Научная статья на тему 'Использование технологий биологической обратной связи в системе психофизиологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Использование технологий биологической обратной связи в системе психофизиологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
405
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / OFFICERS OF PENAL SYSTEM / ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / MENTAL SELF-REGULATION / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ / FUNCTIONAL BIOCONTROL / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / VARIABILITY OF CARDIAC RATE / BIOLOGICAL FEEDBACK

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Воронин Роман Михайлович, Семенов Юрий Николаевич

В настоящее время существенно возрастает роль психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) на разных этапах прохождения службы. Важным компонентом психологического сопровождения сотрудников УИС является обучение их методам психической саморегуляции, медитации, дыхательных психотехнологий. Применение данных техник способствует повышению стрессоустойчивости, созданию условий эмоционального равновесия, личностного саморазвития сотрудников УИС, а также эффективно при различных кризисных состояниях. Вместе с тем при обучении методам саморегуляции возможно возникновение определенных сложностей, одной из которых является отсутствие объективных критериев успешности освоения данных методов, поэтому для повышения эффективности при обучении методам психической саморегуляции наиболее перспективным представляется применение технологий функционального биоуправления, базирующихся на принципах биологической обратной связи (БОС). С целью оценки эффективности и возможности использования технологий биологической обратной связи в практике психологической подготовки сотрудников УИС было проведено исследование с применением аппаратно-программного комплекса «Варикард», предназначенного для оценки состояния вегетативной нервной системы методом математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР). Исходя из результатов эксперимента крайне актуальными видятся дальнейшие исследования по применению метода биологической обратной связи с использованием кардиоинтервалометрии в психофизиологической подготовке сотрудников УИС. Разработка данного направления открывает широкие перспективы применения технологий БОС для профилактики функциональных нарушений и психосоматических заболеваний путем раскрытия и использования резервов человеческого организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Воронин Роман Михайлович, Семенов Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологий биологической обратной связи в системе психофизиологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 159.91:343.83

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СИСТЕМЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Р М я Ю Н С

Р. М. Воронин, Ю. Н. Семенов

Реферат: в настоящее время существенно возрастает роль психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) на разных этапах прохождения службы. Важным компонентом психологического сопровождения сотрудников УИС является обучение их методам психической саморегуляции, медитации, дыхательных психотехнологий. Применение данных техник способствует повышению стрессоустойчивости, созданию условий эмоционального равновесия, личностного саморазвития сотрудников УИС, а также эффективно при различных кризисных состояниях. Вместе с тем при обучении методам саморегуляции возможно возникновение определенных сложностей, одной из которых является отсутствие объективных критериев успешности освоения данных методов, поэтому для повышения эффективности при обучении методам психической саморегуляции наиболее перспективным представляется применение технологий функционального биоуправления, базирующихся на принципах биологической обратной связи (БОС).

С целью оценки эффективности и возможности использования технологий биологической обратной связи в практике психологической подготовки сотрудников УИС было проведено ис-

© Воронин Р. М., Семенов Ю. Н., 2016

следование с применением аппаратно-программного комплекса «Варикард», предназначенного для оценки состояния вегетативной нервной системы методом математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР).

Исходя из результатов эксперимента крайне актуальными видятся дальнейшие исследования по применению метода биологической обратной связи с использованием кардиоинтервалометрии в психофизиологической подготовке сотрудников УИС. Разработка данного направления открывает широкие перспективы применения технологий БОС для профилактики функциональных нарушений и психосоматических заболеваний путем раскрытия и использования резервов человеческого организма.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, психическая саморегуляция, биологическая обратная связь, функциональное биоуправление, вариабельность сердечного ритма.

В современных реалиях реформирования УИС, направленного на повышение ее эффективности, приведение ее в соответствие с современными требованиями, возрастает значение вклада каждого органа, учреждения, структурного подразделения и сотрудника в конечные результаты работы.

В условиях огромного психоэмоционального напряжения, которому еже-

дневно подвергаются сотрудники столь весьма специфичной сферы деятельности, как уголовно-исполнительная система, существенно возрастает роль психологического сопровождения на разных этапах прохождения службы. Важным компонентом психологического сопровождения сотрудников УИС является овладение методами психической саморегуляции, медитации и дыхательных психотехнологий, которые, безусловно, должны стать неотъемлемой частью общей культуры сотрудника УИС [4]. Очевидно, что повышение возможностей человеческого организма лежит в интеграции его психических и физиологических резервов.

