлое, нежели на будущее, низкий интерес к разнообразным видам деятельности, творчеству.
Цель данной работы - изучить явление инфантильности как проявление незрелости личности, выделить ее ключевые характеристики.
Объект исследования: инфантильность как психологический феномен.
Предмет исследования: инфантильность как проявление незрелости личности в юношеском возрасте.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить диагностические параметры инфантильности, составить комплекс методик исследования инфантильной личности;
- использовать данные методики для диагностики студентов второго курса психологического факультета на предмет выявления характеристик инфантильной личности.
3. Методы исследования
Исходя из наиболее существенных признаков незрелости личности, входящих в описание инфантилизма и выделенных при сравнении с представлениями гуманистических психологов о зрелой, самоактуализирующейся личности, нами были определены следующие диагностические параметры инфантильности:
- Эмоционально-волевая сфера;
- Мотивационная сфера;
- Самосознание;
- Мировоззрение/ценностные ориентиры.
Помимо указанных параметров, мы решили включить современные представления о том, что должно быть в саморазвивающейся личности, а именно:
- Уровень субъективного контроля;
- Самоорганизация деятельности;
- Толерантность/интолерантность к неопределенности.
Все перечисленные параметры, на наш взгляд, в зависимости от полюса, могут быть признаками личностной зрелости или незрелости.
Таким образом, была составлена батарея методик, в состав которой вошли: «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана; «Характеристики эмоциональности» Е.П. Ильина; «Самоактуализационный тест», (CAT) Э. Шострома, адаптированный Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозманом, М. В. Загика и М. В. Крозом, 1987; «Методика исследования самоотношения», (МИС) С. Р. Пантилеева, 1989; «Уровень субъективного контроля», (УСК) Дж. Роттера, адаптированный Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом, 1984; (ОСД) Н. Фишера и М. Бонда, адаптированный Е.Ю. Мандриковой, 2007; «Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности», (НТН) Т. В. Корниловой, 2009.
Исследование было проведено в Томском Государственном университете, среди студентов второго курса психологического факультета (n=30). Средний возраст на момент исследования составил 19,5±1 год.
Студенты именно второго курса были выбраны не случайно, это та возрастная категория, где уже складываются и формируются устойчивое самосознание, рефлексия, мировоззрение и осознание своего места в мире, проявляется стремление к самоопределению, и, в отличие от студентов первого курса, здесь уже более четко можно определить особенности эмоционально-волевой сферы и организации своей деятельности.
4. Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки выраженности этих характеристик у респондентов, мы провели анализ средних показателей по группе. В основном все выявляемые признаки имели среднее значение, исключение составили такие шкалы как «Планомерность» (ОСД), «Общая шкала интернальности» (УСК) и «Толерантность к неопределенности» (НТН), которые говорят о следующем: в целом для студентов характерен высокий уровень самоконтроля, развито понимание и видение своих целей, но с трудом дается планомерное движение к ним, преобладает толерантность к неопределенности.
По полученным результатам комплекса методик были выделены два обучающихся, один из которых условно был определен как респондент, обладающий характеристиками личностной зрелости - результаты студента по всем выделенным параметрам были достаточно высокими. Вторая обучающаяся была определена как респондентка, обладающая характеристиками незрелой личности, с недостаточно выраженными или очень низкими показателями по основным параметрам, характеризующим зрелую личность. Полученные результаты были оформлены в психологические портреты, где более подробно описываются особенности каждой сферы респондентов.
5. Выводы
По психологическим портретам были сделаны следующие выводы:
В отношении эмоционально-волевой сферы для респондента, характеризующегося как зрелая личность, свойственен контроль своих эмоций, спокойствие и уверенность в себе, устойчивость намерений, а для респондентки - импульсивность и легкость возникновения эмоций, спонтанность. Следует отметить, что в целом у обоих респондентов, возникающие эмоции не несут отрицательного отпечатка на ход деятельности и процесс общения.
Как и предполагалось, респондент хорошо осознает свои потребности, рефлексирует личностные мотивы и разделяет ценности присущие самоактуализирующейся личности, стремится к творчеству. Кроме того, у него выражено стремление к установлению тесных контактов с людьми. Однако для респондентки, в общем, не характерны данные качества, но, тем не менее, она ощущает свою ответственность за установление межличностных отношений.
Что касается самосознания - респондент очень закрыт, не раскрывает значимую информацию о себе, однако достаточно самоуверен, испытывает как самоуважение, так и знает, что вызывает уважение у других. Респондентка наоборот открыта людям, но при этом самокритична, считает, что люди ценят ее только за некоторые качества.
В отношении современных представлений о характеристиках саморазвивающейся личности, респондент обладает высоким уровнем самоконтроля, большинство событий, успехов и неудач оценивает исключительно как результат собственных действий, в планировании
деятельности гибок, и отчетливо осознает свои цели, стремится к ним, ценит свое время. В целом неопределенность его не пугает, однако любит, когда присутствует ясность и упорядоченность. У респондентки низкий уровень самоконтроля - она считает, что большинство событий являются результатом случая или действия других людей, в тоже время при достижении успехов старается контролировать и преследовать цели в будущем. Но ей бывает сложно прикладывать усилия и доводить дела до конца, а в ситуациях неопределенности появляется высокая тревожность.
6. Заключение
Данное исследование можно считать пилотажным, позволяющим визуализировать особенности диагностики личностной зрелости и инфантильности. Его результатом явилось обозначение психологических параметров, определение перечня диагностических методик, а также их апробация, составление психологических портретов личностно зрелого и личностно незрелого студента. В дальнейших исследованиях продолжится исследование феномена инфантильности, особое значение будет уделено обоснованию отбора критериев, расширению выборки, будут усложняться статистические процедуры при работе с данными для установления взаимосвязей признаков с другими психологическими качествами.
Использованные источники:
1. Абдрахимова Р.Г. Психическая инфантильность подросткового возраста в контексте современных тенденций // Научные исследования и разработки молодых учёных. 2014. № 2. С. 76-79.
2. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс информ, 2003. - 328 с.
3. Холл К.С. Теории личности / К.С. Холл, Л. Гарднер. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008. - 672 с.
4. Хьелл Л.А. Теории личности / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2006. - 607 с.