Научная статья на тему 'Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма'

Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТУРИЗМА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TOURISM / PROFESSIONAL TOURISM EDUCATION / LIFELONG EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дусенко Светлана Викторовна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития профессионального туристского образования. Автор особое внимание обращает на вызовы и угрозы для развития дополнительно го профессионального образования (ДПО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties and opportunities of professional tourism education development are considered in the article. The author pays particular attention to challenges and threats to development of additional professional education.

Текст научной работы на тему «Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма»

Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма

Дусенко С. В.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития профессионального туристского образования. Автор особое внимание обращает на вызовы и угрозы для развития дополнительного профессионального образования (ДПО).

Ключевые слова: сфера туризма, дополнительное туристское образование, непрерывное образование

Difficulties and opportunities of professional tourism education development are considered in the article. The author pays particular attention to challenges and threats to development of additional professional education.

Keywords: tourism, professional tourism education, lifelong education

«Цивилизация качества жизни» по-новому рассматривает знания как стратегический динамично обновляющийся ресурс общества. Одним из способов получения знаний является туризм, развитие которого, в свою очередь, невозможно без фундаментальных знаний. Поэтому с особой остротой сегодня возникла потребность в знаниях о гуманистических, духовных и культурных ценностях человека как туриста. Уровень благосостояния населения не всегда отражает удовлетворенность каждого человека своей жизнью. Это, в свою очередь, за-

висит не столько от качественных и количественных показателей материальных благ, сколько от духовных, внутренних потребностей человека, уровня образования, профессиональной квалификации, творческих способностей, востребованности человека как специалиста. Человеческий капитал, который сегодня особенно важен и нужен обществу, связан с самим человеком, его умением приобретать знания, перерабатывать и использовать их рационально.

Социологические исследования подтверждают, что чем выше уровень образованности населения, тем ниже уровень безработицы (хотя в стране с нестабильной экономикой это не всегда так) [1. С. 114]. Высококвалифицированный человек имеет более высокие способности к адаптации и мобильности, быстро усваивает новое, стремится к постоянному освоению нужной информации и уделяет внимание самообразованию. Поэтому сфере современного туризма нужны высокообразованные специалисты, обладающие широким кругозором, в т. ч. со знаниями и умениями современной профессиональной этики и этикета. На современном этапе основным фактором удовлетворенности потребностей туристов является образование, которое благоприятно сказывается не только на развитии экономики туризма, но и на удовлетворении духовных запросов работника, его социального и профессионального статуса.

Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи

49

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ

Доля человеческого капитала в структуре национального богатства европейских стран

Дол я экономическ и активного населения развитых европейских стран включенного в процес непрерывного профессионального образован ия, достигает 90%.

(Согласно исследованиям специалистов Всемирного банка)

По данным Федеральной службы государственной статистики, в России повышение квалификации ежегодно проходит около 1,4 млн. чел., а профессиональную переподготовку-около 100 тыс. чел

Рис. 1. Доля человеческого капитала в структуре национального богатства ведущих европейских стран (%)

К тому же, в современных социально-экономических условиях человеческий капитал в значительной мере определяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса (рис. 1). По оценкам специалистов, доля человеческого капитала в структуре национального богатства ведущих европейских стран составляет около 74%, что свидетельствует о его ведущей роли как основного ресурса развития экономики. В России этот показатель составляет не более 50%.

Анализ тенденций развития мировой экономики свидетельствует, что численность занятых в сфере туризма неуклонно увеличивается. В России в настоящее время в сфере туризма занято около 53% экономически активного населения. Образование здесь немаловажно.

Сегодня растет численность абитуриентов, несмотря на демографический спад. Если в 2003 году в вузы старались поступить 40% выпускников, то в 2011 году их количество составило 70%. Очевидно, что бизнес сегодня не доволен тем, что молодые люди в возрасте до 23 лет идут учиться, а не связывают свою судьбу со сферой услуг (рис 2).

В связи с повышением требований к качеству подготовки специалистов и реструктуризацией системы высшего профессионального образования (ВПО) обостряется отраслевая и международная конкуренция между вузами, и особенно она стала заметна между профильными вузами в период вступления в ВТО. В условиях динамичной трансформации социально-эко-

Непрерывное образование в Российской Федерации

50 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма

номических условий, обострения демографической ситуации, усиления влияния современных мировых тенденций сферы туризма на рынок труда (появление новых профессий, а в рамках существующих профессий — новых компетенций), дополнительное профессиональное образование (ДПО) все больше приобретает статус приоритетного направления развития образовательного учреждения ВПО. С целью сохранения личной конкурентоспособности специалист должен периодически возвращаться в систему профессионального образования с целью обновления своих знаний и приобретения новых умений и навыков.

