Научная статья на тему 'Возможности и перспективы системы дополнительного профессионального образования в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста'

Возможности и перспективы системы дополнительного профессионального образования в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SYSTEM OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL BECOMING OF PERSONALITY / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Юлия Александровна, Илюшина Наталья Степановна

Новые стратегии социально-экономического развития общества ориентируют систему высшего образования на подготовку высококонкурентного профессионально-мобильного специалиста. Решение данной задачи может обеспечиваться сочетанием различных механизмов организации индивидуальной образовательной траектории студентов, посредством интеграции дополнительного профессионального и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Юлия Александровна, Илюшина Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION IN THE PROCESS OF COMPETITIVE SPECIALIST TRAINING

New strategies for socio-economic development of society make higher education system focus on preparing a highly competitive professionally mobile specialist. This objective can be achieved by a combination of different mechanisms for organizing individual educational trajectories of students by integrating further and higher vocational education.

Текст научной работы на тему «Возможности и перспективы системы дополнительного профессионального образования в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста»

ния в современной школе // Педагогика. — 2014. — № 8. — С. 44-52.

5. Загвязинский В. И., Плотников Л. Д., Волосникова Л. М. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития // Образование и наука. — 2013. — №4(103). — С. 3-18.

6. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67-74.

7. Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник ОГУ. — 1999. — №1. — С. 13-19.

8. Ланкин В. Г., Ланкина Е. Е . Между личностью и профессией: идеи и проблемы компетентностного подхода в высшем образовании // Вестник ТГПУ. — 2012. — № 11 (126). — С. 9-14.

9. Набиев В. Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетентностном подходе // Крымский научный вестник. — 2015. — Т. 2. — № 5. — С. 3-17.

10. Набиев В. Ш. Педагогическое обеспечение успешности освоения компетенций в образовательном процессе вуза // Современные проблемы науки и образования. — 201 5. — № 5. — URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=22712.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). — URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11 / prm46-1.pdf.

УДК/UDC 378 Ю. А. Федорова, Н. С. Илюшина

J. Fedorova, N. Ilyushina

ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION IN THE PROCESS OF COMPETITIVE SPECIALIST TRAINING

Новые стратегии социально-экономического развития общества ориентируют систему высшего образования на подготовку высококонкурентного профессионально-мобильного специалиста. Решение данной задачи может обеспечиваться сочетанием различных механизмов организации индивидуальной образовательной траектории студентов, посредством интеграции дополнительного профессионального и высшего образования.

New strategies for socio-economic development of society make higher education system focus on preparing a highly competitive professionally mobile specialist. This objective can be achieved by a combination of different mechanisms for organizing individual educational trajectories of students by integrating further and higher vocational education.

Ключевые слова: система дополнительного образования, профессиональное становление личности, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.

Keywords: system of further vocational education, professional becoming of personality, professional activities.

В последние пять лет мы являемся свидетелями масштабных изменений в системе высшего образования, которые инициированы переходом на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, принятием федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016] «Об образовании в Российской Федерации», введением понятий «прикладной» и «академический бакалавриат» и регулярным обновлением стандартов (ФГОС ВО], появлением Атласа новых профессий. В таких условиях образовательные организации не могут оперативно реагировать на изменения в социально-экономической сфере и отвечать требованиям рынка труда. Даже при ежегодном обновлении содержания основных образовательных программ выпускники не будут обладать необходимым для работодателя перечнем компетенций при внешнем соответствии стандартам. Изменения в профессиональной деятельности происходят гораздо быстрее, чем разработка и обновление образовательных программ.

При этом современный рынок труда, ориентирующийся на новые стратегии развития

общества, требует подготовки специалиста нового типа — высококвалифицированного, профессионально мобильного, готового быстро и эффективно реагировать на критические профессиональные ситуации и продуцировать высокие результаты. Современный работник должен иметь полное представление о своей профессии, начиная от предъявляемых к должности требований, заканчивая прогнозированием решаемых задач с учетом меняющихся социальных условий.

