Возможности и ограничения цифровой трансформации образовательного процесса: на примере системы дистанционного образования в Дагестанском государственном университете (ДГУ)
Рабаданов Муртазали Хулатаевич,
доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой физики конденсированного состояния и наносистем, ректор ДГУ E-mail: [email protected]
Рамазанова Марьям Мугутиновна,
канд. пед. наук, доцент кафедры второго иностранного языка ДГУ, директор Центра современных образовательных технологий им. С.М. Омарова E-mail: [email protected]
Статья посвящена проблемам образовательного процесса в вузе в условиях цифровой трансформации. Актуальность темы обусловлена тем, что в условиях перехода общества к цифровой экономике и развития информационных технологий трансформируется и современное образование. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. N204 приоритетными национальными идеями являются развитие технологической сферы РФ и внедрение высоких технологий в социально-экономическую жизнь страны. Цифровизация воздействует на образовательный процесс, меняет его структурную составляющую, цели, методы, взаимодействие обучающихся и педагогического коллектива. Онлайн-образование с применением набора цифровых инструментов, дистанционные платформы, адаптивное обучение становятся основными технологиями в условиях современного образования. Внедрение современных технологий предполагает формирование новых навыков и компетенций. В статье обобщается практический опыт Центра современных образовательных технологий им. С.М. Омарова ДГУ по внедрению технологий онлайн-обучения. Описан ряд мероприятий, направленных на уменьшение или снятие риска сопротивления преподавателей внедрению цифровых технологий, преодоление страхов и опасений. В заключении обоснован тезис о том, что внедрение информационно-коммуникационных технологий становится одним из важнейших приоритетных направлений образовательного процесса в Дагестанском государственном университете.
Ключевые слова: образовательный процесс, цифровая трансформация, онлайн-обучение, дистанционная платформа, технологии, переподготовка.
Развитие информационных технологий напрямую влияет на используемые в процессе обучения студентов подходы и методики. Глобальные процессы перехода к цифровой экономике ставят перед образованием новые задачи, решение которых непременно должно привести к цифровой трансформации образовательного процесса. Цифровая трансформация предполагает длительный процесс, который требует создания необходимой инфраструктуры цифрового образования, формирования соответствующей нормативно-правовой и научно-методологической базы, образовательных стандартов, а также подготовки педагогических и управленческих кадров для цифрового образования [2].
По мнению ряда ученых, показателями цифрового образования являются индивидуализация образовательной деятельности, вовлеченность в учебный процесс, объективность оценивания, информационная открытость и прозрачность образования и др. [1].
Сегодня перед каждым университетом стоит выбор, какие технологии и в сочетании с какими методологическими подходами использовать. Цифровая трансформация сама по себе не состоит лишь в замене старого ИТ-оборудования на новое или в банальном замещении хранения бумажных архивов электронными или иного рода "замещении". Цифровая трансформация в глубоком смысле представляет собой появление нового качества при реализации тех же задач - качества, способного оптимизировать, сделать более эффективной саму логику реализации того или иного процесса. Так, к примеру, внедрение в рамках аккредитаци-онных требований к высшим учебным заведениям систем электронного деканата с их основной функцией ведения успеваемости учебного процесса в электронном виде предоставило новое качество для руководства факультетов и университета - а именно возможность генерации различного рода аналитических отчётов. Это в свою очередь в разы повышает скорость принятия управленческих решений в рамках организации учебного процесса. Федеральные нормативно-правовые акты, регулирующие требования к таким системам, четко определяют, что именно и в каком формате должно располагаться в такого рода системах. Но при этом они не отвечают на основной вопрос - какую именно систему, платформу или иное программное решение целесообразнее использовать в конкретном случае, учитывая необходимость развития таких платформ с учётом изменяющихся требова-
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U
см
1Л
ний и обновлением самих технологических решений. Выбрать систему, которая не потеряет актуальность через несколько лет - вот основной вопрос многих высших учебных заведений. Особенную роль в этом ключе также играет вопрос совместимости и интеграции выбранной дистанционной платформы с иными сервисами университета.