Вхождение России в постиндустриальную эпоху привело к резкому отставанию уровня профессионального образования от потребностей рынка труда и запросов современного общества. Федеральная целевая программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставили перед образовательными учреждениями задачу — оперативно реагировать на возрастающую сложность и динамику развития социально-экономических условий.

В этот период были выявлены основные недостатки профессионального образования — неспособность быстро и гибко реагировать на изменения в экономике и социальной сфере страны. Профессиональное образование оказалось не готово к стремительным переменам в обществе и на рынке труда, и в результате не смогло справиться со своими задачами.

Вместе с тем, следует выделить ряд вызовов и угроз на российском рынке образовательных услуг, оказывающих существенное влияние на развитие системы непрерывного образования:

— процессы глобализации и обострение международной конкуренции;

— снижение количества населения трудоспособного возраста на 10% (2010— 2020 гг.);

— стремительные темпы развития технологий и рост требований к уровню профессиональной подготовки сотрудников (к 2020 г. 80% современных технологий устареет, 80% работников будут иметь образование старше 10 лет);

— конкуренция с зарубежными поставщиками образовательных услуг;

— ограниченность и несовершенство правового поля системы образования в Российской Федерации. Произошедшие за последний год

в мировой и отечественной экономике изменения вызвали появление ряда новых факторов, существенно влияющих на функционирование и развитие системы профессионального образования, к числу которых следует отнести:

— резкий рост безработицы;

— сокращение практически по всем каналам объемов финансовых средств, поступающих в систему образования;

— сокращение количества выпускников среднего образования и, следовательно, потенциальных студентов вузов. Остаются актуальными и прежние

факторы, обусловившие необходимость реформирования системы профессионального образования, к числу наиболее значимых относятся следующие:

— кадровые проблемы самой системы образования (продолжающееся старение профессорско-преподавательского состава, отсутствие притока молодых преподавателей и сложность привлечения ведущих специалистов из отрасли);

— проблемы доступа преподавателей и студентов к современным системам и технологиям обучения, особенно ярко проявляющиеся в высокотехнологичных секторах экономики;

— неполное соответствие уровня качества и содержания подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования (на-

Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи

51

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ

чальных, средних и высших учебных заведений) требованиям работодателей и современного производства, основывающегося на современных технических и технологических решениях;

— отсутствие механизмов и процедур регулярного и эффективного взаимодействия предприятий и организаций реального сектора экономики и учебных заведений соответствующего уровня и профиля.

Анализ современного состояния профессионального образования позволил выявить системные проблемы:

— содержание программ базовой подготовки кадров не в полной мере соответствует реальным потребностям со стороны предприятий и организаций;

— существующие программы подготовки кадров не позволяют в полной мере учесть специфические требования к компетентностным характеристикам сотрудников;

— отсутствие эффективной системы прогнозирования потребностей в высококвалификационных кадрах, как в количестве, так и в профессиональных компетенциях современных кадров, которые будут востребованы в стратегической перспективе;

— низкая эффективность системы повышения квалификации преподавателей по программам и методикам управления знаниями, педагогики и психологии, организации инновационной деятельности и инновационными процессами;

— применение устаревших, малоэффективных технологий обучения.

В российской индустрии туризма за последние годы произошли значительные перемены:

• возросла потребность в специалистах туристского профиля, вызванная процессами динамичного развития мировой индустрии туризма;

• значительно выросли требования к качеству туристских услуг.

И как следствие, существующие общие проблемы профессионального образования усложняются в туристском образовании:

— необходимостью массовой подготовки и переподготовки кадров (с учетом предстоящих крупномасштабных международных мероприятий);

— достаточно низким уровнем квалификации кадров;

— слабым развитием образовательной туристско-гостиничной инфраструктуры;

— отсутствием скоординированности в действиях ведомств и органов управления образованием в субъектах Российской Федерации;

— старением профессиональных кадров;

— оттоком высококвалифицированных кадров за рубеж;

— отсутствием системы мониторинга и прогнозирования для определения реальных потребностей в специалистах;

— отсутствием высококвалифицированных преподавателей и экспертов;

— низкой эффективностью использования технологий дистанционного обучения.

В связи с вышеизложенным, одной из первостепенных задач подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма является разработка новой идеологии подготовки специалистов данного профиля. Основным критерием качества туристского образования должно стать наличие системы, обеспечивающей его соответствие изменяющимся потребностям отрасли и формирования личности во всех ее проявлениях.