Чтобы достичь желаемого уровня контроля над психикой, требуются систематические тренировки и регулярные консультации психолога. В реальных условиях это не всегда осуществимо. Однако вполне выполнимой представляется задача обучения конкретным методам самокоррекции, медитации и дыхательным психотехнологиям с целью оптимизации психического состояния. Научившись осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, сотрудники через познание и улучшение психической составляющей своего здоровья имеют возможность совершенствоваться.

Применение техник психической саморегуляции способствует повышению стрессоустойчивости, созданию условий эмоционального равновесия, личностного саморазвития сотрудников УИС, а также эффективно при кризисных состояниях, разрешении конфликтных ситуаций.

Психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции психофизио-

логического состояния человека, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций организма. Методы психической саморегуляции позволяют регулировать мышечное напряжение (которое является одним из индикаторов наличия отрицательных эмоций), вызывая расслабление мышц, а значит, и уменьшение соматического компонента отрицательных эмоциональных переживаний. С помощью психической саморегуляции можно улучшить сон, повысить сопротивляемость к различным стрессовым ситуациям, улучшить и развить память, волю, интеллект, концентрацию внимания.

При обучении методам саморегуляции возможно возникновение определенных сложностей, одной из которых является отсутствие объективных критериев успешности освоения данных методов, то есть обучаемый ориентируется только на свои субъективные ощущения, поэтому для широкого внедрения методов саморегуляции в практику психологического обеспечения уголовно-исполнительной системы необходим поиск путей оптимизации обучения, внедрение наиболее эффективных учебных методик. В связи с этим наиболее перспективным, на наш взгляд, представляется направление психофизиологии, использующее технологии биологической обратной связи (БОС). Термин «биологическая обратная связь» появился более 30 лет назад[9]. Основная концепция использования БОС при обучении методам саморегуляции заключается в том, что информация о собственном функциональном состоянии поступает непосредственно индивидууму, что позволяет ему отслеживать изменения регулируемой психи-

ческой или физиологической функций и модифицировать их.

В настоящее время методы функционального биоуправления, базирующиеся на принципах биологической обратной связи, активно используются как в медицине, так и в различных психокоррекци-онных и личностно-развивающих практиках. Биоуправление - это комплекс идей, методов и технологий, направленных на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции физиологических функций при различных состояниях и в целях личностного роста [2]. Данные методы основаны на теоретических представлениях и концепциях отечественных и зарубежных ученых, основными из которых являются:

- фундаментальные исследования И. П. Павлова и его учеников в области изучения особенностей высшей нервной деятельности человека(концепция условных рефлексов);

- теория функциональных систем П. К. Анохина (роль полезного результата, принцип обратной афферентации);

- концепция оперантного обусловливания B. F. Skinner;

- принцип индивидуально формирующихся мозговых систем Н. П. Бехтеревой (роль гибких и жестких звеньев мозговых систем в обеспечении психической деятельности).

Представления кибернетики о механизмах регуляции и управления системами посредством обратной связи являются основой современных подходов к использованию методов функционального биоуправления. Одним из основных принципов кибернетики является представление о невозможности управления процессом без наличия информации о состоянии переменных (обратной связи).

Так, при классической аутогенной тренировке результаты фиксируются только субъективно, с помощью самостоятельных наблюдения и ощущений, что не позволяет корректировать самовоздействие. При адаптивном биоуправлении с помощью аппаратно-программных комплексов регистрируются электрофизиологические параметры контрольного органа или системы, усиливаются и затем представляются пациенту в визуальной или акустической форме с помощью специальных устройств. В дальнейшем в центральной нервной системе формируется программа создания нового навыка, вырабатывается стереотип поведения, позволяющий оптимизировать или желательным образом изменять процесс деятельности внутренних органов и систем, то есть процесс обучения происходит действительно эффективно, более того, в отдельных случаях такой метод является единственно приемлемым и возможным.

Существует достаточное количество работ, в которых показано, что использование адаптивного биоуправления посредством БОС значительно усиливает корректирующее действие приемов аутогенной тренировки и повышает возможности саморегуляции психических и вегетативных функций организма [6]. Сочетание мышечного расслабления и высокой степени контроля сознания, концентрации внимания, активной работы воображения, значительных волевых усилий принципиально отличают этот метод от других релаксационных психотерапевтических процедур, таких как аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация, медитация [5].

С целью оценки эффективности и возможности использования метода

биологической обратной связи в практике психологической подготовки сотрудников УИС нами было проведено пилотажное исследование. Для обеспечения метода биологической обратной связи применялся аппаратно-программный комплекс «Варикард» («Вари-кард 2.6», «ISCIM 7.3»). Данный комплекс предназначен для оценки состояния вегетативной нервной системы методом математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР) [1].