Отсутствие взаимодействия между внутриву-зовскими системами и сервисами снижает эффективность и скорость развития таких систем. Так, например, отсутствие возможности интегрировать базы данных отдела кадров и дистанционной платформы обернутся необходимостью повторного ввода личных данных тысячи студентов для генерации личных логинов и паролей для доступа к системе. Выход из сложившейся ситуации мы видим в комплексном подходе к принятию решений, связанных с цифровой трансформацией. Важно учитывать необходимость межсистемной интеграции между информационными системами вуза - такими как электронный деканат, дистанционная платформа, отдел кадров, система внутреннего документооборота. Все эти разрозненные системы не позволяют пользователям эффективно использовать преимущества цифровизации.
Выбор и развитие единой электронной системы для предоставления возможности организовать учебный процесс в дистанционном режиме, на основе онлайн-курсов и сервисов, является приоритетным направлением в развитии ДГУ. Это обусловлено, с одной стороны, необходимостью организации электронной платформы, способствующей самостоятельному развитию обучающихся, и ведению учебного процесса в дистанционном формате в случае пандемии, с другой. Как показал опыт работы в условиях самоизоляции и вынужденного перехода на дистанционный формат обучения, преподаватели университета использовали разнообразные платформы и технологии для проведения занятий, промежуточной аттестации, защиты выпускных квалификационных работ (ВКР), заседаний кафедры, совета факультета, конференций (ZOOM, SKYPE, GOOGLE-CLASSROOM, MS TEAMS, Moodle Quizlet и др.). Дистанционный формат, конечно, предполагает изменение как содержания учебного процесса, так и методов и приемов обучения. Должны измениться и принципы промежуточного контроля.
С целью изучения, разработки и распространения эффективных форм, методов, средств и технологий организации обучения и воспитания в высшей школе в ДГУ в 2012 г. был создан Центр современных образовательных технологий (ЦСОТ) им. С.М. Омарова на базе Межвузовского центра по новым педагогическим технологиям гуманитарного образования и лаборатории профессионального мастерства им. С.М. Омарова.
Деятельность ЦСОТ им. С.М. Омарова осуществляется по следующим направлениям: - поиск, разработка и внедрение новых (инновационных) образовательных технологий для очной и дистанционной форм обучения;
- выявление и стимулирование инновационном деятельности преподавателей ДГУ;
- создание новых образовательных продуктов;
- оказание теоретической и практической помощи преподавателям университета при проектировании онлайн-курсов.
Обучение в условиях роста количества платформ и онлайн-сервисов предъявляет новые требования к цифровой грамотности преподавателей и студентов [5]. Многие преподаватели сегодня психологически не готовы принимать нововведения и отказаться от традиционных форм и методов обучения. Это связано, прежде всего, с большой загруженностью преподавателей и, как следствие, отсутствием возможности отслеживать современные тенденции информационных технологий, что приводит к неуверенности в их использовании. И если «технологическую цифровую пропасть» в ближайшее время можно преодолеть, то возникает новая цифровая пропасть, которая связана «с неравенством между теми, кто способен творчески использовать цифровые технологии для выполнения нестандартных работ, таких как исследования, наблюдения, конструирования, и тех, кто способен использовать цифровые технологии только для рутинных операций» [4]. Поэтому в условиях цифровой трансформации образования на первый план выходит проблема переподготовки преподавателей высшей школы. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» нацеливает университеты на расширение использования качественных учебных онлайн-курсов в образовательном процессе.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий становится одним из важнейших приоритетных направлений в организации учебного процесса в ДГУ на сегодняшний день. Поэтому важнейшим направлением работы Центра в соответствии со стратегическим планом развития университета стало внедрение технологий онлайн-обучения в учебный процесс, создание единой электронной платформы для предоставления возможности организовать учебный процесс в дистанционном формате, на основе онлайн-курсов и сервисов. Главная цель ЦСОТ - совершенствовать процесс обучения в ДГУ, делая его более интерактивным и современным. Работа Центра направлена на создание благоприятных условий, чтобы преподаватели и студенты чувствовали себя максимально комфортно в цифровой образовательной среде.