Ситуация, в которой работающий человек вынужден сменить профессию, перестала быть исключительным случаем. Если еще десять — двадцать лет назад профессия человеком выбиралась на всю жизнь и необходимость ее смены означала кризис, профессиональную и жизненную несостоятельность, то сегодня ситуация резко изменилась. Смена профессии в современном обществе рассматривается как норма, мобильность личности и способность адаптироваться к изменениям высоко оцениваются в профессиональной среде [1]. Сложность выбора профессии во многом определяется объективными обстоятельствами, сложившимися на рынке труда: подготовка специалиста проводится по утвержденной программе, разработанной на основе ФГОС, и не может обновляться в соответствии с запросами личности; человек живет в избыточной информационной среде; новые знания, технологии и материалы влияют на скорость устаревания информации. Кроме того, значительной является проблема собственно выбора профессии самой личностью — профессиональное самоопределение.

«Обеспечение благополучия и стабильности требует от современного профессионала способности к постоянному анализу уровня своего личностного и профессионального развития, определения своего места и значения в социальном и профессиональном пространстве» [2]. Проблема вхождения молодежи в профессиональную среду приобретает особую значимость, ориентируя высшее образование на обеспечение условий для накопления личностью опыта профессионального самоопределения. Это явление рассматривается как процесс и результат индивидуального выбора, сделанного на основе анализа внутренних ресурсов и внешних обстоятельств профессиональной среды. Интенсивные инновационные процессы в системе российского образования на всех его ступенях направлены на создание условий, гарантирующих формирование такого выпускника. Наряду с условиями внешней среды немаловажную

роль в процессе профессионального становления специалиста играют внутренние, личностные «условия», характеризующие его индивидуальные качества и свойства. Одним из них является готовность обучающихся осознанно сделать выбор своего профессионального пути, основанный на внутренних мотивах, способностях, возможностях личности с учетом требований общества к профессионалу [3]. Личность как субъект профессионального самоопределения характеризуют: готовность нести ответственность за собственный выбор, способность принимать решения и рефлексировать, оценивать полученные результаты. В связи с масштабными изменениями в сфере образования в целом перед системой высшего образования возникают новые задачи — помимо подготовки специалиста в определенной области необходимо оказать помощь в профессиональном самоопределении на различных этапах профессиональной подготовки, в том числе и содействие в трудоустройстве по окончании обучения. Профессиональное самоопределение личности продолжается в течение всей жизни, на одних этапах переходит в актуализированное состояние, на других — уходит на второй план. Исследования подтверждают, что период получения профессионального образования является актуализированным этапом профессионального самоопределения личности [2].

Практика профессиональной подготовки студентов в образовательной среде вуза показывает, что процесс профессионального самоопределения личности вызывает трудности и нуждается в специальном сопровождении [3]. Экономике страны и рынку труда в настоящее время требуются конкурентоспособные специалисты с высоким уровнем учебной и познавательной мотивации, а также развитыми профессионально значимыми качествами личности. Формирование такого специалиста — приоритетная задача организаций высшего образования. Колоссальным потенциалом для решения проблемы профессионального самоопределения студентов обладает система дополнительного профессионального образования, реализующая программы для широкого круга потребителей.

Существующая система дополнительного профессионального образования актуальна, востребована и эффективна не только благодаря сложившейся ситуации на рынке труда и стремлению личности к самообразованию, но и возможности формирования важных профессиональных качеств личности как субъекта

профессионального самоопределения. С одной стороны, она дает возможность человеку оставаться внутри своей профессии, совершенствуя свою профессиональную компетентность. С другой — может рассматриваться как ресурс для личностного движения, приобретения профессионально значимых компетенций, позволяющий ему выдвигать свои образовательные заказы. Второй аспект имеет наибольшее значение для студентов и работающих граждан.

Сложившаяся на сегодняшний день система дополнительного профессионального образования имеет ряд преимуществ по отношению к другим ступеням образования [3]:

— сжатые сроки, позволяющие совмещать образование с другой деятельностью;

— практико-ориентированный характер занятий, способствующий формированию конкретных профессиональных компетенций;

— мобильность форм и методов обучения, дающая возможность организовывать вариативное обучение;

— индивидуальный подход к слушателям позволяет организовать образовательный процесс с учетом потребностей личности и работодателя.

Система ДПО охватывает своей деятельностью практически все возрастные категории обучающихся: от школьников (довузовская подготовка) до лиц пожилого возраста («университет третьего возраста»), в том числе способна

организовать широкий спектр программ для студентов вуза. Обучение обусловлено целями и задачами, особенностями контингента, то есть теми же факторами, которые влияют и на образовательный процесс в высшей школе. Социально-психологические характеристики, типичные для взрослых обучающихся, относятся и к студенческой аудитории. Учебный процесс строится с учетом физиологических, психологических, возрастных и социальных специфических особенностей субъекта обучения. Дополнительное образование для студентов эффективно в виде краткосрочных семинаров по актуальным жизненным, личностным и профессиональным проблемам, позволяющих сориентироваться в обстановке на рынке труда и актуальных вопросах развития различных сфер общества.