Сердечный ритм характеризуется сложной конфигурацией вариабельности, представленной различными частотными составляющими [10]. По изменению вариабельности ритма сердца можно судить не только о кардиоваску-лярной активности, но и, например, об уровне нервно-психического напряжения, а также о физиологической адаптации индивидуума в целом [3, 7]. Весьма распространенным методическим подходом является использование показателя ритма сердца, в том числе респираторной синусовой аритмии, как информативного признака баланса между парасимпатическим и симпатическим тонусом. Сегодня имеется достаточно значительная теоретическая база использования математического анализа сердечного ритма в технологиях биоуправления [8, 15].

Так, в работах P. Lehrer и E. Vaschillo была продемонстрирована эффективность управления параметрами вариабельности ритма сердца с целью усиления суммарной мощности сердца. При этом в эксперименте важно было добиться усиления низкочастотной (LF - low frequency) составляющей спектра ВСР, которая с физиологических позиций является отражением как вагус-ных, так и симпатических влияний на ритм

сердца. Этот эффект достигался при более медленном дыхании, что достоверно улучшало параметры внешнего дыхания у здоровых добровольцев [12].

Вариабельность сердечного ритма может служить вегетативным индикатором саморегуляции когнитивных и психоэмоциональных процессов [13]. Так, отмечается снижение показателей ВСР при депрессивных состояниях и повышение при когнитивных нагрузках. Увеличение общей вариабельности сердечного ритма с помощью БОС благотворно действует на людей с депрессиями [14], психоэмоциональными расстройствами [11].

Одним из механизмов сердечного ритма является респираторная синусовая аритмия - вариация ритма, сопровождающая дыхательный цикл (ЧСС возрастает на вдохе и снижается на выдохе) [1]. Частота респираторно обусловленных колебаний в сердечном ритме представлена «высокочастотными» (0,150,4 Гц) и «низкочастотными» (0,050,15 Гц) компонентами. Сам паттерн дыхания тесно связан с функциональным состоянием ЦНС. Управляя дыханием, удается воспроизводить релаксацию либо готовность организма к активной деятельности. Учитывая, что дыхательная деятельность является произвольно регулируемой функцией человеческого организма, это открывает серьезные перспективы использования дыхательных практик при саморегуляции методом биологической обратной связи.

Таким образом, использование математического анализа сердечного ритма для контроля эффективности саморегуляции может быть ключом к управлению функциональным состоянием организма.

В нашем исследовании принялоучастие 7 курсантов мужского пола Акаде-

мии ФСИН России. Возраст обследуемых составлял 20-21 год. Регистрация кардиоинтервалов производилась в положении сидя четырежды (в каждом случае по 5 мин): в состоянии покоя, при проведении 2 сеансов обучения БОС, через 5 минут после сеанса БОС.

В течение 5-минутного сеанса БОС испытуемый сочетал спокойное глубокое дыхание с плавным выдохом не реже 9-10 дыхательных движений в минуту с мышечной релаксацией и формированием положительно окрашенных образов. Ориентируясь на график изменения спектральных параметров ВСР, испытуемый подбирал свое состояние таким образом, чтобы параметры ВСР, отражающие парасимпатическую регуляцию, были равны или выше параметров ВСР, отражающих симпатическую регуляцию. При использовании данной методики нами были получены статистически значимые изменения показателей вариабельности сердечного ритма, происходило усиление парасимпатических влияний, в ряде случаев возрастал интегральный показатель активности регуляторных систем (ПАРС). После 2-кратного сеанса БОС в течение последующих 10 минут показатели кардиоинтервалометрии статистически значимо не изменялись.

По результатам нашего исследования необходимо сделать следующие предварительные выводы.

1. Для успешного сеанса биологической обратной связи с целью коррекции функционального состояния необходима положительная мотивация обследуемого, что может быть обеспечено его добровольным участием в сеансе при наличии активной заинтересованности.

2. Определенные навыки управления состоянием вегетативной нервной системы в нашем эксперименте фор-

мировались после 3-го, 4-го занятия.

3. Использование дыхательных техник являлось наиболее эффективным приемом при обучении методам саморегуляции с применением БОС.

4. Обучение самокоррекции функциональных состояний должно быть организованно индивидуально, что связано со значительными временными затратами. Так в нашем исследовании каждое занятие по технике БОС занимало не менее 35-40 минут и включало в себя, помимо непосредственно кардиоинтервалометрии, инструктаж, нормализацию эмоционального фона обследуемого, подготовку аппаратуры.