В рамках этого приоритетного направления работы в задачи сотрудников ЦСОТ входит оказание методической и технической помощи в проектировании онлайн-курсов и образовательной среды. Современный онлайн-курс - это не только и не столько контент, сколько образовательная среда, с помощью которой студент получает нужный образовательный опыт и достигает результатов. В ЦСОТ разработаны «Требования к структуре и содержанию онлайн-курсов и методические
рекомендации по разработке онлайн-курсов». В данном документе излагаются основные требования к содержанию и техническим параметрам контента в онлайн-курсах, которые размещены на внутренней онлайн-платформе Центра современных образовательных технологий ДГУ. Целевая аудитория онлайн-курсов может включать в себя обучающихся как по основным профессиональным образовательным программам высшего образования (ВО), так и дополнительному профессиональному образованию. Данные материалы разработаны в соответствии с Требованиями по разработке онлайн-курсов, публикуемых на Национальной платформе открытого образования, и служат для оказания теоретической и практической помощи преподавателям университета при проектировании как внутренних, так и открытых онлайн-курсов.
Одной из важнейших задач ЦСОТ стало уменьшение или снятие риска сопротивления преподавателей внедрению цифровых технологий, преодоление страхов и опасений. В рамках этого направления был проведен ряд мероприятий.
В апреле 2021 г. организована встреча с преподавателями университета, заявленными деканами факультетов в качестве разработчиков онлайн-курсов. На встрече, в которой принимали участие около 80 преподавателей факультетов и филиалов, были продемонстрированы возможности современных онлайн-курсов, их цели, задачи, возможные выгоды.
Сотрудниками ЦСОТ предложены следующие этапы работы над созданием онлайн-курса:
1. Формирование электронного контента в следующем разрезе:
a) Лекционный материал в форматере (word)
b) Практические задания - с возможностью сформировать ответ в виде файла.
c) Текущие модульные тестирования - готовить банк вопросов в разрезе модуля
d) Итоговое тестирование - банк вопросов по всем модулям
2. Формирование структуры онлайн-курса
a) Создание личного логина и пароля для работы с курсом
b) Обучение формированию структуры в соответствии с требованиями
c) Заполнение элементов курса
3. Подготовка видео и графического материала
a) Обучение и помощь в создании видео фрагментов по ключевым темам курса
b) Обучение и помощь в создании графических схем/рисунков на основе различных инструментов
4. Добавление в структуру курса возможности индивидуальной траектории обучения на основе промежуточных результатов освоения курса
5. Перевод структуры курса в календарный формат, с контролем сроков начала и завершения модулей курса обучаемыми.
6. Помощь в создании пилотных групп обучаемых, подключения их к курсу, обучение работе с журналом успеваемости в системе.
С 17 по 28 мая 2021 г. ежедневно проводились методические семинары для разработчиков онлайн-курсов отдельно по факультетам, в которых приняли участие более 70 преподавателей факультетов и филиалов ДГУ. Все заявленные разработчики курсов получили логин и пароль для доступа к платформе. Также для удобства преподавателей сотрудники ЦСОТ записали видеоурок, обучающий работе с платформой.
С сентября по декабрь 2021 г. проводились еженедельные консультации с преподавателями, которым оказывалась методическая помощь в разработке концепции и формировании структуры курса, а также помощь в размещении контента на платформе.
Создание качественного онлайн-контента требует от преподавателей формирования новых навыков и компетенций, которые предполагают умение эффективно искать информацию в сети, использовать возможности социальных сетей, умение создавать и редактировать мультимедийный контент, выбирая наиболее оптимальные для каждого конкретного случая цифровые сервисы и платформы для поддержания творческой активности студентов. К традиционной роли преподавателя добавляется роль тьютора [3]. Поскольку обязательным компонентом онлайн-курсов является видео-лекция, многим преподавателям приходится овладевать и таким специфическим навыком, как умение работать перед камерой.