С целью выявления степени готовности к профессиональной деятельности и отношения к получению дополнительного профессионального образования в марте 2015 г был проведен опрос среди студентов 2-3-го курсов бакалавриата БГПУ им. Акмуллы (107 чел.). Ни один из опрошенных студентов не считает себя не готовым к профессиональной деятельности и 22 % респондентов считают, что уже абсолютно готовы к ней. При этом необходимость дополнительного профессионального образования отмечают 35 % опрошенных, и лишь 1 человек полностью отрицает его необходимость (рис.).

Рис. Результаты опроса студентов БГПУ им. М. Акмуллы (%)

По результатам опроса можно сделать вывод, что студенты адекватно воспринимают сложившуюся ситуацию на рынке труда и готовы профессионально расти сверх своей основной образовательной программы — параллельно с основной образовательной программой получать дополнительное образование. Среди них наиболее востребованы «Информатика и информационные технологии», «Язык СМИ и мастерство эфирного выступления», «Перевод и переводоведение» (направления: «Английский», «Немецкий», «Французский», «Итальянский», «Испанский» — языки межнационального общения], «Менеджмент туризма и рекреации», «Ландшафтное проектирование и фитодизайн», «Дизайн среды», «Практическая психология», «Тренинг-менеджмент», «Логопедия». Для студентов открыт учебный центр «Вторая профессия». В нем студенты могут пройти различные образовательные курсы, которые помогут им быстрее самореализоваться на рынке труда и получить профессиональный опыт до окончания вуза.

Основными принципами при проектировании системы сопровождения профессионального самоопределения в условиях дополнительного образования выступают принципы: саморазвития проектируемых систем, приоритета человека, а также динамизма, диа-гностируемости, целостности, открытости образовательной системы; сотрудничества, взаимоинициации, взаимодетерминации, коллективной мотивации, активности и др. [2].

Создавая условия для расширения индивидуальных образовательных траекторий за счет программ дополнительного образования, университет расширяет возможности студентов и выпускников для повышения уровня профессионального самоопределения. Следует отметить, что выбор иных траекторий, кроме траектории основной образовательной программы, не означает уход из профессии или специальности, это отражается на эффективности работы вуза и, соответственно, его рейтинге среди вузов России. Программы дополнительного профессионального образования помогут, с одной стороны, более конкретизировать специальность (с учетом собственных интересов и возможностей], а с другой — дополнить получаемую профессию новыми компетенциями, расширить

возможности для трудоустройства и карьерного роста. И то и другое повысит конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда и обеспечит их успешность в профессии. Кроме того, мобильность и вариативность системы дополнительного образования помогут получить дополнительную, смежную или абсолютно новую профессию, что уменьшает риск разочарования в получаемом образовании и позволяет сохранить мотивацию обучения на высоком уровне. Вариативность программ способствует удовлетворению образовательных потребностей большого числа студентов и выпускников. При такой организации образовательного процесса в университете формируется готовность к будущей профессиональной деятельности, создаются предпосылки личностно-професси-онального становления будущего специалиста, отрабатываются различные варианты карьер-но-образовательной траектории.

Для того чтобы помочь студенту в профессиональном самоопределении на этапе вузовского обучения, следует насытить образовательный процесс вариативными программами дополнительного образования. Это позволяет компенсировать несовершенство основных образовательных программ высшего образования.

Таким образом, система высшего образования решает задачи не только подготовки специалиста-профессионала в определенной области, знакомит с конкретным набором знаний и умений, но и обеспечивает социализацию личности в изменяющемся мире. Эффективная подготовка выпускников достигается сочетанием различных механизмов организации индивидуальной образовательной траектории, посредством интеграции дополнительного профессионального и высшего образования.

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — Уфа, 2009. — 43 с.

2. Федорова Ю. А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в условиях реализации дополнительных образовательных программ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Уфа, 2013. — 26 с.

3. Федорова Ю. А. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в условиях реализации дополнительных образовательных программ : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Уфа, 2013. — 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.