Следовательно, без радикальных изменений системы профессионального туристского образования, без придания ей должного уровня мобильности и гибкости, без соответствия потребностям современного рынка труда и непрерывного повышения профессионального уровня работ-

52 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма

ников туристской индустрии невозможно обеспечить конкурентоспособность страны на международном туристском рынке.

Современная ситуация в экономике и социальной сфере диктует переход к новой парадигме профессионального туристского образования, неразрывно объединяющего его основные традиционные компоненты — начальное, среднее, высшее и дополнительное профессиональное образование.

В сложившихся условиях система дополнительного профессионального образования должна взять на себя роль интегрирующего, связующего звена, обеспечивающего взаимодействие организаций и предприятий реального сектора экономики с системой образования, в частности, в сфере формирования профессиональных стандартов, а также в решении задачи определения и коррекции содержания профессиональных образовательных программ в соответствии с потребностями работодателей.

При этом должны быть решены следующие задачи:

— формирование (на языке системы профессионального образования) запросов реального сектора экономики к содержанию и уровню подготовки линейного персонала и управленческих кадров по основным образовательным программам;

— определение текущего и прогнозируемого спроса на персонал и специалистов в разрезе направлений подготовки и специальностей с учетом состояния, тенденций развития и внедрения новых технологических и технических решений.

Наряду с этим, в рамках самой системы дополнительного профессионального образования необходимо решить ряд задач, к числу которых, в первую очередь, следует отнести:

— расширение спектра реализуемых образовательных программ, с учетом изменившихся социально-экономи-

ческих условий, на основе анализа запросов рынка труда;

— активизацию взаимодействия учреждений ДПО с высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями с одной стороны, и представителями реального сектора экономики — с другой (в целях совместного выполнения научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, реализации инновационных программ и проектов). Система дополнительного образования должна обеспечивать решение следующих стратегических задач:

• обеспечивать внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование профессиональных компетенций;

• обеспечивать создание условий для совершенствования существующих и открытия новых специальностей и профессий в системе начального, среднего и высшего профессионального образования с учетом изменяющихся потребностей рынка труда;

• в условиях непрерывного образования обеспечивать формирование условий, активизирующих инновационный личностный потенциал в учебной деятельности;

• создавать систему комплексной поддержки непрерывного профессионального образования;

• организовывать активный интерфейсный модуль системы профессиональной ориентации с учетом потребностей рынка труда.

К требованиям системы дополнительного профессионального образования следует отнести:

— обеспечение массовости подготовки кадров;

— минимизацию издержек обучения за счет использования современных технологий подготовки;

Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи

53

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ

— обеспечение минимального периода отрыва работника на время обучения от основной работы;

— непрерывность процесса подготовки кадров за счет регулярного участия работников в программах обучения и непрерывной актуализации информации в предметной области;

— индивидуализацию обучения.

На основе интеграции федеральных и региональных финансовых, интеллектуальных, материально-технологических и информационно-телекоммуникационных ресурсов, создания единой информационной образовательной среды в сфере туризма открывается доступ к образовательным ресурсам, возрастает мобильность слушателей, получает новый импульс обучение, построенное по модульному принципу, дистанционное образование.

Высокая активность на рынке образовательных услуг дает возможность сделать выбор в пользу образовательных инновационных программ (мобильное образование), которые используют современные технологии, формы и методы обучения.

«Мобильное учение» — это когда обучающийся не обязан находиться в аудитории, а может самостоятельно выбирать способ обучения, используя преимущества, которые предоставляют современные технологии» [2].

В последние годы сформировалась тенденция модернизации образовательных программ на основе компетентностной модели выпускника. Страны-участницы Болонского процесса: Бельгия, Дания, Венгрия, Ирландия, Италия, Испания, Швеция и Великобритания создали образовательные системы на основе этого подхода [3].

Основными требованиями к содержанию образовательных программ ДПО являются:

— соответствие квалификационным требованиям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— преемственность по отношению к ФГОС;

— ориентация на инновационные образовательные методы, технологии и средства обучения;

— соответствие правилам оформления программ ДПО;

— соответствие содержания программ видам ДПО.

Вместе с тем, проблема перехода на новую модель высшего образования в сфере туризма усложняется необходимостью согласования ряда задач.

На межгосударственном уровне — отработка и согласование моделей на предмет соответствия Национальным Рамкам Квалификаций с мета-структурами.

На уровне образовательного учреждения ВПО — системная реализация стратегических и оперативных преобразований учебного процесса на основе ресурсного подхода.