Работа над созданием качественного онлайн-курса - процесс очень трудоемкий. Поэтому команда ЦСОТ выступает в роли методистов и помогает экспертам монтировать видеоролики, загружать их на платформу. Значимым достижением ЦСОТ за 2021 г. является то, что за короткий период в университете разработаны и запущены 5 онлайн-курсов:
1. «Органическая химия» (автор Абдулла-ев М.Г., профессор кафедры физической и органической химии).
2. «Экономика и финансы предприятия» (автор Магомедов А.М., профессор кафедры прикладной информатики).
3. «Профессиональная речь юриста» (автор Магомедова Т.М., профессор кафедры методики преподавания русского языка и литературы).
4. «Возрастная биохимия» (автор Шейхова Р.Г., доцент кафедры биохимии и биофизики).
5. «Лингвострановедение второго иностранного языка (немецкий язык)» (автор Рамазано-ва М.М., доцент кафедры второго иностранного языка).
Данные курсы размещены на платформе ЦСОТ. Всего на курсы записано102 студента.
Структура и содержание онлайн-курсов соответствуют утвержденной рабочей программе одноименных дисциплин. В целях активизации познавательной деятельности слушателей курса в процесс обучения внедрен комплекс современных образовательных технологий, в котором интегрированы традиционные и инновационные ме-
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
тоды и приемы. Для своих курсов преподаватели выбрали различные форматы, с помощью которых можно передать информацию студентам (видеолекции, визуальный материал), а также форматы для обратной связи (викторины, квизы, тренажеры), для самостоятельной работы студентов (групповые проекты, вебквесты, совместная работа с интерактивной доской). Для реализации этих форматов в рамках курса сотрудники ЦСОТ рекомендуют использовать следующие цифровые инструменты и сервисы: сanva, learningаpps.org, wordwall.net, storybird, liveworksheets.com и др.
Слушатели, записанные на вышеназванные онлайн-курсы, успешно осваивают все предоставленные образовательные ресурсы курса. Сотрудники ЦСОТ регулярно проводят опросы студентов на платформе. Результаты свидетельствуют о том, что студенты, в целом, проявляют повышенный интерес к инновационным мультимедийным возможностям курса. Однако у них возникают и некоторые трудности, связанные большей частью с технической стороной, не все студенты владеют компьютерной грамотностью. Для снятия таких проблем в каждой группе назначаются студенты-консультанты.
Для обсуждения возможных проблем и рисков, связанных с онлайн-обучением, сотрудниками ЦСОТ проводятся регулярно научно-методические семинары отдельно по факультетам. Также вопрос о внедрении информационно-коммуникационных технологий выносится регулярно на заседание Научно-методического совета университета.
Подводя итог вышесказанному, мы хотим сказать, что ни в коем случае не выступаем за полную замену традиционных форм обучения. Мы понимаем, что цифровая трансформация имеет как положительные, так и отрицательные аспекты [6]. Одним из главных недостатков онлайн-обучения является, на наш взгляд, невозможность эффективного контроля. Но тот факт, что большинство слушателей наших курсов (97%) высказались за онлайн-формат проведения занятий, свидетельствует о том, что нужно активнее внедрять такие технологии в учебный процесс.
Сегодня самая дорогая и востребованная валюта - это внимание студентов, и информационно-коммуникационные технологии могут решить одну из актуальных проблем, связанную с отсутствием мотивации. Поэтому в дальнейшем ЦСОТ видит свою задачу во внедрении в процесс онлайн-обучения технологий геймификации, STEAM-технологии (идею обучения с применением междисциплинарного и прикладного подхода).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в ДГУ уделяется большое внимание вопросам внедрения современных ИКТ-технологий в учеб-о ный процесс, проблеме повышения цифровой гра-££ мотности преподавателей и студентов. Создаются й все условия для создания в перспективе единой ~ цифровой среды, на базе единого решения, кото-^ рая будет способствовать разработке индивиду-
альных образовательных траекторий, индивидуализации образовательных процессов.
Литература
1. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография. - М.: Дело, РАНХиГС, 2020. - 112 с.