5. В ходе эксперимента были выявлены существенные различия между обследуемыми в успешности освоения навыков саморегуляции с применением БОС, что, очевидно, связано с их индивидуальными психологическими особенностями.

6. Было установлено, что изначальное функциональное состояние обследуемого определенным образом влияет на саму возможность, а также степень коррекции функционального состояния.

Таким образом, на сегодняшний день без эффективной организации психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы справляться с решением новых задач, возникающих в процессе служебной деятельности, становится практически невозможно. Широкое использование техник психической саморегуляции является наиболее действенным и доступным способом повышения уровня подготовки сотрудников. Вместе с тем особенностью данных техник является их достаточная трудоемкость, длительность освоения, невозможность объективного контроля приобретенного на-

выка, что приводит к ограничению их широкого внедрения в практическую деятельность уголовно-исполнительной системы. Использование технологий биологической обратной связи позволит избежать данных проблем при обучении, будет способствовать более быстрому и эффективному приобретению практических навыков саморегуляции.

Учитывая изложенное, крайне актуальными видятся дальнейшие исследования по применению метода биологической обратной связи с использованием кардиоинтервалометрии в психофизиологической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы. Разработка данного направления открывает широкие перспективы применения технологий БОС для профилактики функциональных нарушений и психосоматических заболеваний путем раскрытия и использования резервов человеческого организма.

Список литературы

1. Баевский Р. М., Иванов Г. Г Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. М. : Медицина, 2000. 295 с.

2. Василевский И. П., Мигаловская И. Л. Метод альтернативного биоуправления с обратными связями и критерии эффективности тренинга // Био-управление-2: теория и практика. Новосибирск, 1993. С. 65-77.

3. Воронин Р. М. Физиологические аспекты оценки здоровья и адаптации к военной службе лиц призывного возраста : дис. ... д-ра мед. наук. Рязань, 2012.

4. Воронин Р. М., Ушков Ф. И. Применение техник психической саморегуляции как перспективное направление психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с междунар. участ. СПб., 2015. С. 34-38.

5. Глазкова В. А., Свидерская Н. Е., Королько-ва Т. А. Пространственная организация корковой электрической активности при произвольной регуляции частоты сердечных сокращений // Физиология человека. 1996. Т. 22. № 5. С. 104-108.

6. Демин Д. Б., Поскотинова Л. В. Физиологические основы методов функционального биоуправления // Экология человека. 2014. № 9. С. 48-59.

7. Лапкин М. М., Воронин Р. М. Индивидуальное здоровье:теоретические и прикладные аспекты его оценки // Врач-аспирант. 2011. Т. 46. № 3.1. С. 180-185.

8. Пат. 2317771 Российская Федерация, МПК А 61 В 5/0452, А 61 М 21/00. Способ коррекции вегетативных дисбалансов с помощью комплекса для обработки кардиоинтервалограмм и анализа вариабельности сердечного ритма «Варикард 2.51», работающего под управлением компьютерной программы ISCIM 6/1 (BUILD 2/8), с использованием биологической обратной связи / Л. В. Поскотинова, Ю.Н. Семенов; Институт физиологии природных адаптаций Уральского отделения Российской академии наук. № 2006110652/14; заявл. 03.04.2006; опубл. 27.02.2008, Бюл. № 6.

9. Сороко С. И., Трубачев В. В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. СПб. : ИЭФБ РАН, 2010. 607 с.

10. Heart rate variability: standards of measurement, physiological interpretation and clinical use / Task Force of European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology // Circulation. 1996. Vol. 93. № 5, рр. 1043-1065.

11. Henriques G., Keffer S., Abrahamson C., Horst S. Exploring the effectiveness of a computer - based heart rate variability biofeedback program in reducing anxiety in college students // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 2, рр. 101-112.

12. Lehrer Р. M., Vaschillo E., Vaschillo B. et al. Heart rate variability biofeedback increases baroreflex gain and peak expiratory flow // Psychosomatic medicine. 2003. Vol. 65, рр. 796-805.

13. Reynard A., Gevirtz R., Berlow R. et al. Heart rate variability as a marker of self-regulation // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2011. Vol. 36. № 3, р. 209.

14. Siepmann M., Aykac V., Unterdorfer J. et al. A pilot study on the effects of heart rate variability biofeedback in patients with depression and in healthy subjects // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2008. Vol. 33. № 4, рр. 195-201.

15. Wheat A.L., Larkin K.T. Biofeedback of heart rate variability and related physiology: a critical review // Appl. psychophysiol. biofeedback. 2010. Vol. 35. № 3, рр. 229-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.