На уровне структурного подразделения вуза (творческого коллектива) — создание и совершенствование информационно-методического обеспечения перехода на ком-петентностную модель, включая разработку практикоориентированных программ.

Практикоориентированные программы дадут возможность объективно оценивать результаты и ход образовательного процесса, а также формировать требования к учебному процессу в соответствии с запросами работодателей. Требования к повышению качества подготовки специалистов сферы туризма, к оптимизации учебного процесса предопределили необходимость поиска инновационных форм и методов обучения.

На наш взгляд, инновационная образовательная программа дополнительного профессионального образования должна состоять из трех модулей:

— теоретической подготовки;

— практики в отраслевых организациях;

— стажировки в ведущих организациях отрасли, в том числе и зарубежных.

В целях создания современного образовательного продукта построена универ-

54 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Возможности и ограничения на пути развития дополнительного образования в сфере туризма

ситетская модель управления системой подготовки и поддержки обучения слушателей на программах ДПО, а также сопровождение их текущей деятельности, основанной на использовании современных образовательных технологий.

В рамках модели выделены три этапа:

— подготовительный процесс, включающий разработку планируемой программы обучения и принятие решений по реализации программы с учетом уровня подготовки слушателей и потребностей заказчика;

— процесс реализации образовательной программы с использованием современных образовательных технологий;

— сопровождение слушателя после завершения образовательной программы и оказание консультационных услуг (рис. 3).

В настоящее время сформированы условия для быстрого и гибкого реагирования системы профессионального образования на знание потребностей экономики, туристского рынка и запросы рынка труда, что включает возможность постоянного повышения квалификации и переподготовки кадров, интеграцию системы непрерывного профессионального образования в индустрию туризма и сервиса.

Решение поставленных задач может оказать существенное влияние на изменение социально-экономической ситуации в стране и привести к повышению роли непрерывного профессионального образования, несмотря на изменения нормативной базы, существенно ограничивающей возможности функционирования системы ДПО.

Формирование новой парадигмы профессионального образования (Концепция непрерывного образования, модульность программ подготовки и новые дистанционные формы обучения) позволяют выделить основные принципы развития профессионального образования — его непрерывность, преемственность между уровнями

образования и непрерывное совершенствование в рамках ДПО.

Учитывая то, что в системе формального образования обучающиеся получают знания, но не получают навыков в том объеме, который требует рынок труда, получаемое до 25 лет образование является фундаментальным, но не «судьбоносным», задача адаптации в обществе и приобретения «современных и актуальных знаний» возлагается на дополнительное образование — наиболее мобильную часть профобразования.

Переход от концепции «образование на всю жизнь» к стратегии «образование через всю жизнь» означает, что усиливается роль непрерывного образования, а следовательно, и дополнительного профессионального образования как его части [4]. Немаловажным является и тот факт, что каждому человеку предоставляется возможность социально адаптироваться в условиях постоянно изменяющегося рынка труда, подстроиться под его потребности путем выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Созданные условия для самореализации граждан в течение всей жизни, на основе системы непрерывного образования (внедрение национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций и др.) позволяют максимально использовать человеческий капитал. Для этого необходимо обеспечить равные условия доступа всех желающих к образовательной инфраструктуре.

По прогнозным оценкам, учитывая стремительность девальвации знаний и профессиональных компетенций, в ближайшее время планируется переход к концепции множественности профессий. Уже сегодня человек вынужден несколько раз за свою жизнь менять профессии, и образование не может ограничиваться лишь тем, чтобы давать одну какую-то специальность на всю жизнь: оно должно развивать

Дополнительные образовательные программы вуза: выход на новые рубежи

55

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ВУЗА: ВЫХОД НА НОВЫЕ РУБЕЖИ

Модель управления системой подготовки и поддержки обучения слушателей

деятельность

Рис. 3. Модель управления системой подготовки и поддержки обучения слушателей по программам ДПО

способности каждого человека к формированию новых компетенций, способности адаптации к социально-экономическим изменениям общества и как следствие к смене профессий в течение жизни.

В современных экономических условиях система дополнительного профес-

сионального образования должна обеспечивать непрерывную, качественную и доступную подготовку кадров, ориентированную как на текущие запросы хозяйствующих субъектов, так и на перспективные потребности инновационного развития страны.

Литература:

1. Тапилина B. C. Социально-экономическая дифференциация и здоровье населения России. ЭКО. 2002. № 2.

С. 114-124.

2. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979 (дата обращения: 12.11.2010).

3. http://www.scotland.gov.uk/

Publications/2004/09/19908/42706 (дата обращения: 04.06.2011).

4. Мосичева И. А. Реализация программы ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 3-6.

56 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.