2. Бутова А.В. Преодоление «цифровой пропасти»: из опыта разных стран // Цифрови-зация образования: вызовы современности: материалы Всерос. науч. конф. с международным участием (Чебоксары, 13 нояб. 2020 г.) / редкол.: Р.И. Кириллова [и др.] - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 18-20. - IS-BN978-5-907313-86-6.
3. Дигтяр О.Ю. Дистанционное обучение как образовательная практика в современном вузе в условиях мировой пандемии и ее влияние на учебный процесс // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 154-157 ISSN1991-5497DOI: 10.24412/1991-54972022-192-154-157
4. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник майкопского государственного технологического университета. - 2019. -Вып.1. - С. 85-93 1/40 DOI: 10.24411/20781024-2019-11008 ISSN2078-1024
5. Савина А.Г. Цифровая трансформация образовательного пространства: реалии и перспективы / А.Г. Савина // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - Орел: Изд-во Орловский государственный университет экономики и торговли, 2017. - С. 208-211
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / И.В. Дворецкая, А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343, [1] с. - 400 экз. - ISBN978-5-7598-2012-3
OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS: ON THE EXAMPLE OF THE DISTANCE EDUCATION SYSTEM AT THE DAGESTAN STATE UNIVERSITY (DSU)
Rabadanov M. Kh., Ramazanova M.M.
DSU
The article is devoted to the problems of the educational process at the Dagestan State University in the context of digital transformation. The relevance of the topic is due to the fact that in the context of the transition of society to a digital economy and the development of information technologies, modern education is also being transformed. One of the priority national ideas in accordance with the Decree of the President of the Russian Federation of 07.05.2018 No. 204 is the development of the technological sphere of the Russian Federation and the introduction of high technologies to the socioeconomic life of the country. Digitalization affects the educational process, changes its structural component, goals, methods, interaction between students and the teaching staff. Online education using a set of digital tools, distance platforms, adaptive learning are becoming the main technologies in modern education. The intro-
duction of modern technologies involves the formation of new skills and competencies. The article summarizes the practical experience of the Center for Modern Educational Technologies named after S.M. Omarov DSU on the introduction of online learning technologies. A number of measures are described aimed at reducing or removing the risk of teacher resistance to the introduction of digital technologies, overcoming fears and concerns. In conclusion, the thesis put forward that the introduction of information and communication technologies is becoming one of the most important priority areas of the educational process at the Dagestan State University.
Keywords: educational process, digital transformation, online learning, distance platform, technologies, retraining.
References
1. Blinov V.I., Sergeev I.S., Pedagogical E. Yu. concept of digital professional education and training: monograph. - M.: Delo, RANEPA, 2020. - 112 p.
2. Butova A.V. Overcoming the "digital abyss": from the experience of different countries // Digitalization of education: challenges of our time: materials of All-Russia. scientific conf. with international participation (Cheboksary, November 13, 2020) / edito-
rial board: R.I. Kirillova [and others] - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2020. - P. 18-20. - ISBN978-5-907313-86-6.
3. Digtyar O. Yu. Distance learning as an educational practice in a modern university in the context of a global pandemic and its impact on the educational process // World of Science, Culture, Education. 2022. № 1 (92). S.154-157 ISSN1991-5497DOI: 10.24412/1991-5497-2022-192-154-157
4. Kozlova N. Sh. Digital technologies in education // Bulletin of the Maikop State Technological University. - 2019. - Issue 1. - P. 85-93 1/40 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-11008 ISSN2078-1024
5. Savina A.G. Digital transformation of the educational space: realities and prospects / A.G. Savina // Education and science without borders: fundamental and applied research. - Orel: Publishing House Oryol State University of Economics and Trade, 2017. - S. 208-211
6. Difficulties and prospects of digital transformation of education / I.V. Dvoretskaya, A. Yu. Uvarov, E. Gable, et al.; ed. A. Yu. Uvarova, I.D. Frumin; National research University "Higher School of Economics", Institute of Education. - M.: Ed. house of the Higher School of Economics, 2019. - 343, [1] p. - 400 copies. - ISBN978-5-7598-2012-3